Забайкалье = сырьё. Это привычно — из производств в крае разве что горнорудные, в другие регионы отсюда едут золото, медь и другие металлы. Поэтому, как только я увидела слова «местная тушёнка» рядом с фразой «везут в 50 регионов России», сразу удивилась и обрадовалась. В магазинах Читы опять же привычно видеть в основном мясные консервы из Бурятии. Бонус: мы нашли забайкальскую тушёнку, попробовали её и сравнили с улан-удэнской.
Кто такие и откуда?
Сельский кооператив «Сэсэг» в селе Южный Аргалей Агинского района Забайкалья объединил более 500 фермеров. Председателем кооператива стал Сокто Аюшиев, его заместитель — Цыбик Балбаров.
На конец 2021 года выручка кооператива составила 107,3 миллиона рублей, чистая прибыль — 5,4 миллиона рублей. «Сэсэг» выступал подрядчиком по 9 госконтрактам на общую сумму 4,4 миллиона рублей. В основном закупки касались поставки замороженного мяса социальным учреждениям: Маккаевевскому дому ребёнка, школе в посёлке Дульдурга, Краевому кожно-венерологическому диспансеру в Чите.
— Учредителями кооператива являются более 500 фермеров из Агинского округа и соседних районов. Мы заготавливаем мясо у наших фермеров и забираем у них скот живьём. Цена заготовки от членов кооператива выше, то есть они нам могут отдать мясо дороже, чем на рынке, — рассказывает зампредседателя кооператива.
Под маркой «Наше всё» объединение производит мясные консервы — тушёную говядину и конину, а также колбасы и молочные продукты. Пока в другие города России уезжает только тушёнка. В Чите на прилавках продукция не примелькалась, но у кооператива есть собственные фермерские магазины.
— Всё, что мы продаём, конечно, в Забайкалье есть. Но большая география продаж, 50 регионов, — у тушёнки, она не требует особых условий хранения. Колбасы продаются только в Забайкальском крае и Бурятии. Молочные продукты — только в Забайкалье, потому что у них короткий срок хранения. Продукция есть в сети «Наше всё», это четыре наших собственных магазина — два в Чите и два в Агинском. А также в сети «Караван» и других магазинах. В сети «Караван» представлены тушёнка и колбасы, планируем начать поставлять молочную продукцию. В наших магазинах — вся продукция, — объясняет Цыбик Балбаров.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов приезжал в Агинский район посмотреть на работу «Сэсэг». Зампредседателя кооператива рассказал ему, что в основном продукцию увозят в Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Самару, Махачкалу и малые города. В основном это частные заказы.
За март, по словам Цыбика Балбарова, работники произвели 18 тысяч банок тушёной говядины и конины:
— До марта мы выпускали не более 6 тысяч банок в месяц. За последние четыре недели спрос вырос в три раза. Это говорит о том, что наша продукция — высокого качества и за короткий срок успела зарекомендовать себя благодаря отзывам покупателей в соцсетях.
Также Цыбик Балбаров отметил, что из-за западных санкций себестоимость продукции кооператива выросла, но несущественно. В фирменных магазинах «Наше всё» банка тушёнки стоит около 250 рублей, а другие торговые сети дают свою наценку.
В «Караване» тушёная конина «Наше всё» продаётся за 265 рублей, говядина — за 264 рубля. В банке конины, судя по этикетке, — 97,5% мяса. Тушёная говядина «пожиже» — 75% мяса.
Тест тушёнки «Наше всё» и сравнение с бурятской конкуренткой
В супермаркетах Читы обычно полки с мясной консервацией оккупирует «Бурятмяспром» из Улан-Удэ. Соседний регион делает тушёнку, каши с мясом и прочую быструю еду в банках — для похода или домашнего употребления. Из их тушёнки я обычно предпочитала говядину «Северное сияние». До санкций в дискаунтере «Наш» она стоила 134 рубля, после цена сразу подскочила до 159 рублей. На момент теста я приобрела её за 184 рубля — теперь разница в ценах с забайкальской фермерской уже не такая обидная.
Тушёнка из Бурятии заявляет, что в ней не менее 58% мяса и жира. Здесь забайкальская побеждает — уже заявленные 75%. По составу особых отличий нет — мясо и жир, репчатый лук, лавровый лист, соль, чёрный перец, специи.
Этикетка у забайкальской тушёнки бумажная, это немного неудобно для тех, кто привык мыть всё, что принёс из магазина. На бурятской банке — печать по металлу. На банке «Наше всё» заметны небольшие следы ржавчины. Зато забайкальскую тушёнку можно открыть без консервного ножа — это плюс.
Жировая прослойка более выражена в тушёнке из Бурятии. В забайкальской жира меньше на вид, снаружи сразу видно кусок мяса. Волокна и кусочки мяса выглядят достойно у обеих конкуренток. Жилок больше попалось в забайкальской тушёнке. Желе более щедро положили в бурятскую.
Для чистоты эксперимента оба образца тушёнки разогрели, не вытаскивая жир. В случае с бурятской это минус: бульон получается слишком жирным, даже с хлебом вприкуску это ощущается. Забайкальскую спокойно можно согреть и есть со всеми содержимым банки (кроме лаврового листа).
Мясной вкус ощущается сильнее в тушёнке «Наше всё», один из тестировщиков даже уловил лёгкий металлический привкус — то ли это банка, то ли что-то кровяное-говяжье.
Вердикт: обе конкурентки показали себя достойно. Если нужно перекусить в походе или дома, но нет времени или желания возиться с выковыриванием жира, то лидирует «Наше всё» — из одной банки получается порция мясной похлёбки с насыщенным бульном. А в готовку, когда банку есть возможность смешать с картошкой, кашей или макаронами, хорошо пойдёт бурятская.
Правда, с нынешними ценами тушёнка уже не может считаться доступным блюдом, скорее праздничным.