6 сентября в Забайкальске состоялась торжественная церемония запуска зернового терминала. Забайкальский зерновой терминал — важный объект международного значения, обеспечивающий выгодный и короткий путь зерна с Урала, Сибири и Дальнего Востока в Китай. Кроме того, это один из ключевых элементов проекта «Новый сухопутный зерновой коридор».
— Первый в мире сухопутный зерновой терминал полного цикла только что запущен в Забайкалье. Старт его работе дал на ВЭФ-2022 президент России Владимир Путин. Пропускная способность — до 8 млн тонн зерна в год. Логистические преимущества: доставка продовольствия до любой точки в Китае — 2–3 недели. Поздравляю всех нас с запуском, — сообщил на своей странице во «ВКонтакте» Александр Осипов, губернатор Забайкальского края.
Благодаря этому проекту решается проблема разноколейности железнодорожных путей между Россией и Китаем. Запуск терминала позволит снять ограничения, связанные с доступом дальневосточных и сибирских экспортеров в восточные страны.
— Идея о создании такого объекта родилась в 2010 году. Стройку начали в феврале 2021 года, и, несмотря на ковидные ограничения, проект успешно завершили. Внутри терминала расположено оснащение, обеспечивающее не только высокую производительность, раздельное хранение и перевалку, но и высокие стандарты в вопросах прослеживаемости, биобезопасности и управления качеством продукции, — рассказал Карен Овсепян, генеральный директор ООО «ЗЗТ».
Урал, Сибирь и Дальний Восток смогут реализовывать свой гигантский потенциал за счет наращивания производства сельскохозяйственной продукции. По прогнозам российских отраслевых экспертов, в долгосрочной перспективе произойдет наращивание сельскохозяйственного производства с сегодняшних 27 миллионов тонн до 60 миллионов тонн в год. Россия станет успешным игроком на продовольственном рынке в азиатском регионе.
— Терминал — это гордость не только нашего края, но и всей нашей страны. Сейчас мы открыты к сотрудничеству с восточными государствами. И ЗЗТ станет знаковым объектом у нас в крае, — отметил Юрий Кон, председатель Законодательного собрания Забайкальского края.
Экономия времени и денег
Работа терминала позволит значительно снизить затраты времени и денег экспортеров. Логистические преимущества заключаются в том, что доставка продовольствия будет занимать 2–3 недели против сегодняшних 3 месяцев, когда груз доставлялся по морю.
— Объект во всех смыслах уникальный, он позволяет производителям и экспортерам на каждом составе экономить порядка 40–43 миллионов рублей. Кроме того, мы можем экономить время: из любой точки Сибири или Урала до любой точки Китая доставка занимает примерно 3 недели. Процесс достаточно быстрый, на элеваторе зерно загружается в зерновой состав, приходит к нам, а мы сразу отгружаем товар в Китай, поэтому оно быстро попадает к заказчику, — подчеркнул Карен Овсепян.
В терминале установлена уникальная система — при поступлении вагонов происходит автоматическое сопоставление номера, а также проверяется вес. Если у вагона есть повреждения, система ставит его в тупик и начинается полный анализ зерна, который занимает всего 3 минуты.
Чем хорош механизм контрактного производства и что даст запуск терминала жителям Забайкалья
Сибирь и Дальний Восток наращивают производство зерна благодаря контрактному механизму, то есть долгосрочному и плановому ведению производственной деятельности, которая уже на первом этапе увеличивает объемы производства на 10 миллионов тонн в год.
Технологический запуск зернового терминала — историческое событие также для жителей поселка Забайкальск. Глава городского поселения Андрей Красновский отметил, что объект обязательно даст большой толчок в развитии не только поселку, но и всему региону в целом. Он поблагодарил всех, кто причастен к строительству терминала.
Открытие производственных объектов — это дополнительные рабочие места для жителей. Вот уже более 200 забайкальцев заняли свои места в терминале, скоро начнутся первые поставки зерна в Китай.