Цены на АЗС «Роснефти» в Чите на 8–5 рублей ниже, чем на других заправках, исходя из ценников, сфотографированных 2 октября. По мнению председателя Забайкальского краевого отделения Независимого топливного союза России Павла Сорокина, это связано с тем, что «Роснефть» является вертикально-интегрированной нефтяной компанией, цены которой регулируются государством.
ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) компания (или группа компаний, связанных структурой собственности), деятельность которой включает все производственные процессы в нефтяной отрасли — от добычи до продажи нефтепродуктов. К российским ВИНК относятся такие компании, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и другие.
Дизтопливо на «Роснефти» стоит 66,05 рубля против 71,3 на БРК и 70,8 на «КОРС». Стоимость Аи-92 — 50,6 рубля против 57,2 и 57,7 соответственно. Аи-95 стоит 53,25 на «Роснефти», 61,7 на «КОРС» и 62,2 — на БРК.
— В 2018 году пошел резкий рост цен — практически на 5% — на нефтепродукты в России, и Правительство резко вмешалось. Оно сразу же указало или договорилось с нефтяными компаниями, чтобы остановить рост розничной цены и приравнять его к инфляции. Но это коснулось только ВИНК, независимые АЗС остались в стороне. Тогда так как общий рост оптовых цен на месте не остался — его не отрегулировали, мы оторвались. Мы изо всех сил пытались остаться на прежнем уровне — отрыв цен от ВИНК ведет к тому, что к нам просто не едут. Поэтому я и пошел рассказывать людям о причинах, потому что в АЗС полетели камни — мы не смогли удержать цены. Цена оторвалась на 12 рублей — это была болезненная ситуация для рынка, потому что у нас существенно снизился товарооборот. Правительство, чтобы удержать цену, ввело демпферный механизм, — рассказал Павел Сорокин в «Редколлегии», опубликованной 2 октября.
Механизм демпфера в нефтяной отрасли введен для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше, чем цена на внутреннем рынке, то государство компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) часть этой разницы, чтобы стимулировать их не повышать цены в России.
По словам Сорокина, из-за ситуации в мировой экономике, связанной с санкциями и другими процессами, возник дефицит топлива в мире, после чего правительство сократило механизм демпфера. После этого оптовые цены на топливо начали расти — с января выросли на 95–70%. В сентябре Правительство ввело временные ограничения на экспорт топлива.
Мы выпускали текст, в котором эксперты подробно объясняли причины роста цен на автомобильное топливо, а также прогнозировали, когда он остановится — возвращения к уровню цен весны 2023 года ждать не стоит. Министерство экономического развития Забайкалья 7 сентября сообщало о планах обратиться в Минэнерго РФ, чтобы решить проблему роста цен на бензин в крае. Проблема обсуждалась на совещании в ведомстве, в нём участвовали представители Управления ФАС по Забайкальскому краю, «Петровскнефтепродукта», «Краевой топливной компании», «Нефтемаркета» и других.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.