Образование Уроки истории: чему учат в школе у нас и у них

Уроки истории: чему учат в школе у нас и у них

Кто выиграл Вторую Мировую войну? Что рассказывают школьникам на уроках истории в Чите, Лондоне и Вашингтоне?

Президент России Дмитрий Медведев 25 июля внёс изменения в статью Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В нашей стране установлена новая памятная дата — 2 сентября — день окончания Второй Мировой войны. Именно 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Под этим актом поставили свои подписи представители участвовавших в военных действиях союзных государств, в том числе Советского Союза. Так закончилась «самая кровопролитная в истории человечества» война. То, что победная точка была поставлена именно Советским Союзом, для граждан России является бесспорным фактом. А как подают информацию о периоде войны, её причинах и итогах в странах-союзниках — США и Великобритании — и что рассказывают детям на уроках истории?

В нашей стране существует список учебных пособий, рекомендованных министерством образования. Учитель истории школы №38 Андрей Козырев рассказал «Чита.Ру», что выбор того или иного учебника зависит от самого учителя: «Мы предпочитаем учебник Данилова и Косулина для девятого класса, а также два учебника — Волобуева и Филиппова — для одиннадцатиклассников. В 11-ом и в 9-ом классах на изучение Второй Мировой даётся примерно по десять часов. Этого недостаточно, конечно, всё слишком сжато, но на изучение истории отводится всего 68 часов в год. Все перечисленные авторы школьных учебников подают информацию нейтрально, просто излагают факты. Хотя Филиппов Сталина оправдывает и даёт свою субъективную оценку событиям тех времён, но на уроках мы это стараемся учитывать».

Общеизвестно, что Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 с захвата Гитлером территории Польши. Сталин, подписав в августе 39-го года пакт о ненападении, так называемый пакт «Молотова-Риббентропа», как будто обезопасил себя от возможной агрессии Германии. Но не тут-то было. Без объявления войны 22 июня 1941 года немецкая армия напала на СССР. Открывая английский образовательный портал, раздел «Хронология событий», нападение Гитлера на Советский Союз значится как «начало плана «Барбаросса». Вот так безлико обозначено вступление СССР в войну. Среди памятных событий с участием Союза - нападение фашистов на Москву, расстрел первой советской партизанки Маши Брускиной, вступление немцев в Сталинград, освобождение Харькова, Смоленска, Минска и других городов Европы. Ни слова о крупнейшем танковом сражении — битве под Прохоровкой. Кроме того, в хронологии значится: «Тирпиц» затонул после попадания бомбы». Непонятно даже, кто потопил немецкий корабль. История с капитаном-подводником Николаем Луниным стала практически притчей во языцех. Его подлодка торпедировала немецкий линкор, немцы были вынуждены отступить, и часть конвоя с шедшей из Рейкьявика техникой и продовольствием всё-таки дошла до Архангельска. Окончательно «Тирпиц» был затоплен британской авиацией после попадания трёх бомб «Tallboy» в ноябре 1944 года.

Американская и британская авиация, согласно «Хронологии событий», на протяжении всей войны активно «штурмовала и бомбила» противника, не в пример Красной Армии.

На том же портале размещена статья историка Нормана Дэвиса, в которой значится, что «Черчилль собрал в широкую коалицию союзные страны — США и СССР, чтобы обеспечить источники военной силы и уничтожить фашистского зверя». Разве создание антигитлеровской коалиции — заслуга британского премьер-министра? Читаем книгу «США и Англия во второй мировой войне» сына маршала артиллерии отечественного историка Николая Яковлева: «Сталин в меморандуме Черчиллю 13 августа 1942 года писал: «Мне и моим коллегам кажется, что 1942 год представляет наиболее благоприятные возможности для создания второго фронта в Европе, так как почти все силы немецких войск, и притом лучшие силы, отвлечены на Восточный фронт, а в Европе оставлено незначительное количество сил». В ответ Черчилль уподобил захваченную Гитлером Европу огромному крокодилу и даже изобразил его на клочке бумаги. С помощью рисунка он объяснил, как англо-американцы собираются ударить в его мягкое брюхо, то есть с юга». Но второй фронт был открыт лишь в июне 1944 года, когда Красная Армия уже наступала на западные рубежи, и исход войны был предопределён.

На другом портале также расписана хронология событий Второй Мировой. Акценты расставлены таким образом, что Советский Союз успешно боролся с врагом в 1942 году. Далее события развивались в Северной Африке, где генерал Эйзенхауэр боролся против французских войск, которые перешли на сторону немцев. Затем была битва за Атлантику, где наши союзники «держали под контролем» атлантические морские пути, а в 43-м году те же союзники захватили Сицилию и «привели к падению Муссолини». 6 июня 44 года значится как дата открытия второго фронта в Нормандии, вследствие чего был освобождён Париж. Затем была битва в Арденнах, увенчавшаяся успехом союзных войск, и битва в Германии, о которой написано: «Русские вторглись в Германию с Востока, в то время как союзники «разгромили» Германию с Запада». В общем, американцы и британцы преподнесли нам победу на блюдечке. Хотя здесь же отмечено, что Германия капитулировала, а участие СССР в подписании акта о безоговорочной капитуляции никак не обозначено.

Ещё один образовательный портал рассказывает о том, как «чтобы положить конец Гитлеру и Третьему рейху, а также фашистской диктатуре Муссолини в Италии и агрессии Японии в Тихом океане Соединенные Штаты вместе с союзниками разработали новый, мощный план». Это США разработали план по разгрому фашистов, а мы всего лишь вложили свою лепту!

Николай Яковлев, проанализировав американские и британские труды историков, делает свои выводы: «Дипломатические ведомства США и Англии издают многотомные собрания документов с целью осветить внешнюю политику этих стран, в первую очередь, в канун войны. В кратком очерке, естественно, не под силу рассказать о всей этой литературе, поэтому следует обратиться к главному: превалирующей в США и Англии оценке уроков второй мировой войны и тех выводов, которые пытаются извлечь из неё господствующие классы... Большая часть литературы о Второй Мировой войне, выходящей в США и Англии массовыми тиражами, или учебной, полна домыслами: преуменьшается роль СССР в войне, возвеличивается вклад западных союзников в поражение Германии и Японии и так далее. Фальсификация истории в такого рода изданиях настолько массова, стандартизирована и неумна, что едва ли есть необходимость в данном случае тратить время на её опровержение».

Журналист русской службы «BBC» Артём Кречетников справедливо отметил, что «добросовестно излагать факты — профессиональный долг историка. По-разному оценивать их — право каждого». И пусть право решать, является ли твой народ народом-победителем, или твои деды и прадеды всего лишь вложили свою лепту в разгром фашистов, останется на совести каждого из нас.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления