CHITA
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Чите

Погода-10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -18

0 м/c,

690мм 26%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Образование Учитель из современности: Многие педагоги загнаны в угол

Учитель из современности: Многие педагоги загнаны в угол

Как это не печально, но сейчас учитель - самый последний человек в школе. Порой это связано с отношением к нему руководства, которое, как сейчас говорят, должно быть эффективными менеджерами.

Если ещё 10 лет назад мы и помыслить не могли об электронных досках, всевозможных образовательных гаджетах, скоростном интернете и об уроках без просьб учителя принести в класс мел с вахты, то сегодня всё это воспринимается как вполне себе обыденность. В новых технологиях преподавания в школе уже давно разобрался молодой учитель физики и информатики, заместитель директора по воспитательной работе Забайкальского краевого лицея-интерната Антон Бушмин.

Один из всего выпуска

- Вас можно отнести к категории молодых педагогов, которых в школах сегодня не так много, как хотелось бы. Почему вы выбрали именно это профессию, ведь точно не из-за денег?

- Ещё когда сам был учеником, я задумывался о выборе будущей профессии, и всерьёз предполагал, что могу стать и учителем. Объясняется тем, что и мама, и бабушка у меня педагоги. И после окончания школы благодаря целому ряду обстоятельств я поступил в Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЗабГГПУ). На тот момент мне показалось, что именно в этом вузе я получу больший объём знаний, нежели в других высших учебных заведениях. Учился практически на отлично, а сразу после окончания университет в 2008 году меня взяли на работу в читинскую школу №38. Мне там дали хорошую нагрузку — свыше 30 часов в неделю, получил два кабинета — физики и информатики, забрал полностью лаборантство. С переменным успехом, но справлялся, преподавал на всех параллелях физику и информатику, благодаря чему получил первый положительный педагогический опыт.

Вы правильно заметили, что молодые педагоги сегодня неохотно идут в школу. Например, из моей группы информатиков, где учились в основном парни и всего две девушки, по специальности сейчас работаю только я один. Тут дело, вероятно, в минимальной престижности профессии и отсутствии обозримых перспектив.

- Если нет перспектив и не приходится говорить о престиже, почему тогда в школе работаете вы?

- Потому что мне нравится, получаю удовольствие от работы. Несмотря на озвученные минусы, в современной системе образования и конкретно в нашем городе, регионе, есть несравненный плюс — молодёжное движение педагогов. Я начинал узнавать о нём с читинского уровня, потом перешёл на краевой, постепенно движение вышло на всесибирский уровень. В этом объединении собрались такие же как я молодые ребята, которые горят, работают в образовании — и не только в школе. Мне понравилось их отношение к жизни, они были раскрепощёнными и получали удовольствие от того, что делают. Я многократно бывал на летней школе молодого педагога-исследователя, мы ездили на Алханай, на Арахлей. Там собираются не только педагоги, но и профессора, которые не дают знания, а дают понимание каких-то более тонких материй именно в образовании, позволяют углубляться не в свой предмет, а конкретно в педагогику. Именно такие школы сегодня помогают молодым учителям раскрыться как личностям, как профессионалам.

- В краевом лицее-интернате вы работаете заместителем директора по воспитательной работе. Как удалось в столь молодом возрасте занять такую важную должность?

- Во второй раз на летнюю школу молодого педагога я уже ездил в качестве начальника её штаба. Там меня и заметила заместитель министра образования края Бальжит Дамбаева, которая знала о готовящемся в 2010 году открытии краевого лицея-интерната в Чите, где могли бы учиться одарённые, талантливые дети со всего региона. Это был первый подобный проект для Забайкалья. Мне, как активисту, уже имеющему опыт работы с детьми, сразу предложили работать завучем по воспитательной работе. Мне надо было не только выстроить трудовые отношения с учителями, но и напрямую работать с детьми в качестве педагога-организатора. В первый год в лицее мало было человек, всего лишь 45, сейчас уже около 150, каждый год прирастаем. Но дело даже не в количестве, дело в качестве. Поэтому главными стимулами для меня, чтобы остаться в профессии, были молодёжная школа педагогов и открытие такого учебного учреждения, где царит особенный климат, как наше.

Клиповое мышление в головах

- На ваш взгляд, год от года дети, которые приходят в школу, сильно меняются, или эти изменения незначительны? С чем они связаны?

- Как мне кажется, уровень образованности детей всё-таки двигается в худшую сторону. Просто у школьников появился ограниченный круг общения — это монитор и он сам. В интернете они навешивают на себя ярлыки, чувствуют там некую безнаказанность, много времени тратят на социальные сети, а игре в дворовый футбол предпочитают онлайн-игры. Корень зла, откуда всё это идёт, по моему мнению, это чрезмерная информация, которая, в том числе, не всегда правильно доносится через средства массовой информации, а также через отечественный кинематограф. Наверное поэтому сегодня дети так легко выводятся из психологического и психического равновесия.

- Не могу не спросить, а как вы относитесь к единому государственному экзамену?

- В целом, считаю, что благодаря такой системе довольно качественно проверяются знания. Экзамен также позволяет выпускникам из глубинки поступить в достойный вуз. Другое дело, что учителя, обучая детей, немного хитрят, когда «натаскивают» на конкретные задания. Ну и отсутствие живого общения с экзаменатором, на мой взгляд, приводит к тому, что с помощью ЕГЭ можно определить средний уровень знаний, но не глубину.

- На последней краевой августовской конференции педагогических работников в Чите губернатор Забайкалья заявлял, что никакие интерактивные доски и компьютеры, а особенно их отсутствие, не должны влиять на уровень образования школьников, так как в советское время учителя без этого обходились легко, но при этом дети получали хорошее образование. А как вы считаете, необходимо ли в школах осовременивание материально-технической базы? Какие плюсы и преимущества есть у тех же интерактивных досок?

- Так как всё меняется, у наших детей давно сформировалось так называемое клиповое мышление. Они привыкли выделять очень быстро информацию, скажем, в том же интернете. Школьники теперь могут быстро очень большой объём информации обработать и вывести какой-то поверхностный результат. Минус как раз в том, что он поверхностный. Человек более взрослый всегда погружается в глубину, дольше обрабатывает информацию, но при этом может выдать более точный результат.

Что касается интерактивных досок, то они как раз соответствуют принципу клипового мышления. Дети, сужу по своим классам, больше не пишут мелом, всё это ушло. У меня даже ни одной меловой доски нет, есть две маркерные и одна интерактивная. Конечно, на самом-то деле они бесполезны, если их неправильно использовать, и многие учителя так и делают. Доска висит просто как экран. А на самом деле она обладает большими возможностями для обучения. У нас в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Чите есть человек, который проводит специальные курсы. Моя мама, она всё-то работающий педагог, прошла такие курсы. И я знаю, что она умеет создавать такие презентации, такие уроки делать, где ребёнка не просто вызываешь к доске, на плакате что-то показываешь, а он именно сам проводит действия, перетаскивает что-то куда-то, что-то с чем-то соединяет, и в итоге получается какой-то результат. Это очень удобно, ребята всегда должны видеть результат и сами оценивать свою деятельность. Сейчас вообще педагог отходит на задний план. Весь урок, по сути, отдаётся ученикам, а учитель только направляет, создаёт определённые ситуации.

- Сегодня в школах, помимо всего прочего, появились и электронные дневники. Они постепенно приживаются?

- Электронный дневник — это полностью автоматизированная система. Я, как учитель информатики, прекрасно понимаю как пользоваться такими системами, они очень удобны. Но всё же даже в нашем лицее я знаю ребят, которые туда ни разу не заходили. То есть получили свои пароли, раз зашли, зарегистрировались, больше они туда ни ногой. Считаю, что в школе нужен специальный человек, который должен заниматься, продвигать, внедрять электронные дневники. А ведь в такой дневник можно не только выставлять оценки и записывать домашнее задание, чтобы его могли увидеть все ученики, но и проводить с его помощью тестирование. Прямо там в программе забиваешь вопросы, варианты ответов, создаёшь виртуальный тест, ставишь количество ограничений на вход, время доступа и всё. Ученики дома делают этот тест, а учитель уже с утра видит результаты и оценки.

При этом отмечу, что у нас остаются бумажные дневники и журналы, получается двойная работа, всё полностью дублируется.

Загнанные в угол

- Не могу не спросить ваше мнение о новых предметах, появившихся в школьных программах. Немало сейчас идёт споров, скажем, о необходимости преподавания религиоведения.

- Мне кажется, это хороший предмет, и дело тут даже не в вере, дело в положительном примере. Да, религию, может быть, кто-то придумал, но о чём там говорится — только о добре, о каком-то душевном равновесии, об общении с природой, об отношении к ближним. Ну неужели неправильно выражение «Люби родителей своих»? Но при этом, конечно же, в таком предмете надо держать грань.

Вообще, нужно понимать откуда появляются новые предметы. Всё это связано с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Они говорят о том, что сейчас весь учебный план должен быть поделён на две части — это основная часть, где указываются предметы, обязательные для каждого ученика, и вторая часть — вариативная, с помощью которой каждая школа определяет для себя набор тех элективных курсов, которые предлагаются ребятам. То есть школа обязана предоставить выбор, а он должен выбрать какое-то минимальное количество часов. И вот в этой вариативной части можно встретить предметы, привносящие в образование краевой компонент, например, забайкаловедение. Есть курс, где преподаются правила светского этикета, курсы ораторского мастерства и так далее.

Для меня особую роль играет предмет «Роботехника». С 2011 года я начал заниматься им здесь в лицее. Робототехника позволяет ребёнку развивать навыки научно-технического, инженерного творчества. Потому что сейчас, все гаджеты, которые нас окружают, да и сами роботы настолько сложно устроены, что знания о том, как они сделаны, надо давать уже в школе. Института и взрослой жизни не хватит человеку, чтобы познать все эти тонкости. Поэтому наши дети в лицее с 5-го класса ходят на уроки робототехники. Я знаю, что и в других школах сейчас внедряется это направление, но так как мы начинали одними из первых, у нас есть вполне конкретные результаты в виде участия и побед в соревнованиях различного уровня.

- Мы с вами больше проговорили о нововведениях и почти совсем ничего не сказали об учителях. Как на сегодняшний день изменилось отношение к ним со стороны учеников, государства, и изменилось ли вообще?

- Как это не печально, но сейчас учитель - самый последний человек в школе. Порой это связано с отношением к нему руководства, которое, как сейчас говорят, должно быть эффективными менеджерами. Но педагоги — это же не рабочие на заводе, они не могут выносить, когда на них кричат, приказывают, одним словом, строят, нужен же определённый подход. Я не говорю, что так везде, но случаи мне известны.

С другой стороны есть дети, которые тоже зачастую не уважают учителя. Ребёнок сегодня имеет множество прав, а учитель только лишь старается их не нарушить. Само собой, он должен знать и соблюдать законы, но он не должен быть зациклен. Мы вырастили поколение юристов. Я не спорю, свои права необходимо отстаивать, но в нужном месте, в нужное время. И ещё есть родители, которые, порой, защищая своего ребёнка, забывают о тактичности, пытаются его всячески выгородить, даже если он неправ. Родители любят учить не только учителей, даже администрацию школы.

Считаю, что учителя многие загнаны в угол. Не везде так, каждую школу надо рассматривать по отдельности, но вот что точно касается всех в Забайкалье — это зарплата. Тут изменений никаких. Разговаривая с педагогами из других регионов, я точно знаю, что у них зарплаты выше. И пока не возьмутся за голову наши чиновники, пока не начнут развивать край, который просто упал, а что тогда говорить о зарплатах бюджетников? Это и создаёт атмосферу упадничества в педагогических коллективах, а этого быть, конечно же, не должно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления