Тамара Тихоновна медленно ходила между рядами и вслух читала рассказ. В школьной программе этого произведения не было. Каким-то чудесным образом это поняли все и потому внимательно ее слушали.
В рассказе шла речь о мужчине, который после смерти жены отдал своих троих детей в детский дом. Спустя много лет, в старости, он не мог понять, почему они не хотят с ним общаться. И рассуждал так: «Сыновьям и дочери гораздо лучше было в детском доме. Ведь как бы я их всех кормил, одевал? А в детдоме за ними был присмотр, всегда в тепле — накормлены, одеты».
Тамара Тихоновна обвела взглядом 6 «Б» и попросила каждого ответить на вопрос — верно ли сделал отец, когда отдал детей в интернат. Все как один сказали, что он поступил правильно. В этом классе среди учащихся была и моя мама. Она рассказывает, что сначала хотела ответить отрицательно, но, поддавшись мнению большинства, тоже утвердительно кивнула.
Учительница литературы грустно покачала головой, опустилась на стул.
«Видимо, я что-то не так делаю. Если это так, то мне страшно. Но еще есть надежда, что вы просто не доросли до понимания этой темы», — тихо произнесла она.
Литературу в маминой школе преподавала бывшая фронтовичка — женщина, многое пережившая, очень сильная и мудрая. Уже гораздо позже мама поняла, что не только этот, а многие ее уроки были далеки от привычной программы. И именно они оказались самыми важными в жизни.
Словно по иронии судьбы мама всю жизнь проработала в детском доме и ежедневно общалась с теми ребятами, родители которых тоже однажды посчитали, что в детдоме их детям будет лучше. Мама знает ответ на вопрос Тамары Тихоновны. Знаю его я, моя сестра и мой маленький сын.
Урок Тамары Тихоновны передается в нашей семье из поколения в поколение. И сегодня я хочу поздравить учителей, которые оставили след в нашей жизни и научили нас главному — оставаться людьми.