В конце сентября появилась информация о том, что в маленьких забайкальских школах могут сократить завучей (вечером 2 октября губернатор Забайкалья Александр Осипов отменил постановление о сокращении завучей «из-за сложившегося неправильного его понимания и неясности применения ряда норм этого документа»), что могло привести к вполне понятным и плачевным результатам — опустыниванию сел. Уже сейчас можно говорить о том, что образование в Забайкалье находится в катастрофическом положении. Такие выводы делает и редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов в своей колонке, откуда, в частности, можно узнать, что, по данным на 2022 год, в Забайкалье среди 11 субъектов ДФО самый низкий процент населения с высшим образованием — 14,3%, при этом у нас максимальный процент населения с образованием в 5 классов (10,1%), в 9 классов (15,4%) и 11 классов (20%), а еще полпроцента полностью неграмотных людей.
Печальную статистику привел в выпуске «Редколлегия» от 29 сентября и Андрей Александрович Томских, экс-министр образования Забайкальского края, ныне сопредседатель регионального отделения Народного фронта, заместитель проректора по развитию ЗабГУ и директор института управления развитием образования. Он в беседе с Андреем Козловым поразмышлял о том, как происходит миграция из Забайкалья абитуриентов и как ее можно остановить. Самые главные тезисы Андрея Томских мы собрали в одном тексте.
— Вообще на самом деле проблемы в области экономики сказываются на высшем образовании однозначно. Главное, что не случилось за 10 лет (в 2013 году президент Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. — Прим. ред.), — не остановили отрицательную миграцию с Дальнего Востока. Просто стали другую формулу использовать: изменились темпы миграции.
«Один из инструментов остановки молодежной миграции — это развитие высшей школы в 11 регионах Дальнего Востока»
— У нас примерно 11 тысяч девятиклассников. После 9-го класса половина уходит в систему СПО (среднее профессиональное образование. — Прим. ред.), часть системы уезжает в другие регионы. Почему? В 2012 году мы имели 7300 бюджетных мест в региональной системе СПО для обучения детей. После 2012 года бюджет начал сжиматься, и к 2023 году у нас осталось за счет региона всего 4200 мест.
«Почему дети уезжают в другой город учиться? Хотят оторваться от родителей и уехать из депрессивного региона»
— В Забайкалье идут в 10-й класс примерно 5,5 тысячи школьников, которые потенциально могут поступить в высшие учебные заведения. После окончания 11-го класса 60% уезжает за пределы Забайкальского края, остальные остаются здесь. Это примерно 2000 человек, которые распределяются по забайкальским вузам.
«С Дальнего Востока в западную часть России уезжают 40% абитуриентов. В Забайкальском крае — больше, до 60%»
— Статистика говорит, что из 11 регионов ДФО мы примерно занимаем третье-четвертое место по количеству студентов вообще, у нас чуть больше 20 тысяч студентов. Выше нас в рейтинге Приморский край, где в ДВФУ учится больше 40 тысяч студентов, дальше идет Хабаровск. Мы вместе с Бурятией делим 3–4-е место. Если посмотреть, кто лучше развивается в последние годы, Бурятия динамику больше набрала за счет, видимо, того, что они лучше выстроили конструктивные отношения с Усть-Ордынским округом, Агинском Бурятским округом. Абитуриенты в силу этих причин едут в Улан-Удэ, Бурятский госуниверситет, и обучаются там.
«До майских указов президента была катастрофа с вакансиями учителей»
— Как появились указы в 2012 году, количество вакансий резко стало уменьшаться. Мы достигли 290 человек. На прошлое 1 сентября была 491 вакансия. <...> Реально вакансий должно быть 30%, а у нас 10 500 учителей.
«Есть такая тема — транзитный вуз, им может считаться, допустим, Дальневосточный федеральный университет»
— Это настолько крепкая научная образовательная школа, куда приезжают учиться не ради того, чтобы закрепиться в этом регионе, а отучиться и уехать. Если мы по каким-то направлениям реализуем эту задачу транзитного вуза, то мы будем иметь переменный состав студентов из других регионов Российской Федерации, которые будут приезжать сюда учиться, и часть из них будет оставаться здесь в силу разных причин.
«Мы должны просто уметь это делать»
— Для чиновников есть прямое поручение головного министерства из Москвы — реализация двух направлений: педклассы (форма обучения, при которой учителей готовят со школьной скамьи. — Прим. ред.) и целевой прием. Вот медики уже который год реализуют по заданию Министерства здравоохранения целевой прием на 70% бюджетных мест. На сегодняшний день в ЗабГУ на педспециальности всего 18 человек подали на целевой прием.
«Мы должны сделать так, чтобы местные власти направляли к нам на целевое обучение детей»
— Мы на себя берем ответственность за их обучение, за их проживание, и они обратно возвращаются в свои сельские населенные пункты, таким образом поддерживая это сельское сообщество. Другого способа нет.
«В Забайкальском крае, по сути, начиная где-то с 2020 года не выполняются указы президента, невыполнение достигло 27% в 2022 году»
— У нас целевой показатель даже с 2020 года не меняется — 35 833. Он должен быть близок уже к 48 тысячам.