Образование мнение К чему приводит вранье? Грустные размышления о судьбе образования в Забайкалье

К чему приводит вранье? Грустные размышления о судьбе образования в Забайкалье

Грамотных людей может скоро и не остаться в крае

Кризис испытывает не только высшее образование в Забайкалье, но и школьное

По итогам поездки на ВЭФ я писал колонку по мотивам круглого стола с участием китайца, который сделал очень простую штуку — перевел триллионы инвестиций в Дальний Восток с рублей в доллары (получилось сразу не очень). На короткое выступление китайца, которое я отловил и затащил в публичное поле, ответил полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Вице-премьер федерального правительства пошел от обратного: инвестиций мало, потому что мало людей. Я бы поспорил с этой логикой Юрия Петровича, но сейчас не об этом.

По итогам колонки этой со мной многие люди побеседовали — самых разных собеседников эта тема сильно волнует. Оно и понятно, потому что инвестиции инвестициями, а население на Дальнем Востоке как сокращалось, так и сокращается. И ладно бы тут жило миллионов 50 человек, тогда бы отток в 10–30 тысяч человек ежегодно не так бы пугал. Но здесь живет всего около 8 миллионов человек (это с учетом 2 миллионов, которые к населению огромного федерального округа в 2018 году добавили Забайкальский край и Республику Бурятия), и этот отток реально пугает.

Часть этих приватных бесед выльется в серию «Редколлегий», посвященных темам, которые я затронул в колонке. В пятницу, 22 сентября, мы уже поговорили с доктором наук, бывшим министром образования Забайкальского края, а ныне директором Института управления развитием образования ЗабГУ Андреем Томских. «Редколлегия» с ним выйдет 29 сентября. Обсуждали мои размышления о судьбах высшего образования в Забайкальском крае, в том числе подготовки учителей, которых скоро просто не останется, а учиться на них почти никто не хочет.

По-моему, обсуждать в части учителей особо нечего, там решение задачи лежит в плоскости зарплаты. Если учителям платить не по 30 тысяч рублей за адовую работу, а по 130 тысяч рублей (или больше), то не надо будет рисовать триста программ развития — все и так побегут учиться на педагогические специальности. Но поскольку речи про такой рост пока не идет, приходится вот эту теоретическую воду в ступе толочь. Я это не к тому, что не надо это обсуждать, наоборот, надо. Я к тому, что решение проблемы очевидно. Ясно же, что достижения в сфере приема абитуриентов на инженерные специальности в горном деле связаны не только и не столько с профориентационной работой, сколько с информацией о том, что на ГОКе можно зарабатывать от 200 тысяч, а если умный совсем, то и миллион в месяц.

Пока я готовился к «Редколлегии», нашел цифры, которые меня удивили.

По данным на 2022 год, в Забайкальском крае среди 11 субъектов ДФО самый низкий процент населения с высшим образованием — 14,3%, даже в ЕАО — 17,5% (у них 2-е место). Лидеры тут — малонаселенные Магадан (24,2%) и Камчатка (24,8%), рядом с ними самые сильные экономически Хабаровск и Приморье (около 24%). Любопытно, что в соседней Бурятии процент населения с высшим образованием в топе среди субъектов ДФО — 22,9%, но все, кто бывал в Улан-Удэ, прекрасно понимают, почему это так.

Ну и процент населения со средним специальным образованием у нас и Республики Бурятия ниже всех — 30,9% и 30,6% соответственно. И Чукотка с нами — 30,8%.

Жестокая математическая логика говорит о том, что мы лидеры по показателям правой части этого образовательного спектра. И правда: у нас максимальный процент населения с образованием в 5 классов (10,1%), в 9 классов (15,4%) и 11 классов (20%). То есть у нас населения с образованием в 11 классов почти в 1,5 раза больше, чем с высшим образованием.

Есть, согласно официальным данным, и полностью неграмотные люди — их у нас 0,5%, и это тоже максимальный показатель в ДФО (у ЕАО — 0,4%, у остальных 0,1–0,3%).

Всё это не сиюминутные какие-то результаты — к этому шли 30 с лишним лет: вузы закрывали последовательно, резали педуниверситет, унижали учителей, врали преподавателям вузов про их зарплату. Да много чего было — можно монографии писать про то, как за короткий промежуток времени разрушить образовательную империю в пределах отдельно взятого региона.

Ну и вроде надо что-то же делать?

Я так полагаю, что для начала неслабо бы перестать врать.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления