Сегодня выпускники сдают ЕГЭ по физике.
Я сам ЕГЭ сдавал дважды. В 2004-м, когда выпускался из школы. Не помню уже деталей, но совершенно точно это был год какого-то эксперимента, когда еще допускалось ставить в аттестат оценку выше той, что получил на ЕГЭ. И это был второй год существования этого чуда. То есть по факту мы были почти первыми, и даже учителям всё было в диковинку.
И в 2020-м. Но там был спор. Необходимо было без подготовки набрать проходной балл по русскому, математике, истории и обществознанию. Проходной — хотя бы тройка. И это интересный опыт, скажу я вам. Понятно, что всё иначе, и результат не довлеет, и от этого экзамена будущее твое не зависит, и много еще чего не, чем запугивают бедолаг выпускников перед сдачей. Но 16 лет прошло на тот момент со дня окончания школы.
И тот спор я выиграл. Математику сдал минут за 15, правда, решил восемь заданий, и этого хватило. Дальше уже было сложно, без подготовки же, по-честному. На русском и обществознании было сочинение, поэтому там дольше по времени, но и оценками были почти пятерки, чуть не хватило. История самому была максимально интересной, и там тоже твердая четверка за 1,5 часа примерно.
И уже после окончания спора обсуждал со своим школьным классным руководителем, она же совершенно крутой учитель математики Маргарита Николаевна Сивцова, что уровень сложности заданий упал практически по всем предметам относительно того времени, когда сдавали мы. Да, чтобы сдать выше 80 баллов или заработать медаль, придется попотеть, но если говорить про средний уровень, то он сильно просел. И как можно не набрать баллов на тройку — уму непостижимо. Я и сам это заметил, когда на экзамене по профильной (!) математике определял на графике, сколько месяцев в году средняя температура в каком-то там городе выше нуля. То есть вот всерьёз перед вами диаграмма, где надо просто посчитать столбики. Пять столбиков, отлично, идем дальше. Шесть таких заданий — 36 баллов, тройка.
И еще помню, что Маргарита Николаевна сокрушалась, что учителя сейчас в 10-м и 11-м классах не учат, а натаскивают на ЕГЭ. И это ее убивало и в 2004-м, когда она нас выпускала, и в 2020-м, когда уже не работала в школе, а брала на репетиторство как раз тех, кому надо было 100 баллов и медаль. И тебе надо не научить ученика мыслить, а научить выбирать правильный вариант или натренировать его на конкретные решения определенных задач. Это может и неплохо, если ты и мыслишь, и тренируешься, но в ЕГЭ не так, тут в большинстве своем только тренировка, извините.
И я не готов оценивать ЕГЭ как инструмент оценки знаний или как способ повысить мобильность выпускников перед поступлением в любой вуз страны. Но читаю прямо сейчас новости и не понимаю, в какой момент, а главное зачем из ЕГЭ сделали в прямом смысле слова испытание для выпускников. В одной школе сначала сняли с туалетов двери, затем их вернули, в другой со школьниц снимали нижнее белье. И это ведь только начало поры экзаменов, то ли еще будет. Понятно, что нужен контроль и выпускники тоже не святые, но читать о нервных срывах и даже суицидах в среде 16–17-летних подростков из-за ЕГЭ — за гранью, на мой взгляд.
Сил выпускникам и их родителям. И учителям. И здравого смысла всем причастным к ЕГЭ. А еще спасибо моим школьным учителям — Маргарите Николаевне, Эльвире Алексеевне, Александре Михайловне, это не я, а мы вместе с вами выиграли тот спор спустя 16 лет после окончания школы.
И всем остальным моим учителям спасибо. Уверен, что и по остальным предметам я бы его выиграл. Спорим?
Согласны с автором, что ЕГЭ — испытания для выпускников?