Жених впервые видит невесту в свадебном платье, именинница задувает свечи на торте, выпускники подбрасывают вверх долгожданные аттестаты… Сегодня значимые события жизни запечатлевают не на фото, их стараются сохранить в динамике, «живыми», а помогает в этом популярный формат коротких видеороликов (Reels, Shorts, ВК Клипы). В Чите даже появилась новая для нашего региона, но совсем не новая для крупных городов профессия — рилсмейкер (также их называют рилсологами, рилсерами). О том, чем занимается такой человек, насколько это интересно и прибыльно, «Чита.Ру» рассказала начинающий рилсмейкер Лаура Смирнова.
— Лаура, необычна не только твоя профессия, но и имя. Оно не вымышленное?
— Нет, самое настоящее. Мама рассказала мне о том, что папа насмотрелся испанских сериалов и придумал мне имя. Наверное, с имени и начался мой характер. Я никогда не вписываюсь в привычные рамки, всегда отхожу от шаблонов. Кстати, за всю жизнь ни разу не было мыслей сменить имя. Мне с ним очень комфортно.
— Расскажи о своей семье.
— В семье нас с братом двое. Мама экономист-менеджер, сейчас она с волонтерами организовала приют для собак — там их около 20. Отчим занят в строительстве. Родной отец живет в Америке, он уехал туда 8 лет назад, наше общение возобновилось недавно. У папы бунтарский характер, он очень смелый и рисковый. В этом мы схожи. Сейчас мне особенно важна его поддержка, пусть и на расстоянии. Но при этом семейные ценности и любовь к дому у меня формировались благодаря маме, бабушке и дедушке.
— А тяга к творчеству от кого?
— Даже не знаю. Но увлечение видеосъемкой у меня началось в средних классах школы. Я тогда вела блог о макияже, о своей обычной жизни. Снимала всё, даже то, как иду в школу и о чем в эти минуты думаю. Мне нравилось делиться своими наблюдениями, личным опытом. Уже тогда была уверена, что стану медийным человеком. С 15 лет начала заниматься фотографией. Сначала, как и все, снимала семью, друзей, а потом уже писала всем подряд и приглашала фотографироваться на коммерческой основе.
— А мысли о получении дальнейшего образования в этой сфере были?
— Мысли были самые разные. То я хотела быть маркшейдером и познавать горное дело, то решала учиться на дизайнера среды и интерьера, то на фотографа. В этом вопросе я вела постоянную борьбу с собой. В итоге после 11-го класса поступила в Петербургский архитектурно-строительный колледж. Полгода отучилась, но меня учеба не увлекла.
Первый месяц я просто жила и работала в Питере, не рассказывая маме, бабушкам и дедушкам, что оставила колледж. Боялась, что не поймут.
Позвонила отцу. Он-то и предложил мне обратить внимание на таргетированную рекламу (способ онлайн-рекламы, в котором используются методы и настройки поиска целевой аудитории в соответствии с интересами людей. — Прим. ред.) и поискать себя в этом направлении. Я начала разбираться. Но мне стала интересна сфера СММ. Затем появилась моя первая официальная работа в шоуруме.
— Что входило в твои обязанности?
— Я продавала женскую одежду и снимала видео о магазине. Сама же разрабатывала концепцию этих съемок. Там была очень продвинутая владелица. И мне было в кайф этим заниматься, даже несмотря на скромный заработок — всего 15 тысяч. Продержалась два месяца. Потом увидела рекламу о походах и напросилась туда на специальных условиях. Поход бесплатно, а я фотографирую весь процесс для них. Это был незабываемый и очень полезный опыт. Но и в Питере не задержалась, хотя в будущем еще приезжала туда. Жила сначала в Барнауле, потом в Омске. Там уже серьезно стала погружаться в сферу СММ.
— Были какие-то конкретные интересные проекты?
— Да, живя в Омске, я удаленно работала эсэмэмщиком в проекте, сотрудники которого создавали генеалогические древа для клиентов. В Барнауле вообще удалось поработать в маркетинговом агентстве, где я создавала контент для крупных проектов по типу «Леруа Мерлен». Ну и параллельно постоянно подрабатывала: была выгульщиком собак, флористом, снимала помещение и делала скайсы (стразы, которые клеятся на зубы). Но всё же СММ для меня оставался на первом месте всегда. И наконец, я вернулась в Читу, именно тут стала уже серьезно снимать рилсы.
— Родители настаивали на более понятной работе?
— Они предоставили мне свободу. Но знакомые говорили: «Че за рилсы? В Чите они никому не нужны!» Но меня это не демотивировало. Я часто ходила на разные мероприятия, снимала и монтировала. Мой молодой человек очень поддержал, всегда радовался успехам, и это давало мне силы. Училась сама, искала курсы в интернете. Для работы нужен только телефон. Затем я купила петличку, свет, адаптер для микрофона. Безумно увлек сам процесс. Ведь это не только монтаж и съемка, а целая мастерская. Сначала идея, потом сценарий, подробная раскадровка, даже написание всех реплик действующих лиц. Получается, я и продюсер, и писатель, и оператор с режиссером в одном лице. Снять рилс — это как поймать бабочку. Но только не пригвоздить ее на доску коллекционера, а посадить в красивую колбу и дать возможность летать там всегда и напитывать ее жизнью.
— Сколько длится рилс и сколько стоит?
— Длится от трех секунд до минуты. Мои рилс стоит в среднем 3 тысячи рублей, это 15–30 секунд готового материала. С одного мероприятия, которое длится более 3 часов, их обычно бывает 5–6. Это около 20 тысяч за один рабочий день.
— Какие форматы рилсов ты используешь?
— Мне нравятся рилсы с юмором в меру, с анимационным монтажом. Если говорить о том, что больше всего люблю, то, конечно, свадебные — они всегда очень душевные, иногда до слез. Кстати, для себя я тоже рилсы создаю, сделала в день своего рождения: весь праздник организовала по своему замыслу и всё это запечатлела.
— Кем видишь себя в будущем?
— Вижу себя автором личного бренда — конечно же, успешного. И вообще, я бы хотела запатентовать новое понятие в мире медиа «мультикреатор». Ведь я — именно он.
— В Чите много рилсмейкеров?
— Нет, у нас в городе пока не понимают, в чем фишка такого формата. Поэтому и специалистов мало. Наверное, человек 10.
— Как сейчас выглядит твой рабочий день? На какие мероприятия приглашают и как о тебе узнают?
— Сейчас я сама формирую свое расписание: могу работать на трех мероприятиях в день или отдыхать всю неделю. Приглашают на свадьбы, очень часто на деловые форумы, посвященные бизнесу. Недавно я снимала рилсы с форума «Мама-предприниматель» и первого женского бизнес-форума «Меняющая реальность».
— А можно ли сказать, что, к примеру, фотографии со свадьбы могут остаться в прошлом. И на их месте у семьи будет только несколько динамичных музыкальных рилсов?
— Нет, этого не произойдет. Считаю, что рилсы — больше продающая тема. Они отлично продвигают товар или услугу. Рилсы хороши для экспертных видеороликов, бэкстейджей с разных событий. А для сердечных моментов во все времена хочется выбрать что-то более монументальное, долговечное и статичное. Всё так быстро меняется, в каком формате поколения могли бы хранить рилс — даже пока непонятно. (Смеется.)
— В какой-то степени рилсы — элемент медиамоды. Что будешь делать, если они потеряют популярность?
— Я очень адаптивная к нынешнему времени, если формат коротких видеороликов уйдет, буду дальше работать в сфере фотографии или погружусь в ручной труд, творчество. Пропадут рилсы, появится что-то новое. Научусь этому и шагну дальше.