Город Как БАМ, только новый

Как БАМ, только новый

Год назад на месте железной дороги Нарын – Лугокан не было ничего, кроме буровых скважин и деревянных вешек.

Год назад на месте железной дороги Нарын – Лугокан не было ничего, кроме буровых скважин и деревянных вешек. Теперь ночью видно, как трасса светится – на ней под тысячу фар круглосуточно работающей техники, а с вертолёта явственно различима полоса до Александровского Завода.

Вдоль дороги невысокие тонкие столбики через каждые 100 метров – пикеты. И таблички, на которых указаны сроки начала строительства - 4 декабря 2008 года и окончания - май 2009. И есть ощущение, что уложатся.

Из точки А в точку Б

Нарын – неприметный разъезд на юге Александрово-Заводского района. Вначале ветка должна была быть длиной 375 километров и начинаться именно здесь. Потом, чтобы миновать некоторые участки с большими перепадами по рельефу местности, разработчики удлинили линию до 425 километров, а также изменили точку примыкания.

То есть во избежание путаницы в официальных документах, программах и планах к Борзе будет примыкать станция с названием Нарын-I. Пока там, кивают строители, похоже на сорок первый год. То есть станции нет, а есть развалины.

А в Лугокане нет вообще ничего. И самого Лугокана пока нет, и Култумы с Бугдаином. Эти посёлки должны появиться на карте края к 2010 году вместе с горно-обогатительными комбинатами – Бугдаинским, Култуминским и Лугоканским. Строит дорогу ООО «Корпорация Инжтрансстрой» за счёт средств Инвестиционного фонда России – до 295-го километра. Этот отрезок обойдётся в 45 с лишним миллиардов рублей. До ГОКов с 2010 года достраивает частный инвестор - «Норильский никель».

В этом году, по словам начальника строительства дороги Нарын – Лугокан Валентина Уракова, задача очень простая – «прийти на Алек-Завод с рельсами и приехать на первом паровозе».

Роль личности в истории

Несмотря на то, что многие стройки в стране сняты с повестки дня, сомнений в том, что Нарын – Лугокан доведут до ума, закончив в 2012 году в Лугокане, у участников проекта нет. «Тут нельзя не учитывать роль личности в истории, - пожимает плечами начальник управления строительства мостов и тоннелей «Корпорации Инжтрансстрой» Николай Бутов. – Басин работал в правительстве».

Ефим Басин, бывший министр строительства России, ушёл из «Корпорации Инжтрансстрой» после того, как её, как дачу, – со всеми институтами, подразделениями, филиалами – купил Олег Дерипаска. За Басиным ушла часть коллектива. Так в России оказалось две «Корпорации Инжтрансстрой». ЗАО и ООО.

Проект, в нынешней ситуации являющийся ключевым для Забайкальского края, для ООО «Корпорация Инжтрансстрой» - лишь один из. Параллельно они совместно с французами строят платную дорогу Москва – Санкт-Петербург, кольцевую дорогу вокруг Питера, сочинскую развязку Москва – Адлер.

«Порой возмущает крайне дурацкое положение, когда заявку на тендер крупной стройки подают мальчики-белые воротнички. Сейчас так происходит в Сочи. В итоге, они не справляются, а деньги олимпийского бюджета тают», - рассказывает Николай Бутов. Он одновременно в курсе того, как строятся мосты под Питером, и на каких километрах в степи без сотовой связи здесь, между Борзей и Александровским Заводом, разворачиваются бетонные заводы, и для него Нарын - Лугокан – всего лишь «фрагмент», с которого можно в любой момент улететь в Москву - завтра-послезавтра. А сегодня он готов показывать мосты.

Любовь и бетон по «принципу табуретки»

Мостовики считают себя кастой, «белой костью». «Что такое железная дорога? Мосты, соединённые насыпью», – шутит эта каста. На 130 километрах до Алек-Завода предстоит построить 33 моста. Забайкальские инерты – щебень, песок, цемент – для мостов не подходят. Щебень – с Алтая, цемент – с Теплоозёрска, песок – «вертушками» доставляют с Иркутска.

Восемь мостов будут омскими, хоть и в забайкальской степи – на 34-ом километре стоит вахтовый посёлок ООО «Омскостроймост». Омское тут всё - от мёда, которым потчуют замёрзших гостей, до флага области, водружённого рядом с триколором и корпоративным флагом на крыше главного вагончика. Прораб Владимир Гвоздиков, или как его ласково называют тут – Гвоздик, проводит экскурсию: «Это - буровая, глубина скважины – 22 метра. А вот тут - через месяц будет мост. Пока работаем днём, но как только смонтируем бетонный завод – будем круглосуточно».

«Первые три дня, – объяснят попозже, - за бетоном надо смотреть, как за ребёнком. Процесс бетонирования – непрерывен. Бетон надо любить».

Самые красивые мосты Москвы – Андреевский с паркетом, встроенной в набережную подсветкой, переход у Храма Христа Спасителя, оказывается, строил «Омскостроймост». С Бутовым. А встретились здесь.

- Мы, мостовики, по всей стране друг друга знаем, с БАМа – отсюда и доверие, и взаимовыручка. Андреевский мост надо было успеть к Дню города – Лужков приезжал, звонил, каждый день спрашивал: «Успеете?»
- Успели?
- Ну что вы… Если бы мне сейчас сказали, что через месяц укладка – через месяц мосты были бы готовы, - разводит руками Николай Николаевич.

Тридцать три моста - и везде примерно одно и то же – бурят, готовят арматурные каркасы (специальные кольца жёсткости в них обеспечивают неизменность геометрии), монтируют, бетонируют. В некотором смысле повезло только читинскому мостоотряду - оазис вечной мерзлоты позволяет перейти на полносборные мосты заводского изготовления. Строить выходит по «принципу табуретки» - четыре столба в опоре, монолитная насадка сверху, и монтируется пролётное строение.

«Когда за спиной полтыщи мостов, им отдаёшься, как любимой женщине, это стихия», - тихонько говорит Николай Николаевич, и у него получается непафосно.

«Под каждым своим сооружением готов дать гарантию, что на 100 лет можно не заглядывать», - мне пообещали, что когда я стану бабушкой, внукам можно будет передать, что и на их век хватит этих мостов.

Пароль из трёх громких букв

Подразделения, которые сейчас строят Нарын – Лугокан – бамовские, и народу - со всей России. Волгоград, Казахстан, Иваново – перечисляют бульдозеристы и буровики.

«БАМ» тут звучит паролем. О том, что остановить укладку – страшный грех, известно с БАМа. О том, что господин Като, именем которого названы буровые машины, лично приезжал на БАМ удивляться советской «толкушке», которая - тюк-тюк – тюкала породу, ходят легенды. О том, что БАМ – всенародная стройка, а тут огласка на уровне региона, со сдержанной грустью говорят ветераны Байкало-Амурской магистрали.

- Краснознамённый 54-ый мостоотряд знаменит тоже с БАМа. Его дело – буровые работы. В журнале «Транспорт. Строительство» в начале 80-х, - рассказывает Николай Бутов, - вышла статья «Скоростное строительство на БАМе». 32 моста в месяц построил этот отряд. Там же – фотографии, на которых колонны машин уходят за горизонт. Ту мощь уже не создать.

- Но ведь Нарын – Лугокан длиннее, чем весь читинский участок БАМа? - неосторожно уточняет коллега, и Николай Николаевич ревниво замолкает.

Через несколько минут не выдерживает: «Тут механизаторам повезло – обходятся без буровзрывных работ, порода – не скальная, можно бульдозерами. А на БАМе приходилось взрывать каждый метр. Представляете – идут-идут вагоны с взрывчаткой. На станциях для них строят отдельные тупики. Вагонами взрывчатку взрывают, валуны как чемоданы остаются. Пыль кварцевая - как на мукомольной фабрике, силикоз – профессиональное заболевание органов дыхания. На пульте управления подвешено ведро с соляркой – греться… Самые рабы – взрывники».

Раньше всех – 3 декабря – начала работу здесь организация с БАМом в названии – ООО «Бамстроймеханизация». Они и бросили первый кубометр в насыпь, и только после этого были расставлены таблички с указанным «завтрашним» днём начала работ. У них уже есть участки, достигающие даже 27 километров в длину, на которых хоть сейчас клади рельсы. В составе «Бамстроймеханизации» когда-то была и мехколонна-162.

«Бродяга», «Модный» и «Малыш»

Насыпь высотой где полтора метра, а где и все шесть, отсыпается тут со скоростью 40 км в месяц. Первым слоем. Где-то отсыпали и дальше. Сейчас за неимением поезда по ней можно ездить на джипах, как по хорошей грунтовой дороге. Уже у самого Алек-Завода – на участке с 1083 пикета по 1303 - и работает МК-162. Вчера, пока смотрели мосты, кто-то мельком обещал, что здесь не карьеры, а произведение искусства.

Рабочих с 6 разрядом уважительно зовут «стариками» и – по имени-отчеству. Они своего 25-летнего мастера Михаила Криворучко – по-отечески Михаилом, а когда и Мишей. «От работы не устаю, а значит, вроде люблю её», - улыбается Михаил. Работать, говорит, вообще принято с азартом, и машет в сторону проезжающего самосвала с надписью во всё лобовое стекло: «Бродяга». В вахтовом посёлке стоит, передыхая, «Модный». А в Якутии, на Верхнечонском месторождении, где раньше работала МК-162, остался, вспоминают, «Малыш». БелАЗ.

Всего на этом участке - 35 самосвалов, 6 бульдозеров, 2 грейдера, 2 катка и 150 человек. И приедут ещё 50, а возможно и больше. Живут в вахтовом посёлке. С батареями в деревянных туалетах, глядя на которые, понимаешь: не только карьеры – произведение искусства.

Начальник участка Василий Стельмах, начавший трудовой путь с работы сварщика, охотно заверяет, что в пору, когда Россия «кризисует», им отвлекаться некогда, у них есть работа, и трудностей нет, и без разговоров ведёт в столовую. Обед, к слову сказать, стоит тут столько, сколько стоит на самом деле – рублей 30-40. Порции такие, что мужчины отставляют тарелки с недоеденными котлетами если и не со слезами на глазах, то со вздохами глубочайшего сожаления. На коварный вопрос о сухом законе Василий Стельмах сначала недоумевает, что это такое. Потом догадывается: «Нет, конечно. Тут разговор короткий. До второго предупреждения не дорабатываем – расстаёмся». Даже в новогоднюю ночь отсыпали насыпь – тяжёлую технику нельзя ни глушить, ни оставлять работать вхолостую – с 31 декабря на 1 января МК-162 выполнило норму в 3680 кубометров.

По шпалам

В пору, когда Россия «кризисует», очень хочется приезжать туда, где круглосуточно работают экскаваторы, в две смены выгрызается бульдозерами вечная мерзлота и срезаются сопки, бурятся скважины, разворачиваются бетонные заводы, ставятся вахтовые посёлки. А лучше - оставаться жить и работать. Правда, работать на стройку не берут. Пока, невзирая на обещания Басина привлекать стройотряды из читинских студентов и громкие надежды властей региона на обеспечение рабочими местами местных жителей, везде, и в штабе строительства в Борзе, и в вахтовых посёлках, висят таблички «Приём на работу закончен». Причём закончен, особо не начинавшись – из двух тысяч строителей местных жителей – одна десятая часть, и те на подсобно-вспомогательных работах.

… А со станции Борзя, где стоит задача до конца февраля собрать 5 километров рельсошпальной решётки, уже можно шагать по шпалам в сторону несуществующего Лугокана. Метров 300. Впрочем, прошла неделя. Сейчас уже, наверное, дальше.

Екатерина Шайтанова для ИА «Чита.Ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления