Город обзор «Город, бывший краем ссылок, по-прежнему известен своими тюрьмами» - компания ВВС в обзоре электронных СМИ за 8-15 мая

«Город, бывший краем ссылок, по-прежнему известен своими тюрьмами» - компания ВВС в обзоре электронных СМИ за 8-15 мая

«Я думаю, что ему ещё повезло, когда он смеялся над нашими плацкартными вагонами. А вот если бы он ехал с нашими дембелями…» - читинцы о журналисте ВВС.

В отличие от съёмочной группы ВВС, которая сняла то, что хотела, и уехала, журналисты «Альтеса» и ГТРК «Чита» сняли – и остались.

Корреспондент «ГТРК» из Балея, где не так давно из-за обрушения строительных конструкций погиб мужчина, Надежда Соснина отыскивает в городе другой микрорайон, который, по её информации, балейцы с горькой усмешкой называют тренировочной базой «Альфы». Зданий, которые вот-вот могут рухнуть, там 36.

Житель «тренировочной базы» Николай Соболев рассказывает съёмочной группе: «Жители двух-, трёхэтажных домов были вынуждены убегать от холода, и поэтому многоэтажные дома стали бесхозными. Начали разбирать половую рейку, окна, затем добрались до самих зданий, стали разбирать дома на кирпичи. Сейчас во многих дворах можно увидеть груды шлакоблочных и силикатных кирпичей».

«Руку, - говорит журналист, - здесь приложили многие - в то время, когда власти города пытались спасти от разрушения центр Балея. В итоге пострадало не только жильё, но и производственные помещения, например, хлебозавод, баня, химчистка. Недавно на одном из сходов вопрос сноса разрушенных зданий и благоустройства территории зазвучал вновь. Подтолкнул к действию и случай с гибелью человека, и намечающееся очередное празднование Дня Победы».

В сюжете приводятся слова главы города, из которых следует, что только на снос и вывоз одного разрушенного здания необходимо затратить от 70 до 90 тысяч рублей. Таких средств ни в одном из бюджетов нет. Впрочем, нет их пока и на реконструкцию зданий, которые хоть и сохранены пока, но всё же признаны аварийными, а значит - покинуты балейцами.

О том, как 13 мая на заседании совета главврачей края обсуждались проблемы центра медицины катастроф, в эфире ГТРК «Чита» рассказывала Светлана Верхотурова: «Через оперативно-диспетчерский отдел центра катастроф ежедневно проходит вся оперативная информация о дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и других случаях, когда необходима срочная медицинская помощь, а пациент находится за сотни километров от краевого центра. Четыре бригады врачей круглосуточно готовы отправиться на вызов».

В последнее время врачей центра всё чаще вызывают и на дорожно-транспортные происшествия: «Удалённость населённых пунктов и отсутствие стабильной телефонной связи затрудняют своевременное прибытие медиков к месту аварий. И тот самый «золотой час», когда пострадавшим ещё можно помочь, нередко бывает упущен».

Проблемы, выясняет Верхотурова, в транспорте: «Санавиация востребована. Однако гораздо чаще добираться до мест, где необходима экстренная медицинская помощь, приходится транспортом автомобильным. А он, по признанию врачей, свои лимиты уже три раза отслужил».

«Машины у нас уже старые, по 15 лет отъездили. На них порой ездить страшно, ломаются. Особенно зимой, очень опасно. Потому что зимы у нас холодные, по дороге порой и машины не встретишь, кто бы помог», - объясняет врач Забайкальского территориального центра медицины катастроф Алексей Литвинцев.

К 15 мая – Международному дню семьи – выходит сюжет корреспондента ГТРК «Чита» Александры Пряженниковой: «По статистике, каждый десятый ребёнок в России ждёт папу с мамой в детском доме, интернате или социальном центре». Пряженникова побывала в гостях у семьи Макаровых, которые к своим двум сыновьям взяли двух девочек на воспитание. Называются теперь – воспитатели семейно-воспитательной группы.

«Мама пропала без вести, - рассказывает Пряженникова, - папа лишён родительских прав. Родные сестры Ульяна и Ксюша после распада семьи, меньше года жили в социальном центре «Надежда». Потом познакомились с Ниной Николаевной, переехали к ней. Теперь по дому стараются всё делать вместе - готовят, убирают, гладят. Ульяна - спокойная и рассудительная, любит вышивать. Ксюша, напротив, непоседа. Поэтому быстро и уроки делает, и рисует. Большое терпение проявляет только на рыбалке. С мужем Нины Николаевны каждое лето выезжает на природу. Время летит быстро, говорят девочки, уже два года как семейно-воспитательная группа для них большая семья».

По информации ТК «Альтес», 13 мая в Читу по приглашению Министерства экономического развития прибыла делегация Сибирского отделения Российской академии наук. Одна из рабочих встреч состоялась на читинском Машзаводе, где в настоящее время заняты изготовлением четырёх холодильных установок для военно-морского флота России.

«По мнению сотрудников Сибирского отделения Российской академии наук, Машзавод - уникальное предприятие не только в Сибирском федеральном округе, но и в России», - сообщает Ирина Трофимова и берёт комментарий у старшего научного сотрудника Сибирского отделения РАН Сергея Елистратова.

Елистратов объясняет, что «у завода сохранился весь цикл производства, и то оборудование, которое оно выпускает, это целиком оборудованное, основанное на российских комплектующих».

Участники встречи обсудили возможность выпуска на предприятии специальных теплонасосов, которые можно применять в жилищно-коммунальном хозяйстве, на очистных, водохозяйственных объектах и других предприятиях. «Это экологичное оборудование. Например, с помощью такого насоса отапливается Байкальский музей с использованием воды из озера Байкал. Это разработка академика Российской академии наук Владимира Накорякова в рамках программы энергосбережения», - рассказывает Трофимова.

Анатолий Михалёв: «Вот тебе и здравствуйте»

За минуты, проведённые в мэрии, ведущая Вера Селезнёва успела не только задать Анатолию Михалёву вопросы телезрителей «Альтеса», но поговорить с мэром о Дне Победы и читинцах, несмотря на запреты рвущихся в лес.

Особо радует Михалёва, который, складывается ощущение, как-то избирательно видел торжества 9 мая, что очень большое количество молодёжи принимало участие в праздничных мероприятиях: «То есть то, чего мы всегда добиваемся, то, что мы говорим - что память в поколении мы должны сохранить о Великой Отечественной войне, это действительно работает, это действует. И когда пяти-, семилетний ребёнок принимает участие в том же митинге на Мемориале, когда ему родители рассказывают, что это такое, для чего это построили, то, конечно, он запомнит это на всю жизнь и расскажет своим детям».

«На дачных участках и на объездных дорогах работали, помимо сотрудников внутренних дел, дежурные работники от администрации каждого района, они объезжали дачные участки, они объезжали лесные массивы, вплоть до того, что выдворяли, в полном смысле этого слова, людей из леса. Хотя все знают, что сегодня въезд в лес запрещён, но всё равно мы как-то относимся к этому спокойно и говорим, что «ну, ладно, я съезжу, всё будет нормально», - говорит Михалёв.

При ответе на вопрос, положат ли «лежачих полицейских» в районе школы №17, Анатолий Дмитриевич в очередной раз обвиняет работников ГИБДД в бездушности: «К сожалению, мы проиграли суд первой инстанции по предписанию ГИБДД. Сейчас мы обратились с апелляцией в суд второй инстанции. Мы пойдём до высшего арбитражного суда, и если мы проиграем все суды, мы обязаны будем выполнить решение судов снять вообще все «лежачие полицейские». Видимо, работникам ГИБДД жизни и здоровье детей не так важны, как скоростной режим на улицах нашего города».

«Наверное, проиграла не администрация, а дети?» - задаёт наводящий вопрос ведущая, и Михалёв с радостью переключается: «Проиграли, действительно, дети, которые могут завтра оказаться под колёсами автомашин. Ведь дисциплина наших водителей, я неоднократно на это обращал внимание, к сожалению, оставляет желать ещё лучшего. Я сам в выходные дни езжу за рулём и вижу, что, несмотря на то, что сегодня значительно подняты штрафы за нарушение проезда пешеходного перехода (идут люди по пешеходному переходу, а он идёт, не сбавляя скорости, на 70-80 километрах в час. Успели отскочить, так успели. Не успели, значит, опоздали), даже там, где лежат «полицейские», иногда машины, особенно такие как «Крузёры», которые не чувствуют искусственных препятствий и идут со скоростью 70-80 километров в час. Конечно, ребёнок надеется на то, что у него горит светофор, обозначена пешеходная дорожка да ещё ограждена «лежачими полицейскими», идёт смело и тут, как говорится, «вот тебе и здравствуйте».

10 минут в мэрии

Михалёв выражает недовольство работой Министерства культуры края: «Хотя в городе создано специально 46 досок для развешивания объявлений, и в городских правилах благоустройства сказано, что или там, или с разрешения владельца - собственника зданий - можно развесить объявление, к сожалению, этого никто никогда не соблюдает. Я не говорю уже там о каких-то частных объявлениях. Давайте посмотрим афиши, которые развешиваются по нашему городу. Казалось бы, достаточно серьёзное учреждение - Министерство культуры Забайкальского края, но можно где угодно встретить афишу, наклеенную как угодно».

«Это непутёвые заметки, причём очень непутёвые»

На прошлой неделе в «Альт-клубе» показывали и обсуждали фильм, снятый телекомпанией ВВС про наш и соседние регионы.

«Жаль, что Байкал остался позади. На этой станции я пересяду в поезд, идущий по Транссибирской магистрали до Читы. Насколько мне известно, это займёт 17 часов. Мне не терпится продолжить путь», - подъезжает к Чите в фильме журналист ВВС.

Чита традиционно для приезжающих с запада журналистов как ВВС, так и прочих ассоциируется у него с тюрьмами: «Задолго до появления железной дороги Иркутск, от которого нас теперь отделяют 700 миль, был последним на востоке оплотом цивилизации, а Чита, куда мы направляемся, была символом каторги и ссылки. В XIX веке Чита была военным поселением в окружении пустынных земель. Сегодня она постепенно превращается в региональную столицу и, как прежде, остаётся центром военного округа. Город, бывший краем ссылок, по-прежнему известен своими тюрьмами. Их в крае великое множество».

Ходорковским: «Этот человек определённо является самым знаменитым российским заключённым. Михаил Ходорковский - некогда нефтяной магнат и самый богатый российский олигарх - он сделал роковую ошибку. Вместо того чтобы держаться бизнеса, он предпочёл флирт с политикой. Я хотел, чтобы в фильме были кадры тюрьмы, где содержится Ходорковский, но нам настойчиво посоветовали этого не делать. ФСБ - правопреемница КГБ - присматривала за нами на протяжении всего путешествия. Дело Ходорковского требовало весьма деликатного обращения. Нас предупредили, что если мы отважимся на съёмки возле тюрьмы, нас вполне могут арестовать. А поскольку я хочу без проблем завершить путешествие и доснять фильм, я решил не рисковать. Но нам всё-таки удалось сделать несколько снимков тюрьмы, которую здесь с издёвкой называют «зимним дворцом».

Китайскими рабочими: «Можно по-разному интерпретировать это слово - потеряны. В Чите сейчас - строительный бум. Но куда ни глянь, везде иностранные рабочие. Я отправился на поиски предпринимателя, который стоит за притоком рабочей силы в Читу. Вера Шаврова возглавляет эту набирающую силу строительную империю. По её словам, китайские рабочие более доступнее и более предпочтительнее. Китайские рабочие, приезжая сюда, действительно, стараются работать добросовестно, они очень дисциплинированы. На вопрос «А нет ли со стороны русских рабочих неудовольствия, что им предпочитают китайцев, что китайцы работают лучше?» Шаврова отвечает: «Было бы противоестественно, если бы этого не было. Это свойственно для любого общества. Как-то на улице я проходила мимо одной женщины. У неё на руках был ребёнок, и она была пьяна. Она кричала и оскорбляла китайских рабочих, хотя они работают всё светлое время суток и работают на совесть, а она просто пьёт...»

И декабристами: «После истечения срока каторги декабристы выходили на поселение и содержались уже в более мягких условиях, продолжая много работать на благо местных жителей. Декабристов здесь по-прежнему почитают. Благородные неудачники оставили неизгладимый след в истории Читы».

Журналист ВВС беседует с двумя университетскими преподавателями – Ольгой и Татьяной:

- Мы говорим о декабристах, а тем временем здесь совсем неподалёку в тюрьме находится самый известный российский узник - Михаил Ходорковский. Что вы скажете на этот счёт?

- Он очень умён. Он блестящий менеджер, политик. Его очень ценят на западе. Он очень богат, хорош собой, в нём есть магнетизм и харизма. Когда столько блестящих качеств сходятся в одном человеке, это становится опасным.

- То есть вы хотите сказать, что Ходорковский в тюрьме, потому что Путин и его окружение не захотели мириться с той опасностью, который этот человек представляет для власти.

- Мы именно это и сказали.

- Но вы так открыто говорите об этом. Вас не беспокоят последствия?

- Нет.

- Тогда скажите, почему не слышно слов публичной поддержки Ходорковского?

- Конечно, есть люди, которые публично это делают, но их немного. В целом, люди немного деморализованы, люди потеряны, они не знают, что им делать.

Обсуждали фильм на третьем этаже ТК «Альтес» пресс-секретарь гордумы Лариса Семенкова, заведующий кафедрой политологии ЗабГГПУ Олег Кузнецов, проректор ЗабГГПУ Виктор Кузнецов, несколько предпринимателей и депутатов. Фильм участникам «Альт-клуба» и нравился, и не нравился сразу.

«Я с самого начала пометила себе, что это погоня за экзотикой. Вот она богатейшая большая территория - только через шамана - экзотика. Вот она наш богатейший город Иркутск - только почему-то через СПИД. Мне жаль автора, что он не видел другого в Иркутске. Вот она Чита через три блока: тюрьмы - экзотика, декабристы - экзотика и китайские рабочие в строительной отрасли - тоже экзотика», - комментировала Семенкова.

Предприниматель Сергей Колесников считал, что фильм можно показывать без ограничений: «Я не думаю, что в нём есть что-то отрицательное, что могло бы нас обидеть или унизить. Я считаю, что его надо показывать во всём эфире».

«Он увидел только маленькую вершину айсберга, - заключил предприниматель Або Арчаков. - На самом деле проблем у нашей страны гораздо больше. Я сейчас смотрел и с ностальгией вспоминал советские времена. Всё равно Россия не знала периода времени, чтобы средний простой человек жил хорошо. Мы знаем, что есть в Европе такие государства, где средний человек живёт комфортно, то есть самодостаточно. У нас этого никогда не было - ни при царе, ни при генсеке, ни при президенте. Вот сейчас можно поехать, посмотреть, как люди нормально живут, но сами мы так никогда не жили. Сейчас наш строй в стране почему-то называется демократический. Но ни в какие времена - ни при царе Горохе, ни при генсеках - никогда страна наша не знала такого уровня коррупции, как сейчас. Мы с вами являемся свидетелями самого печального времени. Я маленький когда был, я не знал, кто такой наркоман».

Известный страстью к путешествиям и фотографии Александр Леснянский тоже был возмущён: «Мне фильм совершенно не понравился, не произвёл никакого впечатления. Это непутёвые заметки, причём очень непутёвые. Я не знаю, для кого фильм был создан, я предполагаю, что для общеобразовательных школ, чтобы так именно показать Россию, но чтобы сильно не обвинили в предвзятости. Но я знаю, как этот фильм сделался, я очень хорошо это вижу. Это был взят путеводитель по России, выхвачены из него интересные места. Про демократию что можно сказать, про Россию? Что она к ней не готова в каком плане? Демократия - это такая вещь, «демос» - народ, «кратия» - управлять. Для того чтобы управлять, нужно как минимум это уважать или любить. У нас демократия не проходит потому, что у нас не любят то, чем управляют. Мы не любим самих себя, не говоря о том, что мы не любим свою землю, малую родину или большую, мы не любим Москву. В Москве не любят вообще ничего, кроме самих себя. Примеров можно привести миллион, каждую секунду...»

«Джонатану всё равно - понравится вам или не понравится, он снимал для своего обывателя, - мудро рассудил Виктор Кузнецов. - Я, конечно, не режиссёр и вряд ли им когда-либо буду, но мне кажется, что режиссёр, снимая фильм, знает заранее, для кого он снимает. Это для своего обывателя, для западного обывателя, чтобы показать, чтобы немножечко удивить. Нас чем-то удивить? Вряд ли. Я думаю, что говорить о том, что это негативный фильм, это совершенно неправильно - живём же здесь, знаем. Я думаю, что ему ещё повезло, когда он смеялся над нашими плацкартными вагонами. А вот если бы он ехал с нашими дембелями, ему бы было веселей. Или в день ВДВ».

Подготовила Екатерина Шайтанова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления