Начальник ГИБДД МВД России Виктор Кирьянов предложил пожизненно лишать прав водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом виде.
«Ясно, что с пьянкой, с наркотиками надо кончать, потому что последние законы, которые приняты, которые усилили ответственность за данный вид нарушений, позволяют сделать вывод о том, что сегодня это уже принесло положительный результат. Примерно на 40% с начала реализации этих законов снизили количество дорожных происшествий с участием пьяных водителей. То есть, вот, пожалуйста, закон, вот, пожалуйста, ответ», - сказал Кирьянов.
Относительно возможности такого наказания, как пожизненное лишение прав, он заявил, что «законодатели найдут выход из этого положения».
В настоящее время водителю за управлением автомобилем в пьяном состоянии грозит лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет, при повторном нарушении части 1 статьи 12.8 КоАП – лишение прав на три года.
Насколько водители и пешеходы, нарушители и жертвы, начальники и подчинённые поддерживают предложение Виктора Николаевича, и согласны ли они с такой жёсткой мерой как пожизненное лишение прав – опрос ИА «Чита.Ру».
Заместитель председателя правительства Забайкальского края Алексей Кошелев:
- Думаю, что не согласен. Человека, оступившегося один раз в жизни, навсегда лишать этого права нельзя. Должны быть какие-то реабилитационные мероприятия. Такое может случиться просто по молодости, по глупости, а он потом будет страдать всю жизнь. Существуют люди, которые за счёт этого зарабатывают на жизнь, – водители, например. Один раз оступившись, он останется без работы, без средств к существованию останется вся семья. Это неправильно.
Пожизненно лишать права управлять автомобилем надо тех, кто не первый раз садится за руль в пьяном состоянии. При первом подобном нарушении можно лишать его прав на маленький срок, например, от года до полутора лет, при втором на больший срок – три-пять лет, при третьем разе – можно, наверное, и пожизненно.
Житель Читы Егор Карасёв:
- Согласен. В прошлом году у меня погибла сестра от рук пьяного водителя. Скоро будет суд. Я считаю, что если человек в состоянии алкогольного опьянения попал в ДТП, при этом есть жертвы, то тут наказание надо приравнивать к наказанию за убийство. Для тех, кто попался в первый раз, и при этом нет отягчающих обстоятельств, можно делать некие снисхождения, небольшие исключения допустимы. А во второй раз уже надо лишать прав, например, на три года, в третий раз – пожизненно.
Начальник ОВД по Агинскому району Тумэн Эрдынеев:
- Это нарушение конституционных прав человека, гражданина. Я против. Например, есть молодой человек, скажем, 18-ти лет, имеющий водительское удостоверение. Был задержан в пьяном состоянии, мы его лишили прав пожизненно. Через 5-10 лет, когда он всё-таки женится, заведёт детей, у него в связи с отсутствием прав на вождение автомобиля могут возникнуть проблемы. Для таких нарушителей в настоящий момент и предусмотрен срок от 1,5 от 2,5 лет.
Другой вопрос по лицам, совершившим ДТП с тяжкими последствиями. То есть в результате есть человеческие жертвы. В отношении них предусмотрена статья 264 Уголовного кодекса РФ, связанная с лишением свободы либо с условным наказанием, вот тут может идти речь о пожизненном лишении прав управления транспортным средством.
Считаю, что когда человек лишается водительских прав, а потом через определённое время приходит их получать, он должен повторно сдавать экзамены на знание правил дорожного движения. В настоящее время ему просто возвращается удостоверение и всё. Но, будучи лишённым на два-три года прав, он забывает правила дорожного движения и теряет навыки вождения.
Ds_shiza (Комментарий, оставленный в ЖЖ ИА «Чита.Ру»):
- Абсолютно солидарен с насяльника. Говоря о нарушениях ПДД, любых других законах и правилах, можно разделить их на два типа. Первый - нарушения, вызванные по большей части сторонними факторами: техническим состоянием автомобиля, состоянием дороги, погодными условиями, чёрт с ним, даже усталостью и невнимательностью водителя и даже в какой-то степени незнанием ПДД. Это - суть правонарушения, проступки, ошибки, называйте, как хотите.
Второй тип - нарушения, на которые нарушитель идёт осознанно. Это уже преступление, которое должно наказываться максимально строго. Признаться, я бы за такое кроме лишения прав ещё бы розг хороших прописал или закидывание камнями, или битие пяток бамбуковой палкой.
Заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения управления ГИБДД УВД по Забайкальскому краю Игорь Болдин:
- Я так думаю, что лишать водительских прав надо при повторном задержании. Всё равно же есть молодые люди, не совсем осознающие некоторые моменты. Хотя мера будет очень действенная. Сразу появятся другие моменты. В России, да и в крае тоже, люди, лишённые права управления, всё равно попадают и вторично, и в третий раз, и лишаются прав. Но я больше уверен в нескольких других моментах. Во многих странах вводятся наказания вплоть до уголовной ответственности, например, в США. Это ведь фактически преступление. Правда, всё зависит от степени опьянения. В каком состоянии? Что там? Как там? Есть такое понятие как опасное вождение. Вы ничего не совершили, но ваше поведение квалифицируется как опасная езда – скорость превышали, проехали на красный сигнал светофора. Одно дело, когда человек выпил, едет спокойно, его останавливают гаишники. Другое – когда человек едет, при этом совершая правонарушения, а это уже отягчающие обстоятельства. То есть это другая степень ответственности. А про тех, кто стал причиной ДТП, причём с жертвами, и говорить нечего. Тут, естественно, уголовное дело и лишение прав. На какой срок? Для каждого нарушителя должно быть определено индивидуально. Для кого-то штраф будет действенным, и он никогда больше не сядет за руль в пьяном виде, а для другого – и лишение прав ничего не изменит. Ему хоть пожизненно, хоть на пять дней…
Экс-начальник ГИБДД УВД по Забайкальскому краю Александр Ничик:
- Моё личное мнение - пожизненно лишать прав не надо, но вот лет на пять – необходимо. За это время водитель поймёт, что он не прав и больше вряд ли позволит себе употреблять за рулём. Жизненные ситуации всякие бывают. Хотя в отношении тех, кто неоднократно допускал употребление спиртных напитков при управлении автотранспортом, я считаю, что можно и такую меру наказания использовать, а если ещё допускал дорожно-транспортное происшествие в таком состоянии, в результате чего пострадали люди, то такая мера просто необходима. По первому разу лишать человека возможности сесть за руль, думаю, не стоит. Транспорт сейчас – это не роскошь. Вот когда была роскошь, то, тогда можно было бы позволить. Это всё равно, что лишить человека передвигаться.
Автолюбитель Василий:
- Думаю, давно пора. Согласен абсолютно и полностью, а то лишили его прав на полгода, он как пил, так и продолжает пить, через полгода вернули – он опять пьёт. Может, это позволит народу задуматься, станут меньше пить, носиться по дорогам пьянющими, биться. Особенно по Чите. Особенно по проспекту Белика. Именно там мне встречались такие товарищи, которые влетали и выпадали из машин. Вечером в пятницу практически еженедельно. Если я выпью, то лучше поставлю машину и буду пешеходом.
Fixed_beam: (Комментарий, оставленный в ЖЖ ИА «Чита.Ру»):
- Эта мера нужная уже хотя бы как средство предупреждения. Зная, что лишиться прав можно навсегда, многие задумаются... Но опять же, введение такого закона увеличит взятки, и тем, кто без башки, но с деньгами и/или связями, также и будет всё равно...
Преподаватель ПДД и ОБД ЗабГГПУ Виталий Ерышев:
- Знаю, что в некоторых странах, в том числе европейских, так и делают. Пожизненно, с учётом того, что у нас доказать вину часто бывает трудно или можешь оказаться без вины виноватым, это чересчур. Может быть, срок лишения увеличить? Пожизненно – перебор. Из крайности в крайность, мне кажется, это не правильно.
После того, как ввели нормы на опьянение, СМИ стали печатать таблицы, показывать, сколько можно выпить за рулём, чтобы норму – 0,3 промилле – не набрать. Хотя, по информации Минздавсоцразвития, 0,2 промилле – это естественный фон, то есть в организме человека есть химические соединения, идентичные по составу с алкоголем. Так что ноль промилле – редкость для организма. 0,2 взято с запасом, 0,1 – поправка на погрешность прибора. Вот поэтому пить нельзя совсем, а грань перейти легко.
Есть данные испытаний, сколько алкоголь держится после приёма стакана пива, ста грамм водки. Люди любят выпить на природе, утешая себя тем, что алкоголь скоро выветрится. Неожиданный поворот судьбы – человек попадает в ДТП: машину занесло, оказалось, что у человека алкоголь в крови – это сразу всё меняет.
Председатель Забайкальского регионального отделения Российской автомобильной федерации (РАФ) Юрий Глушенков:
- Только за. Человек, севший за руль в пьяном состоянии, - это уже преступник. Анализ деяний, которые совершают водители в пьяном виде за рулём, показывает, что пьяница приносит не только материальный вред, но и уносит жизни людей, тем самым морально калечит семьи, здравомыслящих, нормальных, трудоспособных людей выводят из нашего общества. Пьяница в любой отрасти, в том числе за рулём, это всё отрицательное, что влияет на наш генофонд.
Для того чтобы не лишиться прав в 18 лет, существует Федерация автомобильного спорта, которая воспитывает наше подрастающее поколение не только в плане технической подготовки, но и морально. Она готовит их к жизни как защитников Отечества, мужественных, смелых, умеющих управлять автомобилем. Кроме этого, у нас проводится обязательное медицинское контролирование здоровья членов клуба, в том числе профилактика - нельзя пить не только на соревнованиях, но и за рулём в целом.
Житель Читы Вадим:
- Лишать прав пожизненно – плохая идея, поскольку человек может осознать свою ошибку в более зрелом возрасте, а поздно – поезд ушёл. Это как отрубать одну ногу пешеходу, перешедшему улицу в неположенном месте. Я не против того, чтобы наказание было суровым, например, лет пять без прав, но наказание не должно быть необратимым, ведь даже из тюрьмы выпускают за хорошее поведение.
Не один раз садившийся за руль пьяным и трижды лишавшийся прав автолюбитель Павел:
- Не согласен, потому что ситуации бывают разные: телефон не работает, человеку плохо, его надо отвезти в больницу – вынужденная мера сесть за руль в пьяном виде. У них же подразумевается (сотрудников ГИБДД – А.В.), что пьяный – это человек, выпивший две бутылки пива. Хотя, например, такой водитель бывает гораздо адекватней впервые севшего за руль. Блондинки, например.
Тех, кто из раза в раз нарушает правила, садясь за руль в пьяном виде, и так лишают водительских прав. Причём каждый раз на больший срок лишают. У меня есть знакомый, который остался без прав на 12 лет – он в течение одного года раз шесть пьяный попадался. Первый раз поймали – дали полтора года, второй раз попал – приплюсовали три года, и вот так за разом. Но пожизненно лишать прав нельзя.
Svatoff (Комментарий, оставленный в ЖЖ ИА «Чита.Ру»):
- Однозначно увеличится размер взятки! Хотя лично у меня, человека, максимально пытающимся быть законопослушным гражданином РФ, мысль о том, что можно остаться без прав вызывает ужас! Я не могу без машины – это и моя работа, это и мой отдых. Соответственно, следующим рефлексом в моей голове – ни в коем случае не пить за рулем! («не пей за рулём – на капоте удобнее»).
А у господ, «хозяев жизни», как ничего там в голове не было в центре, отвечающем за поступки, так ничего и не появится. Как решалось с помощью «звонка другу», так и будет продолжать решаться.
Alarmyst (Комментарий, оставленный в ЖЖ ИА «Чита.Ру»):
- Svatoff опередил меня на счёт взяток, но добавлю. Тут важна последовательность. Сначала нужно учинить суровейшие репрессии в рядах патрульного состава ГИБДД. Чтоб за получение взятки (в любом размере) начисляли по 10-15 лет колонии строгого режима. Так и быть, не пожизненно...
Вот тогда можно со спокойной душой начинать карать за пьянство за рулём. И тут уж, действительно, можно и пожизненно... В противном случае, корыстолюбивые гайцы (а такие встречаются) уже не станут необоснованно обвинять автолюбителей (а такое случалось).
Но если вина реальна и доказана, снисхождения к выпивохе быть не должно. Разве не справедливо было бы пожизненно лишить прав на владение оружием человека, который посреди улицы начал беспорядочно стрелять из ружья? А в чём тут принципиальная разница?
Некоторые сочтут, что мне легко так рассуждать, ведь я вот уже больше года как вообще не пью ни капли... Но, кто мешает? Присоединяйтесь, и через год вам тоже будет легко рассуждать.
Usefff (Комментарий, оставленный в ЖЖ ИА «Чита.Ру»):
- Безусловно взяткоёмкость повысится, соответственно, повысится уровень коррупции. Но это очевидная вещь.
А можно и ещё с одной стороны глянуть. Это будет очередной инструмент давления. Все знают, как у нас зачастую в России проводятся мед. освидетельствования.
Я считаю, что при нынешней структуре ГИБДД, да и милиции в целом – нельзя давать такой «подарок» в руки служителей закона и охранников правопорядка. Прогнившая, коррумпированная структура сами знаете как этим подарком воспользуется.
Да и лишение прав не вариант, только у нас в городе есть как минимум два способа спокойно ездить лишенцам. Я думаю, что такая же ситуация в любом другом городе России, разница лишь в цене вопроса.
Со своей стороны я думаю, было бы правильно кратно увеличить штрафы за пьянку и т.п., но при этом необходимо перестраивать способ взимания этих штрафов. Скажите честно, кто из вас не заплатил штраф ГИБДД, и что ему за это было? Система взимания штрафов не работает в принципе, платят, по моему, только супер-сознательные граждане.
Почему я считаю, что лишение надо заменить на высокий штраф? Сколько у нас стоит пьяному откупиться от ГИБДДонов? Сумма взятки варьируется от 7,5 до 12 тысяч рублей.
Ну, так и сделайте штраф размером в 5-7 тысяч. Какая разница - водителю заплатить на месте или в кассу? Только в одном случае он не нарушает закон и исполняет гражданский долг. А в другом случае - наоборот, да плюс имеет возможность быть пойманным вместе с гибдоном ОСБ. Водитель, пойманный за рулём с признаками опьянения, всегда будет искать возможность откупиться от лишения. Вот как то так.
Многие скажут, что если заменить лишение на штрафы, то богатенькие дядьки и их сынки будут чувствовать себя королями дороги, и будут откупаться. Ну так посмотрите вокруг, они и сейчас так делают.
Если у состоятельного дядьки нет знакомых ГИБДДонов, то у него есть хороший юрист, который, учитывая безграмотность мировых судей и ментов, развалит это дело на раз-два. Сам лично знаю небедного товарища, дважды останавливаемого с признаками опьянения, отказавшегося от мед. освидетельствования и впоследствии выигравшего два суда. Ездит, как будто ничего и не было, с правами.
Подготовила Анна Васильева