Город опрос «Пионер – всем пример» - опрос ИА «Чита.Ру»

«Пионер – всем пример» - опрос ИА «Чита.Ру»

«Меня принимали в пионеры весной. От школы до дома нужно было идти три километра, но я расстегнулась, у меня была белая рубашка и красный галстук. Хотела, чтобы об этом узнал весь мир».

19 мая 1922 года в РСФСР была создана первая пионерская организация, которой спустя некоторое время присвоили имя Владимира Ильича Ленина. Имя ребятам с красными галстуками придумал житель Забайкалья – Иннокентий Жуков. В 1991 году организация прекратила своё существование. Резко исчезла школьная форма, на смену ей пришли китайские спортивные костюмы. А взрослые люди, так и не ставшие комсомольцами, теперь говорят про себя: «Мы – вечные пионеры». Что для читинцев значит красный галстук, пионерия, нужны ли в наше время такие организации – опрос ИА «Чита.Ру».

Председатель общественной организации «Республика юных забайкальцев» Тамара Бусоедова:

- Организации не просто нужны – мы работаем, мы живы. Это востребовано. Если организации у нас возникают и растут – это нужно. Самое главное - есть конкретные полезные дела, которыми занимаются наши дети. И если в нашем крае было всё уничтожено в 90-ые годы, то нам с огромным трудом с начала 2001 года удалось создать крупную региональную организацию, которая сейчас успешно действует во всех районах края. У нас есть достижения как на региональном, так и на всероссийском уровнях, мы участники международных проектов.

Те, кто работают в детском движении, очень ценят опыт пионерской организации. Но мы можем особо гордиться тем, что название пионерской организации было предложено нашим земляком Иннокентием Жуковым – известным скульптором, фотографом, он был ещё серьёзным деятелем в детском движении. Именно он встречался с Надеждой Крупской и предложил название «пионер». Пионер – первый разведчик, первопроходец.

В пионерской организации я получила первые навыки организаторской работы. Там я училась составлять планы, писать сценарии, проводить мероприятия, например, советы. Там я приобрела друзей, которые идут со мной всю жизнь. Это мои лагеря отдыха – «Горнист», «Искра», «Артек». Для меня пионерская организация очень дорога, потому что я была председателем Совета дружины в течение трёх лет. В дружине было 360 человек – это 12 отрядов. В Совет дружины входило 17 человек. Совет дружины собирался ежедневно по четвергам, в 15.45. Совет дружины мы начинали с песни, заканчивали игрой, потом все вместе шли гулять.

Это не только заседаловки, это интересная жизнь. То, чему я тогда научилась, до сих пор помогает в жизни, в работе. Я даже мужа встретила в то время. Он тоже был пионером, активистом. Мы с ним встретились в лагере актива «Горнист», были в одном отряде. А через 16 лет создали семью.

Это помогает и сейчас в работе. Те методы работы, которые мы используем, помогают нашим командам расти, развиваться, создавать особую атмосферу в коллективе.

Консультант отдела пресс-службы законодательного собрания Клара Хоменко:

- В пионеры меня приняли в третьем классе, в числе семи первых образцово-показательных. Я по такому случаю даже не была лохматой, как обычно. Помню, что сильно радовалась и в распахнутой шубе (конечно же!) бежала на репетицию кукольного спектакля «Кошкин дом» во Дворец пионеров. Мы этот спектакль потом с огромным успехом показывали в ДК железнодорожников. И больше - увы - не помню ничего. Это же был 1989 год, период полураспада. Последняя фотография класса в галстуках и форме - в шестом классе. Дальше кто во что горазд: в кофточках из люрекса, в спортивных костюмах... Я даже не помню, как всё умерло - как-то мгновенно это произошло. Теперь жалею, что тот галстук не сохранился у меня. На нем была небольшая прожжённая дырка, потому что я все время везде опаздывала, криво пришивала воротнички и галстук гладила мокрым после стирки за 5 минут до того, как бежать на уроки.

Секретарь краевого отделения КПРФ Дмитрий Дюков:

- Необходимость в организациях, конечно, есть. Раньше выстраивалась хорошая цепочка – октябрёнок, пионер, комсомолец – и на протяжении всех этих лет отбирались кадры, прослеживалась идеология, воспитывалось уважение к своей стране. Через пионерские организации влияли на успеваемость учеников. А сейчас воспитательный фактор из школы убрали, оставили только образовательный. В связи с этим мы получаем не очень хорошие поколения. Конечно, есть дети хорошие, но массового воспитания нет.

Я, конечно, помню тот день, когда меня приняли в пионеры. Даже в альбоме есть фотография, где у меня октябрятский значок и пионерский галстук. Мама в этот день мне испекла тортик. Я был страшно горд, надувал щеки. Это была определённая ступень в жизни. Если говорить о приёме в пионеры, то даже соревновались – кого первого примут, кто чего-то достиг – в спорте, учёбе. Таким образом стимулировали развитие детей.

Руководитель краевого управления Федеральной антимонопольной службы Евгений Минашкин:

- Я был пионерского возраста в тот период, когда это всё было в бывшем Советском Союзе. Конечно, я носил красный галстук, был активистом. Помню, что, будучи пионером, мне посчастливилось быть в «Орлёнке». По тем временам, для глубинки, когда на школу выделяли одну путёвку, и делегировали меня… Я учился тогда в 3 классе. Конечно, мама была в слезах, отправляя меня в неведомые дали.

Нужна система работы с детьми, с того возраста, когда они начинают себя осознавать. К сожалению, в эту паузу попало целое поколение – с конца 80-х и до начала 2000-х. Это поколение не вкусило радости общения, коллектива, организованной системы, которая куда-то вела. Я идеологию отодвигаю в сторону, а оставляю форму организации работы. Она приносила свои плоды. Это не было давлением над личностью, коллективистские начала. Понятно, что были перегибы, перекосы. Мы берём только существо. Это существо я считаю рациональным, возможным к использованию в любое время. Поэтому те формы, которые я знаю – «Республика юных забайкальцев», скаутовские отряды, кадетские классы – это здорово, это хорошо. Человек – существо социальное, и он должен жить в обществе с молодых ногтей. И лишнего в этом ничего нет. Некоторые вычурные люди начинают говорить, что всех хотят построить строем. Никто этого не хочет. Люди, которые этим занимаются, преследуют другие цели. Всё, что было в истории – приветствуется.

Начальник отдела по взаимодействию с общественными, национальными и религиозными объединениями администрации губернатора Забайкальского края Вера Сазонова:

- Меня принимали в пионеры весной, в день рождения Ленина, был холодный апрель. От школы до дома нужно было идти три километра, но я расстегнулась, у меня была белая рубашка и красный галстук. Я шла и страшно гордилась, что пионер. Хотела, чтобы об этом узнал весь мир.

Второе воспоминание из взрослой жизни: взрослые люди-комсомольцы профессионально занимались работой с детьми. Это была профессия. Был совет пионерской организации в районе, возглавлял который секретарь райкома комсомола, был совет в области – возглавлял секретарь обкома комсомола. На это выделялись ресурсы – и финансовые, и административные, и информационные, и имущественные. При чём работа велась в школе, по месту жительства и в трудовых коллективах. Когда брали на работу, например, в райком партии или выдвигали депутатом, смотрели в строке «Семейное положение», чтобы занимался с собственными детьми. Это был один из критериев оценки человека, в том числе профессиональной. Была своя пионерская газета «Пионерская правда», она была страшно популярной. И ещё детей приобщали к профессиям. У нас была уникальная акция «Пионерская плавка». Ребята собирали металлолом по всему Забайкалью, Советскому Союзу. У нас лучшие ребята, собравшие больше металлолома, награждались поездкой в Петровский Завод и там участвовали в переплавке металлолома. Дети видели результат своего труда.

Я считаю, что взрослые должны профессионально заниматься с детьми. У детей есть интерес, но помогать им должны взрослые. И по месту работы, жительства, в школе. Родители не должны быть безучастны. Движением детским надо заниматься профессионально. У нас, к сожалению, пока нет закона о поддержке детских объединений. Я бы его отдельно выделила, и отдельную графу в бюджете. И давала бы оценку партиям по тому, какое внимание они уделяют работе с подрастающим поколением. Особенно накануне выборов. Сегодня при нашем рынке большинство секций, кружков – платные. А как нам развивать личность и воспитывать гражданина? Его нужно воспитывать через организацию. Организация – это оценка своих товарищей. Воспитание через коллектив. Это свойственно российской нации, потому что мы северная территория и всё время выживаем – боремся с климатическими условиями, длинными расстояниями. Поэтому выживать лучше в коллективе. В этом сила.

Михаил, рождённый 19 мая:

- Пионером не был, так как к тому моменту, когда меня должны были принимать, пионерская организация только-только успела развалиться. Не могу сказать, что я испытываю радость или досаду от того, что не удалось побыть пионером - скорее, эдакое чувство неизбежности, по-другому просто быть не могло. Просто тогда было такое время, когда в обществе полным ходом шло отторжение всего того, что связано с коммунистическим прошлым: плохого и хорошего - без разбору.

Считаю, что, зарубив пионерию, мы многое потеряли. Раньше в пример другим ставились ум, честность, трудолюбие и так далее - и пионер был, своего рода, символом всех этих качеств (всем ребятам пример). Теперь же в обществе культивируется лишь красота, богатство и «право сильного».

Кстати, 19 мая - это для меня не только день пионерии, но и день моего рождения! В этом смысле, наши с пионерией судьбы тесно переплетены.

Председатель молодёжного парламента Забайкальского края Екатерина Матафонова:

- Я не успела стать пионером, была только октябрёнком. У меня брат был пионером, поэтому эмоции - положительные, отношение - замечательное. На опыте брата я помню, что для них гордость - быть пионером. В пионерии были свои положительные моменты и для воспитательного процесса в школе. Я помню, что снимали значки. Нельзя было оскорблять кого-то, драться. Был определённый мотиватор для работы и правильного поведения школьников.

Выпускающий редактор Забайкальской краевой газеты для детей и их друзей «Ёлка» Екатерина Жеребцова:

- Я считаю, что не зря пионерские организации имеют такую огромную историю в нашей стране. Ведь для чего-то это было нужно людям – педагогам, вожатым, ребятам, которые принимали участие в этой организации. Когда я училась в школе, моим классным руководителем была Альвина Николаевна Кивлева. Это педагог с огромным стажем, бывший комсомольский работник. Он не понаслышке знает, что такое пионерия, комсомол. И с 5 класса в нас, своих учениках, воспитывала на самых лучших пионерских традициях – взаимопомощь, командный дух. Это, конечно, я поняла позже. Тогда не с чем было сравнивать. А теперь, общаясь со сверстниками, понимаю, что у них такого не было. Может это и не плохо, просто как-то по-другому. Наш класс состоял в «Республике юных забайкальцев». С 5 класса мы знали, что пионерская организация возрождается в своих лучших традициях. Нельзя сказать, что «РЮЗ» - это пионерская организация. Всё по-другому. Но стремление к лучшим традициям есть.

Педагог дополнительного образования детского объединения «Скауты» Валентина Иванова:

- Самые светлые воспоминания о пионерии, о тех годах, когда работали с пионерами. Самое главное – всё лучшее было для детей. Этот лозунг был реальным. Была база для работы с детскими объединениями, организациями, движением. Сейчас этой базы нет.

Конечно, такие организации нужны сейчас. Молодёжь у нас не очень занята. В содружестве с «Республикой юных забайкальцев» работает очень много детских организаций по школам. В том числе и наше детское объединение «Скауты», которое два года назад было создано при Доме детского творчества. Это очень удобно – у «РЮЗа» есть база, можно получить консультацию, помощь.

В августе база лагеря «Энергетик» будет предоставлена для скаутов края. Дети будут отдыхать, создана специальная программа. Это очень здорово. Дети будут ходить в походы, использовать другие формы скаутского движения. Скаутское движение в Забайкалье было связано с Жуковым. В экспедиции в то время могли участвовать тысячи детей. А сейчас это даётся сложно.

У детей есть интерес. Они ходят в походы, обучаются различным умениям, навыкам – и костёр разжечь, и приготовить пищу. Ведь дети домашние, многого не умеют. Дети получают большие знания по истории нашего края, культуре народов Забайкалья. В конце мая мы собираемся в поход. Станция туристов обещала инструктора, который обучит детей скалалазанию. Это здорово.

Фотограф Дмитрий Полтавский:

- К пионерии я, как в прошлом член Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, отношусь сугубо положительно и с огромным уважением. Воспоминаний, связанных с пионерией, у меня огромное количество, начиная от Зарницы и заканчивая политинформациями, на которых требовали свободы для Леонарда Пелтиера и происходили прочие удивительные вещи.

На вопрос, нужны ли такие организации сегодня, ответить однозначно не могу. С одной стороны, нужны в плане воспитания молодёжи. С другой - категорически нет, ибо подобные организации будут обязательно курироваться «Единой Россией» и людьми, по отношению к которым у меня нет ни капли уважения. Поэтому скорей нет, чем да. Пусть пионерия остается прекрасным воспоминанием, а не трансформируется в рассадник дебилов с промытыми мозгами. Принципы Роберта Бейден-Пауэлла и Крупской в современной России не приживутся, увы...

Юлия Золотуева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления