Город интервью Сергей Забелин: «Цензуры нет. Она запрещена»

Сергей Забелин: «Цензуры нет. Она запрещена»

«Валерий Брюсов в статье «Свобода слова» приводил слова Екатерины II: «Свобода есть возможность делать всё, что законы позволяют». На мой взгляд, это относится и к свободе слова».

Сергей Забелин, отвечая на вопросы посетителей «Чита.Ру» заявил, что в стране есть свобода слова, ограничиваемая необходимостью журналистов кормить семью, отметил, что проблема региональной журналистики в личных качествах молодых людей, которые решили связать себя с ней, и назвал скульптуру оленя брендом Читы.

Как вы считаете, у нас есть «свобода слова»?

Существует ли она вообще? Существует ли она в нашей стране в целом и в Забайкалье, в частности? Отвечать на вопрос о свободе слова пытались во все времена, и часто безуспешно. Валерий Брюсов в статье «Свобода слова» (журнал «Весы», № 11, 1905) приводил слова Екатерины II: «Свобода есть возможность делать всё, что законы позволяют». На мой взгляд, это относится и к свободе слова. Я не теоретик. Поэтому на все аспекты этого вопроса отвечу относительно кратко. Наше государство и общество ограничивают свободу СМИ отдельными положениями ряда законов — о персональных данных, о противодействии терроризму, о рекламе, о чрезвычайном положении, о государственной тайне, о выборах, о коммерческой тайне, и так далее. Эти положения необходимо соблюдать. Цензуры нет. Она запрещена, и если где-то проявляются элементы цензуры, с ними можно бороться, вплоть до суда.

Журналиста по закону нельзя принудить писать то, что противоречит его убеждениям. Но и редакцию нельзя принудить держать в штате такого журналиста, который не желает следовать её информационной политике.

Мой многолетний опыт в журналистике говорит о том, что чаще всего вопрос о свободе слова, свободе печати сводится к личной смелости журналиста и личной смелости главного редактора, который берёт на себя ответственность за любую публикацию в СМИ. Если такая смелость присутствует — будет и свобода слова.

В конце концов, дело не в журналистике. Почитайте новую книгу очень авторитетного журналиста Михаила Ненашева «Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)». Автор приходит к выводу, что сейчас в России решается вопрос, каким будет наше общество — демократическим или авторитарным. А это во многом зависит от того, станет ли пресса свободной. По мнению Ненашева: «Сомнительно. Слишком велики и прочны традиции обязательного присутствия государства во всем, что касается жизнедеятельности СМИ в России».

Каждый журналист выбирает для себя между необходимостью кормить семью и стремлением резать правду-матку. Чаще всего истина находится посередине. Как в России в целом, так и в Забайкалье в частности. А все эти карты гласности, которые составляют какие-то учёные где-то в Москве на основании неизвестно каких данных — это от лукавого.

- Сергей Николаевич, нет ли у вас ощущения, что основная проблема забайкальской журналистики — отсутствие базы для подготовки журналистов? Можно же привлекать на журфак тех немногих профессионалов, которые есть в городе. Их и правда мало, но они есть во всех видах СМИ, и при должной организации их всех можно затащить на филфак хотя бы на одну-две пары в неделю. Пусть это будут не академические знания, но люди на выходе из вуза будут хотя бы отличать закадровый текст от текста для диктора, и понимать, что и как писать.

- Тридцать лет назад, когда я начинал работать в забайкальской журналистике, в Чите вообще не существовало учебного заведения, где готовили бы кадры для СМИ. Сам я окончил отделение журналистики университета в Иркутске. Ведущими журналистами в Забайкалье в то время и ещё долгое время были люди, которые окончили университеты в Москве, Свердловске, Владивостоке, Иркутске или высшие партийные школы в Хабаровске и Новосибирске. Имена многих из них и сегодня на слуху. Но уже подросла и заняла своё место плеяда выпускников-журналистов, подготовленных в ЗабГГПУ. Если бы в своё время не было принято это решение, сегодня местные СМИ имели бы серьёзные кадровые трудности. У меня нет ощущения, что основная проблема забайкальской журналистики - отсутствие базы для подготовки журналистов. Меня больше тревожат некоторые личные и профессиональные качества тех молодых людей, которые решили связать себя с журналистикой (это тема для отдельного разговора, и эти качества, насколько мне известно, общие и для Читы, и для других университетов). Что касается подбора преподавательских кадров для ЗабГГПУ — это дело самого университета. Не вижу необходимости навязывать услуги. Если руководство вуза сочтёт необходимым посоветоваться с Союзом журналистов, мы подумаем над этим вопросом.

- В 1990 году вы возглавляли газету «Комсомолец Забайкалья». Вы приняли её у Курочкина на пике читательского интереса. Китовой досталась уже мертвая газета, без коллектива. Судя по вопросам, история повторяется с «Забайкальским рабочим»: коллектив разбегается, тираж падает. Вы решили стать могильщиком ещё одной газеты?

- По прошествии 20 лет после описанных событий этот вопрос порой не даёт мне покоя — вопрос о кончине газеты «Комсомолец Забайкалья», к которой я был причастен в силу многих объективных обстоятельств. Возможно, когда-нибудь я дам подробный ответ на данный вопрос. Сегодня же очень коротко могу сказать: нужно вспомнить исторический период, когда происходило умирание «Комсомольца Забайкалья». Учредителем газеты выступал областной комитет комсомола. Комсомол был младшим братом КПСС. Каждая газета разделяет участь своего учредителя. Когда зашаталась КПСС, тогда зашатался и ВЛКСМ, а его детище — популярная молодёжная газета — вообще скончалась. Мне же в тот период довелось быть её главным редактором. Исчерпав все возможности для издания газеты, лишённой учредителем финансирования (при этом получая обещания помощи на всех уровнях: от обкома ВЛКСМ до обкома КПСС, от ЦК ВЛКСМ до ЦК комсомола РСФСР), я подал заявление об увольнении. Через несколько месяцев газета канула в Лету.

Сегодняшний «Забайкальский рабочий», как раньше «КЗ», вновь претерпевает далеко не лучшие времена. Волею судьбы в этот тяжёлый период мне вновь довелось возглавлять газету. Как специально. Но и времена изменились. И опыт — сын ошибок трудных — даёт о себе знать. И учредители, если им действительно нужна газета, думаю, не дадут упасть ниже плинтуса. И есть понимание того, что нельзя ждать милости от природы… А что касается падения тиража… Я проанализировал тираж «Забрабочего» за последние 20 лет. Он упал в 40 раз. Были годы, когда отпадающий тираж составлял 50 тысяч экземпляров. Это невосполнимо. В нынешнем году тираж не сократился. Это радует. Но он крайне мал. Это огорчает. Однако сегодняшний коллектив стремится совершенствовать содержание и оформление газеты и, несмотря на многие проблемы, при поддержке читателей и понимании учредителей, не только остаться на плаву, но и сделать шаг вперёд. Не делая при этом двух шагов назад.

- Почему Вашу газету невозможно приобрести в читинских киосках?

- В читинских киосках по цене 7 рублей регулярно продается «Забайкальский рабочий» за каждый четверг. Тридцать две полосы с цветной обложкой и ТВ-программой. Остальные номера можно получить по подписке или купить в редакции. Организовать через частную сеть распространения продажу ежедневной газеты не удаётся в силу многих причин, главная из которых — незаинтересованность владельцев этой сети. Проще продать один номер «Плейбоя» за 100 рублей (срок реализации — месяц), чем на 100 рублей недорогую газету, срок реализации которой — один день. А некоторые номера «ЗР» просто невозможно было бы продать в розницу, поскольку они содержат принятые Заксобранием новые краевые законы, читать которые найдётся мало желающих, но печатать которые наша газета обязана. О рентабельности «ЗР» говорить пока рано.

- Сергей Николаевич, здравствуйте! Скажите, может ли забайкальское отделение «Союза журналистов России» хоть как-то помочь с трудоустройством выпускнику—журналисту?

- Судя по вашему вопросу, вы уже столкнулись с проблемой трудоустройства журналистов. Она существует не только для выпускников. В принципе, СМИ краевого центра укомплектованы кадрами. А в силу финансовых затруднений вынуждены даже их сокращать, выводить за штат, переводить на договор. В то же время журналистов с высшим специальным образованием не хватает в редакциях некоторых районных газет. Сейчас Союз журналистов проводит кадровый мониторинг муниципальных СМИ. По его итогам разместим на своём сайте список вакансий. Но вот беда — не хотят молодые дипломированные журналисты работать в районках. Может быть, захотите вы? Что касается трудоустройства в Чите, мог бы вам посоветовать начать регулярное сотрудничество с каким-либо городским СМИ, потому что человека с улицы, с творчеством которого редакция не знакома, вряд ли возьмут в штат, если там откроется вакансия.

- Что по вашему является брендом Читы и Забайкальского края?

- На мой взгляд, брендом Читы является скульптура оленя на выезде из города в сторону Песчанки, а брендом Забайкальского края — багульник. Кстати, именно багуловый цвет наша газета использует в заголовке цветных номеров по четвергам.

- Где будете искать спонсоров для Союза журналистов?

- Там же, где СЖ искал их и ранее: среди руководителей предприятий, организаций, которые понимают роль и задачи нашего творческого союза, нашей общественной организации и готовы оказать ей помощь в проведении общественно значимых мероприятий. Ближайшее из них — традиционный фестиваль забайкальской прессы «Регион-медиа-2010», который должен состояться в начале будущего года.

- Как правило региональные журналистские конкурсы посвящены какой-нибудь одной теме (молодёжной в год молодёжи, педагогической в год педагога и так далее). Вопрос к вам, как к руководителю региональной организации союза журналистов: будет ли меняться эта система? Ведь жизнь многообразна и есть немало хороших публикаций, в том числе и в вашей газете, и в других СМИ, но они не могут быть отмечены на региональном уровне, так как не подходят по тематике.

- Уважаемый Иван! Как вы правильно заметили, жизнь многообразна, и не исключено, что система определения тематики региональных журналистских конкурсов будет меняться. Возможно, мы обсудим этот вопрос на одном из заседаний правления нашей организации.

Тематика очередного фестиваля «Регион-медиа» посвящена 65-летию Великой Победы, поскольку весь 2010 год все СМИ широко освещали эту тему и в этом отношении находятся в равных условиях. Но должен вам сказать, что помимо регионального фестиваля ежегодно проходит множество местных ведомственных конкурсов, не говоря о федеральных. Почему бы ни попробовать свои силы в них? Мы постараемся суммировать информацию обо всех творческих конкурсах и размещать её на своём сайте. Кстати, недавно я узнал о существовании всероссийского профессионального журналистского онлайн-конкурса. В нём более 80 номинаций, а итоги подводятся ежемесячно. Подробнее вам могут рассказать, если напишите по адресу region-smi@yandex.ru.

- Вы сократили трёх журналисток «Забраба», имеющих детей младше двух лет. И не раз замечали, что нисколько не жалеете их. Где же ваша участливость и сочувствие?

- Соглашаясь ответить на вопросы посетителей «Чита.Ру» я, безусловно, отдавал себе отчёт в том, что неизбежно будут заданы и неудобные вопросы. Основания для такой уверенности давали многочисленные жалобы и обвинения в высокие инстанции (от президента РФ до губернатора, от прокуратуры до ОБЭП и так далее) в мой адрес со стороны бывших сотрудников «Забайкальского рабочего», оставшихся без работы с моим прямым и непосредственным участием.

Суть дела: по распоряжению правительства Забайкальского края было ликвидировано Государственное унитарное предприятие «Редакция газеты «Забайкальский рабочий» и создано одноименное Государственное автономное учреждение. За закону при ликвидации предприятия увольнению подлежат все без исключения. Но это не значит, что все без исключения подлежат обязательному приёму во вновь созданное учреждение. Тем более что в период «ликвидации — создания» в «Забайкальском рабочем» сменилось руководство, а новая метла, как известно, по-новому метёт. Право нового руководителя — сформировать новый коллектив так, как он считает целесообразным для дальнейшей работы. Этим правом я и воспользовался на законных основаниях в феврале этого года, чем вызвал понятное неудовольствие уволенных. С тех пор мы им полгода платили среднюю зарплату на период трудоустройства. Срок прошёл, мы больше им не платим, а трудоустройство, судя по их вопросам, произошло далеко не у всех.

Безусловно, я желаю всем, кто не вошел в штат вновь учреждённого ГАУ «Редакция газеты Забайкальский рабочий», решить проблемы своего трудоустройства. Но поскольку суд (а нам пришлось пройти достаточное количество судебных процессов) признал законность того, что эти люди не попали в штат ГАУ, то и говорить не о чём. Действующее предприятие или учреждение — не собес, не благотворительное общество. Оно вынуждено решать задачи, поставленные перед ним учредителем, исходя из реальных, весьма ограниченных финансовых возможностей. И решать достаточно успешно.

Не буду далее углубляться в детали взаимоотношений, которые пытаются вытащить на свет божий некоторые из уволенных сотрудников в своих вопросах. Кстати, госпожа Викторова имела возможность высказать свои претензии на недавнем общем собрании Союза журналистов, на котором меня избрали председателем, а её — членом правления (за что я тоже голосовал). Но она этого не сделала.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления