Город Интервью интервью «Иван Купала»: «Играть с дычем!»

«Иван Купала»: «Играть с дычем!»

Где находят песни участники группы, где во время войны хранились костюмы, почему артисты не грызут семечки – в интервью «Радио Сибирь» с солистами группы «Иван Купала»

Где находят песни участники группы, где во время войны хранились костюмы, почему артисты не грызут семечки – в интервью «Радио Сибирь» с солистами группы «Иван Купала» Романом Ломовым и Натальей Котовой.

Купала часть1
Купала часть2
Купала часть4

- Во многом благодаря творчеству вашего коллектива, вашей группы мы – люди простые, как бы заново открываем, для себя открыли, продолжаем открывать что-то такое истинно народное не только в музыке, может, мудрость древних обычаев, некий уклад крестьянской жизни, что ли. Мы сейчас живём совсем по-другому. Вы вот пытаетесь это всё до нас донести с помощью своего творчества. Как вообще изначально группа «Иван Купала» пришла к тому, что вот вы начали заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь?

Роман: В 99-м году три, не побоюсь этого слова, отца-основателя, вот один из них тут сидит рядышком - Алексей Румянцев, а ещё Денис Фёдоров и Алексей Иванов – работая на радиостанции в Санкт-Петербурге, озадачились тем, чтобы создать такой проект. С одной стороны, вроде как будучи поклонниками таких проектов как Deep Forest, Enigma, решили сделать такой, в хорошем смысле, аналог в России. Ну, этот аналог, в общем-то…

Наталья: Удачный.

Роман: Да. Будем надеяться, что удачный.

- Вот кстати, по поводу Deep Forest. В одном из давних интервью вы высказали мысль, в частности, Алексей Румянцев, что мечтали бы сыграть один концерт с Deep Forest. Есть возможность приблизиться к этой мечте?

Наталья: Так же мечтаем. Мечты по-прежнему остаются мечтами. Потому что это была какая-то переписка в гостевой книге, я видела.

Роман: Наша группа ещё существует, той группы нет уже. Мечта осталась.

- Мне всегда было интересно, как вообще происходят раскопки этих древних духовных ценностей? Раскопками – можно, да так назвать? Как создавалось и как создаётся ваше творчество? Потому что это же не просто, взять и написать какую-нибудь песню, а нужно залезть куда-то внутрь, уйти далеко к истокам, понять вообще, как всё это происходит. Как всё это выглядит в процессе, прежде чем мы получаем готовый шедевр, готовый продукт?

Наталья: Первый шаг – это, конечно, добыча материала фольклорного, и последнее время с этим становится всё труднее, так как аутентичные исполнители уходят от нас. В общем-то, в основном, песни, которые были на первых альбомах, они были собраны ещё раньше. В экспедиции мы ездили, искали материалы. Как обычно, в деревню приезжаешь с ними. И всё, тебе начинают петь, записываешь. Потом идёт самое сложное – обработка этого материала, потому что, во-первых, большая часть материала была записана раньше и находилась в архивах, и была в не очень хорошем состоянии, потому эти песни – все они сложными методиками современными восстанавливаются, приводятся в такой вид понятный более, потому что некоторые песни там звучат на какие-то там одни шипящие согласные, непонятны слова. Очень трудный процесс. Потом ребята уже начинают компоновать, брать песни, потому что обычно у нас же песни состоят не из одного аутентичного произведения, а из двух или даже из трёх. Они придумывают - это очень долгий процесс на самом деле, так как знаете, предыдущий альбом был восемь лет назад.

Роман: Потом по части сопоставления музыкального материала, чтобы были схожести и в ритмике, и по тональностям, чтобы состыковать, уходит очень-очень много времени на отслушивание, и сама – Наташа же сказала – чистка вот эта вот.

Наталья: Каждый проигрыш – всё ж подобрано. Сложнее, в принципе, чем сесть и просто сочинить песню, гораздо. Говорят, что вы так долго, что вы так тянете? Потому что хочется делать, действительно, качественные, хорошие вещи, не опускаться там, до уровня…

Роман: Спокойно…

Наталья: Я никого не называю.

- По поводу уровня, по поводу цензуры: всё то, что аутентично, всякие частушки, может быть, матерные – они же очень часто такие, которые цензура не пропустит, что было у вас, по моему, в своё время с песней «Куйня».

Наталья: Что такое куйня? Это же наковальня, другими словами - песня про кузнеца. В общем-то, конечно, кто хочет, тот и слышит. Для нас в этой песне ничего нет страшного.

- В меру своей испорченности, как говорится.

Наталья: Если, например, кто-то слышал секретный трек со второго альбома, он больше гораздо должен был порадовать.

Роман: В этом смысле знаете, вот почему говорят «долго, долго»? Проще современным исполнителям, которые работают в этом этно- или относительно этножанре, взять, встать, спеть, подложить, потом записать. А когда потом народ слушает, и знаете, как говорится, игрушки на ёлке висят, они радуют. Блестят – они радуют. В этом смысле работа с записями этнографичными, где поют бабушки, тут уже обмануть сложно. Когда они исполняют, у них уже заложено эта жизненная мудрость, и когда слушатель слушает, даже через призму вот этих аранжировок группы «Иван Купала», проникается этим. Бабушки не станут обманывать. Они это уже прожили и через себя пропустили. А какие-то молодёжные современные составы не всегда об этом помнят. Скажем так - надо прожить в деревне, походить за плугом.

Наталья: Прожить эту сложную жизнь в деревнях – это же труд, большой-большой труд. И песня – это часть жизни. Они, в общем-то, не поют, они играют, они рассказывают, они даже не говорят «спойте», они говорят «я скажу вам песню».

Роман: Математически это сложно вычислить.

Наталья: Да, очень сложно, и мне кажется, это в принципе, чем цепляет. Такое слово, оно хоть современное именно, когда поют бабушки, они даже когда без аранжировок поют…

- Да, за душу цепляет.

Наталья: Да, и вот когда люди начинают говорить, начинают вспоминать о корнях. Вообще, я считаю, что достаточно серьёзная проблема сейчас у нас. Нация, которая не ценит и не знает своих истоков, пласта культурного, такая нация деградирует, и поэтому своего рода миссия группы «Иван Купала» – чтобы люди это слушали. И честно, ещё хочется даже сапонировать некоторым таким товарищам, которые пытаются нас обвинить в том, что мы чуть ли не убиваем русскую музыку. Я всё время поражаюсь, как же можно так сказать, когда она даже не меняется, эта музыка – берётся та вот, столетней давности, просто как бы более оформляют современно, чтобы люди могли её послушать. Все вот эти обвинители…

- В принципе, то, что ближе к року, говорят. Но ведь раньше тоже же там что-то играли, подыгрывали на тех же ложках.

Наталья: Да, конечно! В принципе, суть-то песни - самое главное, я считаю. Ребята не меняют саму песню вообще. Они не меняют ни темп, ни ритм, ни слова, ничего, и аранжировку даже не делают. Песня звучит в том самом настоящем виде. То, что она обрамлена музыкальной обработкой – я, конечно, понимаю, что у всех вкусы разные – но, в конце концов, сколько людей будут слушать эти песни вообще без всякой обработки? А так я считаю, что очень многие тысячи людей приобщились к нашей истиной культуре. Это здорово, на мой взгляд. Молодцы, ребята!

- Смотрю сейчас на этих людей - участников коллектива группы «Иван Купала» - и душа радуется: уж очень внешностью у вас соответствует всему тому, что несёте вы своей музыкой, своим творчеством. Вообще, имидж – это как-то тоже специально для творчества, так сказать, в помощь...

Наталья: Знаете, на самом деле нет. Наверное, вот именно, у нас с Романом так совпало, так фольклорно выглядим. В общем-то, нас, конечно, не по внешности отбирали в коллектив, а в основном – это было много лет назад – больше соответствия тембров голосовых. То есть, вокальные данные – это было первое, что учитывалось.

Роман: Во вторую очередь инструментальные данные. Кстати, семь с половиной лет назад – у меня как дочь родилась – Наталья порекомендовала меня в группу уже как инструменталиста. И я в этой группе уже семь лет играю на всяких дровах.

Наталья: Мультиинструменталист у нас Роман.

- Раз заговорили об этом, давайте, сыграйте нам что-нибудь!

Роман: Вот я просто впопыхах сегодня захватил с собой один инструмент такой. Как он называется? Это рожок, если конкретизировать - владимирский рожок.

Я немножко расскажу об этом инструменте. Это такой инструмент, в приснопамятные времена, когда молоко делали не из порошка, а вот добывали его обычным способом, то есть, с помощью коров, была такая профессия, называлась она «пастух». Так вот, пастухи раньше ходили с такими инструментами, особенно популярно это было во Владимирской, Ярославской, Костромской областях, вот почему название владимирский рожок – очень популярно. С помощью этого инструмента пасли коров. Была даже какая-то условная система сигналов, которую, кстати говоря, скотина понимала. То есть, например, был сигнал «сгон», когда собиралась, сигнал «опасность», или «отбой». Это так я, уже переводя на современный язык.

- То есть, не только для души, но ещё и служил чем-то?

Роман: Да. А уже потом, во вторую очередь, этот инструмент стал музыкальным и даже вот собирались артели владимирских рожечников, они назывались хоры, и прям таки они сыгрывались и играли на ярмарках. Даже такой знаменитый ансамбль рожечников под управлением Кондратьева ездил к царю в Петербург и на выставку в Париж. Мы этот инструмент, наряду со многими, используем в творчестве группы. В проигрыше он звучит в некоторых композициях.

- Вы сегодня, естественно, будете в костюмах?

Наталья: Да. У нас, кстати, особые костюмы. Костюмы древние, примерно им от 150 до 200 лет.

- То есть, они не на заказ?

Наталья: Нет. Это настоящие белгородские костюмы, которые нам одна бабушка принесла ещё в начале творческой карьеры, когда мы думали, выбирали, из каких регионов костюмы. И вот белгородский такой среднерусский, в принципе, красивый вариант. Наши костюмы лежали в сундуке в войну, были закопаны в лесу. Прям такая история интересная, вы знаете, хочу сказать, что это даже ощущается. Может быть, конечно, это психология, но когда ты надеваешь на себя рубашку, панёву. Панёва – это юбка, надевается только через голову, нельзя надеть через ноги, определённым способом складывается. И мы эти костюмы сами не стираем, потому что это какой-то сложный процесс. Отвозим тоже бабушке, она всё это распарывает, перепарывает. Так что костюмы – это наша отдельная гордость.

- Выглядят они отлично…

Наталья: Материал хороший, конечно, тогда был, что говорить.

- Не то, что сейчас, да?

Наталья: Они у нас уже немножко... Если изначально были такие прям толстые рубашки…

Роман: Они не были рассчитаны на активную гастрольную деятельность. Немножко пообтрепались.

Наталья: Мы, кстати, сейчас ищем. Если у кого-то есть идеи, варианты какие-то, может быть, что-то где-то лежит, будем рады за информацию. Потому что это такое дело – костюмы. Хочется уже тоже что-то добавить во внешний антураж.

- Длительное время о вас не было новостей, да и в плане творчества тоже затишье, что ли, тайм-аут, как это назовём. Чем вы в это время занимались? Отдыхали?

Наталья: Нет, конечно! То есть, гастрольная-то деятельность не прекращалась никогда. Мы отказались только от съёмок, от телевидения, потому что очень много занимало и времени, и сил. Нам сперва было некогда, потом уже стало немного неинтересно, во-вторых, мы, в принципе, на концертах мы вообще всегда поём живьём 100%. То есть у нас не бывает плюсовых выступлений никогда. И в принципе, на телевидении тоже очень мы не любим это всё. В преддверии выхода нового альбома хочется людям рассказать, что, собственно, сделали новое, стали ходить, но тоже вот живьём и на телевидении, кто вот предоставляет такую возможность, просто редко бывает. А так занимались концертными гастролями, детей рожали.

Роман: А потом сам вот этот процесс, надо понимать, такой - временноёмкий. То есть, чем дальше в лес, тем сложнее отыскать интересные исходники, которые потом облечь в нашу форму, уже, наверное, традиционную.

Наталья: Потому что материал, который был собран раньше, он уже практически весь переработан, перелопачен, а нового очень мало осталось. Опять же, если у кого-то есть интересная информация, материалы, кто-то знает какую-нибудь уникальную бабушку, живущую где-то - будем благодарны. «Иван Купала» – сайт, у нас есть группа ВКонтакте - заходите, добавляйтесь, давайте дружить. Если есть информация, мы всегда рады новым каким-то веяниям. Очень хочется продолжать всё это делать. И в связи с тем, наверное, хочется представить новую песню. Для альбома, в принципе, уже всё готово. По всяким соображениям на осень намечен его выпуск. Но в концерте мы уже исполняем три песни с нового альбома. Хотя, кстати, сегодня в Чите будет премьера песни «Старый». Мы специально подготовили её к нашему туру.

- Как раз тур в поддержку альбома пошёл?

Наталья: Можно так сказать. Да даже не знаю, тур – он просто тур, наверное. Мы Сибирь вообще очень любим, в Забайкалье много раз были. Кстати, в Чите мы в первый раз. А, например, вообще, первые гастроли группы «Иван Купала» были в город Томск. Так хорошо вообще, и помню, Ромка тогда ещё не был с нами, но так было всё хорошо. Мы много раз были и в Иркутске были, и в Новосибирске, и в Красноярске – везде. В Чите вот первый раз, тоже понравился город.

- Я думаю, что в Сибири, в Забайкалье, в частности, вас не могут не любить, потому что это всё ближе. Мне кажется так.

Роман: Ближе к корням. Конечно. Многие даже, знаете, переселенцы из Сибири, они как раз сохранили в себе, во-первых, и ту культуру, и воспоминания о той культуре. Поэтому у нас даже больше ответственности, что ли, перед сегодняшней публикой, волнуемся.

Наталья: Да, тем более зная, что сегодня придут ребята из фольклорных обществ, что будут такие настоящие знатоки и ценители. В общем-то, ждём встречи.

- Немного о том, что ожидает читинских, забайкальских зрителей на концерте, какая программа будет представлена?

Наталья: В общих чертах – будут исполнены песни практические все с первого альбома, большинство песен со второго альбома, и три новых песни. И плюс к этому будет много аутентичных, мы споём несколько песен акапельно, что тоже людям, мне кажется, интересно. Пара сюрпризов. Ромка будет, конечно же, играть, показывать, подыгрывать и частушки петь. И пообщаемся. Мы вообще любим зрителей.

Роман: Пусть вас не испугает термин «частушки».

- Частушку-то можно прям сейчас исполнить?

Роман: Частушку? Вот, слушайте, я вспомнил историю о народной мудрости и о народном восприятии. Это реальная байка. В деревню приехал городской баянист и там бабушки сидят, говорят: «Ой, глянь-ка, вот он приехал с консерватории с таким баяном пятирядным. О! Вот он, наверное, сейчас нам частушки». И он начинает играть - тыр-тыр, тыр-тыр. Вроде бы играет, все там вариации, техника. Бабушки смотрят так, не понимают, а что происходит-то? Смотрели, смотрели: «Давай из соседнего дома позовём деда Петю». Деда Петя приходит с гармошкой, ремень на гвоздях прибитый, половина клавиш нет, и давай, значит, тыры-пыры, пасатыры. И тут все бабки такие «У-у-ух!» и как пошли играть. И потом спрашивают: «А почему, тот же более заядло играл?» Они говорят: «Наш-то с дычем играет». Такой вот термин «Дыч». Если научиться с дычем - игра того стоит. Я сегодня постараюсь на концерте исполнить с «дычем».

- В своё время, когда произошло рождение группы «Иван Купала», это пришлось на «чёрный понедельник», когда в стране произошёл дефолт. Сегодня у нас 13-ое, пятница. Часто такие совпадения в творчестве, может быть, даже не в творчестве, а в жизни происходят, в творчестве коллектива?

Роман: Совпадения бывают разные.

- И суеверны ли вы вообще в этом отношении?

Наталья: Каждый лично особо не суеверный, но что-то такое есть: семечки мы не грызём. Поверье есть такое – артисты семечки не грызут. Я помню историю, как Алле Пугачёвой принёс кто-то мешок семечек, так она выгнала этого человека, и обиделась очень сильно. И вот мы тоже не грызём семечки.

Роман: У нас раньше было не очень хорошее предчувствие, когда мы летали на гастроли в Казахстан. Каждый раз, когда мы ездили, там какие-то приключения случались. Ну, сейчас не будем на них останавливаться.

Наталья: То аппаратура перегорала, то мы её где-то оставили, что-то ещё произошло, то куда-то опаздывали. Ну, в общем, места, скорее, есть такие знаковые.

Роман: По поводу совпадений я вспомнил: мы, работая долгие годы вместе, причём как бы особо, скажем так, эта информация не скрытая была, потом вдруг в один момент увидели, что у трёх солистов группы одинаковые имена матери и отца. Даже такое было. У нас с Натальей совпадает, например, и ещё одна девочка была.

- Я думаю, что наши радиослушатели, ваши поклонники, хотели бы услышать какие-то тёплые слова в наш адрес.

Наталья: Конечно же, хочется пожелать в такой чудесный день, чтоб побольше было таких солнечных, хороших, тёплых дней. Побольше вам удач всяких, свершений всех мечт, настроения, мира в ваших душах и на земле. И будьте добрыми, хорошими людьми, слушайте побольше хороших, добрых песен.

- Спасибо, Наталья, спасибо, Роман, удачи вам в творчестве и на концерте сегодня тоже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления