Город обзор Живые и мёртвые – в обзоре районных СМИ

Живые и мёртвые – в обзоре районных СМИ

Став в 2004 году смотрителем городского кладбища, Светлана Викторовна Голубчикова и не подозревала, насколько сложно ей придётся...

Зоя Касьянова большую часть своего детства провела в стенах шилкинского железнодорожного клуба. Она хорошо помнит, какую роль играл тогда клуб в жизни шилкинцев. Горожане регулярно смотрели не только кино, но и театральные постановки своих земляков. «Раскупались все билеты, был постоянный аншлаг. При клубе летом работал городской сад. В центре сада располагалась танцплощадка, танцы проводились под духовой оркестр. Здесь же работали взрослые и детские качели, карусели, тир, городошная площадка и летняя сцена, где проводились небольшие концерты. В здании железнодорожного клуба в те годы работало много кружков: хоровой, духовой, драматический, танцевальный, художественный, музыкальный, гимнастический, акробатический и другие. Результаты этих занятий население Шилки постоянно видело. Музыкальный кабинет ломился от разнообразия инструментов: оркестровые трубы, барабаны, скрипки, аккордеоны, баяны, гитары, балалайки. Жизнь в клубе кипела и была на высшем уровне». Разумеется, ситуация со временем изменилась не в лучшую сторону. Иначе подобный материал не появился бы в наши дни на страницах «Шилкинской правды».

Читать о славных днях шилкинского клуба

Клуб полон жизни…

Люди старшего поколения хорошо помнят здание железнодорожного клуба. В 50–70-е годы зал этого заведения был всегда полон. Народ просто валил на просмотры фильмов, спектаклей, концертов. Раскупались все билеты, был постоянный аншлаг.


При клубе летом работал городской сад. В центре сада располагалась танцплощадка, танцы проводились под духовой оркестр. Здесь же работали взрослые и детские качели, карусели, тир, городошная площадка и летняя сцена, где проводились небольшие концерты. В сад с удовольствием шли взрослые, молодежь и дети. Нередко можно было видеть, что на удобных скамеечках отдыхали пожилые люди в тени высоких тополей.


В здании железнодорожного клуба в те годы работало много кружков: хоровой, духовой, драматический, танцевальный, художественный, музыкальный, гимнастический, акробатический и другие. Результаты этих занятий население Шилки постоянно видело. Так, духовой оркестр играл во все праздничные дни, на демонстрациях, еженедельно на танцах. Танцевальный кружок вела семейная пара Филипских. Музыкальные занятия на скрипке вел Клепов. Участники всех этих кружков регулярно выступали на сцене клуба, а также выезжали с концертами в другие районы области.


Отделом культуры в Шилке в те годы руководила Вера Перфильевна Тонких, она всегда лично сопровождала гастролирующие коллективы. С жизнью клуба и сада связано мое детство и юношество. Мои родители Лапшины Евгения Павловна и Петр Васильевич тоже внесли свой вклад в организацию культурного досуга шилкинцев.


Моя мама на протяжении нескольких лет работала в этом клубе. Сначала кассиром, потом завхозом, а дальше директором клуба. Папа трудился в вагонном депо и так как многие годы, с юности, занимался художественной самодеятельностью, то он все время ходил в драматический кружок при клубе. Каждый день после работы вечером он шел в клуб на репетиции или спектакли.


Коллектив драматического кружка поставил множество спектаклей. Среди них такие как «В сиреневом саду», «Свадьба с приданым», «Хлеб и розы», «Хрустальный ключ», «Шестеро любимых» и другие.


В связи с ностальгией о прошедших интересных годах, которые оставили в памяти положительный, теплый отпечаток, я хочу поблагодарить участников кружка тех лет: С. Саблина, Л. Тюменцеву, В. Белокопытова, М. Лопатина, Л. Кадушкину, Л. Чумилина, В. Деревцова, А. Санина, молодых в то время девушек Тамару, Симу, Аду, Нелли и всех, кто принимал участие в спектаклях. Возможно, кого-то из них уже нет в живых, а остальным я хочу пожелать здоровья и счастья.


Естественно, раз оба родителя всегда были в клубе, мы с братом с детства находились там. Бабушек и дедушек у нас в городе не было, поэтому нас брали с собой. Мы с братом Анатолием Лапшиным бегали по саду, этажам клуба, смотрели на репетиции, занятия разных кружков и, конечно, все фильмы и спектакли. Мы видели всех приезжающих в Шилку с гастролями артистов, никогда не пропускали их концертов.


Расскажу один забавный случай. Когда мы с братом были маленькие, лет по 4–6, в клубе шел какой-то спектакль. Папа был на сцене, мама, как руководитель, за кулисами. Нас посадили в оркестровую яму и дали какие-то сладости, чтобы мы вели себя тихо. Несмотря на то, что зал был полон зрителей, стояла хрустальная тишина – все слушали только голоса актеров. И вдруг нам, видимо, надоело смотреть на ноги актеров, мы вылезли из ямы и стали бегать между рядами. Конечно же, нас быстро усмирили и усадили, но маме потом сделали выговор. В яме мы больше не сидели, но бывать в клубе не перестали. Нас устраивали на балконе или где-то с техническим персоналом.


Позднее мы с братом ходили в клуб на кружки: я на музыкальный и танцевальный, брат – на акробатический. А еще позже, в юношеские годы, мы тоже внесли свой небольшой вклад в работу этого заведения. Мой отец Петр Васильевич умел очень хорошо рисовать, брату Анатолию этот дар достался по наследству. И они вместе частенько рисовали разные плакаты, афиши, занимались художественным оформлением клуба и сада. У меня особых дарований нет, поэтому я помогала актерам драматического кружка – переписывала для них тексты ролей из пьес для заучивания дома.


Сколько помню, мои родителя всегда были активными в культурной жизни города. Мама тоже принимала участие в концертах. У нее удивительно хорошо получалось декламировать со сцены стихи и отрывки литературных произведений. Особо мне запомнилось, как красиво она прочла отрывок из книги «Старуха Изергиль» М. Горького.


Интересно то, что все это делалось на совершенно безвозмездной основе. Люди были фанатами! Они приходили в клуб и работали с полной отдачей. Культурная жизнь города в те годы процветала. В помещениях клуба было много реквизита, бутафории и разных костюмов. Музыкальный кабинет ломился от разнообразия инструментов: оркестровые трубы, барабаны, скрипки, аккордеоны, баяны, гитары, балалайки. Жизнь в клубе кипела и была на высшем уровне.


Очень жаль, что в настоящее время в нашем городе нет такого заведения, где люди получали бы моральное удовольствие от спектаклей, концертов или танцевали бы под красивую музыку духового или инструментального ансамблей.

Зоя Касьянова (Лапшина), «Шилкинская правда», № 65

Сергей Клейманов в издании «Красное Знамя» тоже обращается к прошлому своей малой Родины. Основанное в конце XVIII века село Жимбира, относящиеся сегодня к Карымскому району, видело и пережило много счастливых и трудных дней. Стараниями забайкальцев здесь появилось крепкое хозяйство, которое в годы войны оказывало максимально возможную тыловую поддержку фронту. Позже, когда здесь, в Жимбире, начала налаживаться нормальная мирная жизнь, в селе выросли детский сад, молочный комплекс, школа, клуб и библиотека. Своей статьей автор благодарит за честную трудовую жизнь бригадира Шавката Хакимова, которого смело можно ставить в пример нынешней карымской молодежи.

Перенестись в Жимбиру

Сверкающий ореол Шавката

Июльский вечер. Жара, словно нехотя, сдавала раскаленные за день позиции. Постепенно наступала прохлада.


Казалось, что все живое, отдыхая от зноя, наслаждалось первыми струйками остывающего воздуха. Стайки кур, весь день с открытыми клювами прятавшихся в тени заборов и построек, теперь весело высыпали на проселочную дорогу, что-то разгребая и выхватывая, словно торопясь не упустить вечерние часы. А косые лучи солнца бликами отражались в окнах домов села Жимбира, что раскинулось по обе стороны федеральной трассы Чита – Забайкальск.


За околицей села, выйдя на полянку и закинув руки за спину, вглядывался в даль горизонта уже далеко не молодой человек. Он ждал возвращения стада скота. Это один из старейших жителей села Жимбира – Хакимов Шавкат. Если бы люди могли за каждое сделанное доброе дело источать лучик света, то Шавкат был бы давно сверкающим ореолом.


Много лет назад, когда над Родиной повисло страшное лихолетье войны, Хакимов Шавкат, будучи тружеником тыла, возглавлял бригаду таких же ответственных и трудолюбивых людей. Вместе с ним были: Обухов Дмитрий, Крутиков Владимир, Попов Константин, Танеев Николай. Без малейшего преувеличения «золотыми» руками этих людей, обладающих высокой работоспособностью и добросовестным отношением к труду, в селе Жимбира после войны были построены совхозные дома и такие жизненно важные объекты, как детский сад, ныне переоборудованный под школу, конюшня для табуна лошадей, телятник, молочный комплекс. Трудно оценить, сколько вложено во все эти объекты упорного труда. И в жару, и в лютый мороз эта воистину героическая бригада вкладывала в каждый объект свою душу. Оттого и поныне в построенных домах горит свет, звенят детские голоса, бурлит жизнь новых поколений. И как все же горько и обидно, что после великих потрясений во время войны, в трудный послевоенный период святой труд этих тружеников вновь подвергся навалившемуся лихолетью 90-х, беспощадно разрушившему таким трудом налаженную жизнь в селе, а значит и выбившему из привычной трудовой колеи людей. Из «золотой» бригады в ныне живущих осталось всего двое – это Танеев Николай Габидунович и бригадир Хакимов Шавкат Рахимулович.


... О чем же думает старый дед Шавкат, ждущий на вечерней поляне стадо? Может, о том, что придет время, и новые поколения встряхнутся, наконец, и вновь начнут возвращать к достойной жизни свою любимую деревеньку Жимбиру, как они когда-то, трудом и любовью.

Сергей Клейманов, «Красное знамя», № 64

Чуть севернее села Жимбира на Дарасунском заводе горного оборудования работает литейщик Андрей Гилязев. Почётная и популярная некогда профессия сегодня отпугивает многих молодых людей. Гораздо привлекательнее и проще стать торговым представителем или ди-джеем в клубе. Материал «Литейных дел мастер» в газете «Красное знамя» рассказывает о том, что и сейчас молодые люди могут с успехом работать на литейном производстве. «Несмотря на возраст, Андрей Олегович, имея высокие количе­ственные и качественные показатели, на­граждался премиями, благодарностями и грамотами завода, его портрет занесен на Стенд Почета. Награжден он и Почетной Грамотой Министерства промышленнос­ти и энергетики Забайкальского края».

Читать о труженнике XXI века

Литейных дел мастер

Стояла невыносимая июльская жара. Из прохладного помещения не хотелось выходить... А тут еще литейный цех. Из электрической печи, как из огнедышащего дракона, шел обжигающий горячий воздух. Вот в таких условиях трудятся работники литейного участка Дарасунского завода горного оборудования. Большие ворота здесь всегда открыты. Помимо жары ты попадаешь в обстановку, постоянно контролируемую самим ритмом работы. Это требует особого внимания работников цеха, не говоря уже о тех, кто заглянул туда по каким-то надобностям. Предельно собрав внимание, пытаюсь отыскать глазами человека, с которым предстоит мне встреча. Среди других вижу молодого работника, который умело справляется со стропами, чтобы убрать отлитые застывшие детали в склад. Каждое движение выверенное, предельно точное, не требующее дополнительных затрат, усилий и внимания. И все у него получается как-то играючи. Андрей Олегович Гилязев в литейном участке трудится с 2003 года. Пришел случайно, без всяких рекомендаций. Учитывая режим работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться работникам участка, руководство завода думало: уйдет, сбежит. Но не ушел. А за этот период освоил не только свою основную специальность, но и вторую сложную профессию вредного производства – литейщик металлов и сплавов. Желание войти в профессию постепенно перешло в любовь, которая дает возможность работать с душой, без брака. Руководство подразделения отмечает умелое участие Андрея Олеговича в выполнении производственных заказов по выпуску горно-шахтного оборудования. Он отливает и запасные части для сельскохозяйственных машин, производит отливку коронок для дорожных машин и перфолиста для золотодобывающих артелей. Нет для него проблем и с выполнением плановых показателей, план он всегда выполняет.


Несмотря на возраст, Андрей Олегович, имея высокие количественные и качественные показатели, награждался премиями, благодарностями и грамотами завода, его портрет занесен на стенд Почета. Награжден он и Почетной Грамотой Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края. Я был свидетелем того, как за готовой продукцией пришел фермер, по заказу которого в литейном участке изготавливали кулачки для сенокосилки. «Ребята, спасибо вам большое, всю Читу проехал, искал их, нигде нет, а вы отлили, теперь мои коровки будут с сеном», – сказал он, получая свой товар. Оказывается, в литейке выполняют и индивидуальные заказы.


Андрей на благодарность фермера смущенно улыбнулся и продолжил свою, такую нужную для завода работу. Стоял он у электрической печи, приступив к выполнению очередного заказа. Ни дать ни взять – литейных дел мастер.

Я. Мухомадинов, «Красное знамя», № 69

Честно и самоотверженно трудиться можно не только на благо живущих земляков. Смотритель Светлана Голубчикова вот уже 7 лет борется за чистоту и порядок на территории могочинского кладбища. «Не сосчитать, сколько за эти годы было вывезено хлама, но, на взгляд обывателя, меньше его не становится. С горечью Светлана Викторовна говорит о бескультурье многих горожан, которые не считают нужным пользоваться специально установленными контейнерами, а сметают мусор на соседние могилы. Но в ответ на ее замечания нередко следуют несправедливые оскорбления и претензии, мол, вам за уборку деньги платят. На самом деле зарплата у нее низкая, хотя за исполнение должностных обязанностей спрашивают строго». О ритуальных проблемах райцентра пишет «Могочинский рабочий».

Читать подробнее

Там, где находят последний приют

Став в 2004 году смотрителем городского кладбища, Светлана Викторовна Голубчикова и не подозревала, насколько сложно ей придется. Копившийся десятилетиями мусор, неухоженность территории, технические проблемы – все требовало разрешения. Не сосчитать, сколько за эти годы было вывезено хлама, но, на взгляд обывателя, меньше его не становится.


С горечью Светлана Викторовна говорит о бескультурье многих горожан, которые не считают нужным пользоваться специально установленными контейнерами, а сметают мусор на соседние могилы. Но в ответ на ее замечания нередко следуют несправедливые оскорбления и претензии, мол, вам за уборку деньги платят. На самом деле зарплата у нее низкая, хотя за исполнение должностных обязанностей спрашивают строго. Она ответственно относится к своему непростому делу, умеет, когда надо, пойти навстречу пожеланиям родственников умерших, найти слова утешения, дать нужную информацию. Со стороны администрации ООО «Альтернатива», к ней нет замечаний и по ведению учетной документации, касающейся захоронений. До того, как в 1997 году прийти в цех благоустройства жилищно-коммунальной сферы, Светлана Викторовна работала техничкой на разных предприятиях города и везде старалась быть добросовестной и исполнительной. Это подтверждают многочисленные поощрения от руководства предприятий. А ко всем могочинцам у Светланы Викторовны обращение такое: будьте бережны к памяти! Ей хочется, чтобы место, где находят последний приют наши земляки, было светлым и прибранным.

«Могочинский рабочий», № 101

Корреспондент газеты «Знамя труда» Олег Сенотрусов публикует историю появления в селе Линёво-Озеро Хилокского района памятника жертвам политических репрессий. Образованный в 1927 крупнейший на территории района посёлок лесозаготовителей уже в тридцатые годы пережил трагедию, память о которой было решено увековечить в монументе. Администрацией села Линёво-Озеро была выделена земля, выровнена площадка, установлен камень, на котором выбиты фамилии 53 репрессированных. В планах администрации создать в центре села, где сейчас расположена памятная стела, досуговый центр для жителей. Рядом с памятником отстроят детские и спортивные площадки, высадят деревья. Несмотря ни на что, жизнь в крае продолжается и забайкальцы смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом.

Читать о том, как появился монумент

Быково: репрессии и люди

«Из руин и забытья, куда жестокою рукою заброшены невинно убиенные сердца, их имена вернули мы с любовью».

Памятник жертвам политических репрессий установлен в селе Линево Озеро Хилокского района на средства бывшего жителя села Петра Акимовича Грешилова. Петр Акимович – правнук Филиппа Павловича Быкова, внук Василия Васильевича Грешилова (село Быково), про которых и было наше повествование. Петр сейчас живет в Москве, работает в научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина. Прошел путь от простого рабочего до заместителя генерального директора. Без отрыва от производства окончил Московский авиационный институт, военную академию имени Петра Великого, защитил диссертацию, является кандидатом технических наук (предприятие российской ракетно-космической промышленности). А на памятнике выбиты имена его родственников Алтынниковых, Быковых, Грешиловых, Ланцовых, Линейцевых, Рассохиных, Сенотрусовых, Токмаковых и других репрессированных из села Быково.


Специально для монумента администрацией села Линево Озеро была выделена земля. Выровнена площадка, установлен камень, на котором выбиты фамилии 53 репрессированных. Все имена были восстановлены Петром Грешиловым, он лично занимался поиском и обработкой архивных документов в Москве и Чите.


В день открытия памятника на митинг в селе собрались потомки репрессированных, даже с Камчатки.


Вот что сказал сам Петр Акимович Грешилов: «Прошедший двадцатый век был веком глубочайших потрясений в нашей стране. Мы справедливо гордимся выдающимися достижениями советского народа. Низкий поклон покорителям Арктики и Антарктики, строителям Магнитки, БАМа, труженикам, осваивавшим целину и земли Сибири и Дальнего Востока. Гордимся достижениями наших ученых, конструкторов, инженеров и рабочих. Мы склоняем свои головы перед нашими дорогими победителями в Великой Отечественной войне, воинами, сражавшимися на фронтах, и тружениками тыла. Бесконечная скорбь навсегда останется в сердцах о погибших, умерших от ран, от голода и болезней в той войне.


К сожалению, были и черные страницы: гражданская война, коллективизация, страшное время репрессий, произвола и беззакония. Это тоже наша история, и мы не должны ее забывать. Открыв памятник в селе Линево Озеро, мы не только отдали долг невинно замученным, но и передали предупреждение нашим потомкам, что такое никогда не должно повториться. Я выражаю искреннюю благодарность и глубокое уважение за оказанную помощь и поддержку при проектировании и строительстве монумента всем, откликнувшимся на это доброе дело».


В планах администрации создать в центре села, где сейчас расположена памятная стела, досуговый центр для жителей. Рядом с памятником отстроят детские и спортивные площадки, высадят деревья.


В будущем жители Линева Озера вместе с Петром Грешиловым хотят создать попечительский фонд и на пожертвования сельчан и бывших земляков построить церковь.

Олег Сенотрусов, «Знамя труда», № 66

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления