Город «Родом из Забайкалья» интервью «Родом из Забайкалья»: Мисс Колорадо

«Родом из Забайкалья»: Мисс Колорадо

У неё русские родители, голландская фамилия, муж из Америки, дети с двойным гражданством и дом в Колорадо. В «Родом из Забайкалья» — стилист-универсал, но прежде всего мама троих детей Светлана Houtsma.

У неё русские родители, голландская фамилия, муж из Америки, дети с двойным гражданством и дом в Колорадо. В «Родом из Забайкалья» — стилист-универсал, но прежде всего мама троих детей Светлана Houtsma.

В Америку через Сибирь

— Светлана, когда и почему вы уехали из Читы?

— Из Читы я уехала в 2000 году. Я познакомилась со своим будущим мужем, он у меня иностранец, американец. Ему предложили работу во Владивостоке и сначала мы уехали туда. Он работал в компании, которая занималась отправкой предпринимателей, медицинских работников и учителей на стажировку в Америку. Ему предложили новую должность и через 3 года мы переехали в Новосибирск. Там прожили год, затем ещё три года в Екатеринбурге. Потом уехали в США на постоянное место жительства. Вот уже пять лет мы живём в Америке.

— В каком штате вы живёте?

— В Колорадо. Климат там резко-континентальный, сухой. Скалистые горы. Колорадо не назовёшь провинциальным штатом. Мы живём в большом городе Денвере. В Колорадо живёт 5 миллионов жителей. В Денвере тысяч 500. Там рядом ещё два города, и границ практически нет. Мы живём в своём доме. Небоскрёбы стоят в самом центре и, в основном, в них расположены офисы. Каждый живёт в своём доме, старается, чтобы был кусочек земли. Едешь, как по деревне, — на левую сторону дом, на правую сторону дом. Зелёный газон, клумбы, цветочки.

— Работаете в Америке?

— Сейчас я домохозяйка, воспитываю детей. У нас трое, самому маленькому 1,5 года. В Чите я закончила лесотехнический колледж. Позже закончила академию стилистов. Тогда я уже знала, что нужно получать образование или в Америке или получать такое образование, которое можно там подтвердить. Тогда я и решила, что нужно учиться на парикмахера, чтобы была возможность работать там. Пока ещё не работала, но уже получила разрешение на работу, сертификат, подтверждающий своё образование: стилист-универсал.

— Муж из Колорадо?

— Да, мы переехали туда, откуда муж родом. У него там вся семья. У них очень большая, католическая семья. Родители преклонного возраста. Им в этом году исполняется 92 года обоим. Они европейского происхождения. Мама — чешского, папа — голландского. Отсюда фамилия такая — Хаутсма. Это очень распространённая фамилия в Голландии, такая же как здесь — Иванов.

— У детей русские имена?

— Да — Анастасия, Ольга и Даниил. Муж хотел, чтобы у детей были русские имена. Он очень любит русскую культуру, Россию. У него даже утро начинается с кофе и прочтения российских новостей. У него старший брат учился в университете, а там надо было учить русский язык. Мужу в 15 лет попался русский учебник, он заинтересовался, и с тех пор любовь у него к России не кончается. Мы с ним познакомились в Чите. Он приехал, чтобы преподавать английский язык у нас в педагогическом университете. Я тогда работала в редакции газеты «Забайкальские областные ведомости», и его пригласили к нам на интервью. Нас всех представили: «Катя, Наташа, Света». Потом ему предложили в газете вести колонку.

— Родители обрадовались американскому зятю?

— С первого взгляда он им очень понравился. На второй день нашего знакомства он сказал моей маме, что собирается сделать мне предложение, спросил — не возражает ли она. Мама сказала, что не против. Тогда мама не понимала, как далеко Колорадо. К нам переезжать она не хочет, хотя была у меня в гостях. Родители в Чите. Я сама приезжаю к ним в гости. Путь неблизкий. Если перебираться самолётами, то на весь перелёт нужно почти сутки. Из Колорадо до Нью-Йорка лететь четыре часа, от Нью-Йорка до Москвы лететь девять часов и ещё шесть часов до Читы.

Детсад без каши

— Языковой барьер ещё барьер?

— Для меня пока да. Мой муж говорит на русском языке, свободно. Он и пишет, и читает на русском. В семье мы всегда говорим на русском, потому что это единственное место, где мы можем говорить на родном языке. Мои дети адаптировались в Америке полностью. Хотя первый год после переезда в Америку моя старшая дочь, которая закончила три класса в российской лингвистической школе, плохо знала английский язык. Можно сказать, что знала пару десятков слов хорошо. Там в Америке в школах есть специалисты, которые работают с приехавшими из других стран детьми. Они с ними занимаются. В основном, там эмигранты из Мексики. Дети из России там редкость. Через год дочь заговорила уже отлично по-английски. Средняя дочь с языком столкнулась в американском детском саду. Она в России не ходила в детский сад, а тут попала сразу в американский. Она ничего не понимала, дети хотели с ней играть, забирали игрушки. Она плакала. Потом освоилась.

— Американский детский сад такой же, как и русский: с манной кашей, горшками, кроватками?

— Американский детский сад абсолютно другой. Это очень дорогое удовольствие. Мы отдавали ребёнка в детский сад только потому, что нужно было готовить её к школе. Она должна была уже с 5 лет пойти на так называемые подготовительные курсы, а в 6 лет — уже в первый класс. Поэтому в 4 года мы её отдали в сад. В детский сад нужно приносить с собой еду, или дополнительно оплачивать питание. Повара в саду нет. Питание привозят в контейнерах. Причём это незамысловатая еда: отварные овощи, могут даже пиццу положить, макароны с сыром. Но очень дорогая. Мы ребёнка оставляли на полдня. Спят они в садике на полу. Детям дают мохнатые коврики они их расстелят и спят там же, где играют. Родители вроде бы заботливые, но они не заморачиваются, в чём, допустим, ребёнок пришёл в детский сад. Он может зимой прибежать чуть ли не в резиновых тапках, при этом мама идёт закутанная в куртку и шапка на голове. Воспитатели в свою очередь делают так — как привели, так и поведут гулять.

— Система воспитания другая?

— Да, другая. То есть родители считают, что в следующий раз ребёнок просто оденется, если он замёрз. Я везде это наблюдаю. Даже на прогулке в парках: идут родители по морозу тепло одетые, а рядом дети в футболках. И никто не ругает ребёнка, никто не кричит. Простыл, ну, ладно, отведём к врачу, он выпишет тебе антибиотиков, мы тебя пролечим и всё пройдёт.

— Школьное образование серьёзнее российского?

— Однозначно сложно сказать. Образование другое. В старшей школе идёт углубленное профильное образование. Старшая моя дочь перешла в High School. Она пока с будущей профессией не определилась. Думает, что стать медицинским работником легко и престижно. Мне кажется, что она могла бы стать неплохим тренером по плаванию. Она успешно участвует в соревнованиях. Она член лиги США по плаванию. Кстати, первый её преподаватель из России, вернее из Казахстана. Заслуженный тренер, которая работала с победителями Олимпиад. В США у неё живёт сын, который её и перевёз. Когда она уезжала из Казахстана, её лишили гражданства, забрали паспорт, лишили даже пенсии. Хотя она там отработала 40 лет и имеет заслуги перед отечеством. Она приехала в Америку — ей тут же дали пенсию. Здесь она получила бесплатное медицинское обеспечение, страховку. Ей очень помогли. Конечно, скучала, но отдавала себе отчёт, что обратной дороги нет. За пять месяцев она научила плавать мою дочь всеми четырьмя видами. Приговаривала, что если бы дочь попала к ней в России, то она бы сделала из неё чемпионку.

Горячие манты и шашлыки в США

— Чего российского не хватает в американской жизни?

—Всего хватает. У нас есть русскоговорящая община. В неё входят не только русские, но и люди других национальностей, много евреев, которые говорят по русски. Община большая, по своему размеру примерно как Чита, даже больше. Ориентировочно в неё входит 500 тысяч человек. Это община только нашего штата. У нас есть русская библиотека, можно приходить брать книги, диски, аудиокниги — бесплатно. Русских магазинов очень много. Аптеки русские. Всё, что ты хочешь, всё есть. Это не проблема. Даже шашлычные есть. В русском магазине можно купить готовые манты. Даже есть несколько русских газет: «Вести», «Горизонт», «Запад восток». Есть русская церковь, дома престарелых для русских, бани.

— Это всё, потому что скучают, или это бизнес?

— Конечно, бизнес. Есть спрос, а значит есть бизнес. Хотя, конечно, многие скучают.

— Друзья американцы?

— Я себя окружила русскоговорящими друзьями, но у них у всех либо жёны американки, либо мужья американцы. Интернациональные семьи. Мы вместе отмечаем русские праздники — 8 Марта, 23 Февраля, делаем шашлыки. Иногда по-американски собираемся — шведский стол, барбекю.

— Сравните бытовые расходы — стоимость продуктов питания, общественный транспорт, бензин — в Чите и в Денвере?

Общественный транспорт там не развит. Есть автобусы, но ходят очень редко. Все на машинах. Я посмотрела мультик «Валли», когда они там на космическом корабле и каждый в своей машиночке и пьёт и ест, по кругу крутится, все они круглые и толстые. Это не фантастика, это Америка. По тротуарам никто не ходит, все на машинах. Но далеко не все круглые и толстые. Здесь я готова защитить американцев. Основная масса следит за собой, посещают фитнес-клубы, ездят на велосипедах, роликах. Это для них незазорно.

Когда я приехала в Читу в первый день и увидела цифры на ценниках, мне стало страшно. Потом я их начала переводить в доллары и поняла, что приблизительно также. Успокоилась. Мне было страшно заплатить за печенье 150 рублей, а потом поняла, что это 5 долларов, и я так же бы отдала за пачку печенья в Америке.

Живу я как, в болоте

— Жизнь в Америке спокойная?

— Да. Я называю эту жизнь болотом. Тихо, как в болоте. Наверное, что-то происходит, но полиция работает так, что ты ничего не видишь и не слышишь. Может, только из новостей. Но у меня русское телевидение, я стараюсь дома смотреть только его, поэтому я толком не знаю, что происходит в Америке. Я хочу, чтобы мои дети говорили на русском языке.

— Межнациональных конфликтов не происходит?

— Когда мы приехали, моя дочь стала ходить в школу, она ещё плохо говорила на английском языке. Какой-то чернокожий мальчик, они в одном направлении ходили в школу и из школы, он всё время оскорблял её, обзывал. Я не думаю, что это было прям межнациональное что-то. Но подойти к этому мальчику ни я, ни муж со словами «Ах ты какой, я тебе уши надеру» не могли. Там так не принято. Надо позвонить в полицию. Только полиция может с ним разбираться.

Я живу в американском районе, в основном, там белые люди, очень мало чёрных. Хотя, в последнее время часто приезжают эфиопы. Мексиканцев много. Они что-то типа наших таджиков, цыган.

— По Чите скучаете?

— Скучаю в какой-то мере. Но сейчас я город практически не узнаю. Всё изменилось и даже не могу понять, в какую сторону: что-то в лучшую, что-то в худшую. Больше грязи вокруг, разбитых дорог. Это очень бросается в глаза после того, как поживёшь в идеальных условиях дорожных. В Америке всё продумано. Они даже тропинку не заасфальтируют, пока не убедятся, что люди по этой тропинке ходят. Думают о людях.

— Путешествуйте?

— Да, мы стараемся каждый год куда-нибудь ездить. Пока путешествуем по Америке. Были в Йеллоустонском национальном парке. Там находится долина гейзеров. Очень красивые места. Кроме того, когда мы туда ехали, проезжали мимо Южной Дакоты, где удивительное, гигантское скульптурное сооружение — скала президентов. Там же неподалёку семья польского происхождения делает в скале одного из индийских воинов. Вождя этого называли Дикий пёс. Там будет вырезанная в скале его фигура на лошади с головным убором из перьев. Наполовину уже сделано. Так что в Америке скоро появятся не только президенты в скале, но и Дикий пёс. Мы уже были в Мексике, Канаде. Планируем выбираться в Европу, хотя муж хочет объездить Южную Америку — Бразилию, Чили, Аргентину и другие страны. В этом году мы съездили в Пекин и Далянь. От Читы до Китая близко, а от нас очень далеко. Муж никогда не был в Китае. Так что в Россию я въехала со стороны Китая. Сначала мы долетели до Канады, а оттуда — в Пекин. Летели через Тихий океан.

— Как дети себя чувствуют в Чите?

— Здесь мы живём на Автогенной и у нас очень большой хороший двор. Дома расположены коробочкой, во дворе много детей. Больше им ничего и не надо. Мои дети целыми днями носятся во дворе. Они с утра до ночи на улице. Старшая дочь нашла себе и друзей, и подруг, сидит на лавочке. Правда, здесь подростки грубо выражаются, курят, могут выпить. Тем не менее, она получает удовольствие от общения. В Америке у неё тоже много друзей. Но там не гуляют во дворах. Если она хочет встретиться со своей подругой, то или подругу её родители привозят к нам или я везу дочь к подруге.

— В Россию не хочется вернуться?

— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос сейчас. Первое время, как только мы приехали, мне было очень тоскливо. Я увидела газету, в которой было объявление о конкурсе «Русская красавица Колорадо». Решила поучаствовать. Поняла, что будет возможность познакомиться с нашими в Америке, получить бесплатную фотосессию. Получила титул « Miss Sunshine». Тогда мне было 32 года. У меня не было цели победить, хотела познакомиться с людьми. Многие подруги у меня сейчас как раз с того конкурса.

— Думаете на каком языке?

— На русском.

— Пожелайте что-нибудь забайкальцам?

— Хочу, чтобы были достойные зарплаты у людей. Потому что цены огромные в магазинах. Чтобы у людей был доход по расходам. Хотелось бы, чтобы город стал чище, были хорошие дороги. Счастья, любви, процветания.

1 из 3
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления