Разворот удивительных рассказов о деревнях Копуньского поселения можно найти в «Земле». Здесь такая ценная образность языка соседствует с серьёзными темами о проблемах сельских жителей: «Молоденькой девушкой приехала в село медичка Зинаида Николаевна Занина. Вела приём, делала уколы и перевязки, назначала таблетки приболевшим, а тяжелобольных сама сопровождала в районную больницу. И так тридцать лет. Но ворвались в нашу жизнь новые стандарты и планы, проявились невыполнимые требования, и старое здание сельского ФАПа, немудрящее оборудование, служившее пациентам годами, не выдержало таких испытаний, спасовало перед натиском чиновников, приказав долго жить. Зинаида Николаевна уволилась, а больные, даже с пустячным вопросом, вынуждены ехать в Копунь, а то и вовсе в Шелопугино». Проблемы есть в некогда богатом селе Копуни, Чонгуле, а вот Даякон держится. Мало держится - развивается вовсю: «Помощь государства существенна, и непосильный финансовый груз за год-другой превращается в уютный, нарядный новый дом. До пяти новоселий в год справляют даяконцы, и стройка в селе не заканчивается».
Читать «Землю»
О том, что село Копунь в былые времена было богатым, большим и многонаселённым, говорят не только исторические данные, но и современный облик села. Копунь сегодняшняя — это улица вдоль дороги с редкими рукавами-улочками, расположившимися вдоль реки Куренга и карабкающимися вверх на сопку, протяжённостью в 5 километров.
Такого количества заколоченных и разрушенных домов, пеньков и столбиков, обильно заросших крапивой, говорящих о том, что когда-то здесь жили люди, я не видела нигде. И погосты – три на одно село — тоже о чём-то говорят. Сегодня Копунь больше похожа на островки, разбросанные вдоль дороги, а между ними пустыри, заросшие бурьяном, кучи навоза возле подворий нерадивых хозяев да пьяные мужики, мающиеся от безделья.
Сергей Александрович Бурков в должности главы поселения всего несколько лет, первый избирательный срок дорабатывает. О том, пойдёт ли ещё на выборы, не откровенничает, но говорит, что работать тяжело: – и контролирующие органы со всех сторон давят, и за законодательством успевай следить, а главная печаль руководителя – бюджет дотационный, в котором своим доходам отведена настолько тощая цифра, что только бы штаны поселению поддержать, не до строительства и развития. И люди – не всякий понимает проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителю, а обывательские рассуждения: «А я бы на его месте вот так сделал» или: «Если не получается, зачем на выборы шёл», порой бьют по рукам так, что на работу ноги не несут. «Но люди у нас всё же хорошие, - говорит Сергей Александрович о своих односельчанах, - в каждом селе есть и труженики, и уважаемые люди, но самые почитаемые, конечно же, старики – от сохи люди, с землёй сроднившиеся и всю жизнь свою душу и здоровье ей отдавшие».
Так привыкли жить в Чонгуле
Село Чонгуль, что входит в состав сельского поселения «Копунское», ничем от других в районе не отличается и всё же разнится тем, что тихо, без претензий к кому-либо умирает. Ни жалоб, ни заявлений от чонгульцев властям не поступает, хотя на жизнь такую – грех не пожаловаться: ни школы, ни медпункта, ни магазинов в селе уже нет, не говоря уже о клубе, библиотеке, почте. Но ведь люди-то есть! И неплохие, небросовые, в каждой семье есть кем гордиться, но такова политика государства, а против власти и, чонгульцы это понимают, не попрёшь.
Молоденькой девушкой приехала в село медичка Зинаида Николаевна Занина. Вела приём, делала уколы и перевязки, назначала таблетки приболевшим, а тяжелобольных сама сопровождала в районную больницу. И так тридцать лет. Но ворвались в нашу жизнь новые стандарты и планы, проявились невыполнимые требования, и старое здание сельского ФАПа, немудрящее оборудование, служившее пациентам годами, не выдержало таких испытаний, спасовало перед натиском чиновников, приказав долго жить. Зинаида Николаевна уволилась, а больные, даже с пустячным вопросом, вынуждены ехать в Копунь, а то и вовсе в Шелопугино.
Не одно поколение теперь уже взрослых чонгульцев выпорхнуло в самостоятельную жизнь из-под заботливого крыла первой учительницы Тамары Яковлевны Кутузовой. Разлетелись её птенцы по всей России, ведь малая Родина, что мачеха, в чужом краю и работу найти можно, и детям взрослеть лучше, но память о Тамаре Яковлевне – навсегда в сердце, ведь не только читать-писать, но и любить, трудиться, справедливость и правду отличать, чувствовать – всему учила она, первая учительница. Но сейчас и для неё наступили тяжёлые времена. Опять же – стандарты. Перестали женщины рожать детей, снизилась наполняемость классов, и погрузились стены начальной школы в тишину: ни смеха, ни проказ, ни шалостей.
Безжалостная рука минимизации и оптимизации затронула все стороны жизни небольшого села, заставила сняться с места тех, кто смог позволить себе переезд, оставив на произвол судьбы стариков и тех, кому до пенсии осталось совсем немного. Одна запись в трудовой книжке – чем же тут гордиться? Что фельдшер Зинаида Николаевна, что педагог Тамара Яковлевна, отдав душу, сердце и силы тем, кто более всего в них нуждался, не доработали до положенного срока всего-то ничего, а годочки эти придётся коротать без государственной копеечки, хотя они ли виноваты в том, что пришла на их землю «оптимизация»?! Потому и живут, несмотря на годы, своим трудом, разводят скот и до ломоты в спине ухаживают за огородом. Уродится хорошая картошка – сдадут перекупщикам, мясо от забоя – всё им, за копейки или натуральный обмен. И опять же ни льгот, ни субсидий не оформляют, кредитов не берут – а как год неурожайный выпадет или кормов скоту не заготовят, чем тогда отдавать? Уж лучше синица в руке – так привыкли жить в Чонгуле.
Семейные узы Даякона
Существует легенда, что в долине небольшой речушки, в семи километрах юго-восточнее села Копунь, в начале восемнадцатого века располагалось стойбище шаманов. Самого старшего, главу рода, звали Даякон. Была у него жена Дая и две дочери – Шивия и Копунь. Выросли дочери и отделились от родителей, определив себе место для жизни в ближайшей округе. Со временем, когда шаманский род иссяк, остались от них лишь одни имена, которыми и окрестили вновь появившиеся поселения. В окрестностях села Даякон есть Шаманкина гора, в которой, по преданию, похоронена хозяйка шаманского рода. И несмотря на то, что никто уже в колдовство и шаманские обряды не верит, местное население хранит эту легенду как объясняющую название сёл, рек и окружающих сопок и как красивую сказку о таинственных и темных временах. Это уже потом, много позже, стали приезжать в Даякон переселенцы из Польши по фамилии Вински, Крушевски, Козыревски, которые быстро, на русский манер, стали Крушевскими и Козыревскими.
Сегодня село Даякон значительно отличается от всех сёл района. Здесь чувствуется жизнь, которая в период деревенской страды бьёт ключом – на огородах, на сенокосах, пастбищах и в самом селе. Несмотря на то, что работы здесь нет никакой, люди заняты делом.
За последние годы село преобразилось. Как мода на брюки клеш или на высокие каблуки, захлестнула даяконцев мода строительная. И главным подспорьем сельским строителям, решившим справить себе новый дом, стала федеральная программа «Социальное развитие села до 2013 года». Помощь государства существенна, и непосильный финансовый груз за год-другой превращается в уютный, нарядный новый дом. До пяти новоселий в год справляют даяконцы, и стройка в селе не заканчивается. Мало кто может позволить себе строительство из нового бруса, селяне реанимируют старые дома, перевозят их из других сел и даже районов. А результат – загляденье.
- Чем объяснить такое трудолюбие? - спрашиваю у главы поселения Сергея Буркова.
– Так повелось в Даяконе издавна, - рассказывает мой собеседник, - люди здесь живут семейными узами. Асламовы, Бутины, Быковы – самые распространенные в селе фамилии, и почти все между собой друзья. Конечно, и загулять мужики могут, но, если работать, – все вместе, до седьмого пота. А уж тем более дом – тут точно вся родня в сборе. И посмотрите, вокруг козы, поросята, куры по воле ходят, неволи не знают, воровства в селе почти не бывает. Кто же у своих красть станет?!»
Что родня и коллективный труд - сила, верится безоговорочно. Подтверждение этому есть в летописи села. В 1924 году из села Казаковский промысел (ныне – Балейский район), было принято решение перевезти здание бывшей тюрьмы для открытия в Даяконе школы. Перевоз этот был осуществлён сельскими мужиками в один день на ста лошадях! В этом же, 1924, году здание было отстроено вновь, и осенью уже 120 ребятишек сели за парты. Умеют работать даяконские мужики и справедливо считают, что возле земли всегда прокормишься.
Молодёжь, как это ни странно, из села не бежит. Большинство остаётся. Строят дома, разводят скот, работают на себя и живут на родной земле.
Иссякли молочные реки села
Роман Деревцов родился и вырос в Даяконе. Закончил художественно-графическое отделение Сретенского педагогического училища. Но поработать по полученной специальности не пришлось – работы такой в селе нет, а потом и семья появилась. Чтобы прокормить семейство, приходилось изворачиваться, искать случайные заработки, но это молодому человеку пришлось не по душе, и, крепко подумав, взвалил он на себя ношу недюжинную – перекупил у одного из предпринимателей стадо крупного рогатого скота. Коровники бывшего совхоза тоже перешли в собственность начинающего скотовода, на личном подворье уже было два трактора с навесным оборудованием. А работников на 150 голов КРС – четыре человека. «Братья и тесть помогают, - рассказывает о своей жизни Роман, - да и сын почти уже мужик. Четырнадцать лет Русланчику исполнилось, работает за взрослого – с косилкой, с граблями, со всем управляется».
День нашего приезда в село оказался солнечным и жарким. Время к полудню. Коровы, подняв хвосты, бегут с ближайших выпасов к коровникам. Прикинув количество спасающихся от насекомых животных, спрашиваю: «Все ли Ваши?» – «Нет, конечно, - улыбается Роман, - у нас тут вся рогатая даяконская братва от жары и паутов отдыхает, мы всех запускаем. Поди отбей чужих-то, пусть, место не простоят!»
С начальником Шелопугинского отдела сельского хозяйства Сергеем Соболевым у Романа разговор серьёзный. Обсуждают субсидии, Сергей Петрович объясняет условия получения министерского гранта, но Роман пока писать бизнес-план для правительства не торопится: опасается и в долги залезть, и отчётность пугает. Хотя уже понял, что помощь, хотя и консультативная, со стороны администрации реальна. Разговоры о том, что порода коровья в селах основательно измельчала, давно уже переговорены, а выхода из ситуации, доступного всем сельчанам, пока не определено. Искусственное осеменение хлопотно и при имеющейся породе себя не оправдывает. «Какие же это коровы, - говорит фермер, - коровёнки. Всех бы заменить – было бы дело, да где ж столько денег взять!». Хотя первый, несмелый шаг в улучшении даяконского стада уже сделан. По договору с СПК «Байгульский» привезли в хозяйство полуторагодовалого быка-производителя. На него пока возлагают надежды по освежению крови, но для имеющегося поголовья хотя бы двух надо. А мечта у Романа всё же о канадце – настоящем, матёром быке. Но это пока мечты.
Взбесившись от жары и от пьющих кровь насекомых, мимо нас, высоко подбрасывая вверх ноги, пробежали телята. Упитанные, бока блестят. «А как же, - говорит хозяин, - на подсосе ведь, от того и справные». Молочные реки в селах сейчас не льются, молока можно и не купить, если не ко времени приехал. Рынка сбыта нет, оттого и не доят бурёнок хозяйки, подпускают телят, а от такого корма и нагул хороший.
Зимой принимали молоко по 15 рублей за литр, люди сдавали, теперь же цена упала до 9 рублей. Ежедневно, по кругу Даякон-Дая-Селекционная, проезжают сборщики от предприятия «Нерчинское молоко», собирают у тех, кто сдаёт. Расчёт натуральный – продуктами питания, бытовой техникой. Хотя все понимают: обмен далеко не равнозначный, пиратский даже, ведь цены на обмениваемые товары предприниматели не сбавляют, но все же люди идут на такую торговлю, ведь жить-то надо: этим и пользуются перекупщики.
Место, где расположены коровники Романа Деревцова, расположены на возвышенности, все окрестности села и ближайшие сенокосы как на ладони. Роман сосредоточенно грызет травинку и радуется дождливому и жаркому лету. «Хорошо нынче трава поднялась, даст погода – заготовим корма вволю, зимовка спокойнее пройдет», и тут же добавляет: «Красиво как нынче, ярко, а ведь когда-то я пейзажи писал! Только как давно это было!»
Историческая справка
От славного прошлого к сегодняшнему дню
До революции 1917 года Копунская станица объединяла десять деревень и входила в состав Нерчинско-Заводского уезда, Забайкальской губернии. Копунские казаки отличались от казаков России тем, что не кичились казачеством, но обладали завидной храбростью, чувством солидарности и демократичностью. На всю станицу было две церкви – в Большом Тонтое и в Шивие, в остальных – часовенки. В самой Копуни была небольшая часовня «на коврижке», на создание которой повлияли политические ссыльные, которых часто гнали партиями по Копунско-Газимурскому тракту. Население сочувствовало арестантам, и в летнее время, в ночь их прогона, многие клали ковриги хлеба на столбы ограды, а кто имел корову, ещё и крынку молока. Так повторялось ежедневно, пока была надежда на чей-то побег.
В целом Копунь не была богатой. Из 250 дворов кулацких хозяйств было не более 20, дворов 30 – крепкие середняки, остальные - маломощные середняки и беднота. Кулаки держали батраков в течение года, от Покрова до Покрова, а те, кто победнее, нанимали рабочую силу поденно, в страду и молотьбу. Казаки Копунской станицы в большинстве своем были труженики, но скудная земля требовала большого ухода и при этом давала скудные урожаи. Только в дождливые годы копунцы засыпали в амбары полноценные сборы ярицы, пшеницы, овса, ячменя и гречихи. Из огородных культур выращивали картофель, капусту, морковь и лук долголетний, который вперемешку с полевым чесноком заготавливали впрок, на всю зиму, и спасались им от цинги и прочих напастей, щедро клали в щи и окрошку.
Животноводство было развито слабо. Крупный рогатый скот в большинстве хозяйств не превышал 3-4 головы, и лишь у кулаков стадо коров доходило до 15 голов, бедняки же с трудом могли позволить себе одну коровенку. Держали овец, лошадей, свиней, куры были во всех дворах.
Почти все дети копунцев учились в школе. Дети богатых оканчивали школу в Копуни и шли в Больше-Тонтойское училище, потом в Сретенскую гимназию или семинарию. Дети бедняков ограничивались Копунской трёхклассной школой. Мальчиков учили всех без исключения: казак должен был уметь читать, писать и считать, девочек же учили не всех – мало кто мог позволить себе такую роскошь.
Молодёжь работала в хозяйствах родителей или шла в работники к чужим людям. В страду работали наравне со взрослыми, а зимой устраивали посиделки. После уборки урожая копунцы устраивали коллективный праздник – саламат: варили ячменную кашу, щедро сдабривали маслом, готовили студень. В этот период договаривались о свадьбах.
Умели казаки Копунской станицы не только работать, но и погулять с размахом, с песнями под гармошку, плясками, лошадиными скачками. Особым почетом в станице пользовались христианские праздники – Рождество, Масленица, Пасха, Покров и, конечно же, престольный праздник Кирика и Улиты.
История Копуни насчитывает немало знаменательных событий. Образованная в 1780 году, она с 1898 по 1918 год была центром 4-го военного отделения Забайкальского казачьего войска. В советский период был организован совхоз «Копунский», который в 1967 году был награжден Дипломом первой степени ВДНХ СССР.
Была в истории Копуни Великая Отечественная война, в которой приняли участие не только мужчины, с оружием в руках на полях фронтов, но и женщины, и дети, вложившие в цену Победы свой непосильный труд.
С 1935 года (после ликвидации Жидкинского района), по 1961-й – Копунь вошла в состав Шахтаминского района с центром в селе Нижняя Шахтама, а к концу 1961 года приказом Президиума РСФСР образован Шелопугинский район — последнее административное деление на страницах истории села Копунь.
В 1989 году население Копуни составляло 829 человек, сегодня - 511. В селе имеется основная школа, сельский дом культуры, библиотека, участковая больница, частные магазины. Основное занятие местных жителей – сельское хозяйство.
Галина Балагурова, «Земля», №30
Любовью к малой Родине пронизан ещё один текст в «Забайкальском рабочем». Предприниматель Алексей Кривецкий, более 10 лет занимающийся переработкой кедрового ореха, теперь решил открыть для забайкальцев, а после и россиян уникальность места близ Усть-Мензы. «Сюда должен быть предоставлен доступ всем желающим, чтобы люди могли приехать, остановиться, посмотреть этот заповедный уголок чикойской тайги. Сам по себе он красив, окружён скалами и лесом, но и ещё одна его уникальность в том, что здесь рядом находится археологический памятник, который известен не только в России, но и в мире. Сюда приезжали учёные из Америки, Дании. Ещё древние охотники отмечали уникальность этого места, и то, что здесь можно было комфортно проживать. На этом и базируется вся идея туристического комплекса на Усть-Мензе», - и уже кроме идеи поставлен добротный большой дом для отдыхающих.
Читать «Забайкальский рабочий»
Не скудеет чикойская земля на хороших людей, да и не может быть по-другому. Вся она пропитана потом старообрядцев (семейских), великих сибирских тружеников, людей, не отступивших от веры отцов. И сегодня их потомки своим трудом стараются сделать свой край ещё красивее, привлекательнее, использовать его богатство во благо, не губя природы. С одним из них, предпринимателем Алексеем Петровичем Кривицким, свела меня судьба на таёжной Усть-Мензе (место слияния рек Мензы и Чикоя) в лагере читинских археологов.
— Алексей Петрович, расскажите немного о себе.
— Родился я в Петровском Заводе, с 6 класса проживал в посёлке Баляга, но к корням всегда тянуло, бабушка у меня семейская, из Урлука. Когда встал на ноги, то переехал в Красный Чикой. Женат, две дочки.
— Я знаю, что вы планируете в ближайшее время наладить туристический бизнес в Красночикойском районе. Что за проект вы готовите?
— Уже более 10 лет я тяготею к переработке кедрового ореха: заготавливаем его, прикупили оборудования для производства кедрового масла. Когда-то в этих местах такими промыслами люди уже занимались, хотелось бы всё это возродить. Но, думаю, что пора Красному Чикою профессионально заняться туристическим бизнесом. Дело для всех новое, не припомню, чтобы этим кто-то из частников занимался раньше. Ведь как бывает, приезжают люди и спрашивают: «А где здесь можно отдохнуть?». В советское время эту нишу занимало государство, вспомним хотя бы курорт Ямаровка. Люди туда ехали не только из Читинской области. Сегодня же мы хотим предложить людям отдых в не менее живописном местечке, на Усть-Мензе. Я считаю это место просто уникальным, и оно ни в коем случае не должно принадлежать какому-то одному частному лицу. Сюда должен быть предоставлен доступ всем желающим, чтобы люди могли приехать, остановиться, посмотреть этот заповедный уголок чикойской тайги. Сам по себе он красив, окружён скалами и лесом, но и ещё одна его уникальность в том, что здесь рядом находится археологический памятник, который известен не только в России, но и в мире. Сюда приезжали ученые из Америки, Дании. Люди на Усть-Мензу приходили тысячи и тысячи лет назад. Ещё древние охотники отмечали уникальность этого места, и то, что здесь можно было комфортно проживать. На этом и базируется вся идея туристического комплекса на Усть-Мензе.
— Что он сегодня из себя представляет?
— На первом этапе мы поставили здесь большой дом, который находится на территории археологического лагеря, условно мы называем его казарма. В планах сделать из неё большую гостиную с камином и печью. Чтобы в этом помещении была возможность собираться в большой компании. В летнее время этот дом будут занимать археологи. Перевезли мы сюда старинную избу 1902 года, которая очень хорошо сохранилась и, думаю, простоит ещё сто лет. Поставили брусовой домик, чум и две юрты — трёхстенную и пятистенную. Привезены они из Монголии и очень хорошо приспособлены для проживания. Они предназначены как для тех, кто ищет уединения, так и для больших семей и компаний. Если говорить о финансовой стороне, то ночёвка без всякого комфорта и питания обойдётся примерно в 300 рублей. Есть у нас и настоящая русская банька. Желающие посетить нас и пожить в полевых условиях на природе есть, и что очень радует, обращаются к нам чикояне. Районная администрация заинтересована в развитии нашего бизнеса, и помогла нам в получении гранта.
— А есть какие-нибудь дополнительные предложения для туристов?
— Предполагается, что, по желанию наших гостей, мы сможем организовать поездку по Красночикойскому району, во время которой можно будет посетить село Бурсамон с его сохранившимся древнетибетским письменным памятником Ганджуром. Это уникальное собрание сочинений, с очень интересной историей. Оно было похищено и вывезено из Тибета местным ламой. Кроме того, у нас есть замечательные места, связанные с историей русского заселения Забайкалья. В селе Архангельское воссоздана изба русского крестьянина. Недалеко находится известный чикойский монастырь, который основал пустынник святой Варлаам, очень почитаемый в Забайкалье святой. Все эти поездки мы будем согласовывать с местными транспортными компаниями, которые и будут предоставлять нам эти услуги с гидом и экскурсией. Если туристам потребуется ночевка в Красном Чикое, то мы создаем там похожий комплекс.
— Рядом с вашим туристическим комплексом на Усть-Мензе много лет работает читинская археологическая экспедиция под руководством профессора Михаила Васильевича Константинова. Что вас связывает с ним?
— В 1977 году я был участником первого чикойского отряда юных археологов, который был направлен на памятник Студеное. С тех пор дружба наша с Константиновым только крепла и развивалась. С Михаилом Васильевичем мы сошлись характерами. Знаете, он душой христианин. Очень терпимый ко всему, понимающий, умный. Когда встречаешь на пути такого человека, то понимаешь, что это большая удача. Таких как он надо слушать, разинув рот. Вообще, уметь дружить — большое искусство! Вот он умеет дружить. С ним мы совершили не один совместный поход, в числе которых сплавы по Чикою, Мензе, Буркалу. Дружба наша проверена временем.
— Значит для вас Усть-Менза — это друзья, часть вашей жизни?
— Да, это мечта, которая исполняется каждый год. Наступает зима, а мечтаешь, скорее бы уже лето и не думаешь в этот момент о холоде на улице, снеге, а думаешь, что летом приедут старые друзьях, с которыми можно отдохнуть душой, порадоваться жизни и такое место, где эта мечта становится реальностью, у меня есть — это моя красавица Усть-Менза!
Дмитрий Головин, Усть-Менза — Петровск-Забайкальский, «Забайкальский рабочий», №144В крае осваивают не только природные ресурсы — растительные, водные и климатические, но и полезные ископаемые. Вновь наше внимание к Удоканскому месторождению меди привлекает в «Экстре» Илья Баринов. В 2008 году за работу взялась Байкальская горная компания. Прошло четыре года, и уже есть, что показать журналистам. «Сейчас идёт его модернизация. Это ленточные питатели, позволяющие улучшить дозирование руды. Главное для ОПК — исследовательские показания, которые лягут в основу проекта будущего горно-металлургического комбината. В начале августа мы установим здесь электролизные ванны и впервые на месте получим пробную партию медных катодов из удоканской руды. Эти исследования нужны для «обкатки» уникального гидрометаллургического способа переработки руды, который впервые в России будет применён именно на Удокане», рассказывает журналисту главный технолог предприятия Владимир Золотарёв.
Читать «Экстру»
От железнодорожной станции Новая Чара до подножья Удокана около 30 километров. Но каких! Проложенная бульдозерами дорога нелегко даётся даже матёрым джипам, которым приходится преодолевать ухабы и воды горных рек и ручьёв. Не зря в 1949 году геологи подшучивали над первооткрывательницей месторождения Елизаветой Буровой: «Ещё бы на Луне его нашла!».
Действительно, историю разработки Удокана можно сравнить с покорением космоса. Многолетняя мерзлота, частые сходы лавин и повышенная вероятность землетрясений. Вдобавок — геологическая сложность породы и почти полное отсутствие инфраструктуры. Всё это осложняло задачу тех, кто искал «ключ» к медной горе. Интенсивная работа стартовала с началом строительства Байкало-Амурской магистрали, траектория которой, кстати, во многом обязана Удокану. На излёте советской эпохи проект Удоканского ГОКа пересматривался трижды, но так и не был утверждён.
- К 1991 году геологическая разведка практически завершились. Но керн — образцы горной породы — не сохранился, - рассказывает главный инженер опытно-промышленного комплекса БГК Александр Михайлов и показывает на карте множество красных точек. - Это скважины, которые пробурила уже наша компания. Нам удалось восстановить советские изыскания и закрыть «белые пятна».
Байкальская горная компания — третья из тех, что брались за покорение медного «сундука» в постсоветской России. Первой была Удоканская горная компания (УГК), в 1992 году выигравшая тендер на право разработки месторождения. В 1995-м её представители рапортовали о выполнении технико-экономического обоснования. Однако их проект провалился, и в 1998 году УГК лишилась лицензии, которая в конце 1999-го была передана Забайкальской горной компании (ЗГК). Последнюю на паритетных началах создали правительство Москвы, администрация Читинской области, Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги и ОАО «БАМинвест».
- Помню, каким деловитым был Юрий Лужков во время своего визита в Чару в 1999 году. С какой уверенностью он говорил о реализации удоканского и чинейского проектов, - вспоминает старейший журналист Каларского района Анатолий Снегур. Чем это кончилось? В 2008-м право на разработку месторождения приобрёл холдинг Алишера Усманова «Металлоинвест», специально для освоения Удокана создавший «дочку» - Байкальскую горную компанию.
Люди бьются за металл
«Лужсковская» ЗГК всё же оставила на каларской земле приданное: в 2006 году здесь построили опытно-промышленную установку (ОПУ). Её отсутствие долгое время тормозило дальнейшую разработку месторождения, ведь именно на установке проходит проверка технологий выработки металла.
- В декабре прошлого года Байкальская горная компания выкупила ОПУ у правительства Москвы, после чего она была преобразована в ОПК — опытно-промышленный комплекс. Сейчас идёт его модернизация, - говорит Владимир Золотарёв, главный технолог предприятия, работающий здесь с 2006 года. Он показывает новое, на днях поступившее, оборудование. Это ленточные питатели, позволяющие улучшить дозирование руды. - Главное для ОПК — исследовательские показания, которые лягут в основу проекта будущего горно-металлургического комбината. В начале августа мы установим здесь электролизные ванны и впервые на месте получим пробную партию медных катодов из удоканской руды.
Эти исследования, по словам специалистов, нужны для «обкатки» уникального гидрометаллургического способа переработки руды, который впервые в России будет применён именно на Удокане.
Необходимость скорейшей модернизации ОПК подтвердил и заместитель гендиректора Байкальской горной компании Сергей Марков: «Модернизация комплекса необходима для проектирования будущего комбината, конечной продукцией которого станет металл».
Согласно действующей лицензии, БГК должна приступить к добыче метала к 2017 году. Ежегодно на Удоканском комбинате будут перерабатывать 36 миллионов тонн руды, производить 474 тысячи тонн катодной меди, попутно извлекая 277 тонн серебра.
Самый Западный на Востоке
Посёлок геологов Западный, расположенный у подножья Удоканского хребта, местные жители сравнивают с птицей феникс — столь часто он умирал и возрождался вновь. Сейчас здесь работают 80 человек — буровики, взрывники, геологи. Ожидается, что отсюда, с западного склона месторождения, начнётся его разработка. Год назад, в пик бурения, на Удокане были задействованы десять буровых установок. Сейчас — четыре.
Установки добывают керн — образцы горной породы. Эти каменные «сосиски» раскладывают по ящикам, указывая номер скважины и метраж, затем отправляют на ОПК для исследования и хранения.
- Любой внешний аудит начинается с керна, - объясняет Александр Михайлов, стоя у камеральной — помещения для геологических изысканий. - Когда в 2014 году проект комбината будет проходить государственную экспертизу, мы должны быть готовы, что потребуются доказательства: в такой скважине именно такое содержание. Для этого мы складываем ящики с образцами породы в кернохранилища. Сейчас на ОПК их два, готовится ввод третьего. И пока участок, из которого добыт керн, не отработают, его не выбросят.
В Западном ждут новосёлов: на практику в посёлок скоро приедут студенты МГИМО. Впервые чуть ли не со времён БАМа. Приезд студентов не случаен: одна из проблем стройки — нехватка кадров. Её БГК намерена решать, привлекая работников как из ближайших регионов — Забайкальского края, Бурятии, Якутии, Иркутской и Амурской областей, так и в рамках президентской программы переселения соотечественников из стран СНГ. Компания ведёт переговоры о привлечении на работу выпускников горных и металлургических специальностей вузов и техучилищ Читы, Иркутска, Москвы и других городов.
- Я всегда ехал за обещаниями. В 1975-м, когда работал в газете «Могочинская правда», мне сказали: «Емельяныч, поезжай на север, там скоро будет большой город Удокан». Оставил квартиру, поехал. В «восьмидесятых» сказали: «Емельяныч, переезжай в Новую Чару, там будут жить сто-двести тысяч человек». Поехал вновь! На БАМе многое было, но обещаний — больше всего, - с грустью признаётся журналист Анатолий Снегур.
«Спасательный круг»
Советский Союз мог «приберечь» Удокан для потомков. СССР располагал значительными запасами меди в Узбекистане, Казахстане и на Урале. В России же с каждым годом растёт дефицит меднорудной базы, связанный с истощением уральских запасов. Удоканское месторождение, крупнейшее по запасам в России и третье из неосвоенных в мире, становится в этих условиях «спасательным кругом» для отечественной экономики. Кроме того, за последние годы сформировался новый рынок — Китай. Возникла ситуация потенциально высокого спроса на медь как внутри России, так и в Поднебесной. И не нужно объяснять, каким удачным географическим положением обладает в этой ситуации Забайкальский край.
Разумеется, разработка медной кладовой даст мощнейший импульс для экономического развития «родины» Удокана — Забайкальского края. Появление ГОКа позволит создать тысячи новых рабочих мест, модернизировать инфраструктуру, увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет. Первые позитивные сдвиги можно видеть уже сегодня: 14 июля представители краевой и районной администраций, Байкальской горной компании и строительной фирмы «Prodim» заложили капсулу в основание будущей новочарской гостиницы на 36 номеров.
- Мы являемся свидетелями того, как процесс из теоретической плоскости переходит в практическую. Строительство гостиницы даст начало большому городу с больницами и детскими садами. И мы застанем те времена, когда посёлок Чара превратится в город! - заявил на закладке капсулы зампред краевого правительства Евгений Вишняков.
Но фундамент так и не построенной больницы и остов заброшенного детсада по соседству — печальное наследие прошлых проектов — заставляют в очередной раз задаться вопросом: удастся ли БГК, в отличие от прочих компаний, сдержать обещания? Хочется верить.
Илья Баринов, «Экстра», №30К сожалению, нечем похвастаться жителям Новокручининска. Здесь под угрозой исчезновения оказалась некогда славная спортивная площадка, где проходили значимые массовые мероприятия. Теперь, по словам журналиста «Экстры» Юлии Скорняковой, смотреть особо не на что: «На огромной площади, отчасти расчищенной от леса, отчасти — с вековыми соснами прямо у предполагаемых трибун, есть только три сложенных в виде футбольных ворот бревна. Памятником этой разрухе стала раздевалка, которая стоит около футбольного поля. От неё остались одни стены, внутри лесом растут полынь и крапива. Валяется мусор». Восстанавливать площадку власти не спешат. Есть идея использовать её под строительство домов для многодетных семей. Дети выбивают колышки разметки и в знак протеста играют в футбол с утра до ночи.
Читать «Экстру»
Жители Новокручининского потребоволи прекратить строительство на спортплощадке
Впрочем, эту территорию на окраине станции Новой (в поселение Новокручининское входят Новая и Кручина) спортплощадкой или стадионом назвать сложно: на огромной площади, отчасти расчищенной от леса, отчасти — с вековыми соснами прямо у предполагаемых трибун, есть только три сложенных в виде футбольных ворот бревна. И всё.
Память о старомКогда-то, вспоминают старожилы, здесь всё было по-другому. Для небольшого посёлка стадион считался просто шикарным: на месте асфальтированной поляны и свалки была сцена с аркой.
- Здесь проводились все праздники, собирались не только наши, но и из других деревень приезжали. Все соревнования здесь проходили, - говорят
Были здесь и хоккейная коробка, и футбольная площадка, от которых сейчас не осталось следа: после перестройки всё рассыпалось, а что не развалилось — растащили.
Памятником этой разрухе стала раздевалка, которая стоит около футбольного поля. От неё остались одни стены, внутри лесом растут полынь и крапива. Валяется мусор.
Забора у стадиона практически нет...
- Мест, где Дети могут провести время, учёбы. Но до школы далековато, да и не совсем удобно, - рассказывают родители в то время, пока малышня гоняет мяч около деревянных ворот.
Взрослые разводят руками: по всей стране вот уже несколько лет вроде как объявили о спортивном развитии ребятни, об увеличении числа стадионов и спортивных площадок, а тут и последнее забирают: администрация поселения отдала это место под индивидуальную застройку.
Что делает администрация?
То, что стадион запущен дальше некуда, видно невооруженным глазом. Рядом с играющими детьми спокойно пасутся козы. Забор... проще посчитать метры, где он есть, чем говорить о том, где его нет.
- Тут мусор сколько копился, вы не представляете! Вроде, сейчас вывезли, - рассказывают люди.
Впрочем, о том, где здесь чисто - вопрос тоже открытый. Например, внутри раздевалки и на бывших трибунах... как бы это так помягче сказать... горы этикеток, банок, бутылок. Груз, безусловно, ценный, но на помойке, а не там, где играют дети.
Рядом с футбольным полем стоит огромная сосна, метров этак пять-семь в высоту. Много лет назад, как уверяют местные жители, кто-то подпилил дерево со всех сторон.
- Это было во время, когда другого заработка, кроме как сдавать лес в Китай, здесь не было. Наверное, хотели продать и по каким-то причинам не допилили, -вспоминают жители.
Дерево погибло. Однако допиливать его, по всей видимости, никто не собирается. Каждый день оно может упасть на играющих детей, что потом будем делать? Разводить руками? Соболезновать?
- Администрации до этой угрозы дела нет, она про строительство здесь домов думает. Мы хотели повалить ствол сами, но побоялись, здесь нужен тот, кто умеет это делать, - рассказывают родители.
А что дети?
Бороться за старый, разваливающийся стадион готовы даже дети. Именно они потребовали от администрации муниципалитета прекратить застройку стадиона по ул. 40 лет Победы и под этим обращением собрали 110 подписей.
- Мы не даём строить, подписи собираем. Недавно здесь колышки повбивали. Мы их все выкопали. Не дадим строить дома на нашем стадионе! - шумят дети. Может быть, они и повторяют слова взрослых. Но загнать их на поле и заставить часами гонять мяч невозможно, наверное, даже родителям. А они играют. Часами. Сутками.
Веское слово администрации
В ответе руководства поселения сообщается, что часть территории бывшего стадиона включена в зону перспективной застройки при подготовке карты градостроительного зонирования, земельные участки распределены и будут застраиваться.
«Оставшаяся территория запланирована для размещения детской спортивной площадки. Денежные средства будут выделены в 2013 году по муниципальной долгосрочной целевой программе «Благоустройство территории городского поселения «Новокручининское» на 2012-2014 гг.», - говорится в ответе.
В администрации нам рассказали, что сегодня проблема заключается в том, что строить в посёлке негде. А выделять участки необходимо для тех же многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан.
- Вокруг поселения много земель Гослесфонда, где строить нельзя. Мы запросили в Чите детальную информацию по этим землям, но пока в ответ тишина, - рассказывают в администрации.
На данный момент поселению, по словам, опять же, административных работников, требуется около 200 участков по 12 соток каждый. Взять их, по словам чиновников, негде, поэтому приходится застраивать бывший стадион.
По новому проекту, площадь детской площадки будет не менее 1400 квадратных метров. Сегодня оформление участков на спорной территории приостановлено прокуратурой. Однако о том, что строительству быть, сотрудники администрации поселения говорят как о свершившемся факте.
Юлия Скорнякова, «Экстра», №30Борис Ветров, известный читинским читателям газет своими эксцентричными и интересными очерками о столице края советских времён, на этот раз расследует странные и геопатогенные зоны края, вспоминая показательные случаи из аномальных зон. «В Чернышевском районе между посёлками Багульный и Комсомольское, недалеко от развилки посёлочной дороги и трассы М-58 есть место, которое местные жители называют «могилой шамана». По преданию, где-то тут погребен некогда могущественный шаман, который оставил о себе память благодаря многим сотворённым чудесам. В июне 1993 года два молодых парня катались в этих местах на мотоцикле. За рулем ИЖа был молодой человек, только что отслуживший срочную службу. Перед этим друзья выпили пива, и теперь одному из них приспичило «по-малому». Как раз в районе той самой могилы. На следующий день он отправился уже один из Чернышевска в Укурей. Да только не доехал. Вылетел с трассы в аккурат возле могилы шамана. Ехал он трезвым, но экспертиза показала, что у мотоцикла на большой скорости внезапно отказала тормозная система. Парня накрыло трёхколесной машиной и перебило позвоночник», - повествует автор.
Читать «Эффект»
В каждой квартире есть свои маленькие «аномальные» зоны, наличие которых объясняется законами физики и наличием геопатогенных полей. Никакой мистики тут нет. Но испокон веков люди каким-то шестым чувством определяли, где жить можно, а где не стоит.
Да и немало случаев ходит по краю о так называемых «проклятых» или «благих» местах, где надо соблюдать осторожность и определённые правила поведения. Нарушение такого «этикета» порой вело к неприятностям и даже несчастьям.
Дух, охраняющий деньги
В конце 60-х годов на границе с Монголией в горной тайге работала геологоразведочная экспедиция, одна из многих, которые тогда исследовали наш край. Два сотрудника отправились на грузовике по лесной дороге, проложенной вездеходом к ближайшему населённому пункту: отправить почту и прикупить кое-чего в сельпо. Понятно, что дорога никак не напоминала городское шоссе, поэтому ехали со скоростью «в час по чайной ложке». Разумеется, путников растрясло, и они остановились передохнуть. Пройдя несколько десятков метров по тропе, водитель увидел одиноко стоящее дерево, украшенное полуистлевшими ленточками и веревочками. Подошёл поближе. А под деревом россыпью валялись старинные монеты и всяческие украшения. Не драгоценности, конечно, но все же старинные и причудливые. Шофёр, будучи родом из европейской части СССР, ничего не знающий о местных верованиях и обычаях, кинулся собирать найденное. Вернулся в кабину возбужденно радостный, похвастался напарнику. Тот не разделил восторга.
- Зря ты это взял. Это священное дерево. Местные жители раньше тут духам поклонялись.
- Ну и что? Когда это было? А что зря добру валяться? Я домой вернусь, в музей сдам. Заплатят!
Однако двинуться дальше не получилось. Каким-то непостижимым образом дорога...просто-напросто пропала, как будто её и не было. А за капотом расстилалась нетронутая лесная поляна. И куда ехать, стало непонятно. Да и пробраться сквозь все кочки и овражки было просто нереально.
Водитель пошёл смотреть дорогу, но даже никаких признаков пути не было. Самое поразительное то, что и сзади не было следов колеи. Это уже нагнало на горе-путешественников жути. Вдобавок внезапно установилась тишина. А затем сорвался сильный ветер. Небо стало затягивать низкими черными тучами. А напарнику шофера показалось, что из чащи на них кто-то смотрит — зло и пристально.
- Отнеси на место всё это, то что взял, - уже приказал он коллеге. А тот и сам уже побежал к таинственному дереву. Аккуратно разложил все монеты и предметы, а затем ещё и зачем-то поклонился древней ели.
Когда геологи сели в кабину — перед машиной тянулась колея. Но ветер всё ещё выл, и издалека доносились раскаты грома. Геологи поспешили убраться с этого места...
Месть мёртвого шамана
В Чернышевском районе между посёлками Багульный и Комсомольское, недалеко от развилки посёлочной дороги и трассы М-58 есть место, которое местные жители называют «могилой шамана». По преданию, где-то тут погребен некогда могущественный шаман, который оставил о себе память благодаря многим сотворенным чудесам. Так это или нет, но бывалые водители, проезжая мимо, всегда бросают в окошко мелкие монеты, сигареты, конфетки.
В июне 1993 года два молодых парня катали в этих местах на мотоцикле. За рулем ижа был молодой человек, только что отслуживший срочную службу. Перед этим друзья выпили пива, и теперь одному из них приспичило «по-малому». Как раз в районе той самой могилы.
- Витька, ну его на фиг. Давай отъедем, тут нельзя. Говорят, шаман тут похоронен.
- Ну ты меня ещё учить будешь, да, где мне с..ть? - отвечал дембель, расстегивая ширинку. Облегчился и поехал дальше.
А на следующий день он отправился уже один из Чернышевска в Укурей. Да только не доехал. Вылетел с трассы в аккурат возле могилы шамана. Ехал он трезвым, но экспертиза показала, что у мотоцикла на большой скорости внезапно отказала тормозная система. Парня накрыло трёхколесной машиной и перебило позвоночник.
В тему
Духи Яблоневого хребта
Перевал на арахлейской трассе отлично знают все читинцы. И каждый видел деревья с сотнями привязанных ленточек.
Нет, наверное, в Забайкалье человека, который не знал бы, что согласно древним бурятским и эвенкийским верованиям (распространённым в Забайкалье до буддизма), пока ветер колышет такою ленточку, у человека, привязавшего её, всё будет хорошо. Суеверие это или нет, волен каждый считать по-своему. Но каждый, кто едет отдыхать на озёра, обязательно остановится на этом месте или хотя бы бросит в окошко немного мелочи — на хорошую дорогу.
Между тем, деревья на перевале появились задолго до строительства трассы. О них рассказывали ещё первопроходцы из отряда атамана Пашкова и упоминал в рукописях путешественник Паллас. Вьючная тропа проходила в этом месте несколько столетий назад, и кочевники всегда, останавливаясь на перевале на отдых, молили богов об удачном пути. Так и пошла традиция украшать деревья на Яблоневом хребте ленточками. Судя по всему, традиция эта будет вечной.
Борис Ветров, «Эффект», №30Места бывают не только привлекательными для туристов и аномальными для всех. Есть, например, в Забайкальском крае точка Великого водораздела — стык бассейнов Лены, Енисея, Амура через Витим, Хилок и Ингоду. Оказалось, что это уникальное в географическом смысле и планетарном масштабе место открыл простой сельский учитель географии. Корреспондент «Читинского обозрения» Елена Сластина беседует с дочерью учёного, математиком, членом Русского географического общества и научным сотрудником Бурятского научного центра Натальей Аутовой. И у неё есть удивительные истории для читателей: «Я приехала домой в Улан-Удэ и обратилась в республиканскую библиотеку: «Есть «Агинская правда»?» - «За какой год давать подшивку?» Знаю, что отец публиковался примерно с 50-х до 90-х. Но снова, словно наитие какое-то: «Дайте 79-й»- Стала листать и вот оно — «Четыре точки на планете», Тимур Жалсарайн. Потом просмотрела другие подшивки, но больше ничего не было. Мы были ошеломлены. Начала искать. И когда задала названия рек, указанных Жалсарайном — Миссисипи, Колумбия, Нельсон — выскочило Triple Divide Peak (Пик Тройного раздела Водоразделов) в США. И какая поразительная разница... Там создан Национальный парк, сотни организаций (турфирмы, международные университеты) изучают, снимают фильмы, рекламные ролики. А как устроено всё? Дороги, инфраструктура... При этом природу сохранили в первозданном виде. И, как и мы, американцы пишут: «Наша точка единственная!».
Читать «Читинское обозрение»
- Я бы не стала жёстко разделять эти две научные дисциплины: В разных областях географии применяется математическое моделирование. Оно позволяет анализировать и обобщать наблюдения, прогнозировать. Существуют ГИС — геологические информационные системы: изучаются особенности рельефа с помощью математических моделей. Слежу за публикациями коллег. В том числе зарубежных. Например, профессор математики Андерсен (США) много пишет на тему водораздельных точек.
Сама я к вопросу водоразделов подключилась в 20Ю году. Раньше и не знала ничего ни о Амуро-Лено-Енисейском стыке, ни о работе местных краеведов, ни... собственно об отце. Сейчас могу об этом говорить и даже пишу книгу. Мне было два года, когда родители разошлись. Родилась я в Агинском, выросла в Петровск-Забайкальском районе, жила в Улан-Удэ, училась в Иркутске... В Восточном Забайкалье-то мало жила. С отцом мы не виделись. Часто люди спрашивают, почему я Наталья Антоновна. Это по дедушке.
И вот по программе «Радость встречи» (региональный аналог «Жди меня») в 2010 году меня отыскали двоюродные сестры. Через 55 лет! Они-то и рассказали про конференцию в Чите. Приехала. В воздухе витали слова «необыкновенный педагог», «новатор образования»... А я всё никак не могла увязать этого чудо-учителя с человеком, который дал мне жизнь. Потом слово взяла женщина, работавшая когда-то с отцом. Оказалось, Тимур Ухинович занимался нумерологией. И как включилось что-то: меня-то нумерология тоже всегда интересовала...
Побывала в школе, где он преподавал. В деревне, где родился и вырос. Встречалась с родственниками и коллегами отца. И мне показалось, что со всем этим я больше... узнаю себя. Могу теперь объяснить какие-то свои поступки, черты характера, образ мышления.
- А в своей манере преподавания узнаёте отца?
- Общее, пожалуй, в дотошности, с какой подходишь к делу. В том, что его уроки, как и мои занятия, - больше диалог. И самое главное — как и он, я очень не люблю укладываться в какие-то рамки.
Тогда я работала в Бурятском научном центре. Занималась математическим моделированием в области химии. Научный подход даёт возможность быстро перекручиваться, переходить в разные сферы знаний. Наверное, потому так легко перешла в географию. Много читала на тему водоразделов. Очень помог Юрий Тимофеевич Руденко, в то время — председатель Забайкальского отделения Русского географического общества. Именно он поддержал отца в самом начале, в 1977 году - когда вышла первая статья Жалсарайна. Он же организовал экспедицию, подтвердившую теорию. Наконец, существует такая интересная карта — земной шар в виде континентальной звезды. На ней Юрий Тимофеевич проводит два луча Мирового водораздела — Азиатско-африканский и американский. Глядите, здесь он наш — знаменитый Амуро-Лено-Енисейский стык...
- Так уж и знаменитый?
- Про водораздельную точку на горе Палласа в научных кругах широко известно. А вот про первооткрывателя знают немногие. В прошлом году Далай Лама проводил молебен в Америке, и я решила там побывать. Полетела в Москву за визой. Было нас из Улан-Удэ 14 человек. Шестерым в выезде отказали и мне в том числе. А так как время ещё оставалось, я позвонила в редакцию журнала «География в школе» и предложила: «Хочу написать о сельском учителе из Забайкальского края». Редактор: «Ну что вы, о простом учителе в таком журнале...» Тем не менее, я добилась встречи с редактором, приехала. «Вы знаете, у нас в Забайкалье есть гора Палласа». «Да, знаю, - говорит. - И даже собираюсь туда на конференцию по теме водораздела». «А знаете, что эту гору открыл простой сельский учитель? Я его дочь». И беседа сразу приняла другой оборот: «Всё, до единого слова рассказывайте!» Прощаясь, редактор Царёва попросила: «Попробуйте найти другие его публикации». На тот момент считалось, что найдено всё, что он писал (а писал на разные темы). Большая часть архива безвозвратно утеряна. Но я, как послушная ученица, приехала домой в Улан-Удэ и обратилась в республиканскую библиотеку: «Есть «Агинская правда»?» - «За какой год давать подшивку?» Знаю, что отец публиковался примерно с 50-х до 90-х. Но снова, словно наитие какое-то: «Дайте 79-й»- Стала листать и вот оно — «Четыре точки на планете», Тимур Жалсарайн. Потом просмотрела другие подшивки, но больше ничего не было.
- Значит, наша точка не единственная?
- Мы сами были ошеломлены. Начала искать в Интернете. И когда задала названия рек, указанных Жалсарайном — Миссисипи, Колумбия, Нельсон — выскочило Triple Divide Peak (Пик Тройного раздела Водоразделов) в США. И какая поразительная разница... Там создан Национальный парк, сотни организаций (турфирмы, международные университеты) изучают, снимают фильмы, рекламные ролики. А как устроено всё? Дороги, инфраструктура... При этом природу сохранили в первозданном виде. И, как и мы, американцы пишут: «Наша точка единственная!»
- Вы их спустили с небес на землю?
- Нет ещё (улыбается). Стала туда писать. Пока ответа нет. А потом с Юрием Тимофеевичем Руденко обсуждали параметры (широта, долгота). Оказалось, что две точки (наша и американская) практически симметричны! Ещё одна точка — между Волгой, Западной Двиной и Днепром (на Валдайской возвышенности). Четвёртая, самая высокая, на Гималайской гряде между реками Ганг, Инд и Брахмапутра. Думаю, про Гималайскую точку в Штатах вообще не знают. А, на наше счастье, в Гималаи часто проводятся экспедиции российских исследователей. Есть такой путешественник Сергей Балалаев. Возможно, единственный, кто исходил вдоль и поперёк район горы Кайлас (предположительно гималайский водораздел находится именно там). С ним мы переписываемся.
- Предположительно? То есть, как и 30 лет назад, многое пока в теории?
- Да, о Гималайской точке пока рассуждаем, глядя на карты. Предстоит много исследовать. Меня спрашивают: в чём практическое значение этих водораздельных точек — ну, стекают осадки вниз по трём склонам горы, и что... Но разве обязательно практическое значение? Открытие позволяет лучше понять структуру планетарного рельефа Земли, его геодинамику. И вообще — жизнь.
- А замечаете в земляках желание сходить и посмотреть?
- К сожалению, редко. Люди либо ничего не знают об этом, либо мало осведомлены. Нужна пропаганда, чтобы сделать водораздел действительно брендом Забайкальского края. Сколько раз Юрий Тимофеевич с коллегами выдвигали идею создать Национальный парк, чтобы хотя бы дорогу к вершине сделать... Хорошо бы разработать инвестиционный проект. Может, фирма какая-то, занимающаяся въездным туризмом, взялась бы за это. Но сегодня в чести только туризм выездной... Хотя в Забайкалье есть что показать миру. Здорово было бы сделать комплексный экскурсионный тур... Конечно, мы будем связываться с американцами. Постараемся пригласить их следующей весной на конференцию. Но мне... Как вам сказать...
- Стыдно?
- Стыдно. Привезём их на нашу «уникальную гору», а там лес обгорелый и три доски-указателя в разные стороны. Как бы краснеть не пришлось...
Дословно
Об инновациях сегодня
Жалсарайна буквально били по рукам за новаторство в преподавании, отобрали кабинет, выжили из школы (одно время Тимур Ухинович даже работал сторожем в магазине). Сейчас очень много говорят об инновациях. Но так ли уж изменилось отношение к «партизанам»? Мне кажется, не так уж сильно. В наше время новаторам тоже трудно — приходится пробиваться где-то через непонимание начальства, где-то через зависть коллег... Но как бы банально это ни звучало, юным учёным, учителям я бы пожелала всё-таки идти своим путём.
О географии
Каждый человек должен быть географически образован. Когда разговариваешь, очень важно, чтобы человек представлял, о какой части света, о каком регионе идёт речь. Тогда получается разговор действительно познавательный для обеих сторон. А когда собеседник даже не понимает, о чём речь, о чём тогда говорить?..
О силе научного слова
Русское географическое общество когда-то было создано по велению императора. К экспертам от науки прислушивались, тем более что во все времена в Общество входили наиболее влиятельные и образованные люди - учёные, политики, экономисты... Не надо думать, что сейчас учёные работают «в стол». Русское географическое общество очень действенно. На днях читала: географы Забайкальского края решали какие-то вопросы с Китаем по Амуру. Или, например, в Монголии очень крупный приток Селенги - Архон - хотят пустить в Гоби. Представляете, насколько обмелеет Селенга? Будет удар и по Байкалу. Сейчас наши экологи очень много работают, чтобы такие проекты не претворились в жизнь. Обсуждают, оценивают...
Об Едином государственном
Все кому не лень ругают ЕГЭ. И чаще всего - люди, которые ничего в этом деле не понимают. Но при всех недостатках, единый экзамен, считаю, хорош. Во-первых, к нему можно начать готовиться с 8-го, 9-го классов. Во-вторых, наши дети, забайкальские, находятся в равных условиях с абитуриентами Москвы и других крупных городов, поскольку поступают по результатам ЕГЭ.
О Менделе и Жалсарайне
Есть теорема Ферма, которая так и не решена. Есть теория Тимура Ухиновича о точках мирового водораздела. Архив утрачен. Какие ещё тридцать точек Жалсарайн упоминает в сохранившейся статье?.. Искать и искать. Ещё один учитель мне очень отца напоминает. Он тоже сделал открытие. Пришёл к научному авторитету того времени, а тот ему: «Этого не может быть, потому что этого быть не может!» Спустя 30 лет трое других учёных открыли совершенно независимо друг от друга тот же закон. И узнали, что есть, оказывается, такие труды Менделя. Закон назван его именем. Когда-нибудь, верю, имя Жалсарайна тоже будут знать все.
Беседовала Елена Сластина, «Читинское обозрение», №30