История с карикатурами на пророка Мухаммеда, судя по последним событиям, ничему не научила человечество. В сентябре в мире разгорелся скандал вокруг антиисламского фильма «Невиновность мусульман», в котором пророк показан в весьма неприглядном свете.
Мусульмане исламских стран начали устраивать беспорядки около представительств США, а в Ливии и вовсе убили американского посла. Нападениям подверглись здания посольств и европейских государств. Автор фильма и его родственники, живущие в Америке, вынуждены просить защиты у полиции. Отголоски религиозных столкновений докатились и до России. Разумеется, фильм задел россиян, живущих по шариату. Генпрокуратура потребовала признать кино экстремистским, а в некоторых регионах начали блокировать видеохостинг «YouTube», который отказался удалять скандальное видео. Мы поинтересовались у читинцев, намеренно не включая в опрос религиозных деятелей, что они думают о фильме, реакции на него и вообще необходимости подобных фильмов.
Дизайнер Loly Girl:
- Снимать фильмы, цель которых — намеренно оскорбить какую-либо группу, как минимум не нужно. Сам фильм не смотрела, но комментарии создателей и актёров читала. Гнусновато как-то становится.
Профессор кафедры философии ЗабГГПУ Надежда Субботина:
- Такие фильмы снимать не стоит. Если критиковать религию, то по её содержанию. Конкретно указывать, в чём она не права. И вообще, я считаю, что мусульман трогать не нужно. На мой взгляд, должна быть какая-то цензура, потому что такие материалы являются провокацией всякого рода столкновений — межрелигиозных, межэтнических. Но как осуществлять такую цензуру, я не знаю. Ведь у нас свобода слова и печати и такие материалы легко могут попасть в интернет.
Доцент кафедры литературы ЗабГГПУ, кандидат филологических наук Вероника Димитриева:
- Я не смотрела этот фильм. Можно предполагать, что режиссёр имеет отношение к исламу и это его право. Судить его тоже должны представители этой конфессии — они лучше разбираются в вопросе, он затрагивает их честь. Я бы не бралась осуждать, даже посмотрев этот фильм. Если бы речь шла о православии, христианстве, то другое дело.
Заведующая кафедрой востоковедения,профессор ЗабГУ Наталья Абрамова:
- Я не смотрела фильм, но знаю, какую реакцию он вызвал. В таком случае говорить о нём - всё равно, что рассуждать о книге, которую не читала. Но в любом случае нельзя допускать вещей,которые так сильно будоражат религиозные чувства. Фильмы о религии можно снимать, но в более толерантной форме.
Начальник отдела по делам некоммерческих организаций Забайкальского управления Минюста РФ Александр Джупина:
- О фильме я осведомлён постольку-поскольку, даже не знаю о его содержании, но слышал, что он вызвал невообразимый хаос. Видимо, там серьёзно оскорблены религиозные чувства. Такие фильмы, однозначно, снимать не стоит. Если взять российское законодательство, то у нас в стране все религии равны, и государство практикует политику невмешательства. Любой фильм или статья, не только у нас, но и в любом государстве, не должны оскорблять верующих. Тем более, мусульман — видите, как страны Ближнего Востока отреагировали на это. Мы проводим семинары, на которые приходят представители разных религий, и никто не обливает грязью друг друга.
Я считаю недопустимыми такие вещи даже не с позиции закона, а как обычный человек, хотя я и неверующий.
Посетитель «Чита.Ру» с ником «Весёлый Клоун», сатанист:
- Я считаю, что всё накручивается для того, чтобы раздуть в нашем и без того больном обществе религиозную рознь. Нужно снимать непредвзятые фильмы о любой религии, с позиции научного атеизма и беспристрастности. Не обелять и не очернять. Чтобы человек сам мог определять воспринимать такие вещи объективно.
Депутат Законодательного собрания Забайкальского края Дмитрий Тюрюханов:
- Я попытался посмотреть фильм, но попадались то трейлеры, то отрывки. В общих чертах я знаю, что мусульмане блокируют посольства, выступают против западного мира.
Я думаю, какой бы фильм мог вызвать такую же реакцию у христиан. Если бы мусульмане сняли ироничное видео о Христе, то вряд ли начали громить из-за этого дипмиссии. Тем более, в мусульманских странах. Толерантность религии — это показательно. В целом же, шумиха сродни истории с «Пусси Райт». Игры с религией стали модными в последнее время, как инструмент управления народными массами.
Преподаватель основ религиозных культур и светской этики Наталья Немерова:
- О фильме я слышала, но не видела его. В первую очередь, я думаю, что такой фильм не должен находиться в открытых источниках, где его могут увидеть дети. Если детей оградят от таких фильмов, то... С другой стороны, религия такая вещь, что может оскорбить множество людей.
Сторонник Союза воинствующих безбожников, житель Читы:
- Религия, по моему мнению, это инструмент власти для управления народными массами. Религия не способствует развитию человечества. Тем не менее, я считаю, что кино, в котором ругают религию, создавать не нужно. Лучше показывать недостатки религии с точки зрения науки.