Город «Подписка о невыезде» интервью «Подписка о невыезде»: Почему бы не стать центром экстремального спорта?

«Подписка о невыезде»: Почему бы не стать центром экстремального спорта?

Велосипед за 40 тысяч? Ах-ох, как же заниматься спортом в нашей стране?. А вот так - берёшь бэушный велик и по мере необходимости добавляешь компоненты.

Об успехах официальных спортсменов знают все. С ними проводят пресс-конференции, встречают их в аэропортах и оказывают прочие знаки внимания. Другие спортсмены — экстремалы — несмотря на присущую им безбашенность и зрелищность чаще остаются в тени. Поэтому, когда узнаёшь, что паренёк с соседней улицы входит в пятёрку лучших по России, то челюсть с грохотом валится на пол. И не ставится на место, когда уточняют, что пятый среди экстрим-велосипедистов.

Евгений Курников, несмотря на теннисную фамилию стал таким парнем. В списке его увлечений почти все слова непонятные — дёртджампинг, эндуро, кросс-кантри. Понятно только то, что всё это связано с велосипедом.

- А помнишь свой первый велосипед?

Самый первый - оранжевый, трёхколёсный, на котором я постоянно ездил в квартире по кругу. Почему-то у него постоянно ломалась рама - хотя был я небольшой — и дедушка её постоянно приваривал. А вообще детство было безвелосипедное — иногда друзья давали покататься, иногда нет. Может быть, в спорт пошёл, чтобы иметь свой велосипед. Может быть, из-за того, что на ЗабВО близко с домом была секция. До этого я пытался заниматься коньками, хоккеем, но это как-то не цепляло. Не моё, видимо. Велоспорт зацепил тем, что нужно не сидеть на месте. Даже на шоссе — крутишь педали и меняешь картинки — можно из Читы выехать в любую сторону и видеть прекрасную природу нашего края. Сейчас я для себя просто сажусь на шоссейник и выезжаю куда-нибудь чтоб поностальгировать. В общем всё, что связано с велосипедом, я просто обожаю. У меня в крови, видимо. Я пробовал даже кататься на одноколёсном — моноцикле — освоил технику и начал выкрутасы делать.

1 из 3

- Когда начал кататься серьёзно?

- Началось всё с шоссейного велоспорта, которым я начал заниматься в 2002 году, когда мне было 12 лет. Там мы приобрели первые навыки езды по песку, по горам, которые давали, чтобы научить управлять велосипедом. Позже нас стали выпускать на дальние расстояния на трассы, так как в секции занимались именно шоссейными гонками. Постепенно мне это не то чтобы надоело, но стало казаться не таким весёлым. В это же время я увидел у тренера журнал «Mountain Bike Action», который московская редакция распространяла по секциям. Хорош он тем, что даёт подробные материалы про всё, связанное с маунтинбайком — про физподготовку, про трюки и всё остальное. Не попробовать всё это я просто не смог и начал прыгать на тех велосипедах, которые были. Позже я купил простенький горный велик, прожил с ним какое-то время и он начал ломаться — для прыжков всё же был не предназначен. А затем в городе появился магазин «Триал-спорт», который стал моим первым спонсором и продал мне настоящий прыжковый велосипед в рассрочку. С ним я начал выезжать на какие-то соревнования и занимать первые призовые места. Выезжали чаще в Улан-Удэ, там несколько лет назад такой спорт был более развит, были увлекающиеся люди, строились трамплины, выделялись деньги. Сейчас у них это затухает, а у нас, наоборот, всё на подъёме.

1 из 4

Постепенно повышался уровень, усложнялись трюки, покупались качественные запчасти, осваивались новые соревнования. Сейчас у нас в «Мегаполисе» есть команда «X-Сoast», которая на недавних соревнованиях в Иркутске и Улан-Удэ заняла почти весь пьедестал. Успехи пришли потому, что у нас открылся парк качественный — лучший от Красноярска до Владивостока, есть возможность выезжать толпой на соревнования. В нашем спорте важно постоянно на кого-нибудь глазеть, чтобы получать какой-то опыт.

- Что велосипед даёт в плане физического развития?

- В шоссейных гонках, конечно, больше нагрузки идёт на ноги. В кросс-кантри – на мышцы спины и рук, потому что надо преодолевать подъёмы. Иногда же приходится тащить велосипед на себе. В даунхилле, когда едешь по камням и кочкам, работают все группы мышц. Нужно иметь развитое тело, чтобы правильно проезжать любые повороты, а иначе потеряешь время. Прыжковые дисциплины тоже требуют общего развития — так как надо вращать велосипед в воздухе. Очень хорошо развивается мышление — я должен видеть трассу целиком, мыслить, как правильно проехать, где набрать скорость, сэкономить время.

- А насколько травмоопасен этот спорт?

- Так же как и любой другой. Взять, допустим, фигурное катание: зрители видят, что всё идеально — прыжки, повороты, поддержка. А на тренировках фигуристы тоже падают, бывает, и ломают руки-ноги. Избежать их можно, если следовать всем правилам техники безопасности, если у тебя будут классные тренера, которые знают, как падать, с чего начинать. Так же и у нас - если всё делать по правилам и использовать защиту — серьёзных травм можно избежать.

- Как ты учился делать первые трюки?

- Я раньше равнялся на ребят, которые когда-то катались в Чите. Первые трюки, разумеется, были простыми. Потом уже началось посерьёзней – всякие вращения, сальто через голову. Сальто через голову я пробовал делать в воду, это самый безопасный способ из тех, что есть в Чите, и на разрыхлённую землю.

- Что испытываешь, когда делаешь трюки?

Пока не попробуешь, не поймёшь эти чувства. Можно грубо сравнить это со стихией — водой или воздухом — ты можешь поддаться, а можешь управлять ей. Так же с велосипедом — ты ощущаешь его и свой вес, учишься совмещать их, достигать гармонии. Так и получаются особенно клёвые трюки.

- Каким-то из них особенно гордишься?

- Любимый трюк у меня меняется каждую неделю. Пока мне нравится Back Flip Tailwhip - сальто назад с прокручиванием велосипеда вокруг рулевой колонки. Очень эффектно: сделать сальто, отпустить велосипед, прокрутить его вокруг руля, опять зацепить ногами и завершить сальто. Нормально его выполнять я начал только к концу сезона.

- Насколько удобно в Чите заниматься велоспортом?

- Сложно из-за климата. Сезон комфортного катания — с апреля до начала октября. Иногда очень тянет кататься зимой — приходится одеваться и выкатывать на дёрт. Это уже зависимость — ехать несмотря на морозы, деревенеющий велосипед, застывающую смазку. Хотя зимой можно попробовать прыгать в снег, плюс тёплая одежда тебя спасёт от ударов.

- Есть ли трудности из-за стоимости велосипеда?

- Это нормально. В такой технике используются более сложные технологии, качественные сплавы и прочее, что влияет на цену. Нормальная вилка, например, стоит порядка 15 тысяч, рама тоже около того. Остальное – можно попроще взять. Если дёртом заниматься профессионально, то велосипед нужен тысяч за 60. Главное, понять, чего ты хочешь добиться. Для удовольствия не обязательно тратить огромные деньги, но чтобы расти потребуются облегчённые и прочные детали. Цена пугает многих: Велосипед за 40 тысяч? Ах-ох, как же заниматься спортом в нашей стране? А вот так - берёшь бэушный велик и по мере необходимости добавляешь компоненты.

- Ты занимаешься с детьми в «Мегаполисе», сравнивал ли учеников с собой в их возрасте?

- Прогресс у них есть. Но с собой сравнивать не получается. Как везде, есть те, кто схватывает на лету и те, кто долго не может понять. Есть ребята, с ранних лет отточившие собственный стиль. Но их очень мало - город маленький, обычно все катаются, как один. А у некоторых уже есть определённое своё видение — сосредотачиваются на прыжках в высоту, трюках в воздухе или на земле, ещё на чём-то. Пока учеников около десятка — это дети, которые давно занимаются со своей техникой. Если закупать велосипеды, экипировку, будет больше. В дальнейшем всё это будет - «Мегаполис» сделает.

- А что в велоспорте вкладывается в понятие стиль?

- Это такое внутренне понятие. Человек не знакомый со спортом видит трюки одинаковыми. А судьи на соревнованиях видят различия и ставят за стиль оценки. Есть, допустим, агрессивный стиль, когда человек делает трюк любой ценой, жёстко приземляется. Есть плавный — сделать что-то в полёте, идеально ровно и мягко, чтобы удар не чувствовался. Зависит, естественно, от характера. Бывает и наоборот — спокойный человек, а катается очень жёстко.

1 из 2

- Верно говорят, что пока этот спорт держится на самоучках?

- Правильно. Неформальный спорт потому что, не признаётся ни властями, ни людьми. Традиционные виды, например, футбол, в который играют уже сотни лет, устоялись. А экшн-спорт – как хобби. Если не будет никто ничего делать для этого. Я думаю, что все уже должны понять, что будущее молодёжи не только в футболе, есть и другие увлечения, которые тоже скоро станут олимпийскими. BMX и маунтинбайк уже включены в программу Олимпиады. Так что прогресс идёт, там люди уже помогают в этом плане. Почему бы и Чите не стать в какой-то роли центром экстремального спорта?

В регионе, есть у меня ощущение, что никто ничего не знает. Мы устраиваем мероприятия в сёлах, строим там трамплины и прыгаем во время каких-то праздников. И всегда собирается множество людей, особенно молодёжи, для них это вообще очень дико – такие овации! Здесь-то уже привыкли люди, в принципе, а там порой даже не понимаешь за что аплодируют – за какой-то элементарный трюк.

1 из 2

- Считается, что городские экстремалы — те же вандалы — используют и скамейки и бордюры. Есть у нас такое?

- Конкретно за себя и за своих друзей я могу сказать — у нас нет. Тем более у нас сейчас есть «Х-Сoast». Это зависит от воспитания, хотя есть и такой стиль катания, который предполагает использование городских элементов. Но опять же — если человек вандал, то он и без велосипеда будет таким.

- Как ты видишь себя на велосипеде лет через десять?

- Я не заглядываю так далеко. Просто катаюсь. Я хочу, так же общаться с друзьями, получать такое же удовольствие. Конечно, хочу, чтобы у нас всё это развивалось, чтобы мы догнали соседние регионы. Чтобы у нас появился зимний парк уже, и мы не мёрзли на улице.

Фото: Валерий Бекишев; из личного архива Евгения Курникова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления