«Допустим, вы подъезжаете к зданию, которое захватили террористы...». С этой фразы бойцы ОМОНа начали рассказывать о своём автопарке. Если уазики и автобусы особого интереса не представляют, то омоновские «Тигр», «АТН» и инженерная машина на базе «ЗИЛа» вызывают восхищение: огромные, мощные, оснащённые, солидные, с пятым уровнем защиты.
Этот автомобиль, когда пустой, весит 6,5 тонны, а когда в него загружаются бойцы и спецоборудование — каски, автоматы, бронежилеты, то вес его увеличивается до 7,6 тонны. В нём 151 лошадиная сила, а разгоняется он до 140 километров в час. Самое же главное — эта машина бронированная, с пятым уровнем защиты. Снайперская винтовка Драгунова и автомат Калашникова этот автомобиль не прострелят. Такой мощный «Тигр» у забайкальского ОМОНа в единственном экземпляре. На нём установлен двигатель Cummins бразильского производства.
Бронемашина, армейский автомобиль-внедорожник - так ещё называют «Тигра». Он ездит на дизельном топливе, по пересечённой местности, вмещает семь человек. В окнах специально установлены бойницы для ведения огня по противнику из автоматического оружия, сами же стёкла тоже бронированные.
Внутри «Тигра» просторно. Сразу заинтересует наличие двух коробок передач. Оказывается, это важно, когда нужно увеличить проходимость автомобиля: кинетическая энергия, ньютоны... Одним словом, физика.
«Управлять этими машинами может не каждый. Когда мы принимаем бойцов, то производим отбор. Я, как командир взвода, тоже работаю с каждым индивидуально. Учитываю, какие категории водительские есть у человека: А,В, С, D, Е. Чем выше категория, тем выше профессионализм. Прежде чем посадить на какую-нибудь из этих машину, мы сначала закрепляем новичка за более лёгкой — тот же «Уазик», «Жигули», а потом уже «спецмашина». На них ездят уже старшие офицеры», - рассказывает командир отделения Владимир.
Бойцы ОМОНа вспоминают, как в командировке в Ингушетии одному из водителей попала пуля в лобовое окно, оставив отпечаток на стекле. Благо, автомобиль был бронированным: «Мужик, конечно, не ожидал. Три дня в себя не мог прийти...»
- Стреляли в этот «Тигр»?
- На прочность своего не проверяли. Но в Северо-Кавказком регионе, где сотрудникам подразделения приходится бывать часто «Тигры» попадавшие под обстрел проявили себя достойно . У нас в городе он используется на различные специальные мероприятия и тренировки личного состава. Прежде чем на «Тигре» ездить, нужно научиться его правильно использовать. Это же, можно сказать, машина-щит, — уточняет командир отделения.
Кстати, стоит «Тигр» дороже других спецмашин — 5 миллионов рублей. Объём двигателя у него 5,8 литра.
У другой спецмашины, «АТН», объём двигателя ещё больше, почти 11 литров, а стоимость ниже — 1,3 миллиона рублей. «АТН» - машина, созданная на базе «Урала». Используется для транспортировки нарядов. В неё вмещаются 20 бойцов с автоматами, бронежилетами, щитами и касками. Используют «АТН» регулярно: на все охраняемые мероприятия, которые проходят в городе. В омоновском автопарке таких машин достаточно, что позволяет быстро перебросить большое количество сотрудников в любую точку города, а иногда и края .
Эти автомобили оснащены переговорным устройством между кабиной и кузовом. В кузове предусмотрены места для перевозки защитных сеток для окон кабины, щитов, касок. У каждого автомата есть своё место. В машине идеальная чистота, хотя используют её часто. Во время выездов у одних бойцов — пистолеты, у других — электрошок. Всё определяется постовой деятельностью. Раньше личный состав выезжал на автобусах, теперь же только на «АТН».
«Дом на колёсах» - так можно охарактеризовать автомобиль, в котором есть холодильник, микроволновая печь, телевизор и даже туалет. На самом деле, этот «дом на колёсах» используется для более сложных и важных дел. Само название - Российский передвижной комплекс для поиска и обезвреживания взрывоопасных объектов «АРАКС» - говорит о многом. Эта машина предназначена для выезда сотрудников инженерно-технических подразделений МВД - сапёров и кинологов - на места происшествий с целью поиска, обнаружения и последующего обезвреживания взрывоопасных предметов.
На «АРАКСе» выезжают на все вызовы, где найдены чёрный бесхозный пакет или штуковина, похожая на гранату. Для последней в машине есть целый контейнер, в котором можно перевозить гранаты, причём до 10 штук. Вызовы бывают как ложные, так и боевые
Этот контейнер выдерживает взрыв до 400 граммов в тротиловом эквиваленте. Например, в нём можно транспортировать 8-10 гранат типа Ф-1 или пять гранат типа РГД-5. Бойцы ОМОНа рассказывают, что раньше полицейские привозили гранаты чуть ли не в пакете. Сейчас же всё по-другому. Контейнер комплектуется тележкой для транспортировки его вручную по лестницам, эскалаторам. Он может быть размещён в багажнике любого автомобиля. Сама машина не предназначена для пересечённой местности, если же надо проехать по бездорожью, то всё сапёрское оборудование переносят, допустим, в «Тигр» или «АТН». Кстати, стоимость этого оборудования превышает 8 миллионов рублей, сама же машина стоит около миллиона.
В автомобиле есть место для собаки. В Забайкальском ОМОНе используют для работы трёх собак. Овчарка Рада специализируется на поисках взрывчатых веществ. Она уже побывала вместе с омоновцами в командировке в Ингушетии. Также «АРАКС» оборудован рентгеновской установкой, комплектами шанцевого, электро- и автоинструмента.
Сотрудники ОМОНа рассказывают, что вызовы о минировании или нахождении подозрительных предметов поступают чуть ли не ежедневно.
«Не так давно женщина нашла на школе №17 гранату. Позвонила. Приехали. Настоящая граната была Ф-1 со взрывателем. Но это редко. Обычно находят холостые или муляжи. Сейчас уже все наслышаны, что при любом подозрительном предмете нужно звонить в полицию. Гражданин забывает и оставляет пакет, мы выезжаем, оцепляем всё, смотрим. Затрачиваются значительные государственные средства, но по-другому нельзя. А вдруг...», - говорит командир взвода.
Омоновцы признаются, что на современной технике работать лучше. Говорят, что машин не хватает. Положено больше, чем есть в наличии. Регулярно все автомобили проходят техническое обслуживание. Срок службы у этих спецмашин около 10 лет. При бережной эксплуатации и нехватке автомобилей их можно использовать и дольше.
«В последней командировке у нас под обстрел попал военный «АТН», благо, что по бокам он был бронированный. А то бы разорвало машину...», - рассказывают бойцы. Говорят об этом запросто, непринуждённо и легко. Теперь уже фраза: «Допустим, вы подъезжаете к зданию, которое захватили террористы...» мне не кажется нереальной.