Город «Подписка о невыезде» интервью «Подписка о невыезде»: Строит дороги, собирает грибы

«Подписка о невыезде»: Строит дороги, собирает грибы

Каждый день с приходом на работу он берёт под свой контроль 1,6 тысячи километров федеральных дорог, расположенных в Забайкальском крае. Трассы Чита — Хабаровск, Чита — Иркутск и Чита — Забайкальск — это зона его ответственности.

Каждый день с приходом на работу он берёт под свой контроль 1,6 тысяч километров федеральных дорог, расположенных в Забайкальском крае. Трассы Чита — Хабаровск, Чита — Иркутск и Чита — Забайкальск — это зона его ответственности. Главный инженер Упрдор «Забайкалье» Андрей Романов - в проекте ИА «Чита.Ру» «Подписка о невыезде».

Учёба в школе, в вузе, на дороге

- Андрей, где вы родились?

- Я уроженец Забайкалья, так же, как мой отец. Только я родился в Чите 8 июня 1977 года, а он — в Шерловой Горе. А мама моя родом с Сахалина. Так случилось, что родители во время обучения в институте познакомились и поженились в Иркутске, а работать их направили в Читу. И отец, и мама у меня тоже строители, но они строят не дороги, а гражданские объекты. Есть у меня старшая сестра, которая переехала жить в Германию, где вышла замуж за немца.

- Учились вы в Чите?

- Да, в школе №38. Кстати, она единственная в Забайкалье, где углублённо преподают немецкий язык уже со второго класса. Окончил школу и сразу же поступил в ЧитГУ по специальности «Строительство автодорог и аэродромов». Несмотря на то, что специальность была недавно открыта и была довольно интересной, у нас был недобор. В основном, все шли на энергетиков и горняков. Помнится, тогда поток на нашей специальности набрался всего в 30 человек, но уже после первого семестра большинство отсеялось.

1 из 2

- А почему вы выбрали именно эту специальность, а не пошли как все, к примеру, в энергетику?

- Если честно, я первоначально хотел стать юристом, но так как в Чите тогда ещё не было нормальных юридических специальностей, решил отказаться от этой мысли. Много для меня значило и мнение отца, который посоветовал поступать на строительный факультет. Передо мной встал выбор между тремя специальностями: «Промышленное строительство», «Строительство автодорог и аэродромов» и «Природообустройство». Подумал, что возведение домов уже давно всем известно, а дорожное только появилось в качестве специальности, и принял решение поступить именно туда. Всегда привлекала романтика путешествий, а куда строительство дорог без постоянных командировок?

- Как учились?

- Я был сознательным студентом. Все пять лет пробыл старостой группы. Нашёл за время обучения себе жену. Отдельное место в моей памяти занимает практика на строительстве трассы «Амур».

От лаборанта ДРСУ — до главного инженера Упрдор

- Вы сразу устроились по специальности?

- Да, инженером-лаборантом в Дорожное ремонтно-строительное управление №1 в Угдане. Тогда это была одной из самых крупных строительных организаций в регионе.

1 из 3

Первым объектом, на котором я работал в ДРСУ, был мост через Ингоду на трассе в обход Дарасуна в 1999 году. На следующий год я уже в качестве мастера строил дороги в Забайкальске, в том числе подъезд к МАПП. В 2002 году мы вернулись достраивать мост через Ингоду, тогда же мне предложили работать рядовым специалистом в Дирекции по строительству дороги «Амур». Это серьёзная организация с огромными финансовыми оборотами. Только в Забайкалье осваивалось ежегодно по 1 миллиарду рублей.

- Какие впечатления остались от строительства такого масштабного проекта?

- Раньше я работал в подрядной организации, а теперь предстояло попробовать себя уже непосредственно в качестве заказчика. Я постоянно выезжал в командировки: принимал объекты, создавал проекты и строил планы. Так я в Дирекции трудился с 2002 по 2008 год.

1 из 5

Те годы были особенно интересными. Представьте себе: дорога строится с нуля прямо через тайгу, создаётся вся дорожная инфраструктура: кладутся трубы, мосты, путепроводы через железную дорогу.

В 2008 году меня пригласили работать главным инженером в Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края, которое содержит и эксплуатирует 1,6 тысячи километров федеральных дорог. Это трассы Чита — Иркутск, Чита — Хабаровск и Чита — Забайкальск. Наше управление также занимается и строительством. Не так давно мы закончили новый мост через Онон и трассу в обход Дарасуна.

Конечно, сами мы ничего не строим. Наша задача спланировать работы, согласовать их, определить на аукционе подрядчика и затем проследить за тем, как он выполняет свои обязательства. Я курирую технический отдел управления, контролирую качество выполнения работ, исполнение гарантийных обязательств, а также занимаюсь проектными работами и инновационной деятельностью.

1 из 3

Беда не дороги, а дураки

- С какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?

- Это и нерадивые подрядчики, и несовершенство нашего законодательства. У нас существует очень много нормативных актов и законов, которые зачастую противоречат друг другу. Некоторые из них просто давно не обновлялись, в особенности это касается норм по проектированию дорог. Они написаны были ещё при Советском Союзе, но ведь прогресс не стоит на месте. Появляются новые технологии, новые материалы, которые мы частично уже применяем, но из-за старых нормативных актов проекты с их использованием экспертизу проходят с трудом. На некоторые из современных материалов для строительства дорог нормативной базы по-прежнему нет.

Естественно, одна из самых важных проблем состояние дорог из-за недофинансирования дорожной сферы в течение последних 10 лет, за время прекращения работы дорожного фонда. Сейчас его снова восстановили, и у дорожников появилась надежда.

Что касается конкретно нашего региона, то здесь главная проблема — это нехватка хороших подрядных организаций. В итоге, мы вынуждены прибегать к помощи строительных компаний из других регионов.

- Не могу не спросить, как вы оцениваете качество дорог в Забайкальском крае?

- Сеть дорог в нашем регионе довольно неплохая. Она была хорошо сформирована практически во всех районах ещё при СССР. Есть проезд почти ко всем населённым пунктам, правда, сейчас их состояние не очень хорошее. Я могу твёрдо утверждать, что в Забайкалье не самые плохие дороги в стране. Я бывал во многих регионах и могу сказать, что дороги у нас достаточно неплохие.

- Как раз из-за проблем с качеством дорог в Забайкалье, видимо, столь высокое количество ДТП?

- Скорее, наоборот. Как только мы сделаем новый участок дороги, сразу увеличивается скорость движения по нему, от чего повышается уровень ДТП. Существует такая официальная статистика, что на хороших участках дороги значительно больше количество раненых и погибших, чем на плохих. Вроде бы дорога убитая и по ней без мата автолюбители не ездят, зато там меньше аварий.

- В Забайкалье, как и по всей стране, нередко можно услышать избитую фразу про две беды России. Не обидно вам как человеку, занимающемуся дорогами, слышать подобное?

- Безусловно, бывает обидно, когда так говорят. Я считаю, что беда в России только одна — дураки! И им никакие дороги не нужны, поэтому и не понимаю почему эти два абсолютно разных слова приписываются рядом. Обидно и от устоявшегося общественного мнения, что все дорожники воруют. Постоянно одни только нападки. Вы приходите и попробуйте себя. Большинство новеньких у нас не задерживаются надолго, так как не выдерживают этого ритма и условий труда. День-два на морозе, на ветру лопатой помахал и сразу желание работать пропадало.

Я — грибник

- А расскажите про свои увлечения. Вы можете интересно проводить время в Чите, в Забайкалье в целом?

- Сегодня моё главное увлечение — это две мои дочки. Их воспитанием я, в основном, занимаюсь в свободное от работы время. Поверьте, это достаточно интересно. Одной сейчас уже пять лет, а другой девять. Старшая уже в школу пошла, кстати, в ту же, что и я.

Летом живём на даче. Спасибо родителям, что сумели сохранить тот самый участок, который приобрели уже 30 лет во время моего детства. Летом дышать свежим воздухом — очень хорошо.

Есть у меня и хобби. Я очень люблю читать, особенно художественную и документальную литературу. История, география — с детства мои любимые темы. В последнее время меня захватывают книги про Чингисхана. Очень много книг прочитал о нём. Это же интересно, что именно в Забайкалье он родился, здесь же родилась и его могучая цивилизация. Наш регион уникален тем, что в нашем суровом климате зарождались великие народы. К примеру, почему китайцы построили Великую китайскую стену? Да, потому что они пытались отгородиться от тех народов, что жили здесь в районе Забайкалья. Взять гуннов, они зародились именно на этих местах, после чего заселили всю Евразию. Радует, что за последнее время очень много книг вышло и о Забайкалье во время революции.

Я также очень люблю собирать грибы. Как только сезон открывается, я стараюсь выгадать время, чтобы выбраться в лес. На самом деле Чита — это уникальное место. К сожалению, мало кто этого понимает. Она расположена между двумя хребтами, а между ними степь, посреди которой озеро, причём прямо в черте города. Недалеко от Читы, где возвышается гора Палласа, находится точка водораздела трёх великих рек. Вокруг лес и хвойный, и лиственный. А многолетние мёрзлые грунты? О них вообще можно написать бесконечное количество докторских диссертаций, в частности, и о их влиянии на дорожное строительство.

К примеру, почему в стороны ведёт дорогу от Каштакского кольца до Смоленки, сколько её ни строить и ни ремонтировать? Это бесполезно, она бесконечно будет проваливаться, потому что люди вмешались в природу. Там многолетние мёрзлые грунты, которые тают от малейшего воздействия на них. А если процесс оттайки пошёл, то ты его уже ни чем не остановишь. Надо только его ремонтировать периодически. То же касается и читинских дорог. Город стоит на многолетних мёрзлых грунтах и это неизбежно, что местами дорогу ведёт.

В Забайкалье всё хорошо: и природа, и люди

- Любите природу?

- Как её не любить, ведь столько всего можно увидеть вокруг. Достаточно выехать за город. В районе Угдана на берегу Читинки можно увидеть огромных полевых крыс, а в лес зайдёшь, то можно увидеть и белочек, и зайчиков. Есть у нас и такие красивые места, как Сохондо, Сухотино.

Я понимаю, что за пределами Забайкалья есть красивые места, не хуже наших. Я побывал много где, и везде у природы своя красота, но в Забайкалье из-за сурового климата она очень ранима. Если в других более тёплых и влажных регионах она восстанавливается очень быстро, то у нас, если ты где-то вырубил дерево или загрязнил речку, восстановить всё, как было раньше, очень сложно.

- Вы любите историю и природу Забайкалья, а как же наши люди?

- Знаете, везде люди разные: есть хорошие, а есть и плохие. Мне раньше казалось, что чем дальше на периферию, тем люди добрее. Сейчас я понимаю, что это правило относительно, ведь многое в поведении и культуре людей зависит от социально-экономического развития региона. Вообще, в Забайкалье больше хороших людей, но тяжёлое положение региона, отсутствие промышленности, безработица накладывают свой отпечаток на каждого из них.

Вообще, забайкальцы и сибиряки очень трудоспособные люди. Мы живём и работаем здесь в таких суровых климатических условиях, что выезжая в другие регионы, проблем с работой наши земляки не испытывают. Вот у меня много знакомых уехало и устроилось на хорошую работу и сегодня занимают лидирующие места в своих организациях. Взять даже забайкальских дорожников из нашего управления. Если кто-нибудь из них захочет работать в любом другом регионе, то его сразу с удовольствием возьмут на хорошую должность.

- А вы сами не думали попробовать поискать перспективы за пределами родного края?

- Я не думал переезжать, хотя и были предложения устроиться в Москве, в Южной Осетии. Меня пока никуда не тянет, поэтому всегда отказывался. Здесь у меня и родители, и дед, и квартира, и дача. Здесь хорошо себя чувствует и моя семья. Кроме того, у меня здесь есть работа по специальности в солидном государственном учреждении. Думаю, что те люди, которые не имеют хорошего места, и уезжают.

- А как вы относитесь к тем людям, что переезжают?

- Трудно их в чём-то обвинить, каждый ищет для себя место, в котором бы ему жилось комфортнее, а Забайкалье — это сложный регион. С другой стороны, не стоит забывать про свою Родину. Если все уедут, то кто же останется, чтобы улучшать жизнь здесь? Если все отсюда разбегутся, то здесь условия жизни станут ещё хуже. Я понимаю, что сегодня мы пришли к капитализму, в котором каждый думает только о себе, но ведь любой капитализм когда-то придёт к осознанию важности каждого человека в обществе. Взять любую развитую страну, там на законодательном уровне предусмотрены свобода, равенство, братство, для чего создаются общественные организации и профсоюзы. Надеюсь, и мы когда-нибудь придём к этому.

Андрей Затирко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления