Город Цирк, устроенный ЗабЖД

Цирк, устроенный ЗабЖД

Единственная в Забайкальском крае цирковая студия «Радость» работает уже 40 лет. Располагается она в спортивном зале ДК «Железнодорожников», а курирует её дирекция социальной сферы Забайкальской железной дороги.

Единственная в Забайкальском крае цирковая студия «Радость» работает уже 40 лет. Располагается она в спортивном зале ДК «Железнодорожников», а курирует её дирекция социальной сферы Забайкальской железной дороги. На протяжении 39 лет юные циркачи «Радости» блистали на российских аренах. Мальчишек и девчонок, желающих научиться жонглировать, исполнять эквилибры и другие акробатические трюки, всегда было предостаточно. В юбилейный же год студии не только запретили тренировки воздушных гимнастов, поснимав в зале все крепления, но и над всей «Радостью» повисла угроза закрытия.

«Цирк без воздуха — ерунда»

Так говорит руководитель студии Ольга Дербина, показывая оставшиеся на потолке крепления от снятых тросов. По словам Ольги Владимировны, в мае студию навестил Ростехнадзор, отделение которого на железной дороге открылось недавно.

«У них был приказ проверить все объекты, в которых занимаются дети. Они пришли к нам и потребовали технические паспорта, оказалось, что срок службы нашего оборудования подошёл к концу, что всё не соответствует ГОСТам, поэтому нам запретили тренировки воздушных гимнастов, заставили поснимать тросы», - рассказывает руководитель студии.

Оборудование для «воздуха» в своё время устанавливал создатель цирковой студии Андрей Буров, который в августе умер, не дожив до 85-летнего юбилея два месяца. Тогда всё делалось отчасти кустарным способом, но, как уверяет Ольга Владимировна, сомневаться в надёжности оборудования не приходилось: «За 40 лет работы никто не упал и никто ничего не повредил».

Сейчас «Радость» всеми силами пытается вернуть себе номера воздушных гимнастов. Сделать это непросто. Для начала необходимо закупить новое оборудование, установить его и найти организацию, у которой есть лицензия на испытание этих аппаратов. После испытания можно получить свою лицензию. С этой бедой студия осталась один на один. Поддержку в возвращении «воздуха» в «Радость» дом культуры и дирекция забайкальской железной дороги оказывать не собираются.

- Вот здесь были тросы, толстая верёвка - фал. Трапеция была, перекладина. Здесь находился специальный страховочный пояс лонжа, когда ребёнок учился исполнять сальто, пояс его вверх подтягивал и не давал падать. Я всё равно добьюсь, чтобы воздух нам вернули. Ссуду возьму, если понадобится, - говорит руководитель «Радости».

Директор Дворца культуры железнодорожников станции Чита II дирекции социальной сферы на Забайкальской железной дороге Маргарита Пляскина, комментируя ситуацию в «Радости», сообщила, что в мае в ходе проверки органа управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Читинскому дворцу культуры железнодорожников было выдано предписание о недопустимости использования имеющегося циркового оборудования для занятий воздушной гимнастикой, поскольку оно не соответствует существующим нормам и не обеспечивает безопасности жизни исполнителям номеров.

«Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития, для репетиций воздушных номеров предъявляются очень серьёзные требования к специалисту, осуществляющему их подготовку. В частности, обязательным требованием к репетитору цирковых номеров является наличие образования по специальности «Культура и искусство» или «Цирковое искусство». Работающий на сегодняшний день руководитель студии не имеет такой подготовки. Поэтому с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья детей было принято решение об отмене занятий воздушной гимнастикой и демонтаже установленного оборудования», - уточнила Маргарита Витальевна.

Директор ДКЖД говорит, что прекращение занятий воздушной гимнастикой не означает закрытия всей студии: «Цирковое творчество разнообразно: это и фокусы, пантомима, клоунада, акробатика, эквилибристика, жонглирование, атлетика, партерная цирковая гимнастика и многое другое».

1 из 2

«Радость», конечно, знает, какие цирковые направления ещё существуют, но и от воздушной гимнастики отказываться не собирается. На помощь же в решении этого вопроса рассчитывать не приходится.

Родители же уверены, что негативное отношение к студии у руководства ДК «Железнодорожников» возникло не с приходом Ростехнадзора, а гораздо раньше.

«В сентябре 2011 года разгорелся первый конфликт, когда мы пришли в спортзал после летних каникул и обнаружили его в ужасном состоянии: там даже не пытались отмыть полы. Мы возмутились, но внятного ответа не услышали. Потом обратились к руководству ДК с просьбой предоставить хореографа для занятий с детьми, нам отказали. Вот тогда мы и решили действовать, для занятий, за собственные средства, был приглашён хореограф, который работает уже второй год. Кроме того, на занятия с нашими детками дала согласие и руководитель студии «Вокзал» при ДК Железнодорожников, то есть ребята стали заниматься с педагогом актёрского мастерства. Родители готовы были оплачивать дополнительных педагогов, но здесь на пороге появился Ростехнадзор. И первое, что сделала директор ДК «Железнодорожников», это закрыла зал, как не соответствующий различным требованиям», - говорится в письме родителей к ИА «Чита.Ру».

Актовый зал для начальства вместо спортзала для детей

Отсутствие оборудования для воздушных гимнастов — это часть большой проблемы: существует угроза закрытия зала.

«Летом нам сказали, что студию, возможно, закроют. Вопрос этот решался в Москве. Причина закрытия — мы не приносим прибыль. До последнего нам не говорили, будем мы работать или нет. В конце лета мы набрали детей, силами родителей отремонтировали зал и пока занимаемся. Разговоры же такие, что этот зал сделают актовым, установят кресла, сделают навесные потолки, и здесь будет проводить собрания начальство ЗабЖД. Всё для детей...», - говорит Ольга Дербина.

1 из 2

Зал, где тренируются юные циркачи, в плачевном состоянии. Небеленый потолок, грибок на стенах, незарешёченные батареи, старый пол с неприглядными коврами. По словам руководителя студии, ремонт в зале жизненно необходим.

«Летом нам предлагали переехать в другой зал - по улице Георгия Костина. Но этот район категорически не устраивает родителей, которые сказали, что тогда бросят занятия. А ведь многие наши ребята отзанимались по 5-6-лет, и мне будет очень жаль, если они забросят тренировки».

Директор Дворца культуры железнодорожников Маргарита Пляскина отрицает разговоры о закрытии студии, говорит, что это всё слухи: «Вопрос о закрытии студии никогда не ставился. Развитие этого самодеятельного коллектива поддерживается руководством Дворца культуры железнодорожников и дирекции социальной сферы ЗабЖД».

Родители же в своём обращении пишут: «На собрании в сентябре 2012 года на все вопросы относительно студии директор отвечала «Не знаю, сейчас всё готовятся к ассамблее, может быть, вы и останетесь, а может, уже завтра вас попросят освободить зал».

За счёт родителей

Вопреки всему «Радость» успешно работает. В октябре студия отметила 40-летний юбилей. Долгожданные гости из управления ЗабЖД студию не поздравили, был представитель от дирекции, вручили ребятам по фотоальбому. По словам руководителя «Радости», детей и родителей концерт прошёл на «ура», но осадок всё равно остался.

«Вся подготовка легла на плечи руководителя студии и родителей. Даже концерт, который был запланирован на 9 ноября, был перенесён на 10, в связи с тем, что кто-то срочно решил арендовать зал. Аренда оказалось важнее 40-летнего юбилея цирковой студии. Приглашением занималось руководство ДК, в результате министерства культуры, школьников Железнодорожного района и других гостей просто не пригласили», - говорится в письме родителей.

Сейчас в студии занимаются 50 детей. В основном из Железнодорожного района Читы. Ольга Владимировна говорит, что все на редкость способные. Четырёхлетки как на подбор — гибкие, пластичные.

«Если не испугаются нагрузки, растяжки, то будут большими звёздочками», - уточняет тренер.

Звёзд «Радость» воспитала немало. Некоторые выпускники закончили Московское цирковое училище и успешно выступают на аренах мирового уровня, другие — готовятся к поступлению, ездят на соревнования. Недавно был цирковой турнир в Улан-Удэ. Читинские циркачи выступили достойно, заняв первые места в различных номинациях. Правда, дорогу, проживание и питание всё оплачивают родители. По словам Ольги Владимировны, последнее время дорога скудно финансирует и пошив костюмов.

Маргарита Пляскина говорит, что проезд на турниры под эгидой «Российских железных дорог» ЗабЖД оплачивает всегда: «В мае в рамках программы «Молодёжь ОАО «РЖД» победитель первого этапа фестиваля самодеятельного творчества «РЖД зажигает звёзды», участник цирковой студии «Радость» Константин Ярославцев принял участие от Забайкальской железной дороги во втором этапе фестиваля во Владивостоке. Все расходы, связанные с его поездкой, были оплачены за счёт средств ОАО «РЖД». В то же время компания и её филиал – Забайкальская железная дорога не имеют права оплачивать из своих средств поездки на турниры или гастроли, выходящие за рамки культурно-массовых мероприятий компании ОАО «РЖД».

Директор Дворца культуры уточняет, что в рамках бюджета дирекции социальной сферы обеспечиваются все условия для работы студии: «В том числе производится пошив костюмов для артистов, приобретается оборудование для тренировочного зала, обустраиваются раздевальные помещения, выплачивается заработная плата руководителю».

Родители же не уверены в завтрашнем дне работы студии: «Мы ни в коем случае не жалуемся на то, что финансирование осуществляется, в том числе и за наш счёт, мы всё понимаем, что в студии занимаются наши дети, и мы готовы им помогать. Но когда сегодня есть, а завтра нет, возникает вопрос, а стоит ли?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления