Город Страна и мир мнение День контрастов в Каире глазами Александра Леснянского

День контрастов в Каире глазами Александра Леснянского

Люди необыкновенно яркие, выразительные и очень доброжелательные, я хочу это еще раз отметить. Тебе улыбаются, приветственно кивают, заговаривают. Когда узнают, что из России, откровенно радуются: «Россия – очень дружественная страна!».

Мы продолжаем серию публикаций по следам путешествий известного забайкальского путешественника и фотографа Александра Леснянского. Его новый рассказ описывает один день в столице Египта. С оригинальным текстом можно познакомится в блоге путешественника lesnyanskiy.livejournal.com.

«Вейк-ап» случился в шесть часов, когда над Каиром - «городом контрастов» ещё стоит ночь. Впереди у нас целый «день контрастов». Для его начала я вынуждено принял контрастный душ. Точнее, умылся тёплой водой из раковины, а потом полез под холодные струи, так как горячий кран в душе крутился вхолостую.

В 6.50 на улице уже светло, но солнце ещё не взошло. По сравнению с вечером город был совершенно пустынный, мы даже не сразу смогли поймать такси.

Наша первая фото-туристическая цель – мечеть Аль Азхар. Это древняя (не самая, но очень старинная), пожалуй, самая красивая и точно самая известная мечеть в Египте. В 7 утра она оказалась почему-то ещё закрытой, хотя молодые послушники уже топтались у входа и робко стучали в дверь.

Жизнь вокруг мечети только просыпалась. Отворялись торговые лавки, а уличные торговцы фруктами грелись у костра в ведре. Начало зимнего дня в Каире достаточно прохладное. Наконец, мы увидели, что посетители у ворот больше не толпятся, мечеть открылась. Обувь, которую нужно снимать при входе, почему-то здесь носят с собой. Я прицепил кроссовки к рюкзаку и у меня получился болтающийся «хвост».

Вход в Аль Азхар

Пол в мечети из мраморных плит, ходить по нему холодно, но многие шагают просто босиком, без носков. Частично плиты заселены коврами и дорожками. Описывать устройство мечети не имеет смысла, я лишь только навру чего-нибудь, но, в общих чертах, состоит она из огромного открытого внутреннего двора, колонного зала под крышей (здесь «кафедра», с которой проповедует имам) и нескольких разной высоты куполов и минаретов.

В нашу цель входило подняться на самый высокий минарет, но это нельзя сделать самостоятельно.

Служитель мечети сам подошел к нам, сторговались на 20 долларах, хотя, возможно, и 20 фунтов было бы за глаза. По очень узкой, тёмной винтовой каменной лестнице через несколько ярусов служитель (зовут его Мухаммед, а как же ещё!?) провел нас с фонариком на самый верх. Отсюда открылся вид на Каир, не сказать, что «прекрасный», но достаточно грандиозный.

С высоты Аль Азхар хорошо видно, что мечетей в Каире просто, ну, очень много. Буквально в любую сторону, куда не глянь, возвышаются минареты. А между ними улицы и массивы коробчатых построек старого города. Очень много развалин. То ли город перестраивается, то ли разрушается.

Вид на Каир с самого высокого минарета Аль Азхар

Всю дорогу до самой макушки минарета, и затем, когда мы ходили по крыше мечети, за нами неотвязно, как собачонки, следовали кошки, путаясь под ногами.

Не всем в мечети нравится, чтобы на них наводили камеру. Нельзя фотографировать спящих людей. А многие приходят сюда именно чтобы расслабиться. Но вообще, народ очень доброжелательный. На входе служитель чаем нас угостил. Протянул стакан, из которого пил. Чай очень сладкий, крепкий – как раз, то что надо, а то утром даже воды не попили.

То ли служитель мечети, то ли завсегдатай...

Через дорогу от Аль Азхар раскинулся базар Аль Халили – самый большой рынок в Африке. Мы вошли на его территорию, но я сперва никак не мог понять: а где же сам базар? Потом стало ясно, что это целый большой квартал с множеством улочек и тысячами лавок. Лавки практически все были закрыты (в 9 часов ещё рано, да к тому же и воскресенье), поэтому улочки были пустынны. Но понемногу жизнь закипала.

Мы почти наугад обошли круг по району Аль Халили, и я отметил, что Каир всё же больше строится, чем разрушается. По перекопанным улочкам протягивают новый водопровод, много рабочих в зелёных жилетах. Ведутся какие-то раскопки и реконструкция старой городской стены. Но всё это выглядит разрухой, как после войны. Тем более, везде валяется мусор, и целые его свалки - прямо на улице.

И ещё много брошенных, сгнивших и сгоревших машин. Вот где тема для журналистов наснимать кадров «ужасы арабской весны». Хотя, лежит это старьё здесь явно много лет.

Повсюду множество кошек. Их больше, чем воробьев. Кошки везде: в уличных лавках, на подоконниках, на тротуарах, на кучах мусора. Видно, что они беспризорные и «гуляют сами по себе». Кошки на каждом шагу.

Местная колористика, конечно же, потрясающая. Для меня это вообще настоящее открытие, я впервые в арабской стране. Самая близкая ассоциация – с фильмом «Волшебная лампа Алладина» и стариком Хоттабычем.

Люди необыкновенно яркие, выразительные и очень доброжелательные, я хочу это ещё раз отметить. Тебе улыбаются, приветственно кивают, заговаривают. Когда узнают, что из России, откровенно радуются: «Россия – очень дружественная страна!» Кто говорит по-английски, стараются завести длинный разговор и помочь: проводить, показать. Этой помощью можно воспользоваться, если срочно нужно в туалет, а не знаешь где он. Но в остальных случаях это «помогайство» может закончится тем, что тебе за деньги предложат взойти на очередной минарет, или просто попросить пару долларов за пособничество.

С рынка Аль Халили быстро уйти невозможно. Все время на пути возникают новые и новые переулки и все более и более живописные картинки.

Бродя по улочкам, заходим внутрь еще одной прекрасной мечети. Не так могуче, как Аль Азхар, но тоже очень внушительно и красиво.

Возле мечети

Затем заглядываем в какие-то ворота, это оказывается Wekalat Bazara - древний «торговый центр», теперь экскурсионный объект. Смотритель, который зазвал нас внутрь и взял за билеты по 20 фунтов, объяснил, что торговля тут велась «задолго до базара» (не совсем понял), а в здании жило 55 семей. Потом он нас провёл доверху и по деревянной лестнице мы поднялись на крышу. Отсюда открылись виды на невидимые снизу строения, мечети и невиданные помойки прямо на крышах соседних зданий.

Но, мы всё же, наконец, возвращаемся к началу нашей экскурсии по древнейшему рынку.

На площади между Аль Азхар и Аль Халили

Хочется, да и пора уже выпить кофе. Время уже – к полудню. Если верить молве, то нет лучше и экзотичнее места для перекуса, чем древнее заведение ресторан «Фишави». Культовое место расположено на территории Аль Халили, работает с XVII века круглосуточно, и со времени своего открытия ни на час не закрывалось.

Кафе очень невелико, вытянуто вдоль прохода о рынку. Стены увешаны большими старинными потемневшими зеркалами. Это главная изюминка «Фишави. Круглые металлические (латунные) столики. Несколько иностранцев. И каждую минуту заходят торговцы, как в московской электричке, и навязчиво предлагают купить очки, бусы, серебро, кошельки…

Человек десять таких коробейников мы проигнорировали, пока пили кофе. Точнее, не пили кофе, а ели его. Такой мерзкой, кисловатой кофейной гущи без сахара, под названием «кофе по-турецки» я ещё в жизни не пробовал. Хорошо, что вместе с кофе принесли бутылочку прохладной воды, тоже по-турецки. Полчашки чёрной жижи так и осталось на столике, а мы пошли дальше стаптывать ноги по бесконечному базару.

И только ещё через час отправились покупать на вокзал билеты в Александрию. Билет стоит 50 фунтов.

От вокзала мы успели добежать пешком до отеля, купив на ходу четыре шаурмы на двоих. Капризничать по поводу уличной пищи было некогда, время близилось к 15 часам, а мы ещё планировали прокатиться по Нилу на речном трамвайчике до заката.

Целая «грядка» крутых высотных отелей выстроилась вдоль набережной Нила. Среди них печально торчит чёрное, полностью сгоревшее здание бывшей правительственной партии Египта. Этот артефакт, а также множество полицейских в Аль Халили и вообще по центру Каира напоминают о действительных событиях «арабской весны». Но сейчас всё мирно и спокойно. На нашем пути встретился один митинг на ступенях здания, но без всякого ажиотажа.

Трамвайчик за 1 фунт (всего один!) денег и 15 минут прокатил нас вверх по Нилу и перевез на левый берег. Отсюда мы поснимали полную луну над каирскими высотками, отражающимися в водах Нила (кстати, куда подевались нильские крокодилы?).

А потом долго возвращались в отель. На ужин были исключительно фрукты и чай. И лишь ближе к ночи немного виски за упокой безвременно почившего в гостинице интернета.

Утром решили рано не вставать. Каирский рассвет нам пока больше не нужен. Нам теперь нужен закат в пустыне. И ещё больше того нужен интернет.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции