Электросамокаты в Чите популярны уже несколько лет, но я всегда относился к этому транспорту только как к развлечению, так как парковки для них сначала были только на площади Ленина, а потом лишь в Центральном районе. Даже если попытаться на нем до работы доехать, то половину пути придется идти пешком. С приходом весны я заметил самокаты посреди мусора на конечной остановке троллейбуса в Сосновом Бору и сразу в голове возникла мысль: «А может стоит попробовать?»
На оформление я потратил несколько минут, почему-то долго не приходил код для регистрации в приложении. В короткой презентации мне объяснили основные правила, как пользоваться самокатом и как вообще на нём ездить, в том числе посоветовали ездить только по велодорожкам и тротуарам. Велодорожек в Чите нет, поэтому ездить остается только по тротуарам.
Выбрал один из двух самокатов, отсканировал код, снял его с подставки, словил подозрительные взгляды алкашей, которые всегда сидят на остановке, встал и поехал. Расчет, кстати, я выбрал поминутный, думая, что доберусь достаточно быстро и много денег с меня не снимут. Сначала списали 50 рублей, каждая последующая минута стоила еще 7 рублей. Потом выяснилось, что во время проезда с меня сняли еще 500, но это в рамках гарантии, что я ничего с самокатом не сделаю и не украду его.
Те, кто волнуется за свою конфиденциальность, не бойтесь. На самокате установлена камера, потому что, если вдруг у вас возникнет желание его украсть, ваше милое личико появится на экране сначала у владельца, а затем и у полиции.
Итак, едем. Управлять достаточно удобно. Правой рукой нажимаешь на Go и едешь, справа и слева есть рычажки для тормоза, правый отвечает за заднее колесо, левый за переднее. Если потребуется быстро затормозить, можно нажать сразу на два, но есть опасность улететь. Также не советую нажимать на передний, особенно если едете быстро. Кончится тем, что ваше лицо окажется на асфальте. Неприятно.
На каждом из перекрестков следует останавливаться и переходить пешком, правила такие же, как и для велосипедистов. Давайте поговорим о скорости, а она, кстати, вопреки всем ожиданиям невысокая — максимум можно набрать 23 километра в час на прямой дороге и порядка 25–27 километров в час с горки, но за точность последней цифры не ручаюсь, смотрел на дорогу, а не на циферблат со скоростью. Возле детского сада самокат странно заверещал и сбросил мне скорость до 14 километров в час. Не думаю, что это сильно на что-то влияет, но сам факт, что ограничение скорости рядом с объектами, где есть дети, заложено в программу, приятен.
Моими главными врагами стали лестницы, высокие бордюры и пандусы, размещенные под углом в 60–70%, спускаться по ним было опасно. Проблема бордюров и лестниц в том, что самокат через них не проедет, приходится поднимать и тащить в руках. В этом ничего страшного, когда ты мужчина или занимающаяся спортом женщина, но вот если ты девушка весом в 40 килограммов, могут возникнуть проблемы. Спойлер: во время спуска самоката по лестнице на перекрестке Бабушкина и Николая Островского я ударил себя им по ноге. Теперь болит. Неприятно.
К сожалению, хоть самокатный бизнес в Чите развился, тротуары остались такими же разбитыми. Проехать удастся не везде, поэтому я не стал рисковать и выбирал на своем пути центральные улицы — Кирова, Бабушкина, Бутина. Впрочем, даже тут были проблемы. На особенно ухабистых участках меня трясло так, будто я не на самокате еду, а держу отбойный молоток. Удовольствие сомнительное. Из-за этого эффекта по окончании поездки в первые минуты было сложно ходить. Надо было бы видео записать, как я еду и трясусь, но не решился, боялся выпасть. А еще руки отмерзли. Но это моя ошибка. В ветер лучше надевать перчатки, к концу поездки я не чувствовал пальцев.
Всего я проехал 3,9 километра от Гагарина до перекреста Бабушкина и Ленинградской. Потребовалось мне на это 20 минут, еще 5–7 я шел до офиса пешком. Сняли за всю поездку 189 рублей. Стоило ли оно того? С одной стороны, да — приятно ехать, смотреть на город, людей, музыку в наушниках слушать, но… Таксист в любом из сервисов за это же расстояние возьмет примерно те же деньги, а ехать вы будете всего 10 минут. Маршрутка стоит 35 рублей, но на дорогу уходит то же время, да и комфорта в этом нет.
Поэтому брать каждый день электросамокат в аренду для передвижения по городу — штука сомнительная, если только вы его не купили, а даже если и купили, то парковать вам будет его негде. А вот для прогулок — самое то. Один мой товарищ вместе с компанией арендовал самокаты ночью перед рассветом, они час катались по пустым улицам и наслаждались свежим воздухом. Говорит, ощущения были незабываемыми.
Бороться с самокатами сейчас администрация Читы перестала, начала, наоборот, сотрудничать. От того появились правила работы сервисов, конкретные места для парковок и ограничение скорости в местах, где могут быть дети. О соглашении между властями и компанией «Вуш» 17 апреля заявила глава комитета городского хозяйства Марина Попова. Впрочем, борьба с нелегальными самокатами остается в силе.