Город интервью Шанс исправиться есть у каждого

Шанс исправиться есть у каждого

Какова вероятность того, что человек, находящийся долгое время в тюрьме, выйдет на свободу и сразу станет законопослушным гражданином? «Она очень мала», - ответят многие и будут правы.

Какова вероятность того, что человек, находящийся долгое время в тюрьме, выйдет на свободу и сразу станет законопослушным гражданином? «Она очень мала», - ответят многие и будут правы. Но это совсем не значит, что на людях, преступивших черту закона, нужно раз и навсегда поставить крест. Ведь шанс на исправление есть у каждого, остаётся им только правильно воспользоваться.

О том, что такое «социальные лифты», как осуждённые зарабатывают условно-досрочное освобождение, и что может заставить их встать на путь исправления - в интервью с заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, капитаном внутренней службы Андреем Масловым.

За парту в 30 лет

- Сегодня в обществе укрепилось мнение, что колонии, несмотря на то, что их называют исправительными, всё-таки портят людей больше, чем перевоспитывают. Вы согласны с таким мнением?

- Не совсем согласен. Прежде нужно понимать, что перевоспитать человека можно только в раннем возрасте, скажем в 7-10 лет. Всё, что будет происходить дальше, это лишь корректировка поведения, отношения к жизни. В исправительной колонии №5 строгий режим, люди попадают сюда, в среднем, уже после 25 лет, поэтому о перевоспитании говорить не приходится. А вот попробовать сделать всё, чтобы в последующем, выходя из стен исправительного учреждения, осуждённые могли реализоваться в этой жизни — нам под силу.

- Какой смысл вы вкладываете в слово «реализоваться»? Найти работу, создать семью?

- Да, в первую очередь работу. В ИК-5, как правило, находятся осуждённые с большими сроками заключения, от 5 до 10 лет. И когда они выйдут на свободу, им обязательно нужно трудоустроиться, иначе, скорее всего, они снова преступят закон, не найдя иных способов заработать. Поэтому за шесть месяца до того, как попасть на волю, все осуждённые проходят «Школу освобождения». Проводит её центр занятости населения края и социальные работники. Так, специалисты центра занятости один раз в квартал приезжают в колонию, рассказывают о имеющихся вакансиях, составляют список желающих работать после освобождения, ставят их на учёт и так далее. В процентном соотношении не скажу сколько человек трудоустраивается после заключения, но видно, что люди стремятся. Для них это - одно из важных направлений социализации.

Исправительная колония строгого режима №5, которая находится в посёлке Антипиха под Читой, является одним из крупнейших учреждений УФСИН на территории Забайкальского края, как по лимиту наполнения, так и по численности осуждённых. Здесь в обычных и строгих условиях содержания находятся более 1 200 человек. В их числе заключённые краевого единого помещения камерного типа (ЕПКТ), где отбывают наказание злостные нарушители порядка из колоний со всего региона. На территории ИК-5 также находится краевая больница и помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), по типу СИЗО, где содержатся как подозреваемые, так и обвиняемые, которые ждут вступления приговора суда в законную силу.

- Но чтобы работать, надо что-то уметь делать. В колонии есть, где учиться, получать рабочие специальности?

- Во-первых, у нас при колонии открыта вечерняя школа №20. Согласно 112 статье Уголовно-исполнительного кодекса, все заключённые обязаны получить основное общее образование до 30 лет, и мы их учим. Пусть вас это не удивляет, большинство из тех, кто попадают в тюрьму — люди необразованные. Есть и такие, кто после 30 лет пишет заявление и учится в школе, никто не запрещает.

Во-вторых, в колонии есть профессиональное училище №316, где обучение проводится по шести специальностям. Самые востребованные профессии среди осуждённых сегодня — автослесарь, газо-, электросварщик и повар. Таким образом, получив на руки диплом об окончании училища, человек делает один шаг на пути к исправлению. Труд - одно из основных средств исправления. Помимо обеспечения занятости осуждённого, приобретения полезных навыков, работа дисциплинирует человека.

На «социальном лифте» вверх по жизни

- Насколько известно, в любой колонии силами отделов и служб, руководства учреждения, психологов с осуждёнными проводится большая воспитательная работа: групповые мероприятия, личные беседы, система поощрений и так далее. А не так давно в исправительных учреждениях России заработала новая система - «социальных лифтов», о которой пока мало кто знает. Расскажите, что она из себя представляет?

- Система «социальных лифтов» - это одно из направлений концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённой правительством в 2010 году. Если говорить по-простому, «социальный лифт» необходим для того, чтобы повысить статус осуждённого в обществе, наделить его способностями, умениями для успешной социализации. Существует более десятка определённых критериев, которые осуждённый должен выполнить, чтобы подняться в этом «лифте». А самое главное, их выполнение даёт право рассчитывать на условно-досрочное освобождение (УДО). Благодаря введению системы, отбор осуждённых, претендующих на УДО, ужесточился, так как рецидив среди досрочно освобождённых был достаточно высок.

За 9 месяцев 2013 года из исправительной колонии №5 по УДО вышли 28 человек. В 2012 году за тот же период — 36 человек, в 2011 — 93. По статистике, примерно 10% условно-досрочно освободившихся вновь оказались на скамье подсудимых.

Сегодня по системе «социальных лифтов», осуждённых разделяют по четырём степеням исправления: «не встал на путь исправления», «встаёт на путь исправления», «встал на путь исправления» и «твёрдо встал на путь исправления». Последняя степень говорит о том, что человек соответствует всем необходимым критериям, зарекомендовал себя с лучшей стороны и может претендовать на УДО с вероятностью, что рецидива не будет.

- Назовите несколько критериев, по которым можно определить, что осуждённый «твёрдо встал на путь исправления»?

- Например, он участвует в воспитательных мероприятиях, трудоустроен на территории колонии, работает, а значит выплачивает исполнительный лист. Выплаты проходят в обязательном порядке, чтобы осуждённый возмещал государству затраты на его содержание, а также выплачивал потерпевшим материальный ущерб, который причинил. Ещё один немаловажный критерий «социального лифта» - извинительное письмо. Это письмо от заключённого на имя потерпевших. Многие пишут, что они действительно раскаиваются, признают свою вину, извиняются. И порой в ответ получают письмо от потерпевших, которые извинения принимают. В итоге, это извинительное письмо оказывается в личном деле осуждённого и прикладывается к пакету документов на УДО.

Могу вас заверить, что осуждённых, «твёрдо вставших на путь исправления», в колонии достаточно много - в пределах 30%. Тех, кто «не встал на путь исправления», тоже немало. В первую очередь, это те, кто находятся в ЕПКТ и отряде строгих условий содержания. Таких людей - около 25%. К сожалению, для них тюрьма — дом родной.

Из колонии в отпуск

- Предположим, все критерии «социального лифта» выполнены, а вероятность получить УДО максимальна, что дальше должен сделать осуждённый?

- Он пишет ходатайство, которое поддерживает администрация колонии, поручается за него, так как видит, что человек готов для жизни на свободе, у него прочный фундамент, чтобы твёрдо встать на ноги, содержать семью. У него нет долгов по исполнительному листу, у него есть образование, опыт работы в стенах учреждения, были поощрения за труд, как то — дополнительные посылки-передачи, краткосрочные или длительные свидания, письменные благодарности, а иногда даже отпуск. В колонию приезжает суд, прокурор, дело рассматривается, учитываются также прошлые сроки, если они были, и судья выносит решение об условно-досрочном освобождении.

Отпуск в колонии строгого режима ИК-5 длится 10 дней. Его могут заслужить только особо отличившиеся осуждённые, которые поведением доказали свою правопослушность и надёжность. В прошлом году из ИК-5 в отпуск сходило шесть человек. За 9 месяцев 2013 года - три человека. За пределами исправительного учреждения осуждённого, который пошёл в отпуск, должны встретить родственники. Два раза в день — утром и вечером он обязан звонить в дежурную часть, а также ежедневно отмечаться у участкового. Люди, получившие отпуск из колонии — обычно первые претенденты на условно-досрочное освобождение.

Я служу в колонии уже девять лет, начинал с начальника отряда, на своей нынешней должности почти три года. Знаю очень много примеров, когда человек, «твёрдо вставший на путь исправления», вышел на свободу, устроился в обществе и сейчас успешно работает. Даже есть такие, кто преподаёт в учебных заведениях. Встречаю бывших заключённых в городе — совершенно другие люди. Многие здороваются, во многом говорят спасибо, рассказывают о своей жизни — трудоустроились, семья, дети. Радуешься за них, ведь в этом есть и твоя заслуга.

- Но всё-таки, несмотря на строгий отбор для получения УДО, некоторые возвращаются в колонию?

- Есть и такие, кто снова попадает в тюрьму, освободившись раньше положенного срока. Он говорил на комиссии, что это было в последний раз, что больше никогда не преступит закон, мол, у него семья, дети, родители. А потом смотришь, он снова приходит в колонию. Главная причина рецидива у таких людей в большинстве случаев одна — алкоголь. Получается, суд и администрация исправительного учреждения дали тебе шанс освободиться досрочно, но ты доверия не оправдал. Как правило, второго шанса на УДО уже не бывает.

«Детишки» начальника отряда

- Что ещё, помимо сравнительно молодой системы «социальных лифтов», может повлиять на перевоспитание осуждённого?

- Немалую роль в перевоспитании заключённых, помимо всего того, что мы перечислили, играют начальники отряда. Отряд — это структурная единица в уголовно-исправительной системе. В среднем, в нём насчитывается около 120 осуждённых. Начальник отряда должен быть очень разносторонним человеком, быть для своих подопечных, образно говоря, и мамой, и папой. При этом, поведением он должен доказывать свой авторитет: строго соблюдать форму одежды, культурно изъясняться, соблюдать гигиену, в общем, быть образцом. Работа эта невероятно сложная, особенно морально. В начальники не каждый пойдёт, да и берут не всякого, потому что он постоянно находится с осуждёнными, в массе, сопереживает им, даёт советы, отвечает на вопросы и так далее.

Начальники — это стержни отряда, и их работа приносит плоды. Пусть не всегда зримые, но труд этот очень кропотливый и скрупулёзный. Поэтому, ежегодно в ИК-5 и других колониях проводится конкурс, в котором мы выявляем лучшего начальника отряда. Победитель получает денежную премию и почётную грамоту. Это стимул для стремления к успеху. Такая служба отнимает много сил у любого сотрудника, так как, чтобы перевоспитать осуждённого — надо самому обладать определённой силой воли.

- Наверняка, немалую роль в возвращении обществу добропорядочного гражданина играет и то, чем он занимается в заключении. И я не имею в виду только труд. Что может предложить администрация колонии для осуждённых, желающих развиваться творчески?

- Приятно отметить, что сегодня многие заключённые ИК-5 действительно стремятся к творчеству и самореализации. На территории учреждения действует четыре кружка. Например, кружок художественно-прикладного творчества, есть мастерская, где пишут картины, делают игрушки, которые мы дарим детскому дому №1. Есть спортивная секция, периодически проводятся футбольные матчи, а недавно прошла летняя спартакиада. В колонии есть рэп-группа «Строгие рифмы», кукольный театр, команда КВН, собственное кабельное телевидение, где работают сами осуждённые - снимают документальные фильмы, еженедельно готовят выпуск новостей.

У нас в колонии также две библиотеки. Всего около 26 тысяч книг. В основном, классика, научная фантастика, религиозная литература. Кстати, мы заметили, что те, кто читают — более подвержены перевоспитанию, чем остальные. Осуждённых, которые часто берут книги в библиотеке, практически не видно на дисциплинарных комиссиях, у них почти нет взысканий. А порой они сами организовывают творческие вечера, очень любят учить стихи, иногда пишут их сами, сочиняют рассказы.

- Но несмотря на всё то, о чём вы рассказали, людей, преступающих закон, причём не в первый раз, а также представителей отрицательно-настроенного контингента в колонии меньше не становится. Неужели для них любые способы перевоспитания бесполезны?

- Спорить не буду, число тех, кто «твёрдо встаёт на путь исправления» и «не встаёт на путь исправления» в процентном соотношении год от года практически не изменяется. Но это не значит, что нужно опустить руки и бездействовать. В этом случае ситуация может, наоборот, ухудшиться. В рамках концепции развития уголовно-исполнительной системы, которая рассчитана до 2020 года, то, что сейчас реализовывается в колониях — это лишь первые шаги.

Осуждённым есть, к чему стремиться, есть все условия для исправления, и очень многое зависит от самого человека. Есть такие, кто ничего не хочет менять в своей жизни и в тюрьме им комфортно. Да, их немало, но и тех, кто хочет жить в обществе — ничуть не меньше. Я не могу поручиться, что пройдя систему «социального лифта» и досрочно освободившись, бывший осуждённый снова не нарушит закон, несмотря на все свои положительные характеристики. Но могу точно сказать, что он уже будет не просто зэком, а человеком, которому дали многое для того, чтобы в будущем самостоятельно изменить свою жизнь. Остаётся только захотеть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления