Город интервью Лазуткин: Критика заставляет совершенствоваться

Лазуткин: Критика заставляет совершенствоваться

У меня одно за другим идут совещания, а мне звонят журналисты, в том числе и Андрей Затирко, с просьбой прокомментировать что-то.

Минувший месяц для Забайкальского края ознаменовался несколькими скандалами вокруг исполняющего обязанности министра здравоохранения региона Михаила Лазуткина. Какова его личная позиция по этому поводу, почему он не высказал её ранее, и кто же, по его мнению, виновник всего случившегося? На эти и другие вопросы Михаил Николаевич ответил в интервью корреспонденту ИА «Чита.Ру».

О молчании

- В течение октября нам не удавалось получить ваших комментариев по нескольким темам, в том числе, по увольнению главврача онкодиспансера Сергея Лескова и закупке оборудования для него. С чем была связана такая закрытость от общения со СМИ?

- Мне на днях в общественной палате Забайкальского края задали аналогичный вопрос. Я им привёл конкретную ситуацию, когда у меня одно за другим идут совещания, а мне в это время звонят журналисты, в том числе и Андрей Затирко, с просьбой прокомментировать что-то. Естественно, я в связи с занятостью отдавал предпочтение работе, а не общению со СМИ и советовал обращаться с письменными запросами. Потом открывал «Чита.Ру» и читал откровенную ложь про якобы мою судимость или ещё что-то подобное, где добавляется, что комментарий в минздраве получить не удалось. Во время беседы члены общественной палаты меня тут же поправили, пояснив, что закон о СМИ предусматривает и устные обращения к представителям власти. Если честно, я никогда не был закрытым человеком, но конкретно про эту деталь ничего не знал, не сталкивался ещё с подобными ситуациями за свою карьеру. Мне казалось, что со СМИ достаточно работать официально, через запросы. Сейчас мы планируем ввести новую, более тесную схему работы через пресс-службу губернатора. Это позволит мне в оперативном порядке отвечать на ваши вопросы.

Хотелось бы также добавить, что сам по себе я — открытый для общения человек. Я пришёл в минздрав и ввёл другой стиль общения. У меня все имеют право на голос. Я меняюсь сам и меняю министерство. К примеру, я — весенний, и я — осенний — разные люди. Сейчас ко мне не боятся заходить с каким-то мнением. Вы бы знали, какие у нас проходят бурные, острые и интересные обсуждения.

О Лескове и онкодиспансере

- Прокуратура Забайкальского края 1 ноября распространила информацию о том, что прокуроры признали незаконными действия регионального минздрава, якобы пытавшегося заставить Лескова скорректировать техзадание по закупке оборудования для лучевой терапии, чтобы предоставить возможность участвовать в конкурсе компании с аппаратурой более низкого качества. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Категорически нет. От нас не исходило никаких документов, распоряжений, писем или приказов в которых бы говорилось, что краевому онкодиспансеру нужно изменить техзадание конкурса. Кроме того, минздрав не мог предпринимать подобных действий, так как данное техзадание изначально было сформировано онкодиспансером с учётом требования действующего законодательства. Для этого параметры оборудования в техзадании были усреднены, что позволяло участвовать в конкурсе разным предприятием с оборудованием разных фирм. В документацию трижды вносились изменения, но они не коснулись техзадания. Одно из изменений касалось только снижения стоимости контракта, что впоследствии позволило сэкономить миллионы рублей для бюджета онкоцентра. Сегодня на эти деньги закупается дополнительное оборудование.

- А как же ваша резолюция на информационное письмо от компании «Юникс», который пересылалось в онкодиспансер?

- Да, «Юникс» там писал, что у диспансера якобы нарушения в техзадании. Я же, пересылая его, в резолюции указал привести конкурсную документацию в соответствии с действующим законодательством. Речь шла не о затачивании документации под «Юникс», а о дополнительной проверке онкодиспансером документации на предмет соответствия действующему законодательству. Почему бы не перестраховаться и ещё раз не проверить? Ну, раз там ничего не изменили, значит, не было нарушений.

Конечно, не очень приятно, что прокуратура делает такие громкие заявления ещё до окончательной проверки всех фактов забайкальским УФАС. Я уверен, мы докажем свою невиновность, но на это нужно время.

- Значит, ваша позиция после этого сообщения в отношении Сергея Лескова не изменилась?

- Нет. Я на заседании общественной палаты уже озвучивал её, повторю. Когда конкурс не состоялся, у диспансера появилась возможность выбрать любого поставщика, даже не из этих двух участвовавших фирм. Я предлагал Лескову вернуться из Санкт-Петербурга, пригласить специалистов, сесть и поговорить, выбрать лучший вариант и по деньгам, и по качеству оборудования. Ещё раз повторю, я не лоббировал никаких интересов «Юникса» или какой-то другой фирмы, а всего лишь пытался помочь диспансеру сделать правильный выбор. Дальше возникает вопрос: зачем Сергей Васильевич принимал решение отодвинуть минздрав с моими распоряжениями и за считанные часы подписать контракт? Именно считанные, так как в тот момент он находился в Санкт-Петербурге, а решение было принято в один день, то есть в три рабочих часа, учитывая разницу во времени. Я уж не говорю про то, контракт подписывал заместитель главврача, хотя над подписью была указана фамилия и должность Лескова.

- Сергей Лесков в интервью «Чита.Ру» сообщал, что после подписания контракта вы давали ему, а затем и и.о. главврача Тюменцеву распоряжения разорвать контракт с «МСМ-Медимпэкс». Правда ли это?

- Нет, неправда. Я понимаю, что разрыв контракта может привести к неиспользованию денег по нацпрограмме, а также к затягиванию установки нужного для пациентов оборудования, поэтому никаких распоряжений не давал и не даю. Пусть они покажут их, если они были. Их попросту нет, зато в СМИ прошла информация, как будто они есть. В связи с этим у нас вызывает недоумение позиция бывшего руководителя диспансера. То же самое было с якобы моей судимостью. Я ответственно заявляю, что не был судим, и могу подтвердить это соответствующим документом из суда последней инстанции.

О кадровой политике

- Полгода назад в интервью «Чита.Ру» вы заявили, что будете увольнять главврачей, если у них в больницах будут возникать проблемы. Не скажется ли на вашей кадровой политике столь бурная реакция общественности и СМИ на увольнение Лескова?

- Как вы считаете, министр, который ничего не делает, обеспечивая вокруг себя комфортную среду — это то, что нужно системе здравоохранения Забайкальского края? Я думаю, что нет. Какие-либо изменения обязаны в нашей жизни присутствовать, пусть эти самые изменения не очень любят. Любой руководитель в здравоохранении должен выискивать новые лица, постоянно анализировать тенденции развития медицины в стране и мире, впитывая всё новое и привнося это в регион. К сожалению, подобные перемены в размеренную, устраивающую всех жизнь порою встречаются неоднозначно.

- Министерство здравоохранения Забайкальского края 22 октября объявило конкурс на замещение вакантной должности замруководителя министерства по вопросам стратегического планирования и развития, которую вы ввели четвёртой ещё полгода назад. С чем связано расширение числа замов? Откуда изысканы средства на выплату ему зарплаты?

- Важность должности заместителя по вопросам стратегии возрастает в последнее время, поэтому её введение было необходимо. Мы все знаем, что наступают непростые времена, о чём говорят все, в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин, советуя готовиться к ним. В этой связи нам необходимо искать и найти правильный путь для дальнейшего развития здравоохранения, в том числе, используя передовые российские и мировые технологии. Новый заместитель и должен будет заниматься этим. Никакого дополнительного финансирования нам на это не потребовалось, благодаря оптимизации расходов министерства.

О зарплатах медработникам

- Как обстоит на сегодня ситуация с повышением зарплат медработникам?

- Здравоохранение Забайкальского края в 2013 году было не дофинансировано капитальным образом. По нашим подсчётам, недостающая сумма составила 1,361 миллиарда рублей. Это как раз те деньги, которые необходимы на повышение зарплаты.

В решении этой проблемы принимают участие и краевой минздрав, и губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, и полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Я уже сбился со счёта, сколько раз мы в разных составах выезжали в Москву для обсуждения этих вопросов с федеральным центром. Ещё на одном из первых совещаний вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец поставила перед нами ряд задач, которые мы на протяжении нескольких месяцев выполняли. На одной из последних встреч министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подтвердила, что у Забайкалья имеется недофинансирование, пообещав совместно с нами отстаивать эту позицию в Минфине РФ. Сегодня мы вышли на финишную прямую в решении вопроса о поднятии зарплат медработникам, и я уверен, что до конца года деньги будут.

- И сокращать никого не придётся?

- Об этом не может быть и речи.

О больнице Краснокаменска

- Руководство ППГХО обеспокоено переименованием краевой больницы №4 в Краснокаменске в межрайонную, о чём писало Ильковскому. Не будет ли в связи с этим сокращено число койко-мест или уволены специалисты?

- В октябре 2013 года к нам пришёл приказ от Министерства здравоохранения РФ, где чётко прописана новая номенклатура медучреждений. Там чёрным по белому перечислены названия больниц в зависимости от территориального признака. В соответствии с этими изменениями, мы направили письмо в краснокаменскую больницу с просьбой подать свои предложения, как назвать больницу. Посмотрите сами на список возможных названий. Как может называться краснокаменская больница? Федеральной? Нет. Районной? Нет. Остаются три понятия краевая, городская и межрайонная. Понятно, что краевая больница в регионе может быть только одна, соответственно, разумнее всего здесь были бы варианты либо с межрайонной, либо с городской.

Что касается сокращения и всего прочего, ещё раз скажу, что про это никто ничего не говорил. Речь идёт только о переименование и приведении названий медучреждений в регионе в соответствие с федеральными нормами. Я писал только об этом, а всё что говорят помимо — это домыслы, которые не должны нам мешать исполнять приказы министра здравоохранения РФ. (решение о переименование было озвучено минздравом 1 ноября в сюжете ГТРК «Чита» — прим. ред.)

Об ОМС

- Президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Читу выразил интерес к предложению главврача Академии здоровья Сергея Давыдова в качестве пилотного проекта для всей страны использовать их учреждение. Появятся ли в связи с этим в академии услуги по полису обязательного медицинского страхования?

- В марте 2011 года Владимир Владимирович, которого я очень уважаю, заявил, что пациент должен своими ногами сделать выбор лечебного учреждения и врача. Теперь и наш, забайкальский пациент, может сделать этот выбор. Закон сегодня гласит, что любое, даже частное учреждение, имея все разрешительные документы, может написать заявление в минздрав о включении в реализацию территориальной программы ОМС Забайкальского края. У нас нет никаких причин, чтобы отказать кому-то в этом. Академия здоровья подала соответствующие документы и подходила по всем параметрам, поэтому мы включили и её в эту программу. Теперь люди сами могут принять решение, где они хотят лечиться. (с 1 ноября академия расширила список процедур по полису ОМС — прим. ред.)

О платной медпомощи

- Не может ли случиться такого, что часть услуг, оказываемых сегодня по полису ОМС, станут платными?

- Тема платных услуг в системе ОМС или госгарантий — это одна из тех вещей, что для меня являются первостепенными. Я категорически против введения каких-либо платных услуг в системе ОМС. На данный момент мы прекратили все взимания платы за услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих помощь детям, женщинам в период беременности и родов и другим категориям забайкальцев. Если вам становится что-то известно, вы сначала поставьте в курс дела нас, министерство. Мы на стороне пациента и готовы защищать его права.

Я вернусь к публикации одного из СМИ, в которой по недопониманию высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) была совмещена с системой ОМС, программой госгарантий. ВМП и госгарантии — это абсолютно разные вещи. Объясняю. Каждый год правительство РФ принимает программу госгарантий, в которой перечисляется список видов помощи, оказываемых по системе ОМС. Если по всем видам помощи прописано слово «бесплатно», то напротив ВМП его нет. То есть такую помощь оказывать обязаны, но не за счёт фонда ОМС, а за счёт средств субъектов и федерального центра. Это не госгарантия! У меня часто спрашивают, можно оказывать платные услуги в госучреждениях? Можно, закон этого не запрещает. Если бюджет региона не может потянуть ВМП, то можно привлекать в том числе и средства граждан.

Вот, с 1 января 2014 года планируется внести ВМП в список бесплатных услуг, оказываемых по полисам ОМС. Тогда у всех будут гарантии на бесплатное лечение, а пока ничто не запрещает сделать их платными.

- Вы говорите об июньском письме балансовой комиссии минздрава Сергею Лескову, в котором ему предлагалось внести предложения по оказанию высокотехнологичной помощи за счёт средств граждан?

- Не только. Мы направляли письма и ждали предложения от всех наших ключевых больниц по возможностям оказания новых видов ВМП, в том числе, за счёт средств граждан. Ведь «Первый канал» проводит всенародные акции по сбору средств для лечения например больных детей! У нас таких больниц немного, тот же онкодиспансер. Там есть высококвалифицированные специалисты, современное оборудование. Что им мешает создавать условия для оказания новых видов высокотехнологичной помощи? Дайте нам предложение в минздрав. В ответ у них нет источника. А если с 1 января введут ВМП в список бесплатных по ОМС, то есть, появится финансовый источник, а мы не готовы к этому? Вы понимаете, что мы теряем время. Пока мы не создаем и не разрабатываем новых технологий ВМП, наши конкуренты из Новосибирска, Иркутска, Москвы с удовольствием берут лечить наших пациентов, оказывая, в том числе, и платные услуги по ВМП. Наши пациенты уезжают и делают операции в других регионах, при этом их траты и траты их родственников по проезду, проживанию, питанию и другому огромны. В этой связи минздрав и просил дать предложения от онкодиспансера по разработке новых технологий лечения по ВМП. Скажите, какая женщина не будет удовлетворена тем, что ей сделают по ВМП самую современную радикальную операцию и за один раз? К примеру, проведут реконструкцию и пластику после удаления органа или части органа? Избавят пациента радикальным образом и от болезни, и от косметического дефекта? Я считаю, что лечиться и развивать медицину самого высокого уровня надо именно в Чите, а не где-нибудь в другом регионе. Уникальное оборудование онкодиспансера и высочайший профессиональный уровень наших врачей онкологов позволяют сделать это. Вы спросите об этом у людей, думаю, они согласятся со мной.

- Но всё-таки за счёт граждан?

- Смотрите, сейчас у многих есть корпоративный или индивидуальный полис добровольного медицинского страхования. Ведь это тоже средства граждан, вы же платите средства за него. Возьмите всех железнодорожников, которых сегодня в крае 55 тысяч. Сотрудники ППГХО имеют корпоративные полисы от Росатома. Многие эти структуры, некоторые сами покупают полисы и это средства граждан. Вы посмотрите на другие регионы, они все развивают эту тему, тратя все деньги, что есть на развитие ВМП.

О критике

- Ещё раз скажу, всё новое воспринимается жёсткой критикой — это аксиома. К примеру, недавно «Чита.Ру» обновило дизайн своего сайта. Я посмотрел почти все комментарии пользователей, и большая часть из них — негативные. Людям новый дизайн не нравится. Тем не менее, ваше руководство не будет же возвращать прошлую версию и не остановится окончательно на этой. Вы же все нормальные, креативные люди и хотите развития. Уверен, вы продолжите разработки, не ориентируясь на негативные комментарии, а лишь учитывая их. Но это не значит, что вы должны сидеть, создавать вокруг себя комфортную обстановку и ничего не делать. То же самое и у нас.

- Значит, к критике вы относитесь нормально?

- Более того, для меня она более важна, чем что-либо хвалебное, положительное. Критика тебе, как управленцу, даст гораздо больше информации, а её ценность несравненно выше похвалы, к которой я отношусь всегда с иронией. Поверьте мне. Я понимаю, что критика заставляет нас работать над собой, самосовершенствоваться, поэтому всегда готов к ней.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления