Город Город с ограниченными возможностями

Город с ограниченными возможностями

...чтобы сдвинуть ситуацию с созданием безбарьерной среды для инвалидов с мёртвой точки, не нужны великие деньги. Нужны умные люди с горящими глазами, готовые слышать и понимать инвалидов, убеждать руководство региона и города в необходимости тех или иных

25 ноября вице-премьер краевого правительства по социальным вопросам Сергей Чабан провёл в министерстве труда и социальной защиты населения круглый стол по вопросам приспособления дорожно-транспортной инфраструктуры в Чите для инвалидов и маломобильных граждан. Заместитель мэра краевого центра Андрей Галиморданов, который возглавляет городской комитет ЖКХ, собственное выступление поначалу пропустил – разговаривал в коридоре по телефону. Потом всё же выступил, настроив против себя большую часть зала, после чего хмуро смотрел в точку, опять говорил по телефону и пару раз не к месту зевал. В целом, это отражает описываемую проблематику – дело с обустройством благоприятной городской среды для инвалидов движется, но совершенно не понятно – то ли вперёд, то ли мелкими скачками вбок – в сторону от здравого смысла. Всё это вряд ли волнует городские власти, которым отчитаться ещё в какой-то мере важно, но действительно помогать инвалидам некогда, да и денег, как всегда, нет. Хотя, как это часто бывает, дело совсем не в деньгах.

Исполняющий обязанности министра труда и социальной защиты населения Александр Пакулов открыл заседание напоминанием о том, что круглый стол проводится по мотивам поручений, которые губернатор края давал на совете по делам инвалидов. И.о. руководителя министерства сообщил данные по количеству инвалидов в регионе – 97,5 тысячи человек, что при населении в 1,1 миллиона даёт изрядные 9% населения. При этом тема создания безбарьерной среды касается, по данным министерства, половины забайкальцев, которые так или иначе попадают в категорию маломобильных граждан – это матери с маленькими детьми, беременные женщины, травмированные люди и так далее.

Пакулов привёл некоторую статистику. С 2010 года специалистами министерства социальной защиты вместе с инвалидами было обследовано около 3,3 тысячи объектов социальной инфраструктуры на предмет соответствия требованиям безбарьерной среды. Выяснилось, что только 10% из них соответствуют нормам. Откровенно говоря, даже 10-процентный показатель кажется завышенным, но таковы официальные данные. Из 75 светофорных объектов – так называют комплекс светофоров на перекрёстке – звуковым сопровождением обеспечены лишь восемь. Не соблюдаются требования о выделении на каждой стоянке мест для инвалидов, а если эти места и выделены, то они систематически занимаются гражданами, которые никакого отношения к инвалидам, к счастью, не имеют. Впрочем, как не имеют и совести - этого Пакулов не говорил, но это так.

Анализ данных, полученных в результате этих рейдов, по информации профильного министерства, приводит к очевидному выводу – собственники объектов социальной и транспортной инфраструктуры не желают выполнять требования законодательства, регламентирующего создание безбарьерной среды. Как показали дальнейшие выступления на круглом столе, попытки заставить муниципальные власти или собственников зданий эти требования выполнять часто заканчиваются тем, что предписание суда выполняется, но только для галочки – к созданию действительно безбарьерной среды это никакого отношения не имеет. То есть, пандус, например, устанавливается, но не имеет в итоге отношения к существующим СНиПам, и чаще помогает не инвалидам, а вполне здоровым людям – стать инвалидами.

Говоря о транспорте, адаптированном к потребностям инвалидов, Пакулов сообщил, что на приобретение низкопольных специализированных автобусов и троллейбусов в 2014 году предусмотрено около 20 миллионов рублей из федерального и краевого бюджетов. Купить на эти деньги можно только один троллейбус – он стоит около 10 миллионов рублей, остальное планируется направить на адаптацию существующего транспорта.

Вокруг этих троллейбусов развернулась дискуссия. Начальник управления транспорта и дорожного строительства краевого министерства территориального развития Дмитрий Палкин сообщил о том, что в 2014 году для нужд городского троллейбусного управления планировалось купить 24 новые машины. В итоге купили 14, ещё 10, вероятно, купят до конца года. Выступление Палкина сводилось к тому, что акцента на нуждах инвалидов не делалось – власти старались купить как можно больше недорогих троллейбусов, чтобы обновить на 70% изношенный парк. Начальник управления обозначил разницу в цене на обычный троллейбус, и троллейбус, приспособленный к нуждам инвалидов – 6,5 миллиона рублей против 9,5 миллиона. Пакулов в ответ заявил, что разница, по его данным, составляет всего 100 тысяч рублей, что вызвало сомнения у Палкина – речь идёт не просто о пандусе на входе в троллейбус, а о принципиально иной компоновке салона и других деталях.

Как бы то ни было, один, два или даже 10 низкопольных троллейбусов ситуацию не изменят, о чём чиновникам почти сразу сказали сами инвалиды и руководитель центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Проблема не столько в троллейбусах, сколько в том, что инвалидам до них даже при желании почти невозможно добраться. Несмотря на то, что в стране уже несколько лет строят безбарьерную среду, подвижки в этом направлении в Чите стремятся к нулю. И хоть чиновники от мэрии сразу включают тему нехватки денег, совершенно очевидно, что дело вовсе не в деньгах, а в отсутствии желания что-то менять.

Галиморданов, который вышел на трибуну вслед за Палкиным, произвёл тягостное впечатление человека, которому наплевать и на инвалидов, и на обсуждение заявленной проблематики. Ещё по дороге к трибуне заместитель мэра в полуигривой форме спросил у президиума, про что ему надо рассказывать – уж не про пандусы ли? Пандусы на Бутина и других городских улицах Галиморданову, действительно, тут же напомнили.

1 из 5

Убожество, которое в 2013 году смастерило ДМРСУ в ходе замены дорожного покрытия на Бутина, вышло за рамки не только здравого смысла, но и банального уважения и к инвалидам, и к тем, кто вполне здоров. Подрядчики вместо пандусов сделали какие-то скаты из асфальтобетонной смеси, уложенные прямо на проезжей части. Даже сочувствовавший городским властям в ходе своего выступления представитель краевого ГИБДД согласился с тем, что устраивать горки на проезжей части недопустимо – попав на неё, машина вполне может вылететь на тротуар с понятными последствиями. Мне кажется, что на тротуар – вряд ли, но перевернуться от столкновения с таким «пандусом» может любая машина. На месте Галиморданова, который заявил с трибуны, что эти декоративные элементы сделаны так, как в Иркутске, я бы уже распорядился эти асфальтовые неровности отковырять обратно. К тому же, про них в аукционной документации действительно нет ни слова, и по сути подрядчик сделал эти странные горки по собственной инициативе и за свои деньги. Но убирать никто ничего, конечно, не будет – я не удивлюсь, если эти скаты попадут в отчёты о работе в 2013 году в части, касающейся создания безбарьерной среды.

Основная проблема, обозначенная Галимордановым – нехватка средств. По его словам, на обустройство одного пандуса необходимо от 400 до 500 тысяч рублей. Сумма вызвала шум в зале. Чиновник также заявил, что в 2013 году на той же Бутина проводилась не реконструкция улицы, а лишь ремонт – замена бордюрного камня и дорожного покрытия. В этой связи проектные решения при проведении работ не применялись, и пандусов могло бы вообще не быть. В 2014 году Галиморданов проектные решения обещал, но сразу пригрозил, что с учётом стоимости пандусов их будет гораздо меньше, чем могло бы быть.

Вслед за Галимордановым на трибуну вышел представитель общества инвалидов Сергей Петров. Он продемонстрировал сюжет ГТРК «Чита» по итогам рейда по городским улицам, в котором, судя по картинке, участвовали не только инвалиды, но и представители Минсоцзащиты. После этого общественник озвучил названия ГОСТов, которые в деталях регулируют создание безбарьерной среды для инвалидов, и продемонстрировал фотографии того, как должны в идеале выглядеть пандусы, подходы к пешеходным переходам, парковки для инвалидов и устройства для попадания инвалидов в троллейбусы. Для контраста Петров продемонстрировал, как выглядят некоторые из этих элементов в Чите – на улицах Анохина, Шилова, Новобульварной и Бутина. Выглядят, к сожалению, печально. Я бы на месте городских чиновников сгорел со стыда.

Представитель ГИБДД явно был не рад тому, что попал на заседание, и отделался пустым докладом, суть которого сводилась к тому, что мэрия делает всё, что может, но денег мало, поэтому может немногое. Чувствовалось, что ГИБДД в Чите озабочена проблемами инвалидов примерно на уровне Галиморданова. Оно и понятно – нынешнему забайкальскому управлению ГИБДД хватает других проблем.

Представитель прокуратуры сообщил, что надзорный орган мониторит исполнение требований закона по безбарьерной среде, но если раньше отчётность была ежеквартальной, то теперь итоги подводят раз в год. В ответах прокурора на вопросы зала выяснилась интересная деталь – в предписаниях судов отсутствуют технические параметры, например, пандусов, и истец, исполняя постановление суда, делает эти пандусы так, как ему вздумается. Никто итоговый результат не контролирует, и это, понятное дело, все усилия сводит на нет – галочка стоит, а толку никакого.

После этого слово взяли обычные инвалиды, мамы детей-инвалидов и представители организаций, которые с инвалидами работают. Сразу стало понятно, что созданием безбарьерной среды в Забайкальском крае особо никто не занимается. И дело здесь не столько в деньгах, сколько в отсутствии заинтересованности органов власти в создании реальных возможностей для инвалидов нормально жить, а не существовать в клетках собственных квартир.

Инвалиды много говорили о деталях. Девушка на инвалидной коляске рассказала о том, что занимается стрельбой из лука, и ей сложно попасть в тир, потому что на входе в здание слишком высокая ступенька. Про эту ступеньку инвалиды написали всем, вплоть до президента, но все письма уже четыре года спускаются обратно, а у тира нет денег на реконструкцию. Говорили о проблемах неприспособленности туалетов для нужд инвалидов даже в лечебных учреждениях. Об отсутствии элементарных условий в неплохих, в целом, санаториях, которые летом превращаются в развлекательные лагеря для местных жителей. Про отсутствие пандусов, светофоров, транспорта. Про неисполнение ГОСТов и СНиПов, которые, вроде бы, должны быть законом для чиновников, а на деле никем не исполняются. О невнимании к деталям – на входе в минсоцзащиты один из лучших пандусов в городе, но и он не доведён до ума – нет 5-сантиметрового выступа внизу, и костыль может улететь в пустоту. О нехватке транспорта во всеми уважаемом центре «Росток», специалисты которого часто вынуждены отказывать инвалидам, потому что не хватает ресурсов помочь всем. Об отсутствии тротуаров, из-за чего приходится ходить по проезжей части – это проблема и для здорового человека, что уж там говорить про инвалидов. О новой плитке, по которой невозможно ездить на коляске и ходить с костылями.

Но самое главное в выступлениях обычных инвалидов заключалось в том, что их не слышат и не чувствуют. Того же Галиморданова спросили – а собираетесь ли вы в 2014 году при проектировании ремонтов улиц учитывать наши интересы, обращаться за консультациями к организациям инвалидов. Галиморданов предложил инвалидам самостоятельно обращаться в мэрию с этими инициативами, чем изрядно меня потряс. Чуть позже мама ребёнка-инвалида вполне резонно спросила городских чиновников, почему при проектировании пандусов на той же Бутина нельзя было связаться с инвалидами и не попросить колясочников протестировать итоговый результат. Ответов у городских чиновников не было – сидящие в ряд главный архитектор, глава гордумы и заместитель мэра по ЖКХ, по-моему, не очень понимали, что говорят все эти люди.

Для того чтобы сдвинуть ситуацию с созданием безбарьерной среды для инвалидов с мёртвой точки, не нужны великие деньги. Нужна, как это принято в последнее время говорить, политическая воля, которая подтолкнёт чиновников к исполнению давно придуманных и формализованных норм и правил. Как и в любой работе, для успеха нужны умные люди с горящими глазами, готовые слышать и понимать инвалидов, убеждать руководство региона и города в необходимости тех или иных мер, отвечать за итоговый результат и уметь заслуженно им гордиться. Пока таких людей, с которыми могло бы ассоциироваться создание безбарьерной среды, в мэрии нет. В правительстве эту функцию много лет выполняет минсоцзащиты, но ресурсов – в том числе и политических - у этого министерства традиционно не хватает, а муниципальные власти эту работу часто саботируют, ссылаясь на недостаток средств и миллион других проблем – не до инвалидов, разобраться бы со здоровыми. И ситуацию эту круглыми столами не изменить.

Для того, чтобы вся эта работа имела смысл, необходимо установить партнёрские отношения с общественными организациями инвалидов. Люди на колясках, не слышащие и незрячие инвалиды должны стать постоянными консультантами проектировщиков и строителей. Ни одна строительная организация не сможет создать комфортную среду для инвалидов, не услышав самих инвалидов и не учитывая их интересов. Судя по выступлениям на круглом столе, инвалиды в работе по проектированию городского пространства в Чите никак не участвуют, а робкие попытки сделать это приводят в лучшем случае к непониманию чиновников всех мастей. Эту ситуацию как раз можно изменить, и в президиуме круглого стола в понедельник был человек, который может взять на себя эти полномочия – это депутат заксобрания, председатель Забайкальской регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Андрей Мартынов.

Я не думаю, что для создания условий для инвалидов во дворе строящегося дома нужны какие-то особенные средства. Нужно доброе желание застройщика потратить немного времени и усилий для изучения СНиПов и строительства обычных элементов городской инфраструктуры – тех же пандусов. Пройдитесь по дворам новых многоэтажек в центре Читы и посмотрите, где застройщики подумали об инвалидах. Попробуйте подняться на костылях на виадук на центральном вокзале Читы и подумайте о том, каково тут колясочникам. Прогуляйтесь по центральной улице имени Ленина с закрытыми глазами от «Сувениров» до Театральной площади. Попробуйте, наконец, на одной здоровой ноге запрыгнуть на бордюр на любой остановке общественного транспорта в центре города и подумайте о тех, у кого ног нет вовсе. После всех этих экспериментов слушать выступления заместителя мэра города Читы, председателя комитета ЖКХ Андрея Галиморданова по вопросам создания безбарьерной среды вам будет очень непросто.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления