Город интервью «Нужно ли было сдать Ленинград?..» - Михаил Константинов

«Нужно ли было сдать Ленинград?..» - Михаил Константинов

Если бы сдали Ленинград, то Финляндия, почувствовав слабость, перешла бы к военным действиям, а Япония вступила бы в войну.

Дискуссия вокруг нашумевшего опроса телеканала «Дождь» сразу после произошедшего выплеснулась за пределы обсуждения исключительно журналистской этики и морально-нравственных устоев российского общества. В этой дискуссии хватало как безапелляционных утверждений, так и взвешенных материалов, авторы которых не обязательно критиковали «Дождь».

Так или иначе в дискуссию эту включились посетители Читинского городского портала. Редакция ИА «Чита.Ру» считает логичным дать слово в этом неприятном и всколыхнувшем общество споре профессиональным остепенённым историкам, которые судят о необходимости защиты Ленинграда, не оглядываясь на политическую конъюнктуру в современном российском обществе, и в своих размышлениях находятся над сильно политизированной и идеологизированной схваткой. Первое из серии интервью – с доктором исторических наук Михаилом Константиновым.

- В планах фашистов было город взять, население полностью уничтожить, территорию города затопить с тем, чтобы полностью стереть с лица земли северную столицу СССР. И сделать это было возможно: город располагается так, что можно было взорвать набережные и каналы, и всё бы это превращалось в морской залив. Поэтому ленинградцы знали, что защищали Отечество и самих себя, и родной город, и сдавать его было нельзя. В противном случае была бы всеобщая смерть. О том, что фашисты могли акции устрашения устраивать, известно по массовым расстрелам на Украине и в Белоруссии. Даже если не всех расстреливали сразу, а кого-то увозили в концлагеря — люди там всё равно погибали.

Те, кто заявляет, что город можно было сдать и спасти тем самым ленинградцев - это люди, которые не знают истории и воспитаны не столько на историческом материале, сколько на некоторых современных фильмах, где фашистов начинают показывать как бы белыми и пушистыми.

Гитлер, Геббельс, Розенберг, Гиммлер разрабатывали и пропагандировали идеи, по которым немецкая раса была высшей, славянская — низшей. И ниже славянской были только еврейская и цыганская. Но уничтожать надо было всех. В Белоруссии так поступали со славянами, в Киеве расстреливали и украинцев и евреев, в Польше уничтожали и поляков, и евреев.

- Какие фильмы про «белых и пушистых» фашистов вы имеете в виду?

- Многие нынешние. Даже «Семнадцать мгновений весны» — замечательный фильм, но он был снят в 1975 году и предназначался аудитории, которая знала, что такое война. В 75-м античеловеческая сущность фашизма всем была понятна. В этом кино все великие нацисты — вроде бы нормальные люди: с шутками, где-то жёсткие, но никаких концлагерей. Я ещё тогда обратил на это внимание. В принципе, всё достаточно достоверно, но исторического фона там нет. И это может сбить некоторую часть молодого поколения, живущего без полного представления о злодеяниях фашистов. А в нынешних фильмах это ещё и усиливается, в них забывают показать всю жесточайшую сущность фашизма, но показывают некоторые размышления, дневники, раздумья, где-то милосердие... И кому-то, в результате, кажется, что надо уже чуть ли не пропагандировать «Майн Кампф». Мол, это же книга. Но само слово книга не имеет положительного заряда... Библия — это книга, и «Майн Кампф» — это книга! А книги могут быть разные.

К тому же, появляется всё больше информации о тех сверхтяжёлых ситуациях, которые были в блокаду в Ленинграде. Даниил Гранин, Алесь Адамович обнародовали данные о людоедстве: были случаи, когда детей съедали, а не только кошек, собак, аквариумных рыбок, как сначала писали. То, что эта информация появляется — это правильно, но отсюда у малоподготовленного населения, которое не представляет, что такое фашизм, появляются идеи, что Ленинград надо было сдать, и людям было бы лучше. На самом деле лучше не было бы.

...Но тут есть ещё одна сторона. Она особая, и к ней надо подходить раздумчиво. Возникает такой вопрос: не могла ли советская сторона раньше, чем это было сделано, снять блокаду с Ленинграда? Не допуская столь жёсткого её продолжения. И мне сдаётся лично, что такое можно было осуществить.

Но Сталин сам был жесток... Ему нужна была территория, был нужен этот охраняемый плацдарм. Вы обратите внимание: боевые части под Ленинградом не голодали, солдат - в любых условиях блокады - всё равно кормили. И в военных училищах худо-бедно кормили, я это знаю не только из книг, но и из общения с блокадниками. А ленинградцев довели до полного изнурения. И эту страшную сторону войны боятся затрагивать даже самые радикальные авторы.

- Вы допускаете, что в блокаде Ленинград держал Сталин?

- В блокаде Ленинград держали фашисты. Вместе с тем попробуем обратиться к «Краткой биографии Сталина». Она вышла к его 70-летию, в 1949 году. Хотя у издания есть составители, известно, что Сталин правил в ней текст от начала до конца - сохранились рукописи с его правкой. Фактически это его автобиография. Сталин поставил себе в заслугу все победы — оборону Москвы, Курскую дугу, Сталинград, 10 сталинских ударов 1944 года, когда освобождали разом всю территорию страны — от Белого моря до Чёрного, освобождение Европы, взятие Берлина. Я эту автобиографию читал и чувствовал, что чего-то не хватает. Оказалось, что он не упомянул оборону Ленинграда. Он не посмел поставить оборону Ленинграда себе в заслугу. Он постеснялся или не посмел этого сделать.

Дело в том, что ленинградцы-блокадники относились к Сталину, мягко выражаясь, критически. В ноябре 1941 года, в Ленинграде, Николай Тихонов написал поэму «Киров с нами». Хотя самого Кирова не было с 1 декабря 1934 года, его подло убили. И по идеологии того времени надо было называть - «Сталин с нами». Поэму Тихонова часто передавали по ленинградскому радио, и её скрытый смысл был всем понятен.

В блокадном Ленинграде к Сталину относились жёстко, задавали вопросы, почему ситуация такая, почему им не помогают выживать, и отношение к действиям Москвы, понятно, было крайне болезненное. Поэтому отсутствие в послевоенной биографии Сталина обороны Ленинграда, как его заслуги, - очень показательный момент.

- Можно ли, по-вашему, было эвакуировать из города всех?

- Я думаю, что нет. Фашисты были рядом. Дорога жизни шла по середине Ладоги, и где в 20, а где и в 5 километрах на берегу были немцы. Они прицельно бомбили или обстреливали дорогу. На глазах уходили под лёд машины, летом тонули баржи, гибли и дети, и взрослые, и были люди, которые не хотели уезжать.

- А до блокады?

- Тогда эвакуация происходила, но задача полной эвакуации не ставилась, потому что не собирались сдавать Ленинград. Этого нельзя было делать, поскольку фронту нужен был тыл, обеспечивающий работу военных предприятий, госпиталей, складов... Если бы сдали Ленинград, то Финляндия, почувствовав слабость, перешла бы к военным действиям, а Япония вступила бы в войну.

Ленинградцы своим подвигом, жертвуя собой, спасли и город, и Отечество. Честь им и слава! Но при воспоминаниях о блокаде невольно возникает вопрос и о самих ленинградцах. И речь идёт не о сдаче города врагу, а о том, можно ли было предотвратить блокаду или, по крайней мере, максимально сократить её по срокам?! Если задуматься над этим вопросом, то ответ, наверное, получить возможно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления