Город интервью «Слышишь, время гудит»: Жизнь в половинке вагончика

«Слышишь, время гудит»: Жизнь в половинке вагончика

Помню, уезжая в отпуск на два месяца, не закрывали дверь на замок. Замков просто не было: уходя, дверь подпирали веником или лопатой.

1975 год. Январь. Министерство транспортного строительства приняло решение об организации Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (ГлавБАМстроя), начальником назначен Константин Мохортов, заместитель министра транспортного строительства. Сентябрь. Создан научный совет Академии Наук СССР по проблемам БАМ. 14 сентября. Уложено «серебряное» звено линии Тында-Чара. Впервые на БАМ прозвучал лозунг «Вперёд, на Чару!», то есть к стыковке восточного и западного направлений. Декабрь. Прошёл первый поезд от Усть-Кута до посёлка Звёздный.

Мы были на БАМе 16 лет. Сначала, в феврале 1975 года, туда поехал мой муж — Владимир Иннокентьевич Чистохин. Ему тогда было 25 лет. В посёлке Тындинском Амурской области Джелтулакского района, когда ещё не было города Тында, уже работал брат моего мужа в МК-116 треста «БАМстроймеханизация».

Володя сразу и устроился в эту организацию плотником. Строил жильё. А с апреля 1975 года был переведён машинистом экскаватора.

Я приехала позже, в апреле, с трёхлетним сыном. Работала телеграфистом в Тындинском узле связи.

БАМ — это наша молодость

Жили вместе с родственниками, 11 человек в одной квартире. Квартира двухкомнатная, с удобствами на улице... А из всех нас — четыре ребёнка дошкольного возраста. Но ничего, жили, работали. Основной целью поездки был заработок.

Мы женаты с 1971 года. Поженились ещё в Троицке, в Челябинской области. Жизнь на БАМе добавила насыщенности и яркости, она была бурлящей, постоянно приезжали известные артисты, поэты. Мы ходили на концерты, где для нас выступали Кобзон, Толкунова и другие.

Как спартанцы

В феврале 1976 года мы перевелись в МК-151 треста «БАМстроймеханизация» в посёлке Хорогочи Амурской области. Нам дали половину жилого вагончика с печным отоплением. Володя по-прежнему работал машинистом экскаватора и был назначен бригадиром хозяйственной расчётной бригады по строительству земельного полотна. А я в это время работала телеграфистом в отделении связи Хорогочи.

А летом 1976 года нам дали однокомнатную квартиру в щитовом доме с печным отоплением и с удобствами на улице.

В 1977 году бригада мужа десантом высадилась на разъезд «Марихта». Там три года простоял наш прорабский участок. Я уже работала радистом. В августе 1979 года родился второй ребёнок. А уже в феврале 1980 бригада, снова десантом, высадилась на разъезде «Кемен» Читинского участка БАМа.

Условия были спартанские. Но мы в то время не замечали этого и были счастливы. Было и такое, что в ожидании, когда привезут разобранное жильё, три месяца жили в половинке вагончика — две семьи с детьми. Но мы не жаловались и были рады, что скоро соберут наш дом, и мы разбежимся по своим квартирам. И это вскоре случилось — дождались весёлого новоселья!

Помню, уезжая в отпуск на два месяца, мы не закрывали дверь на замок. Замков просто не было: уходя из квартиры, дверь подпирали веником или лопатой.

Желания вернуться домой не было. Работали, ждали лишь очередного отпуска.

Муж на трассе, я — на рации

На участке всё было направлено на завершение строительства одного участка и перехода на другой. Так и жили: муж на трассе за пультом экскаватора, а я — на рации.

Время для отдыха было, и было весёлым. Праздники и Дни рождения отмечали всем участком в «красном уголке». Смотрели фильмы с кинопередвижки. Атмосфера была прекрасная, все между собой дружили. На участке было много рабочих разных национальностей, но никто никогда ни с кем не спорил и не ссорился на этой почве.

Аптек не было вообще, а из медиков только фельдшер. Если у кого-то заболевал ребёнок, то лечили всем участком, у кого что имелось: мёд, малиновое варенье и травы, привезённые из отпуска.

Работали очень много. Иногда — без выходных, без отдыха. Но спали и ели мы полноценно. А в 1984 году мы переехали в посёлок Новая Чара, там работали до 1986 года. А потом перевелись в МК-158, и стали работать в Якутии, до 1991 года.

Связь во времени

БАМовцы — как родные. Друзей у нас очень много, некоторые стали очень близкими людьми. Мы до сих пор перезваниваемся, приезжаем друг к другу в гости. Спустя какое-то время некоторые потерялись, связь пропала. Но благодаря интернету — всё восстановилось.

1 из 2

Время, проведённое на БАМе, дало нам потрясающий опыт. После мы продолжили строить железные и автодороги на Ямале — станция Обская-Бованенково — и в Коми АССР.

Сможет ли сейчас молодёжь трудиться с тем же энтузиазмом? Мы думаем, что, если будет достойная зарплата — молодёжь поедет и будет работать. Сейчас столько молодых без работы, а это было бы прекрасным решением! У нас множество интересных воспоминаний и фотографий, друзей и знакомых.

Фото из личного архива семьи Чистохиных

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления