Город интервью Сутурин: Я не флюгер, чтобы метаться из партии в партию

Сутурин: Я не флюгер, чтобы метаться из партии в партию

...введение государственной монополии на производство и реализацию виноводочной продукции, а также ограничений на продажу алкоголя. Тогда ходу нашему обращению не дали, говорили, что это слишком смело, депутаты, в основном, из «Единой России» нас не подде

Он много в чём разбирается и ему есть, что сказать - это видно сразу. За плечами огромный жизненный опыт: длинный путь от обычного рабочего железнодорожного транспорта до заместителя начальника Забайкальской железной дороги, долгие годы работы в исполнительной и законодательной власти разных уровней, три высших образования, кандидат экономических наук, доктор транспорта, профессор, преподаватель. Пожалуй, один из самых бывалых депутатов во втором созыве заксобрания Забайкальского края - член фракции КПРФ, заместитель председателя комитета по государственной политике Сергей Сутурин.

«Мал золотник, да дорог»

- Есть два периода в жизни страны, народа и каждого политика — советский и постперестроечный. Они, конечно же, серьёзно отличаются. Советский строй — общенародная собственность на средства производства. Именно в этот период времени мне, тогда ещё инженеру путей сообщения по эксплуатации железных дорог, пришлось временно расстаться со своим любимым делом и пойти сначала на комсомольскую, а затем на партийную работу. Потом был и первым секретарём Петровск-Забайкальского горкома ВЛКСМ, и первым секретарём Читинского райкома КПСС. А в конце 80-х годов впервые, может быть, в Советском Союзе путём альтернативных выборов был избран на пост заместителя председателя Читинского облисполкома по социальной сфере и силовым структурам.

- Как я понимаю, на этой выборной должности проработали вы не долго?

- Действительно, совсем скоро наступил тот самый - новый период жизни нашей страны. Большой опыт работы и образование позволили вернуться на железную дорогу, но время требовало, чтобы профессионалы шли в политику, успешнее решали государственные проблемы. И вот уже в постсоветский период в 2001 году я был избран депутатом Читинской областной думы третьего созыва - работал на постоянной профессиональной основе. По завершению полномочий снова вернулся на ЗабЖД. И когда областная дума стала законодательным собранием, а Читинская область - Забайкальским краем, решил вновь идти на выборы, тем более тогда был первым секретарём регионального обкома КПРФ. Просто я всегда был в рядах партийных, начиная с КПСС, своей идеологии никогда не изменял и не изменяю, я не флюгер, чтобы метаться из политической партии в другую политическую партию, как некоторые делают, потому что выстрадал это, понимаю основу, и потому что профессиональная подготовка мощная - политическая.

- В первом созыве заксобрания Забайкальского края вы работали на постоянной основе, возглавляя поочерёдно два комитета — комитет по национальной политике и комитет по демографической политике. Во втором созыве вы также трудитесь на постоянной основе в должности заместителя председателя комитета по государственной политике. Получается, как депутат-постоянник, вы должны иметь отношение к созданию многих законопроектов. Что лично вам и вашей фракции удалось сделать за годы деятельности в региональном Законодательном собрании?

- Удалось достаточно много, если говорить о работе в качестве депутата первого и второго созыва. Но прежде надо понимать, что наш депутатский корпус представляет оппозиционную партию. В современных условиях оппозиции непросто работать в любом созыве. Народных избранников от КПРФ значительно меньше, чем от правящей партии «Единая Россия». В первом созыве нас было пятеро, во втором - четверо. Тем не менее, работаем по принципу «мал золотник, да дорог». Мы, проявляя инициативу, сумели в первом созыве разработать самостоятельно, подготовить как положено и внести для рассмотрения в парламент около 50 законопроектов, постановлений и обращений. Например, законопроект о территории традиционного природопользования Забайкальского края, направленный на поддержку коренных малочисленных народов Севера; законопроект о господдержке общественных молодёжных и детских организаций в Забайкальском крае, которых сейчас в регионе насчитывается около тысячи.

В 2012 году наша фракция подготовила обращение в государственную Думу Российской Федерации. Один из ключевых вопросов, который мы ставили ребром, - введение государственной монополии на производство и реализацию виноводочной продукции, а также ограничений на продажу алкоголя. Тогда ходу нашему обращению не дали, говорили, что это слишком смело, депутаты, в основном, из «Единой России» нас не поддержали. Сегодня я увидел, что мы оказались правы, и в мае 2013-го фракция партии власти на наше обращение обратила внимание. Тем более, оно стало актуально после случая массового отравления метиловым спиртом в Красном Великане. Пугает и тот факт, что ежегодно от алкоголя в мир иной в нашем крае уходят почти 800 человек, проблему надо кардинально решать.

- Вам часто приходится бывать в районах? По итогам поездок складывается впечатление, что влияние КПРФ в регионе ещё сильно или ваших сторонников становится всё меньше?

- Знаете, мы своей депутатской фракцией КПРФ, хоть нас и немного, объездили весь край, побывали в самых глубинках. За время работы первого созыва провели 13 выездных отчётов перед населением Забайкальского края, при этом в каждом районе точечно посещали предприятия, встречались с рабочими, пообщались более чем с 650 коллективами организаций и учреждений. Везде нам давали наказы, поэтому после каждого отчёта мы разрабатывали программу мероприятий и принимали её к реализации, объединяли усилия с главами муниципальных районов, руководителями администраций и решали вопросы, как, например, о ремонте сельской школы, участковой больницы, клуба, благоустройства городов и районных центров и много других неотложных проблем.

Мы создали в крае свою депутатскую вертикаль. Всего около 200 депутатов - в заксобрании, в районных и городских советах. Конечно, этого мало, но поддержка населения всё равно ощутима.

1 из 2

«Крым не должен стать нахлебником»

- Бывает ли такое, что депутаты от КПРФ долго корпят над каким-либо важным законопроектом, но его никак не принимают или заворачивают, а продавить малочисленной фракцией его никак не получается?

- Конечно, так бывает. Так, мы считали, что придумали ноу-хау — предложили создание агроиндустриальных парков в сельской местности. Разработали в первом созыве законопроект, провели консультации в минэкономразвития, с правовым управлением, юристами исполнительных органов власти, внесли в парламент. Целый год работали, вроде бы всё обкатали, но, увы, в первом созыве так и не удалось его принять. Законопроект стал переходящим от первого созыва во второй. Теперь в нём есть замечания губернатора Ильковского, есть положительное заключение юридических структур, но до сих пор решение по законопроекту не принято, хотя он очень нужен краю. И это не единственный пример, когда депутаты «Единой России» не сумели нас поддержать.

- Насколько я знаю, законопроект о детях войны тоже разрабатывали вы, но о том, чтобы принять его, пока не идёт и речи, а рассмотрение вопроса постоянно откладывается, почему?

- Вы правы, первый вариант законопроекта о социальной поддержке детей войны разрабатывал лично я его ещё три года назад. К этой категории граждан в Забайкалье относится более 76 тысяч человек, а тех, кто не пользуются вообще никакой поддержкой — в пределах 15 тысяч. Мой вариант, предлагавший выплачивать детям войны ежемесячно по 300 рублей, дать льготу на коммуналку и бесплатное зубопротезирование в государственных муниципальных учреждениях, получил отрицательное заключение губернатора, потому что на поддержку потребовалось бы 280 миллионов рублей ежегодно, а денег таких, сказали, у региона нет. Я вынужден был отозвать этот законопроект. Тогда мы своей депутатской фракцией уже коллективно предложили новый вариант, из которого исключили зубопротезирование, повысили ежемесячное пособие до 500 рублей и предложили льготу в 50% платы за коммунальные услуги. Новым условием было и то, что законопроект распространялся не на всех детей войны, а на наиболее незащищённых. В итоге, на реализацию закона потребовалось бы чуть более 100 миллионов, то есть в три раза меньше. Но опять мы получаем отрицательное заключение губернатора, что денег в крае нет.

Ну, давайте тогда будем обсуждать, проведём круглые столы, общественные слушания и решим, должны ли мы помогать детям войны? Пока что главное препятствие — отрицательное заключение губернатора о том, что нет необходимых ресурсов в нашем бюджете. Но я считаю, что такой законопроект нужен. Тем более, что из 84 субъектов федерации, с учётом вступления в состав России Крыма и Севастополя, в более чем 30 такие законопроекты приняты и они действуют.

- А что вы думаете о вхождении Крыма?

- То, что Крым и Севастополь теперь в состав России вошли — это верно и правильно. Другого пути и не должно быть в этой ситуации. На Украине произошёл государственный переворот с яркими оттенками экстремизма, национализма, даже фашизма, а эти явления воспринимаются большинством любого населения отрицательно. И вот теперь Крым вернулся домой в Россию и он должен быть полноправным субъектом федерации.

- А не почувствует ли Забайкалье ослабления потока финансовых вливаний в связи с его перераспределением в сторону самого молодого региона нашей страны? Раньше именно Забайкалье имело такой статус.

- В бюджетную систему России Крым должен вписаться в полной мере, но надо создать предпосылки, чтобы он был не нахлебником, а сам ковал свой бюджет. Нужно создать основу, чтобы 2014 год для полуострова был продуктивным, плодотворным. Это всё-таки санаторно-курортные учреждения, туризм, это детский отдых. Но прежде нужна сильная и мощная поддержка бюджета, прямое вливание на первом этапе должно быть — это обязательно. Пусть это будут миллиарды, но Крым должен почувствовать, что теперь там живут настоящие россияне, что Россия о них думает.

Да, с одной стороны многим другим субъектам, в том числе Забайкалью, нужны вливания. При этом я как экономист считаю, что нас федеральный центр держит на голодном пайке, а с территории края огромные налоговые поступления и платежи идут напрямую в федеральный центр. Нам говорят, у вас золотая жила — пограничный переход в Забайкальске — железнодорожный, да ещё автомобильный, да ещё и ряд других переходов создаётся. А эта золотая жила 100% наполняет федеральный бюджет, то же самое касается НДС, который полностью уходит из региона. Поэтому наша фракция считает, что федерация должна больше преференций отдавать Забайкальскому краю, дотаций, субсидий и субвенций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Мы такую задачу ставим перед нашими депутатами государственной Думы, сенаторами от Забайкалья. Вопрос ребром ставим — федеральный бюджет должен отдать наши кровные заработанные на территории края финансовые ресурсы. Но все эти вопросы никак не могу связать с Крымом, очень рад, что он теперь в России.

К слову о медицине

- Когда Сергей Чабан был ещё кандидатом на пост вице-премьера краевого правительства, вы просили его вернуть в регион Сергея Лескова, уволенного новым министром здравоохранения с должности главврача онкодиспансера. Вам так небезразличны вопросы краевой медицины?

- Считаю, что наши медицинские учреждения не настолько полно укомплектованы квалифицированными медицинскими кадрами, поэтому не приветствую если вдруг по каким-то событиям профессиональные врачи, в том числе руководители крупных учреждений, вдруг покидают регион. Перед Чабаном я ставил вопрос о том, что всё надо сделать для того, чтобы Сергей Лесков остался в нашем крае. У него мощная школа, хорошая династия, его отец - почётный гражданин Читы, всю жизнь отдал здравоохранению. Династии должны сохраняться — это настоящая сила. Но увы, Лескову предложили другую работу и от Забайкалья он уехал далеко-далеко. И речь сейчас идёт не только о нём, а о целом ряде других специалистов, которые срываются и уезжают за пределы края.

- Вас тревожит происходящая в региональном здравоохранении реструктуризация?

- Что касается оптимизации, реструктуризации, реформирования краевого здравоохранения, то по многим позициям лично я к этому отношусь отрицательно. Прежде всего, отрицательно отношусь к закрытию участковых больниц. Давайте считать. Кличка - крупный населённый пункт в Приаргунском районе - больницу закрыли. До Краснокаменска и Приаргунска людям ехать далеко и накладно. Сказали нам, что фельдшерско-акушерские пункты создадут и система медицинского обслуживания не ухудшится, а я говорю - ухудшится. Нужно, наоборот, добиваться, чтобы в участковой больнице койка интенсивно работала — вот этого надо добиваться. Чтобы не просто койка во имя койки, а чтобы на ней процесс лечения и оздоровления проходил как положено. Если где-то койки лишние, то можно часть и убрать, сократить, но участковые больницы уничтожать нельзя. Идём дальше: наряду с Кличкой больницу в Дровяной пытаются закрыть, в селе Николаевское в Улётовском районе, в Баляге Петровск-Забайкальского района, целый ряд проблем возник в Красном Чикое и в других районах.

Откровенно на всех уровнях об этом говорю. Министру здравоохранения Михаилу Лазуткину заявлял, что я противник того, чтобы закрывались участковые больницы. Губернатору этот вопрос напрямую задавал, ведь надо понимать, что участковая больница наиболее приближена к населению, а до ЦРБ или краевого учреждения ещё и доехать надо.

- Тогда что вы можете предложить, так как очевидно, что проблем в здравоохранении края накопилось немало?

- Не отрицаю, что определённая оптимизация нужна, так как проблема у нас и вправду серьёзная. Кредиторская задолженность по учреждениям здравоохранения достигла почти миллиарда рублей. Задолжали за тепло, воду, электроэнергию, за поставку оборудования, транспортные услуги. Искать надо, искать основы сокращения затрат, но не разбрасываться реабилитационными больницами на базе Горняка, Первомайска, Шивандой. Мы вообще Лазуткину поставили проблему какую — если концепция реструктуризации возникла, её надо со всех сторон рассмотреть, провести общественные слушания по этой концепции, пусть медицинская общественность выскажется, население, учёные скажут. И только тогда она должна быть принята правительством края, представлена в заксобрание, чтобы депутаты в полной мере увидели, что мы не отступаем назад и всё-таки этой реструктуризацией и оптимизацией не ухудшим систему здравоохранения, а даже сделаем шаг вперёд.

И о планах

- Какие планы у вас в ближайшей перспективе, касаемо законотворческой деятельности и вашей работы как депутата?

- Тщательно подхожу к своей работе в Законодательном собрании как политик, как депутат, как экономист. Что касается направлений деятельности, то сейчас я предметно взялся за анализ работы нашего интересного закона об административных правонарушениях. Он где-то вроде бы всё в тени, но вроде бы и есть. Административные комиссии, созданные во многих районах и поселениях, рассматривают протоколы и акты, УМВД работает, отдельные исполнительные органы, кто по лесу, кто по земле, кто по воде, кто по экологии, кто даже по квотированию рабочих мест - все работают. А вот насколько мощно действует этот закон пока не просматривается. Согласовав эту ситуацию в своём комитете и с руководством заксобрания, я сделал для себя такой вывод - во что бы то ни стало провести глубокий анализ практики применения такого закона по всем направлениям.

Нужно это, чтобы в последующем, исходя из этого анализа, разработать законопроекты-поправки в те сферы, которые у нас не охвачены. Посмотреть, например, можно внимательно на благоустройство наших населённых пунктов, очистку от мусора. К слову, сегодня в заксобрании образована специальная рабочая группа совместно с УМВД, чтобы работать над поправками в Кодекс законов об административных правонарушениях, то есть в федеральный центр. Особый блок планируем выделить по проблеме несовершеннолетних - там ещё столько белых пятен остаётся.

Понятно также, что большой пласт предстоящей работы связан с социальной поддержкой и защитой, потому что я всё-таки не намерен отступать и держу на острие вопросы оплаты труда в бюджетной сфере, не хочу отступать от законопроекта о социальной поддержке детей войны, вернуться в порядке контроля исполнения наших законов по северным территориям, по молодёжным общественным организациям, по подъему экономики Забайкалья, созданию новых рабочих мест и так далее. Но и много работы, конечно, предстоит в самом комитете, депутаты которого отрабатывают и вносят около 30% всех законопроектов, которые поступают на рассмотрение в заксобрание. С каждым законопроектом приходится капитально работать, ведь у меня нет поверхностного подхода, изучаю всё досконально, до последней буквы и запятой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления