Город Вышел Гайдн из тумана

Вышел Гайдн из тумана

Не зная немецкого, и не подумаешь, что очередное произведение подлинно высокой музыки австрийского гения рассказывает о восьми мясниках, ловко разделывающих свиную тушу.

Этот вторник был иллюстрацией к книге Волкова «Жёлтый туман». Помните? Злая волшебница Арахна, отчаявшись захватить Волшебную страну, наслала на неё самое страшное проклятие — Жёлтый туман, от которого глаза людей и зверей наполнялись слезами, а лёгкие терзал бесконечный кашель. Воздух в Чите в тот вечер не просто напоминал фантастический Жёлтый туман, он был им. Добравшись в этом тумане до филармонии, я, чтобы не терять времени на гардероб, оставил куртку в машине и по лестнице прямиком направился в сторону Большого зала. До очередного концерта юбилейного фестиваля «Цветущий багульник» оставалось всего несколько минут.

Мастера хорового пения

Несмотря ни на что, зал в этот вечер был практически полным. Не аншлаг, но всё-таки, имя и богатая история приехавшего в Читу коллектива сделали своё дело и публика собралась.

1 из 4

В этот вечер на сцену поднимется Академический большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра, получивший название «Мастера хорового пения» — 37 мощнейших вокалистов, а с ними дядька Черномор русской академической музыки, народный артист России, профессор Лев Конторович. Коллектив с 87-летней историей будет стоять перед сидящими на синих креслах забайкальцами и по одному извлекать из кладовых и показывать сокровища русской вокальной классики.

1 из 4

В афише «Цветущего багульника» этого года не было концертов православной духовной музыки, к которым читинская публика не только испытывает большой интерес, но и изрядно привыкла, тем более что фестиваль всякий раз совпадает по времени с празднованием Пасхи. Но стоило мастерам запеть, как пробел оказался немедленно закрыт. От «Христос Воскресе» Александра Кастальского коллектив перешёл к целому блоку молитвенных произведений Чеснокова - «Ангел вопияше», «Херувимская песнь», «Тебе поем».

1 из 2

Когда духовная жажда публики была утолена, по мановению руки Конторовича под крышу зала полетели положенные на музыку Свиридова стихи Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры...

Этот и ещё несколько концертов фестиваля были организованы благодаря программе «Всероссийские филармонические сезоны», которая на протяжении 12 лет реализуется под патронажем Министерства культуры Российской Федерации. Но вряд ли мы бы услышали «Мастеров хорового пения», если бы не усилия коллектива краевой филармонии. Это благодаря ему несколько сотен людей в тот вечер слушали безукоризненно исполненные произведения Кикта, Бортнянского, Агафонникова, Шишкина, Чайковского, Моцарта, Баха, Беллини. Два отделения, десятка произведений, песни-шутки, песни-думы, песни-молитвы.

После первого биса Лев Конторович вышел и весьма строго сообщил, что обычно коллектив не поёт на бис, а сейчас он к тому же почти опаздывает на поезд. Но... Потом был «Полёт шмеля». А cappella. Тот случай, когда дирижёр буквально налетает на вокалистов, от артистов летят искры, а публика каждую секунду готова вскочить и взорваться. Мастера.

1 из 4

Маркелловы голоса

Если вы читали «Жёлтый туман», то помните, что он приносил с собой не только отравляющий глаза и лёгкие яд, но ещё и холод. Лучи солнца не могли сквозь него пробиться, и Волшебную страну окупировала зима. Ровно то же самое происходило с Читой в среду, 15 апреля. Перед очередным концертом город остыл, а с неба начали валить крупные хлопья снега.

Что отпугнуло зрителя в этот вечер, мне неизвестно, но наверное четверть зала пустовала. Хотя я знаю несколько десятков людей, которые получили бы от такого концерта большое удовольствие. Могли бы получить. Приехавший на «Цветущий багульник» новосибирский ансамбль «Маркелловы голоса» был назван именем певчего XVI века Маркелла Безбородого, но этот факт мало что может рассказать о репертуаре коллектива, который с одинаковым удовольствием исполняет древнерусскую духовную музыку, грузинские церковные песнопения и весь альбом Pink Floyd «Dark side of the moon». Программа этого вечера называлась «Кофе по-венски» и охватывала весьма широкий период музыки одного из самых музыкальных городов этой планеты. Сразу было понятно, что там, где венская музыка встречается с хором, непременно будет и немецкий язык, с которым я, как и многие другие соотечественники, знаком только на уровне фраз «Гутен таг» и «Хэндэ хох!», но всё обошлось. Концерт сопровождался аккуратным и грамотным конферансом, дающим представление о содержании каждого номера.

Иисус – всегдашняя мне радость,

услада сердца моего и утешенье!

Иисус – от всякого страданья избавленье,

Он – крепость, сила моей жизни,

желание очей и солнца свет,

сокровище души, её блаженство;

и посему я никогда от Иисуса

не отвращу лицо своё и сердце.

Это один из самых знаменитых хоралов Баха «Jesus bleibet meine Freude», которым концерт открывали. И буквально каждое следующее произведение предварялось переведённым кусочком из текста или небольшой историей о его создании. Слушать музыку было легко, а читать эмоции артистов — интересно. Талантами «Маркелловых голосов» Гайдн прославлял рейнское вино, кратно улучшающее красноречие любого, кто его попробует. Не зная немецкого, и не подумаешь, что очередное произведение подлинно высокой музыки австрийского гения рассказывает о восьми мясниках, ловко разделывающих свиную тушу.

1 из 4

Постепенно стало понятно, что ансамбль не просто поёт, но и отыгрывает каждую пьесу с исключительным артистическим талантом. Спетый в первом отделении «Свадебный квадлибет», написанный Бахом перед свадьбой с Анной Магдаленой Вилькен, обнаружил гигантский талант вокалистов к мимической игре, использованию жестов и всего того, что в большинстве случаев мало соотносится с хором — визгами, покашливаниями, нарочитой, специально задуманной автором произведения фальшью. Всякое хулиганство было к месту, всякий номер отличался от предыдущих разительно.

В конце концов зал стал реагировать так шумно и лихо, как будто был заполненным до отказа. Пели Пахельбеля, Шуберта, Штрауса младшего, пели совершенно отвязные песни коллектива «Comedian Harmonists» и джаз Дюка Эллингтона со всеми саксофонами и трубами, которые в этом случае заменяли голоса и губы мужской части ансамбля.

1 из 3

Закончили «Don’t worry, be happy» Бобби Макферрина. Может быть связь Бобби с Веной не так уж и очевидна, но это и не важно, если концерт завершается тепло, радостно, идеально. С танцами, бесконечными «Браво!», цветами и поклонами.

1 из 5

Через час в одной из социальных сетей появилась фотография из гримёрки нашей филармонии. Под ней подпись:

«Маркелловы голоса» после концерта в Чите! Довольные и счастливые! Всё было великолепно — публика, организация, фанаты и отзывы! Большое спасибо Забайкальской краевой филармонии! Мы с удовольствием готовы повторить!

Мы тоже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления