врачи по призванию
СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Роль Геннадия Чупина в казачьем войске — обзор краевых СМИ

– Но ведь вы Чупина в казаки «крестили», в станицу принимали? – Мы всё на него надеялись, а нас обвели вокруг пальца. Меня попросту обманули.

История всего нашего региона неразрывно связана с историей казачества. Казаки открывали эти земли для монаршего дома, отвоёвывали их у местных ханов и китайцев, закреплялись, устраивали здесь хозяйство, охраняли эту землю от любых посягательств вплоть до выдворения из Забайкалья японцев во времена Гражданской войны. Возрождённое казачество могло бы стать новой оборонительной и созидательной силой, но пока никак не может стать ею, постоянно увязая во внутренних разборках и пертурбациях.

- В 2014 году в Чите или в Новосибирске решили, что в Забайкалье должно быть, как на Кубани, где казачий атаман – заместитель губернатора. А кого из наших атаманов в замгубернаторы можно было поставить? Некого! Тогда решили: «Пусть, наоборот, не атаман станет чиновником, а чиновник – атаманом». Двинули Чупина. А ему, если разобраться, и без казаков работы хватает. Он сделал товарищем атамана Богданова, и тот теперь рулит, как умеет. А как он «умеет», мы знаем.

Это лишь небольшой отрывок интервью, которое казак, глава фонда «Дело Бекетова» Юрий Ткаченко дал газете «Экстра». Интервью о том, почему казаки вот уже четверть века создают ощущение бурной деятельности, но видимого, ощутимого толку от этого всё никак нет.

Читать «Экстру»

Потешное войско?

Юрий Ткаченко о том, как забайкальское казачество стало тем, чем стало

В 2015 году забайкальское казачество отметило юбилей – 25-летие возрождённого войска. За четверть века восстановленное ЗКВ так и не стало той влиятельной структурой, какой было до гражданской войны. Многие жители края считают казачество обществом краеведов и белых реваншистов, клубом или вовсе «кучкой ряженых». Почему казаки в Забайкалье так и не стали силой, подобной их кубанским, донским или терским побратимам? Как они проболтали и промотали 25 лет? И есть ли будущее у великого в прошлом воинства? Об этом мы поговорили, пожалуй, с самым известным казаком края, главой фонда «Дело Бекетова» (и, если верить молве, прототипом памятника Бекетову в центре Читы) Юрием Ткаченко.

Замполит в казачьей форме

– Юрий Петрович, как вы, член партии, оказались в казачестве?

– В 1989 году мы, человек 30 офицеров и прапорщиков, создали при Доме офицеров клуб «Отечество», занялись историей края, и у нас глаза на лоб полезли от того, какой богатой она оказалась. Стали разбираться и в своих родословных. Выяснилось, что многие из нас по роду казаки разных войск России. Тогда и решили возродить Забайкальское казачье войско. Тем более что тогда, в конце 80-х, те из нас, кто были политработниками из разных родов войск, уже понимали, что КПСС и комсомол вытворяют. В ноябре 1990 года провели войсковой учредительный круг, первым атаманом избрали Геннадия Кочетова – подполковника-пограничника, потомка донских казаков. Я тогда же возглавил интендантскую службу. Честно говоря, сам эту должность придумал. Но ведь мы тогда развернулись, по сути, клуб создали: оттуда люди выходили уже в форме, уже казаками.

Сам я надел казачью форму в 1989 году, будучи секретарём партийной организации строительного управления ЗабВО, меня за это по парткомам и политкомиссиям гоняли, но я отправлял всех подальше. К первому кругу я всё правление обмундировал и ещё 20 комплектов формы изготовил – их на круге влёт раскупили.

– Вы начинали с клуба. Не считаете, что клубом по интересам и остались?

– Нет! Мы ведь офицерами были, а не нумизматами, филателистами или любителями бабочек.

Литература победителей

– Что же вам помешало? Почему сегодня мы видим не то казачество, которое знаем по «Забайкальцам» Балябина и «Даурии» Седых, а его жалкое подобие?

– Объясню на примере. 1991 год, Родительский день. Пришли мы, казаков семь, на центральное кладбище, на могилку нашего писателя Василия Ивановича Балябина. Сели и по обычаю, не по православному, конечно, а языческому, бутылочку достали из кармана и стали тризну справлять. Смотрим, идёт Виктория Геннадьевна (литератор, супруга Василия Балябина – авт.). Поздоровались, сели, выпили по маленькой.

«Ребята, – говорит она, – в «Забайкальцах» есть эпизод, как «кровавый палач» Семёнов и его приспешники на станции Отпор собрали большевиков, жестоко их пытали, загнали в вагон, порубили на куски, написали на вагоне «Подарок от атамана» и отправили с паровозом навстречу подступающим красным. На станции Оловянная паровоз сдох, большевички вагон открыли, а там кровь, трупы порезанные. Помните такой эпизод?». «Конечно, Виктория Геннадьевна», – отвечаем.

«Так вот, ребята, – продолжает она. – Всё не так было. Василий Иванович вначале написал, что семёновцы на станциях Отпор и Мациевская похватали активистов, по харе им надавали и в вагоны загнали. Отправили в Читу, сказав: «Предупредите, если большевики не разбегутся, атаман их на городских столбах перевешает». На станции Бырка краснючки паровоз встретили, слышат, в вагоне «трупы» шумят, наружу просятся. И фамилии этих «трупов» известны. Они все потом по митингам выступали. Но когда Балябин принёс роман издателям, те заявили, что книга увидит свет, если автор усилит этот эпизод и из «трупов» жертв контрреволюции сделает. Пришёл Василий Иванович домой, «порубил» большевичков и отдал в издательство».

Литература победителей! Советская власть на правах победителя нагородила столько, что только сейчас мы до правды стали докапываться. Но это враньё всё ещё в головах сидит и с трудом выбивается.

«Нам нужен атаман!»

– Пусть так. Но почему кубанцы смогли это преодолеть, а забайкальцы нет?

– Кубанцам повезло с атаманом. Их возглавил Владимир Громов – умница, кандидат наук. Он сразу привлёк к себе фермеров, промышленников. Их предприятия стали казачьими, работники – казаками. Так, через два года там уже было 12 тысяч человек в полной казачьей форме. А кубанская форма – дорогая, её ещё пошить нужно, это не наша: с прапора снял, лампасы пришил. О чём это говорит? Начинать надо с экономики.

– Когда за атаманом деньга есть, хозяйство, можно заниматься делом – военно-патриотическим воспитанием, подготовкой допризывников, пахотой, строительством, скотоводством.

В 1993 году нас на Кубань звали, хотели обучить, но Богданов (Александр Богданов, бывший атаман ЗКВ – авт.) никого туда не отправил, решил, что не нужно.

Ведь какую задачу ставят перед собой наши атаманы, как они размышляют? К власти присосаться, место в администрации получить. Ведь проще должностюшку себе выпросить, 30-40 штук в месяц получать, гонять балду, цвести да щёки надувать.

– К действующему атаману вице-премьеру краевого правительства Геннадию Чупину такое определение не подходит. Он в казачество с должностью пришёл.

– Тут другая история. В 2014 году в Чите или в Новосибирске решили, что в Забайкалье должно быть, как на Кубани, где атаман – заместитель губернатора. А кого из наших атаманов в замгубернаторы можно было поставить? Некого! Тогда решили: «Пусть, наоборот, не атаман станет чиновником, а чиновник – атаманом». Двинули Чупина. А ему, если разобраться, и без казаков работы хватает. Он сделал товарищем атамана Богданова, и тот теперь рулит, как умеет. А как он «умеет», мы знаем.

– Я давно говорю: не может чиновник быть атаманом, потому что у чиновников с 90-х годов установка: казаков слушать, всё им обещать и ничего не делать. Так оно и тянется. И оказавшись в администрации, казаки пляшут под эту дудку. Ведь кто, как известно, платит, тот девушку и танцует.

– Но ведь вы Чупина в казаки «крестили». Вы его в станицу принимали.

– Мы все на него надеялись, а нас обвели вокруг пальца. Меня попросту обманули.

– Что вам пообещали?

– Один на один с Чупиным говорили. «Юрий Петрович, скажите, какая вам должность нужна?». «Председателя совета стариков», – отвечаю. «Будет! Клятвенно обещаю», – слышу в ответ. Прошло два года. И что? Хрен!

А знаете, что будет дальше? В 2016 году – выборы в Государственную Думу. Чупин туда метит. Он уйдёт в депутаты или ещё куда-нибудь на повышение, и.о. атамана Богданов останется, и у него все карты, чтобы снова войско возглавить. И как были мы «закабальским» войском, так и останемся.

– Есть в Забайкалье те, из кого можно собрать реальное, а не потешное войско?

– Нет, потому что те, кто прежде за войско держался, теперь считают, что Чупин и его окружение только о своих интересах пекутся. Нам нужен вождь! Пастух! Руководитель! Нам нужен «атаман», то есть отец людей! Пока такой не появится, дело в оборот не возьмёт, казачки так и будут штаны протирать.

– Сами порулить не хотите?

– Не раз предлагали, но мне этого не нужно, для войска я и без того делаю много.

Из досье «Экстры» Юрий Петрович Ткаченко. Родился 17 октября 1945 года в Староконстантиновке Донецкой области. Окончил Минское среднее военно-политическое училище. Служил в Минской роте почётного караула, затем – в Белорусском военном округе и в Германии. В 1983 году направлен в Группу советских войск в Монголии замполитом отдельного батальона. В 1987-89 годах – замполит 13-го военхоза под Оловянной. С августа 1989 года – замполит Военно-строительного управления ЗабВО. Один из создателей современного Забайкальского казачьего войска. Готовит к изданию газету «Дело Бекетова».


Илья Баринов, «Экстра» № 50

Газета «Земля» сообщает, что за девять месяцев текущего года приграничный Нерчинско-Заводский район покинуло почти пятьсот человек. Есть причины, лежащие на поверхности - отсутствие клубов, детских садов, несовершенство транспортной инфраструктуры. Но всё это могло бы запросто появиться, если бы богатый недрами Нерчинско-Заводский район работал по назначению и максимально эффективно. Гружёные необогащённой рудой грузовики, уходящие ежедневно в Китай, никак не похожи на плоды успешного и эффективного экономического развития. Что же представляет собой горно-рудная промышленность района, давшего России первое в её истории собственное серебро?

Читать «Землю»

Нерчинский Завод: сбудутся ли «железные» надежды

За девять месяцев текущего года пограничный Нерчинско-Заводский район покинуло почти пятьсот человек. В целом, численность населения района примерно девять с половиной тысяч человек. Не держит людей даже «пограничный» коэффициент.

Ох, бежит народ с границы

«Бутылка подсолнечного масла в магазине стоит больше 120 рублей, а в Чите можно купить за 80», – поясняет «преимущества» жизни в отдалённом районе Татьяна Кабанова. Выражение «нам ещё доплачивать должны за то, что мы здесь на границе живём», слышала в районе не один раз. Избалованному цивилизацией человеку не понять, как можно проехать по «грунтовке» 10-12 часов в стареньком маршрутном такси, чтобы добраться до краевого центра. Недавно появилось в Нерчинском Заводе новшество – ночное сообщение до Читы. «Удобно, если нужно быстро дела сделать, утром приехал, вечером обратно», – поясняют люди, радуясь возможности два дня подряд трястись в маршрутке. Закалённый народ в глубинке.

А если раскрыть такую составляющую молодёжного счастья, как досуг, то в районном центре давно нет дома культуры. «Кочевал» объект из одной программы в другую, да так и остался пока только на бумаге. Не хватает мест в детском саду, некоторые родители вынуждены возить своих «чадушек» в дошкольные образовательные учреждения близлежащих сёл. От былого величия пограничного районного центра остались две брошенные пятиэтажки на окраине – следы полка, много лет дислоцировавшегося в Нерчинском Заводе. Ненужной стала и пограничная маневренная группа. Зато совсем недавно появился в районном центре маленький храм, а приехавших гостей в центре села встречает изобилие магазинов – добрались и сюда две характерные приметы времени.

Серебро «вычерпали», золото осталось

Продолжая тему, почему всё-таки бежит народ с границы, хочется сказать, что промышленности в некогда славном «серебряном и полиметаллическом» районе нет, а природных богатств немеряно, причём нетронутым капиталом они не лежат. Только золотодобывающих предприятий на территории Нерчинско-Заводского района действует пять – «Мангазея-Майнинг», «Даурия» – входящая в число основных добытчиков золота в Забайкалье, «Уров-золото», «Каракканский», «Железный кряж». Правда, на данный момент «на районном учёте» стоят только два – ООО «Уров-золото» и ООО «Мангазея-Майнинг». Налоговые доходы от других предприятий просто утекают из района, которому остаются «рожки да ножки», хотя не только они. В 2013 году Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области предъявляло иск к производственному кооперативу «Артель старателей «Даурия» на сумму 90 миллионов рублей за вред, причинённый почвам.

Есть и позитивные моменты: за счёт использования средств ООО «Мангазея-Майнинг» открылся клуб в селе Чашино-Ильдикан. В администрации района пояснили, что с каждым добывающим предприятием заключены договоры социального партнёрства, предусматривающие выделение средств на различные мероприятия, помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлечение финансовых средств на реализацию муниципальных программ. Документ не содержит конкретных цифр, в каждом случае подразумевая районную администрацию в качестве просителя с протянутой рукой.

А между тем, два предприятия – «Даурия» и «Мангазея-Майнинг» одни из ведущих в золотодобыче Забайкалья. Как сообщили агентству ПРАЙМ в министерстве природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, недропользователи Забайкалья в январе-октябре 2015 года добыли почти 10 тонн золота (9,916 тонн), что на 12,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. ООО «Даурия» в этом сезоне перешагнула рубеж в одну тысячу тонн. ООО «Мангазея-Майнинг» тоже бьёт рекорды – на её счету 875 килограммов драгоценного металла.

Идёт в Китай руда, а не чугунные болванки

Хотя золото не единственное богатство района. В его «закромах» значится крупнейшее месторождение железосодержащих сидеритовых руд с разведанными запасами в 438 миллионов тонн. Руда не бедная – содержание железа от 37 до 50,6%, а ещё одна ценность месторождения в том, что 71% руды можно «взять» открытым способом.

В годы послевоенного подъёма страны, когда была нужда в чугуне и стали, осталось оно законсервированным по одной понятной причине, слишком уж далеко Забайкалье от крупных заводов, а продавать сырьё для металлургии за границу, подобно развивающейся стране, в Советском Союзе было как-то «не принято».

«От своих заводов далеко, зато рядом с Китаем», – так и просится выражение при виде большегрузных автомобилей, сворачивающих с основной трассы направо в пяти километрах от райцентра. На данный момент 22 самосвала с максимальным количеством руды 40 тонн ежедневно делают в соседний Китай 1-2 рейса. Благо, предприимчивые соседи рядом: 20 километров отделяют месторождение от китайского пункта пропуска Шивэй. Дальше руду везут до ближайшей железнодорожной станции в Китае Моэртаога, а это ещё 110 километров. Везут руду, а не обещанные чугунные болванки, отлитые на планируемом при месторождении ГОКе.

С того момента, как Горнопромышленная компания «Лунэн» в мае 2005 года выиграла конкурс на освоение Берёзовского месторождения, минуло 10 лет, а обещанного ГОКа как не было, так и нет. Мнение скептиков по этому поводу выглядит следующим образом: «Никто его и строить не будет, вывезут руду сколько нужно и «прикроют лавочку». А между тем ГОК, если отбросить в сторону «экологическую составляющую», сулит району почти тысячу рабочих мест, и, соответственно, весомые налоговые доходы в бюджет района.

Правда, слово «весомые» пока остаётся на бумаге. Начальник участка «Ольховый» на Берёзовском железорудном месторождении Валерий Фёдорович Сидоров знакомит меня с пятилетним перспективным планом развития месторождения. Планируемые цифры растут год от года, символизируя планомерно набираемые обороты. Так на 2015 год запланированы следующие показатели: объём инвестиций один миллиард рублей, добыча руды – 300 тысяч тонн, размер налогов – 60 миллионов рублей. 2016 год сулит уже 85 миллионов рублей налогов, а 2018 – 200 миллионов рублей. «Ох, эти бы миллионы да в районную казну», – свербит сознание «крамольная мысля», рисуя картины расцвета Нерчинского Завода.

Пока «срезают» Ольховую

Берёзовское месторождение – это четыре участка: Ольховый, Ягодный, Железный и Железная гора. Карьерное поле сейчас подготовлено на горе Ольховой. По серпантину дороги, опоясывающей гору, поднимаются автомобили, чтобы получить свою «порцию» железной руды пока на вершине. «Горы не будет?» – невольно вырывается вопрос, вызывающий улыбку специалиста. Не будет не только Ольховой, исчезнет и рядом расположенная Ягодная. Валерий Фёдорович с высоты показывает место будущего пруда-отстойника, дамбу, перегородившую ручей Ольховый и площадки под склады. Сейчас есть жильё, котельная, склад продукции, отгружаемой на экспорт, и весовая. Работающих на месторождении немного – 42 русских и меньше десяти граждан Китая. Из техники два экскаватора, два погрузчика и машины, отвозящие руду с карьера на временный склад. За весь «активный» период вывоза руды в Китай, за границу отправлено около 55 тысяч тонн руды, а согласно лицензионному соглашению до 2017 года нужно вывезти пять миллионов тонн. Подводя итог, можно сказать, что «горит лицензионное соглашение синим пламенем».

В июне текущего года глава Нер-Заводского района Андрей Николаевич Сарафанников на совещании по социально-экономическому развитию муниципалитетов сообщил, что «Лунэн» приостановил работы на месторождении, что негативно сказалось на показателях развития района, объёме инвестиций, создании рабочих мест и получении налогов. Вице-премьер Шеметов порекомендовал представителям регионального министерства промышленной политики рассмотреть соблюдение лицензионного соглашения и поставить вопрос о лишении компании лицензии.

Но в данный момент руда в Китай вывозится, как сообщил В. Ф. Сидоров, компания готова увеличить количество машин от 22 до 50. Тормозит увеличение объёма вывоза руды работа таможни на пропускном пункте Шивэй, где с увеличением потока просто не справятся. А как же несоблюдение лицензионного соглашения. В договоре социального партнёрства ООО «Лунэн» с администрацией района значится: «В случае невыполнения квоты в сфере добычи полезных ископаемых предприятие обязуется выплатить в бюджет муниципального района недополученные финансовые средства налога на добычу полезных ископаемых». Кстати, общий объём налога на добычу полезных ископаемых в 2014 в Нер-Заводском районе составил всего 13 миллионов 614 тысяч рублей, а в 2015 (по данным на первое ноября) 31 миллион 292 тысячи рублей. Невелика отдача, если суммировать добычу золота и вывоз железной руды.

«А где отдача» и «какие перспективы»

Согласно договору социального партнёрства, ООО «Лунэн» сотрудничает с администрацией района: ремонт дорог в сельских поселениях, небольшая финансовая помощь, участие в ликвидации ЧС. Обещанных больниц и детских садов за счёт продажи руды в Нер-Заводе не появилось. «Так может с увеличением объёма вывоза руды хотя бы временно заживёт район», – думается во время размышлений на тему «где Нер-Заводу взять деньги».

Конечно, доходы района будут напрямую зависеть от ситуации на мировом рынке –продажи железных руд. Что творится в мире? В качестве «утешения» на фоне давно объявленного мирового кризиса, наткнулась на информацию одного из китайских информационных агентств от 25 ноября 2015 года. «Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group должны привыкать к тому, что цены на железную руду будут оставаться в течение длительного времени на уровне ниже 40 долл. США за тонну из-за падающего спроса на сталь. Об этом заявил президент Китайской ассоциации производителей чугуна и стали (CISA) Ли Синьчуань».

К слову, цены на железную руду на мировом рынке превышали отметку 100 долларов США за тонну, цифра 40 долларов – самая низкая за последние годы.

Если всё-таки ГОК на Берёзовском месторождении будут строить, то его работа будет зависеть от наличия электроэнергии. И по этой части здесь всё пока на уровне разговоров, хотя срок строительства ЛЭП был указан – 2013 год. Утешает тот факт, что начато строительство линии электропередач 220 кВ «Харанорская ГРЭС – Бугдаинская – Быстринская» для пуска Быстринского ГОКа (по планам в 2017 году) общей протяжённостью 234 км. Здесь уже готова железнодорожная ветка, при виде которой невольно возникает вопрос: «А не поспешили ли продать Берёзовское месторождение Китаю?», как-никак Нерчинский Завод от Газимурского Завода, где идёт строительство Быстринского ГОКа, отделяет по российским меркам сущий пустяк – всего лишь сотня километров, как расстояние от Шивэя до ближайшей железной дороги в Китае.

Хотя, если вспомнить Балей, только в годы войны отдавший стране десятки тонн золота и получивший сейчас «заслуженную награду», становится страшно за пока нетронутый юго-восток, ждущий хороших перемен.

К слову

Начало «железной» эпопеи

ООО «Горнопромышленная компания «Лунэн» выиграла конкурс стоимостью 315 млн. рублей на право освоения Берёзовского месторождения железных руд на юго-востоке Забайкальского края в мае 2005 года. Лицензия предполагает разведку, добычу и переработку железных руд на Берёзовском месторождении и строительство ГОКа. В августе 2007 года корпорация «Си Ян» выкупила у компании «Лунэн» право на освоение Берёзовского месторождения железных руд. По словам представителей «Си Ян», компания уже вложила в проект 800 млн рублей, а общий объём инвестиций превысит 22 млрд рублей.

Компания намерена до 15 октября направить на госэкспертизу план строительства карьера – руда будет добываться открытым способом. До конца 2011 года должен быть завершён весь комплекс геологоразведочных работ, начаться строительство инфраструктуры и ГОКа. Уже в 2010 году на месторождении планируется приступить к созданию временного жилья. К 2013 году должны быть готовы карьер, промплощадка и вся инфраструктура – дороги, ЛЭП, водоснабжение и так далее. Точные сроки завершения строительства ГОКа неизвестны.

По информации президента «Си Ян» конечным продуктом будут чугунные болванки размерами от 90х90 до 150х150 миллиметров. Компания намерена поставлять чугун на российский и китайский рынки. Чжоу Фужэнь сообщил, что «Лунэн» намерена построить в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, где расположено месторождение и где будут построены основные производственные мощности, необходимую инфраструктуру – детские сады, больницу и другие учреждения социального обслуживания...


Татьяна Гусева, «Земля» № 50

Целлюлозно-промышленный комбинат «Полярная», который строят, строят и строят в Могочинском районе, смело можно назвать «стройкой века». В кавычках, конечно. Насколько много помпы и пафоса было вокруг этого проекта на старте, настолько много вопросов и несоответствий мы имеем вокруг комбината сегодня. И, судя по статье в «Читинском обозрении», довольных историей и работой будущего комбината нет вообще. Китайцы недовольны качеством леса, который отведён русскими под вырубку, рабочие недовольны хамской политикой китайца-работодателя, учёные и лесники бьют тревогу - забайкальский лес и без комбината тает на глазах. Что-то по этому поводу должны делать краевые власти, но...

Читать «Читинское обозрение»

«Добро пожаловать в Китай!»

Почему в Могочинском районе ожидают прихода... нового Стеньки Разина?

В посёлке Амазар Могочинского района удалось побывать дважды за несколько лет в составе забайкальского экологического пресс-клуба «Берлога». Ни в первый, ни во второй раз так и не посчастливилось увидеть целлюлозу, которую планируют выпускать на строящемся уже более десяти лет целлюлозно-промышленном комбинате «Полярная». Зато все эти годы Амазарский целлюлозный комбинат вызывает только новые вопросы да социальное напряжение среди местного населения. Итак, мы в очередной раз в Амазаре.

Особый статус

Этот приоритетный федеральный инвестиционный проект – особая гордость региональных властей, о которой она твердит без устали при каждом удобном случае. Всё началось ещё в 2000 году, когда Россия и Китай заключили соглашение, в рамках которого в Могочинском районе должен был появиться Амазарский целлюлозный комбинат со 100% китайским капиталом. Объём инвестиций – более 28 миллиардов рублей, должно быть создано более 1,5 тысячи рабочих мест, обеспечен высокий уровень заработной платы, создана транспортная инфраструктура, значительно улучшена жизнь посёлка. Кроме основного завода по производству целлюлозы, на комбинате должны работать деревообрабатыващий завод (мощностью 100 тысяч кубометров в год) и лесозаготовительный (мощностью 1,5 миллиона кубометров в год). Под нужды комбината было зарезервировано четыре миллиона гектаров нашего леса (вот где бы забайкальцам шум поднимать, а не из-за скандально известных 115 тысяч гектаров по 250 рублей каждый, которые нынче было предложено отдать китайцам в аренду).

Уже давно около двух миллионов гектаров забайкальского леса (участки Сретенского, Могочинского, Газ-Заводского районов) отданы в аренду почти на полвека иностранным инвесторам. Всё для того, чтобы какой-нибудь китаец мог от души... пользоваться туалетной бумагой. Ведь в нашей стране в целлюлозе (заявленная мощность 230 тысяч тонн небелёной целлюлозы в год) особой нужды нет, вся она будет уходить в Китай.

Свои ресурсы Китай использовать в производстве целлюлозы не намерен, наоборот – почти вдоль всей границы в верховьях Амура и нижнем течении Аргуни создал заказники. Эти территории некогда у них были лесными, но сильно выгорели и стали считаться туристическими. Наши же леса отдаются китайцам со сниженной в половину арендной платой, и даже без всяких аукционов. Всё потому, что проект имеет статус федерального, инвестиционного. Иными словами: китайскому бизнесу – зелёный свет.

И не страшит китайского инвестора то, что в следующем году заканчивается срок реализации этого приоритетного федерального инвестиционного проекта (по логике, к этому времени должен был появиться сам комбинат). Потерять столь высокий статус – значит потерять льготы на сырьё. Но и это для инвесторов оказалось не проблемой.

– По закону предусмотрена пролонгация. Будут внесены корректировки через Москву. Не проблема, – заявил Георгий Трифонов, первый заместитель генерального директора строящегося предприятия.

Значит, вся эта невнятная ситуация со строительством комбината будет продолжаться.

Эвенки на пути инвесторов

В следующем году предполагалась передача на сырьё строящемуся комбинату ещё двух миллионов гектаров леса в Тунгиро-Олёкминском районе (леса там не очень богатые). Шум подняли эвенки северного района, так как в этот приличный кусок аренды попадала территория их традиционного природопользования. И комбинат «Полярная» великодушно от этой территории отказался:

– Население Тунгиро-Олёкминского района попросило не трогать их территорию. Надо это учитывать. Мы не будем брать эти леса, на их земли не пойдём, – пояснил Георгий Трифонов, отметив, что участки леса выбирала не сама компания «Полярная», леса выделялись под аренду на федеральном уровне. Неужели Москва, ничего не проверив, просто-напросто ткнула пальцем в карту?

Китайский инвестор, конечно, нахмурил брови – слишком уж много сегодня вложено в проект, а тут всучили кота в мешке. По словам Ян Гуанвэнь, генерального директора комбината, с которым удалось встретиться в Амазаре, строительство завершено на 60%, а в следующем году комбинат всё-таки начнёт свою работу.

– Когда мы начали заниматься вопросом арендованных участков леса, то обнаружили, что затрагиваем интересы населения. Китайская сторона создаёт предприятие, финансирует, Россия обеспечивает ресурсами на 100%. Вышло, что одно государство поверило другому государству. Мы будем менять концепцию лесообеспечения. Лично я недоволен несоответствием заявленных цифр с действительностью. Когда соглашение подписывалось, использовались старые материалы лесоустройства. Материалы были липовыми. Это проблема государства (России – прим. авт.). Раз брало на себя такие обязательства, пусть даёт, – заявляет Трифонов.

Руководство ЦПК «Полярная» намерено садиться за стол переговоров и требовать компенсации лесов, которые оказались территориями проживания и хозяйственной деятельности эвенков. Какие это будут леса, пока неизвестно.

Куда глаза глядели?

Таким образом, оказалось, что вся эта каша была заварена на весьма устаревших материалах лесоустройства. Например, по Могочинскому району были использованы данные конца 80-х. А по некоторым территориям лесоустройство было аж 1973 года. Верить таким данным было очень рискованно. Россия, как неряшливая хозяйка, опрофанилась беспорядком за печкой. То ли ещё будет, если учитывать терзающие по три сезона подряд пожары (как в этом году) в Забайкалье. Чем и откуда будет восполняться обещанное для ЦПК сырьё? Георгий Трифонов, например, упомянул южные наши районы – Хилокский, к примеру, отметив, что сырьё будет доставляться также из других регионов, будут создаваться пункты его приёма.

Стоит заметить, что при заявленных объёмах целлюлозы сырья на всех арендованных ЦПК участках леса хватит в лучшем случае на 10-15 лет, при условии, что всё не сгорит. Очевидно, что век комбината не так уж и долог, лесные ресурсы на арендованных участках за эти годы будут окончательно истощены. Тогда зачем затевалась эта громадная стройка? Для чего сейчас вкладываются такие деньги? Чтобы обобрать нас до щепки?

Два куска леса на весь край

Пытаясь спасти давно скудные забайкальские леса, наши учёные бьются за создание в междуречье Шилки и Аргуни Верхнеамурского заказника в Могочинском районе. Именно из-за арендованных китайцами лесов заказник представляет собой разрозненные куски территорий, и его создание всё затягивается.

– Сейчас в заказник войдут отдельные разрозненные участки леса, которые не представляют единого целого и абсолютно не соответствуют своему статусу, потому что заказник – это компактная территория, где сохраняется покой и тишина. Какой смысл делать заказник, когда здесь идёт вырубка? Можно было бы и подумать правительству Забайкалья. Была бы политическая воля расторгнуть договоры на участки между Шилкой и Аргунью... Такой уж большой роли для обеспечения Амазарского ЦПК древесиной этот участок не сыграл бы, – говорит начальник Могочинского лесхоза Андрей Сотников, с которым мы встретились в его кабинете.

На карте Забайкалья Сотников уверенно указывает всего на два участка, где лес ещё можно назвать лесом. Это Красночикойский район (свою роль в сбережении лесов там сыграло создание нацпарка) и со скрипом создаваемый заказник Верхнеамурский. Больше здоровых (не горелых) лесов у нас нет.

– Если бы наш губернатор смог расторгнуть эти договоры с китайскими инвесторами, то он бы вошёл в историю, – прозвучало в кабинете Могочинского лесхоза.

– Заказник – один из двух лесов Забайкалья. Однако и до него добрались. Если учитывать, что в этом году в крае сгорело 3% лесного фонда, то за 30 лет сгорит весь оставшийся лес, – констатирует Олег Корсун, кандидат биологических наук, профессор ЗабГУ, член Забайкальского отделения Русского географического общества.

«Юра – хоросо»

Инородным телом засел комбинат на нашей земле, и не позавидуешь амазарцам, у которых отношения с руководством комбината так и не сложились за эти годы. Рабочая сила на предприятии должна держать баланс 50/50 русских и китайских работников. По словам Георгия Трифонова, сегодня в работах задействовано 390 человек.

В Амазаре удалось поговорить с одним из русских работников комбината. Игорь (по понятным причинам не называем настоящего его имени) возмущён до крайности:

– Русских там берут на низкооплачиваемые работы (дворники, посудомойки) специально, чтобы унижать перед своими. И всем на нас плевать. Мне кажется, что это грандиозная отмывка денег, никто не торопиться что-то строить, – пересыпает амазарец свою речь крепким матом.

По его словам, китайские рабочие получают зарплату от 50 тысяч рублей и выше, а заработок Игоря едва дотягивает до 20, хотя должен быть в разы больше. Мужчина уверяет, что сам видел расчётку одного из китайцев, где было указано 8-10 тысяч юаней (не менее 80 тысяч рублей в пересчёте). Есть на комбинате и дешёвая сила, состоящая из китайских бывших зэков, та, что работает за тарелку лапши.

– Мы сидим без работы, а у китайцев работа есть всегда. Машины у них новые, у наших – старьё. Они их сами никогда не ремонтируют, для этого у них есть специалисты.

Некоторое время назад в Могоче, Амазаре то тут, то там стали появляться объявления с приглашением работать на комбинате.

– Люди приезжают и узнают, что зарплаты очень и очень низкие. Попробуй, проживи! Объявления были развешаны для того, чтобы комиссия по труду ничего не предъявила. Мол, мы приглашаем, а местные не хотят работать, – рассказывает Игорь.

Вопрос о дискриминации русских работников вызвал лишь гнев у заместителя директора и переводчика Софьи, которая оказалась даже более компетентна в этом вопросе, чем Георгий Трифонов:

– Водитель Юра хорошо работает. Получает 40-50 тысяч. Русские... они как работают? Полчаса курить, начинается чай пить. Прийти утром датые. Китайцев брать придётся, – распалилась Софья.

А вот депутат поселкового совета прошлого созыва Александр Башуров парировал переводчице, что водитель Юра получает 25 тысяч.

– А ты и столько не зарабатываешь! – крикнула Софья.

Приходилось слышать, что русские мужики не умеют работать, и Игорю:

– Это мы-то не умеем работать? Так вы платите нам нормально, не дискриминируйте нас.

Чем закончится это противостояние – неизвестно. Да только местные мужики всерьёз ожидают появления современного Стеньки Разина.

– А он обязательно найдётся, и мы пойдём за ним. Русские сильны только тогда, когда защищают свою Родину, – прозвучало из уст одного деревенского мужика.

Как говорится, шутки в сторону.

Амазарский пляж

Вызывающий множество вопросов ЦПК всё же тихо строится, закрепляется. Кроме основного корпуса завода здесь будет множество вспомогательных зданий и сооружений, общежитий для работников. Планируется возведение целого жилого микрорайона с детским садом, больницей и даже... пляжем.

– Предприятие в торгово-экономической зоне в Амазаре будет производить и другие товары, кроме целлюлозы. Уголь, медицинские препараты, мебель. Продукцию надо отправлять на экспорт. И чтобы были минимальные затраты. С той стороны границы у нас есть город Мохэ. Это считается самый северный город. Если переход открывать, туристы приехали бы на Амазар смотреть прекрасный природа. Население богатеет, налоги собирает. Очень выгодно будет, – мягко стелет Ян Гуанвэнь, директор ООО «ЦПК «Полярная».

С туризмом, конечно, директор переборщил. Что же китайские туристы будут смотреть в Могочинском районе? Мёртвое село Покровку на берегу Амура, где в этом году умер последний его житель? Но, слава Богу, пока пограничный переход Покровка-Логухэ в ста километрах от Амазара закрыт.

Вот уже несколько лет инвестор бьётся за его открытие (по слухам, этому препятствует только ФСБ). Переход имеет дурную славу. С 2000 по 2008 год именно через него бесконтрольно вывозили круглый лес в Китай. Только за сутки через Амур проходило до 60 гружёных машин. Таможенный пост был отстроен на частные деньги, оказавшись в руках ушлого бизнесмена. Лавочку догадались прикрыть, но необходимость в нём китайцев растёт день ото дня.

– Нам необходимо завозить материалы, химикаты, вывозить готовую продукцию. Переход нужен и краю, вообще-то. Открытие перехода предусмотрено проектом, – заявляет Георгий Трифонов.

По его словам, кругляк вывозить компания не намерена:

– Зачем мы тогда строим лесоперерабатывающий комплекс? Доска, брус, но никак не кругляк.

Инвесторы готовы вложить десятки миллиардов рублей на создание дороги до Покровки (сейчас она непролазная, лесовозная), а потом и на строительство моста через Амур, которые откроют новые возможности для китайцев. А те уже, потирая руки, заявляют, что ожидаемый экспорт лесоматериалов из России через переход составит 590 тысяч тонн в год, 400 – целлюлозы, кроме этого по мосту будет проходить миграция рабочей силы в объёме 2 тысяч человек в год. Импорт в Россию составит всего 500 тонн в год.

Какая в этом странном проекте выгода для рядового забайкальца? Рабочие места с низкой зарплатой? Дискриминация? Жирные налоги, уходящие в Москву? Аренда за наш лес, который выпилят? И только ли в целлюлозе тут дело? Ведь микрорайоны, больницы и пляжи на российской земле будут китайскими. Как и предприятие. Осталось только продавить в Москве открытие перехода и построить мост, и от Забайкалья не останется ни щепы, ни опилок. Кстати, у границы с Китаем на российской территории на мобильник приходит сообщение «Добро пожаловать в Китай!», и ты попадаешь в лапы жестокого роуминга, а навигаторы задолго до границы начинают сходить с ума, сбившись в ориентирах. Вот и где ты: ещё в России или уже в КНР?

В середине декабря в Чите состоится повторное заседание совета по правам человека при президенте России. Среди прочих вопросов внимание будет уделено работе и строительству Амазарского целлюлозного комбината.


Ольга Чеузова, «Читинское обозрение» № 49

Жители агрогородка «Опытный» вроде бы и живут практически в Чите, но реальное транспортное сообщение с городом больше похоже на издевательство. Чтобы сесть на автобус единственного маршрута, им приходится как следует помёрзнуть на остановке, а потом оказаться в салоне с уровнем комфорта близким к пыточному. А началось всё с заявления первого заместителя мэра Читы Олега Кузнецова, сказавшего полтора года назад с экрана телевизора: «C 1 сентября 2014 года будет «увеличен маршрут, и добавлены автобусы повышенной вместимости».

Читать «Читинское обозрение»

Это не шутка – мы ждём опять маршрутку...

Печальный транспортный опыт жителей агрогородка «Опытный»

Тысячи читинцев ежедневно добираются на работу или учёбу на маршрутных такси и автобусах. К каким-то маршрутам у пассажиров нашего города нет нареканий, и можно сказать, им несказанно повезло. К сожалению, это никак не относится к злополучному маршруту №10 «Вокзал – агрогородок «Опытный».

Агрогородок «Опытный» является одним из удалённых спальных районов Читы, и добраться туда можно только на одном маршруте №10. До ближайших остановок маршрутов №19 и №49 посёлка Восточный – более 1,5 километра.

Больше восьми лет по маршруту №10 ходили большой и очень комфортный, а в зимнее время ещё и очень тёплый автобус SCANIA, а также два микроавтобуса FORD. Они двигались точно по расписанию, к их работе у жителей Агрогородка не было почти никаких замечаний. После снятия с маршрута автобусов SCANIА в июне 2014 года начались перебои с движением муниципального транспорта.

В июле 2014 г. жители агрогородка «Опытный» неоднократно обращались со своей проблемой в администрацию Читы, управление строительства, транспорта и связи. Тогда первый заместитель мэра г. Читы Олег Кузнецов в программе «10 минут в мэрии» («Альтес», выпуск от 29.07.2014 г.) обещал, что ситуация будет урегулирована с началом нового учебного года, и с 1 сентября 2014 г. будет «увеличен маршрут, и добавлены автобусы повышенной вместимости». Но проблемы с тех пор только усугубились.

Так как автобусы марки ПАЗ, работающие на маршруте №10, часто ломались, вследствие чего отменялись рейсы, а также из-за того, что водителю приходилось самому продавать билеты, время рейса значительно затягивалось, и он часто не укладывался в расписание. Да и вместимости маленьких ПАЗов, особенно в утренние и вечерние часы, явно не хватало, т.к. кроме жителей Агрогородка и студентов, добирающихся на занятия и обратно, очень много пассажиров садилось по пути следования.

С апреля 2015 г. маршрут №10 обслуживают автобусы предпринимателей С.В. Кожевникова и Н.Н. Курбатова, с которыми были заключены договоры на перевозку пассажиров на межконкурсный период. ИП Курбатов Н.Н. выставил на маршрут старые модели автобусов для междугородних перевозок ISUZU «Богдан А09214». Данные автобусы абсолютно не пригодны для городских маршрутов. Очень узкие проходы между рядами сидений затрудняют выход пассажиров на остановках: даже двум людям нормального телосложения трудно разойтись, что уж говорить о людях чуть больше размера. Затруднён проход к переднему пассажирскому сидению, на которое нельзя попасть, не наступив на крышку капота, что сильно раздражает водителей. Кроме того, пол у данного автобуса двухуровневый, задняя площадка на 20-25 см выше обычной, из-за чего высоким людям приходится стоять там, согнувшись. Да и ехать стоя и держаться в этом автобусе практически нереально, т. к. в данной модели полностью отсутствуют верхние поручни, а ручки на спинках сидений накрыты чехлами. Можно сказать, что держатся пассажиры практически за воздух. Студенты двух учебных заведений агрогородка «Опытный», возвращающиеся из дома с большими сумками, не могут нормально войти с ними в салон и поставить свои баулы, не мешая другим пассажирам.

За разъяснениями, кто и зачем закупал такие автобусы для городского транспорта, мы обратились к Н.Н. Курбатову, предпринимателю, организующему перевозки по маршруту №10. И вот что он пояснил:

– Автобусы ISUZU «Богдан» приобретались не для городских рейсов, а для междугородних. Постоянные поломки других автобусов вынуждают нас отправлять на маршруты «Богданов», а морозы ещё больше усугубили ситуацию. В -40 металл не выдерживает, и отмены рейсов связаны с поломками автобуса, а не с нежеланием водителей выходить на маршрут. Мы решаем эту проблему, т. к. понимаем жалобы пассажиров. В этом месяце мы попытались пустить другой автобус, но, к сожалению, пока ничего не вышло. Проблему с поручнями в «Богдане», думаю, можно решить.

С августа 2015-го по маршруту №10 стали ходить два дополнительных автобуса марки ПАЗ (ИП Кожевников), которые только к 1 сентября установили более или менее стабильное расписание. Казалось бы, жителям Агрогородка можно вздохнуть спокойно, но уже к середине октября ПАЗы сменили на две маршрутки, уступающие по вместимости автобусам, что особо ощутимо в утренние и вечерние часы. Водители на этих маршрутках часто меняются, да и на наш рейс ставят водителей, не знающих дороги и названий остановок, из-за чего пассажирам приходится играть роль штурманов. Кроме того, новые водители не всегда соблюдают график движения и уезжают раньше положенного срока, чем приносят большие неудобства пассажирам.

Более плачевная ситуация с поездками на работу и учёбу у жителей посёлка ТУСМ-4, одной из первых остановок на пути следования 10-го маршрута из Агрогородка. Часто меняющиеся водители по незнанию дороги или для увеличения своей прибыли проезжают через посёлок Восточный, игнорируя остановку в ТУСМе.

– Практически каждый день мы выходим на остановку, абсолютно не зная, приедет автобус или нет, проедет через нашу остановку или опять пойдёт в окружную, – рассказывает жительница ТУСМа Наталья Шеломенцева. – Муниципальные рейсы "десятки" – одна из немногих наших возможностей уехать до города, дополнительные автобусы этого же маршрута к нам никогда не заходят. Проезжающие мимо маршрутки дальнего следования из Домны, Куки и Лесного городка очень часто даже не останавливаются, потому что переполнены. Если раньше автобус точно ходил через ТУСМ, то сейчас это остаётся на усмотрение водителя. Наши неоднократные звонки в управление транспорта и связи и самому предпринимателю результата не дали. Как долго это будет продолжаться? Сколько ещё мы будем мучиться?

В октябре 2015 г. недовольные транспортной ситуацией жители агрогородка «Опытный» вновь обратились в администрацию Читы с просьбой разрешить проблемы с перевозками на маршруте №10. На это коллективное обращение 22 октября 2015 года был получен ответ от и.о. заместителя руководителя администрации, председателя комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» М.А. Большакова. В нём было отмечено, что «реестром автобусных маршрутов... предусмотрена работа 4 автобусов категории М3 класса 1 по маршруту №10», хотя в настоящее время по данному направлению ходят три автобуса, один из которых не соответствует категории, заявленной в письме, т. к. предназначен для междугородных перевозок (ISUZU Богдан А09214). По просьбам жителей Агрогородка были проведены внеплановые проверки графиков движения пассажирского транспорта, в результате которых «было установлено, что при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту №10 предпринимателями регулярно допускаются нарушения по графикам движения. ИП Курбатову Н.Н. и ИП Кожевникову С.В. вручены письменные претензии об организации бесперебойной работы автобусов в полном объёме, согласно заключённым договорам».

Что мы видим? В очередной раз ответственные лица отписываются от проблем жителей агрогородка «Опытный», но проблемы от этого не исчезают. С наступлением холодов стали особенно часто пропускаться рейсы. Практически невозможно уехать до Агрогородка в выходные и праздничные дни, да и вечером, после 20 часов, сделать это невозможно.

Жители удалённого района Читы притопывают на остановке от холода и вопрошают: как долго будут продолжаться эти мучения, кто и когда, наконец, наведёт порядок на маршруте?

Пока материал готовился к печати, на маршрут №10 вышли дополнительно два автобуса Ford ИП Бузлукова. Надеемся, это хоть как-то поможет решить транспортную проблему жителей агрогородка «Опытный».


Анастасия Алфёрова, «Читинское обозрение» № 49

Откуда у декана экономического факультета Забайкальского аграрного института Иркутской государственной сельхозакадемии могут взяться три квартиры? А новый престижный автомобиль? А деньги на поездку в Японию? Декан экономического факультета знает одну вещь - администрация вуза допускает единовременную выплату нуждающимся студентам в размере десяти месячных стипендий, то есть до 14,5 тысячи рублей. Если написать от имени деканата приказ на начисление студентам материальной помощи, а потом строго сказать самим студентом, что деньги на их карточки упали по ошибке, можно получить не хилую прибавку к зарплате. Пока тобой не заинтересуются люди в форме.

Читать «Забайкальский рабочий»

«Несите деньги в деканат!»

Стали известны подробности коррупционного дела в Забайкальском аграрном институте

Забайкальские следственные органы поставили точку в очередном коррупционном скандале. В преступную схему незаконного обогащения, которую в 2012 – 2013 годах проворачивала декан экономического факультета Забайкальского аграрного института Иркутской государственной сельхозакадемии (ЗабАИ ИГСХ) Лариса Гаврилова, были вовлечены её подчинённые и студенты. Под видом материальной помощи учащимся из бюджета академии были незаконно выведены сотни тысяч рублей.

Аппетит приходит во время еды

– Следствию удалось доказать хищение деканом лишь 666 тысяч 632 рублей, - рассказали журналисту «Забайкальского рабочего» в следственном управлении СКР по Забайкальскому краю. – В действительности можно предполагать, что она присвоила больше раза в два. Действия осуждённой квалифицированы по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере с использованием служебного положения).

Как известно, мошенничество – это хищение с введением в заблуждение. Гаврилова сумела обвести вокруг пальца большое количество людей. Суть её мошеннического умысла заключалась в том, чтобы незаконно выводить деньги под видом материальной помощи студентам института.

В вузе есть положение, которое допускает единовременную выплату нуждающимся студентам до 14,5 тысячи рублей (десять месячных стипендий). Для этого студент должен написать заявление в деканат и приложить к нему необходимые доказательные документы. Заявление должно быть рассмотрено студенческой комиссией, а окончательное решение по выплате принимает декан. Схема Гавриловой заключалось в том, что нуждающиеся были подставными, а деньги на самом деле шли не на то, чтобы поправить их материальное положение, а на обогащение декана.

В конце года в бюджете остаются неизрасходованные по статье выплат стипендий и матпомощи деньги, которые по-хорошему должны возвратить в Иркутскую академию. Чтобы добро не пропадало, Гаврилова начала буквально штамповать пачками приказы о начислении студентам материальной помощи. А поскольку аппетит, как говорится, приходит во время еды, то со временем Лариса Михайловна вошла в азарт и стала в разы превышать допустимый порог матпомощи.

Так, 19 ноября 2012 года она отдала распоряжение подготовить проект приказа о материальной помощи, в который было включено 17 фамилий студентов, на самом деле ни в какой материальной помощи не нуждавшихся. Эти люди никаких заявлений не писали, студенческая комиссия ничего не рассматривала. Все было предельно упрощено. И этим было нарушено внутривузовское положение, которое давало Гавриловой лазейку для её деятельности.

Каждому из семнадцати, согласно приказу декана, «полагалось» по 8 тысяч 640 рублей. Общая сумма составила 146 тысяч 880 рублей. При этом Гаврилова, используя свои доверительные отношения с заместителем директора института по учебной части, заверила её в правильности сведений, содержащихся в приказе. О преступном умысле декана экономического факультета замдиректора даже не догадывалась.

На следующий день, 20 ноября, деньги были переведены на пластиковые карты студентов. Удивлённым ребятам руководство факультета сообщило, что переводы были сделаны по ошибке, и деньги нужно вернуть. Наличными! Причём Гаврилова просила вернуть лишь часть тех денег, которые поступили на карты, но, естественно, большую. Таким образом сумма вырученных ею денег составила 96 тысяч 800 рублей. Остальное было, по всей видимости, своеобразной платой студентам за их молчание.

Более того, пытаясь замести следы, Гаврилова из полученной суммы девять тысяч передала студентам в целях поощрения за сельскохозяйственные работы. Оставшаяся ей сумма была достаточной для того, чтобы безбедно жить.

Принципиально важно заметить, что материальная помощь, в соответствии с положением о начислении стипендий и материальной помощи в Иркутской государственной сельхозакадемии, начисляется лишь только студентам-бюджетникам. А поскольку ежегодно бюджетный набор сокращается, то лазейка для Ларисы Гавриловой сузилась. К тому же об её деяниях узнали в правоохранительных органах. Но до тех пор она успела десять раз, как полагает следствие, провернуть свою мошенническую схему. И каждый раз в неё вовлекались все новые и новые люди из числа преподавателей и студентов. Постоянно она пользовалась доверительными отношениями с вышестоящим руководством, которое, не проверяя соответствия приказов Гавриловой законодательству и внутривузовским нормативным актам, попустительствовало аппетитам декана.

Дамоклов меч правосудия

Совершенно уверившись в том, что схема работает со стопроцентной эффективностью, Лариса Михайловна тратила полученные деньги без угрызений совести. Летом 2013 года она, например, побывала в Японии. На момент раскрытия преступления в её собственности было три квартиры. Причём две из них она купила за один год в новостройке на проспекте Белика. Имелся и неплохой автомобиль. Какой именно, нам не уточнили, но явно не подержанная «семёрка».

Когда в конце 2013 года к Гавриловой нагрянули следователи и оперативники, у них уже было что ей предъявить и о чём спросить. Её схема была понятна им до мелочей, документальных подтверждений её вины имелось достаточно. Ей было предложено во всём сознаться. Однако Гаврилова решила уходить от преследования до самого конца.

Она начала давить на студентов и заставлять задним числом писать заявления на материальную помощь. Которую они, собственно, и в глаза не видели! Задним же числом был оформлен приказ о создании стипендиальной комиссии, которая якобы рассматривала эти заявления и распределяла фонд материальной помощи. При этом её жизнь стала похожа на остросюжетный детектив. Она часто меняла номера телефонов, переписала имущество на мать, звонила студентам и инструктировала их, как и что говорить на допросах. Она даже обратилась к знакомой работнице правоохранительных органов, у которой неоднократно консультировалась, как вести себя в ходе следствия. Но метаться было уже поздно.

Все это время она находилась под подпиской о невыезде. Предпринятые следствием меры все же вынудили Гаврилову на суде полностью признать свою вину. К уголовному делу был приложен иск на сумму 666 тысяч 632 рубля, которые теперь необходимо вернуть в бюджет академии.

10 декабря 2014 года Гавриловой был оглашён приговор. Суд признал её виновной в незаконном присвоении бюджетных средств и приговорил к 2,5 годам лишения свободы условно. Иск вуза был удовлетворён в полном объёме.

По сведениям правоохранительных органов, на данный момент Лариса Гаврилова все ещё выплачивает причитающуюся по приговору сумму. Пока объем возмещённого ущерба достиг 200 тысяч рублей. Получается, что загрести можно крупную сумму, а отдавать потом понемногу, с лишениями для себя и своей семьи.

Масштабы коррупции пугают

Напомним, что это далеко не первое дело о коррупции в системе профессионального образования, расследованное в Чите. Так, например, в сентябре 2012 года журналистам стало известно об уголовном деле в отношении декана Забайкальского института предпринимательства, который за вознаграждение в сумме от двух до десяти тысяч рублей проставлял положительные отметки студентам без фактической сдачи ими экзаменов и зачётов.

Не так давно правоохранителями был задержан заместитель декана факультета одного из читинских вузов, который подозревался в получении взятки в размере трёх тысяч рублей за оценку без сдачи экзамена. Но и это далеко не все случаи. Среди студентов, абитуриентов и их родителей даже ведётся дискуссия о том, какой вуз в столице Забайкалья самый коррумпированный.

Со временем, конечно, взяточничеству в учебных заведениях правоохранительные органы объявили бой. Студентов призывают сообщать в полицию о любом факте вымогательства с них взятки или иных противоправных действиях, связанных с коррупцией. Но, как говорится, всех злоумышленников не переловишь. Тема преступности вечна. А коррупция в вузах по России, как известно, занимает лидирующие позиции в общей картине взяточничества и казнокрадства.

Логичнее было бы ужесточить наказание. Однако не более трёх лет условного срока стало нормой, если исследовать судебную практику в этой области.


Георгий Мишин, «Забайкальский рабочий» № 229-230
  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter