Город Город изнутри «Город изнутри»: Станкостроительный завод воскресший

«Город изнутри»: Станкостроительный завод воскресший

Когда был выкуплен контрольный пакет акций, сразу же поехали к старым компаньонам в Москву мириться, — вспоминает Селезнёв.

Планы перевезти читинский Машзавод на Станкостроительный завод в посёлке ГРЭС изначально казались мне слишком призрачными. Как можно сохранить почти загнувшееся производство, сослав его на окраину города? Каково было моё удивление — на станкозаводе кипит работа, и восстановление линейки продукции Машзавода — только один проект.

Магниты всему миру

Станкостроительный завод был создан на базе ремонтно-механического завода. Сотрудники говорят, что в архивах завода имеются справки, датированные 1939 годом, но принято считать, что работать по назначению он начал всё-таки с 1957-го. Первоначально он назывался заводом металлорежущих станков, находился в подчинении Читинского экономического административного района, а затем, в связи с укрупнением совнархозов – Восточно-Сибирского совета народного хозяйства, управление которого находилось в Иркутске. К 1965 году завод вновь переводится в подчинение Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и получает своё известное наименование: Читинский станкостроительный завод.

1 из 2
Источник:

Завод работал в достаточно узком спектре промышленности — магнитные плиты, которые поставлялись для предприятий всего Советского Союза и на экспорт. Завод был единственным предприятием в СССР, производящим такую магнитно-технологическую оснастку на постоянных магнитах. Он же выпускал металлорежущие станки разной направленности, магнитные патроны, синусные плиты и другую оснастку на магнитах. Экономический кризис в 90-е годы не дал заводу умереть, несмотря на появившуюся конкуренцию за рубежом, в частности дешёвые плиты в Китае. Предприятию не без потерь удалось сохранить основной кадровый и производственный потенциал.

1 из 3
Источник:

Нынешний собственник предприятия Сергей Селезнёв окончил Читинский политехнический институт, был бизнесменом, но проработал один срок заместителем губернатора по промышленности в Агинском Бурятском автономном округе при Баире Жамсуеве. В 2001 году вместе с партнёрами Селезнёв выкупил Станкостроительный завод, который был уже на этапе банкротства. Сумму, которую пришлось выложить за завод, удовлетворив все требования кредиторов путём восстановления платёжеспособности предприятия, сам Селезнёв держит в секрете, но отмечает, что в регионе таких случаев больше не было — когда бы обанкротившееся предприятие уходило к новым собственникам не с торгов.

— Нелёгкие времена для завода наступили в 2009 году. Появился выбор – продать, разрушить или перепрофилироваться. Мы продали часть помещений, и появились инвестиции, — рассказывает Сергей Селезнёв. — Эти средства мы решили вложить в какой-нибудь хороший проект. Обратились к знакомым в Санкт-Петербурге, которые занимаются разработкой транспортных средств, с просьбой посоветовать направление. Для нас обнаружилась серьёзная рыночная ниша: существуют небольшие вездеходы для развлечения, будь то снегоходы или квадроциклы и есть многотонная тяжёлая гусеничная техника. Середины нет, потому что нет разработок, сформированного и продвинутого рынка сбыта. Я собрал своих сотрудников и сказал — идём в длинное, но сказочное путешествие. И мы его прошли: разработали документацию, техзадание, построили прототипы, откатали, устранили все шероховатости, и в настоящее время освоили серийное производство вездехода TERRANICA Dreamtrack, аналогов которому в России нет, — поясняет он.

1 из 2
Источник:

Затем появился новый проект – поднять Машзавод, в отношении которого уже начиналась процедура банкротства. В 2014 году завод был выкуплен у прежних собственников. Цеха Машзавода сегодня занимают 13 тысяч квадратных метров, соответственно, требуют существенных затрат на тепло- и энергоресурсы — не менее 4 миллионов рублей в месяц. Для предприятия это коммунальное бремя было непосильным. С учётом специфики прежнего производства по полному циклу, оборудование предприятия было рассредоточено по всей его территории, станки ржавели без дела, что по мнению Селезнёва, является недопустимым.

1 из 4
Источник:

Проблема требовала решения. Оптимальный выход виделся в объединении потенциала двух предприятий на одной производственной площадке. Совместно с правительством Забайкальского края, владеющего частью акций предприятия, было решено базовыми для двух заводов сделать производственные площади Станкостроительного завода на ГРЭСе, где будет реконструирован самый молодой цех Станкозавода 1970-х годов. Его площадь в несколько раз меньше машзаводского, поэтому энергозатраты,по прикидкам руководства, сократятся до 400 тысяч рублей в месяц.

Тёплый цех и старые станки

Чтобы увидеть вновь создаваемые цеха, нам приходится прокатиться вглубь Станкостроительного завода. На фоне обветшавших помещений, советских слоганов и досок почёта без имён и фамилий большая часть зданий используется. Центральную часть территории завода занимает обновлённый корпус. Внутри здания продолжается реконструкция, залиты свежие ровные полы, стены обшиты утеплителем, в оконных рамах установлены стеклопакеты, в помещениях тепло. Плоская крыша здания заменена на стропильную кровлю.

Источник:

— Отопление подключили неделю назад, идёт процесс установки теплового узла. В феврале мы планируем запустить первые линии оборудования с Машзавода, — рассказывает встретивший нас директор Станкозавода Константин Крупский.

На заводе обособлено помещение по сборке вездеходов. Там нас встречают четверо рабочих, занятых на тот момент основной работой. Кроме того, на заводе есть цех, где обрабатывают полимеры по инновационной технологии. Их изготавливают для деталей подвески, гусениц и других элементов того же вездехода. Полимер невозможно отлить, только спечь при температуре около 200 градусов, и только потом из него можно нарезать заготовки для последующей обработки. Селезнёв уточняет, что читинцы — единственные в России, кто серийно применяет такую инновацию.

1 из 2
Источник:

Рассказывая о планах, Селезнёв показывает планировку помещений завода на чертежах, где видно, что станки планируется разместить в трёх пролётах, а сборка вездеходов перенесена в помещение, площадью всего 420 квадратных метров.

— Оборудование для Машзавода ставим специально покомпактнее, потому что уже знаем, что в скором будущем купим и установим два новых станка с ЧПУ (числовое программное управление — авт. ). Вручную на старых станках мы просто не успеваем делать многие детали, — отмечает Сергей Селезнёв. Он убеждён, что нет смысла увеличивать площади на Станкостроительном заводе. — Лаборатория размещена отдельно, инструментальный цех — отдельно, а бывший стол заказов будет перестроен под столовую, — говорит Сергей Селёзнёв. — Каждый квадратный метр должен приносить отдачу. Развиваться необходимо не за счёт дополнительных площадей, а за счёт технологий. Дублирующие станки уже не нужны, а вот компьютерные технологии необходимы. В планах предприятия к весне запустить в работу аппарат для лазерной резки металла, который обошёлся предприятию в 15 миллионов рублей.

1 из 3
Источник:

— Работа с высокоточным оборудованием требует аккуратности, скорее всего рабочим придётся ходить в белых халатах, — говорит улыбаясь Сергей Селезнёв. — Представьте, что метал можно разрезать аккуратно, как кусок масла кухонным ножом. Такого оборудования в регионе больше нет, мы первые. А постепенно и вовсе от ручных металлорежущих станков уйдём. Так и станем серьёзным машиностроительным предприятием Восточной Сибири, — говорит мой собеседник.

Сегодня у предприятия, приступившего к демонтажу оборудования, непростой период, если не сказать сложнейший. Рабочие Машзавода приступили к разборке своих станков. Каждой бригаде предстоит демонтировать свои рабочие станки, после чего пронумерованными связками деталей станки будут перевезены из тепла в тепло и собраны уже на месте в цехах Станкозавода. Свежезалитые полы толщиной в 600 миллиметров рассчитаны на столь тяжёлое оборудование, поэтому заливать дополнительный фундамент не потребуется.

Источник:

Селезнёв рассказывает, что переехать на новое место согласились практически все, лишь бы работа была. Предполагается, что после объединения на предприятии будет работать примерно 100 человек. Помимо опытных рабочих имеющих подчас уникальные профессии, например фрезеровщик винтовых пар, на предприятие приходят молодые специалисты, которые будут работать с уже новыми станками. С сожалением Сергей Селезнёв говорит о том, что главный конструктор Машзавода написал заявление об уходе, потому что ему неудобно ездить на ГРЭС. По словам моего собеседника, это потеря для предприятия, но жизнь не стоит на месте и ставка будет на молодёжь.

Читинцы к москвичам со своим караваем

Переезд станков с Машзавода в новые цеха по меньшей мере был бы бессмысленным, если бы не было заказов на производство, в частности на холодильные установки, которые, к примеру, устанавливаются на спецобъектах Министерства обороны. Прежние собственники жаловались на то, что холодильные установки для нужд Министерства обороны, которыми славился читинский завод, практически стали не востребованы, а ничего другого делать не получалось. В итоге остались мелкие заказы, которые кое-как позволяли закрывать долги, не говоря о развитии предприятия.

1 из 2
Источник:

— Машзавод был фактически единственным изготовителем холодильных машин для Московской компании «ВНИИХолодмаш-Холдинг», работающей для нужд Минобороны. Но предыдущие собственники по разным причинам поссорились с москвичами, писали, что изготовить агрегаты не могут, мотивируя это реорганизацией. Тем самым, завод был лишен серьёзных заказов. Машзавод занимался продажей запасных частей и обслуживанием тех, старых, давно произведённых машин. Когда был выкуплен контрольный пакет акций, сразу же поехали к старым компаньонам в Москву мириться, — вспоминает Селезнёв. - Благо и там сменились собственники и все руководство.

В России аналогичные компрессоры за время конфликта освоили в Пензе, на большом заводе, но, по словам Селезнёва, этот продукт не совсем соответствует требованиям заказчика. Благодаря переговорам достигнуто соглашение о предоставлении данных заказов Машзаводу.

1 из 5
Источник:

— Шесть компрессорных агрегатов, три из которых предстоит выпустить в первом полугодии 2016 года, принесут заводу почти 70 миллионов рублей. Причём агрегаты новые, 300-киловатные, Машзавод такие ещё не делал. Фактически мы будем осваивать новый продукт. Если проект будет успешно реализован, Вниихолодмаш будет продолжать работать с нами, — уточняет Селезнёв.

1 из 3
Источник:

Во время выполнения оборонзаказа, к лету 2016 года, по задумке собственника, будут реконструироваться и другие производственные цеха завода – для лаборатории, столовой и иных необходимых объектов инфраструктуры.

Только в этом году 30 миллионов рублей вложено в ремонт производственных помещений Станкозавода. Краевых денег, по словам Селезнёва, тут нет.

— Да и как край нам должен помогать, — задаётся вопросом мой собеседник. — Мы делаем цех под себя, сами же зарабатываем и вкладываем. Но региону будет большой плюс: каждый проект — это около 35 миллионов рублей налогов в бюджет, — подчёркивает Сергей Селезнёв. — Губернатор нас поддерживает словом. На всех совещаниях в Москве, представителям других регионов и ведомств он рекомендует завод для сотрудничества. А стоять в очереди и ждать, когда нам дадут деньги из края — странно.

Терраника – это отдельный бренд

Помимо работой над оборонзаказом Селезнёв и его компаньоны занимаются выпуском вездеходов TERRANICA Dreamtrack, к котором 60% комплектующих будет делать Машзавод.

1 из 4
Источник:

«В следующем году мы планируем закупать станки и оборудование, чтобы на 65-70% выйти на локальное производство. Наши дилеры находятся в Томске, Уфе, Питере, Москве, Новосибирске, выходим на СНГ и США. Вездеход придуман нами с нуля, имеется около восьми патентов», - уточняет Селезнёв.

С такими позитивными прогнозами кажется, что Машзавод может переродиться на площадках Станкостроительного завода и нести пользу Забайкалью стабильными налоговыми отчислениями и рабочими местами. Если планам предприятия суждено сбыться, преодолев всевозможные риски — инвестиционного, организационного, производственного характера, то у него есть все шансы стать солидной индустриальной площадкой, в противном случае остаться проектом, о котором мы будем вспоминать с горестью, глядя на застроенные магазинами территориями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления