Впервые в этом районе я очутилась всего 5 лет назад, хотя живу в Чите с рождения. Тогда мне казалось, что маршрутка незаметно увезла меня в другой город. Пустыри, хаотично разбросанные дома, магазины, кондитерский дом и развалины старого завода – вот и все первые впечатления.
Журналисты ИА «Чита.Ру» накануне майских праздников внимательнее рассмотрели районы, улочки и закоулки Читы, которые находятся рядом с нами, но о жизни которых мы знаем мало или не знаем вовсе. Проект «Окраина» - о настоящей жизни города, пригревшейся на завалинках, разбросанной по оконным занавескам, грохочущей собачьим лаем во дворах и звенящей смехом ребятни.
«Школа 17» - это народное название территории вокруг одноимённого учебного заведения в Железнодорожном районе Читы. Если посмотреть на карту, станет понятно, что местность застраивалась без какого-либо определённого плана. Открывалось предприятие - обрастало домами. Так, первые улицы на Школе 17 – 1-я Конная (ныне Зоотехническая) и 2-я Конная (ныне Пригородная) – появились благодаря Читинской государственной конюшне. Одна из улиц и после переименования сохранила отсылку к истории района.
За десятилетия район так и не разросся в большой спальный с рядами типовых многоэтажек и одинаковыми дворами. Сейчас здесь есть всё и понемногу: тесные ряды притулившихся друг к дружке частных домов, нагромождения многоэтажек, одинокие дома в поле, новый микрорайон Победа и старые развалины.
Восемь утра. В районе тишина и пустота - только флегматичные собаки да редкие прохожие. Собак здесь много, но почти нет стай одинаково песочно-серых, будто размноженных под копирку. Один пёс греется на солнце, другой лениво идёт куда-то своей дорогой. Их менее удачливые товарищи, сидящие на цепи, до звона в ушах облаивают прохожих.
Много пустырей, сияющих на солнце зеркальными чешуйками битого стекла. Стекляшек миллионы, будто район вырос на боках уснувшего сказочного монстра, и старая драконья кожа нет-нет да становится видна. Но столь романтичное сравнение может быть навеяно только ранним солнечным утром в безлюдной тишине. Сделаешь шаг - иллюзия пропадает. Остаётся только старый пустырь, усыпанный хрустящим крошевом разбитых бутылок, шуршащими фантиками, слежавшимися пакетами.
Мусора много, особенно на территориях, которые не относятся к конкретным домам. Впрочем, и у многоэтажек чистота далеко не всегда.
Это дом №70 на улице Трактовой. К сожалению, обилие мусора вокруг - далеко не единственная его проблема.
Дом идёт трещинами, а швы кое-где расходятся.
- Раньше, конечно, лучше было. Завод (СК-243 – в своё время единственный в Сибири завод по выпуску железобетонных плит – прим.авт.) работал в три смены, да и вообще 25 предприятий было. Сейчас одни магазины остались, хотя и от них немного толку, если что-то диетическое нужно – не найдёшь. Молочку свежую тоже трудно купить. В центре легче живётся, - рассказывает жительница района.
Магазины есть почти в каждом дворе: как обычные продуктовые, так и филиалы крупных сетевых супермаркетов.
Самое лучшее на Школе 17 - это дворы. Почти везде есть детские площадки, благоустроенные силами управляющих компаний или самих жильцов. Кто-то чтобы сделать свой двор лучше собрал подписи и обратился в собственную УК, кто-то сам вышел и смастерил бутылочных поросят, третьим благоустроили детскую площадку за то, что вовремя оплачивают коммунальные услуги.
Сама школа №17 за время своего существования сменила несколько зданий. Сейчас она расположилась на улице Ямаровской, совсем рядом находится начальная общеобразовательная школа-интернат №4, детский сад с большой прогулочной площадкой.
А вот медучреждения своего на Школе 17 не осталось. Как рассказывают жители, старую поликлинику закрыли и перенесли на Горбунова.
- Это очень далеко, дозвониться тоже невозможно. Звонишь, тебе говорят: «Ваша очередь номер 100». Пока ждёшь, потратишь кучу денег.
Огромное бельмо на глазу у всех жителей района – заводские развалины. За долгие годы они обросли мусором, травой.
Единственное, что напоминает о прошлом этих руин – название ближайшего переулка.
Если спросить местных жителей, чем хорош их район, в ответ можно услышать: вода, воздух и река.
- Раньше в этих местах были артезианские скважины, поэтому вода очень чистая. И воздух не такой задымлённый, как в городе. У меня дочка на Острове живёт, говорит, что они иногда просто задыхаются. Здесь такого нет. Речка Читинка ещё совсем рядом, правда, засыпали все берега, и вербы почти не осталось, а раньше столько было...
На реке, хоть и в ранний час, уже есть люди. Кто-то набирает воду, кто-то бредёт с удочкой, кто-то просто стоит на мосту и смотрит на воду.
Покидаем район географическими улицами – здесь на небольшом кусочке земли есть кусочек Красного Чикоя, Тунгиро-Олёкминского района, Холбона и многих других мест Забайкальского края.