Город Александр Филонич: Будущее края - за селом, лесом и строительством

Александр Филонич: Будущее края - за селом, лесом и строительством

- Все сёла нашего края должны быть похожи на возводимый нами посёлок Чеховский. Так должно жить большинство забайкальцев.

Наш собеседник — человек в крае известный. На вопросы «Чита.Ру» о политике, будущем региона и смыслах, ради которого это будущее нужно строить, отвечает Александр Филонич – депутат Законодательного собрания Забайкальского края, работающий с прошлого года на постоянной основе, председатель совета директоров ОАО «Региональное управление строительства», Заслуженный строитель РФ (1997), Ветеран атомной энергетики и промышленности (1998), Заслуженный строитель Агинского Бурятского автономного округа (2007), почётный гражданин города Краснокаменска (2009).

- Александр Иванович, вы профессиональный строитель. Что заставило вас стать профессиональным политиком и законодателем?

- На эту тему я говорил уже не раз. Повторю ещё раз. 40 лет, а в этом году будет 41 год, как я работаю строителем. За плечами более тысячи различных объектов, построенных в России, Монголии и Китае. Это и город Краснокаменск, и более двух десятков зданий в Агинском Бурятском округе, и здания в Могойтуе и Забайкальске, Харанорская ГРЭС. В Чите, куда ОАО РУС перебазировалось в 1997 году, нами построено уже более 100 различных объектов разного назначения - четыре детских сада, офисные и торговые центры, кинологический центр и многое другое. В том числе и моя гордость – первый в Байкальском регионе 24-этажный жилой дом в микрорайоне Царский.

Но с каждым годом работать становилось всё труднее и труднее. Наложились кризисы мировые, федеральные и краевые. Уровень доходов многих забайкальцев резко снизился. Ряд непродуманных до конца федеральных законов стал создавать дополнительные проблемы. Да и на местном уровне проблем хватало. Принятый 8 лет назад закон «О градостроительной деятельности в Забайкальском крае» не работал, генеральный план Читы приказал долго жить. Стало ясно, что если не влиять на законодательство, строительную отрасль в крае просто уничтожат. Пришлось решиться на переход в отрасль профессиональных политиков и законодателей. С прошлого года генеральным директором ОАО «Региональное управление строительства» стал мой старший сын Сергей Филонич, прошедший в компании все ступеньки - от мастера до руководителя.

- Что-то удалось сделать, став депутатом Законодательного собрания?

- Буквально в эти дни мной внесены поправки в так называемый законопроект о тишине. Разработчики предлагают установить время тишины с 22 часов вечера до 9 часов утра. Я же предложил оставить, с одной стороны, привычные 23 часа, с другой стороны - 6 утра. Люди встают, начинают готовиться к работе, на линии выходит городской транспорт, детей везут в школы и детские сады. Какая тишина? Или всех поголовно будем штрафовать?

Кроме того, стройки новых объектов, а у нас и так строительный сезон короткий, я предложил исключить из списка тех, где тишина должна соблюдаться и в выходные дни. Одно дело ремонт в уже сданном в эксплуатацию доме, другое дело сама стройка. Надеюсь получить поддержку у депутатского корпуса.

Удалось же нам не позволить принять в крае новые нормы градостроительной деятельности. Правительство края должно было принять документ, разработанный в Волгограде. И к нам он совершенно не подходил. Спасибо коллегам из комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям, они меня единогласно поддержали. Дан и импульс работы над новым вариантом генерального плана развития Читы.

В свой же актив могу занести строительство в моём избирательном округе – Могойтуйском – современного детского сада.

1 из 4

- То, что вопросы градостроительной политики сегодня очень актуальны, говорит и тот факт, что на днях этой проблеме было посвящено заседание Государственного совета Российской Федерации, прошедшее под председательством Владимира Путина. Как вы оцениваете это мероприятие?

- Градостроительная отрасль одна из ведущих в нашей реальной, а не виртуальной, экономике. Один из локомотивов общего движения. Она начинает тормозить, цепная реакция охватывает массу других отраслей. А в последнее время накопилось много проблем. Многие строительные компании буквально балансируют на грани банкротства. Маячит перспектива появления новой волны обманутых дольщиков. Это не может не беспокоить. Потому и было проведено это заседание. Владимир Владимирович подчеркнул, что в строительной отрасли три четверти рынка приходится на жилищное строительство и потребовал поддержать этот сектор.

- Что для этого необходимо делать?

- Президент абсолютно точно всё назвал. Во-первых, без проволочек выделять земли под жилищное строительство. А у нас в Чите до сих пор ненормальная ситуация, когда большинство так называемых неразграниченных территорий принадлежат не городу, а краю. Эту ситуацию необходимо исправить. Во-вторых, президент ещё раз подчеркнул, что необходимо обеспечивать коммунальную инфраструктуру. О том, насколько выросла цена за подключение коммуникаций к любому новому дому сказано также много. За последние 3 года в Забайкалье произошёл гигантский, ничем не обоснованный скачок, который поддержала команда Ильковского. Отсюда и рост цен на жильё. Ими же была определена нереальная цена за квадратный метр для бюджетных объектов, которая у нас в Забайкалье была меньше, чем во многих других регионах. По этой цене строителей толкают на то, чтобы для переселения людей из ветхого и аварийного жилья строить… другое ветхое жилье.

В-третьих, Владимир Владимирович подчеркнул, нужно сократить количество разного рода разрешительных процедур и сроки согласований. Мы первую очередь микрорайона Октябрьский построили за 4 года, а разрешение на строительство второй очереди согласовывали 6 лет.

В-четвёртых, президент прямо сказал, что необходимо исключить ситуацию, когда к готовым объектам начинают предъявлять новые требования, цитирую, «то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы и другие структуры. Они выводят свои правила без согласования с Минстроем». В результате, по его словам, вся проектная база будущих строек «просто рассыпается».

Президент не обошёл вниманием и вопросы страхования строительства жилья. Мы об этой проблеме также с 2014 года говорим. Деньги страховые компании собирают, а толку от этого нет.

К слову сказать, сейчас в Государственной думе до конца весенней сессии собираются принять законопроекты, направленные на решения ряда проблем, обсуждённых на данном заседании Госсовета. Будем надеяться, что они будут разумными и конструктивными.

- А вас что-то настораживает?

- Знаете, порой бывает принимают вроде бы нужный и полезный закон, но не то дилетанты, ни то скрытые враги, а такие, уверяю вас, есть, и в законе появляется что-то, что просто осложняет жизнь. Так было с законом о страховании строительства жилья. С 2014 года мы, строители, обогатили ряд страховщиков, которые потом обанкротились и исчезли с нашими деньгами.

Так было с законом о знании русского языка для иностранных рабочих, который создал большие проблемы именно для строительной отрасли. Вот и сейчас говорят о необходимости защиты дольщиков, о ценообразовании. Вроде бы всё хорошо, но что будет, пока не известно.

В Москве отдельные чиновники не хотят понимать, что строительство в Краснодарском крае и в Забайкалье или на Дальнем Востоке сто́ит не одинаково.

Отдельные чиновники даже слышать не хотят, к примеру, о транспортных расходах строительных компаний. В итоге у нас складывалась ситуация, в которой серьёзные строительные компании отказывались строить за пределами Читы.

- Тем не менее, вы утверждаете, что именно строительная отрасль должна быть ведущей в экономике края. Почему?

- Я веду речь о комплексе. Опыт прошлых лет показал, что нельзя возлагать большие надежды на горно-рудную отрасль. Это дела большого бизнеса. Захочет – придёт, не захочет – никакими калачами не заманишь. Придёт, будут дополнительные налоги – замечательно. Но ставку надо делать на другое. Нам бог и предки дали регион, в котором главные составляющие - лес и степь. Лес – это не только древесина, которая требует глубокой обработки, но и меха, травы, орехи, ягоды, грибы и многое другое. Степь – это животноводство. До революции отдельные казачьи семьи имели стада по 20 тысяч голов. В советские времена в агинских степях поголовье овец доходило до трёх миллионов голов. Вот наша перспектива. Слабых звеньев два – переработка и рынок сбыта. Вот в этих направлениях и надо работать. Будут переработка и рынки сбыта с достойными ценами - край поднимется.

Этот путь, к слову сказать, опробовала в начале века команда Баира Жамсуева в Агинском Бурятском автономном округе. Итог известен. Вот весь край и должен пойти именно этим путём. И, как когда-то в округе, где Жамсуев очень эффективно работал с Иосифом Кобзоном, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации должны работать с губернатором края. Ни у Гениатулина, ни у Ильковского это не получалось. Надеюсь, что у Натальи Ждановой это получится.

- Что ещё не получалось у команды Ильковского, на ваш взгляд?

- Это пусть определят историки. Три года назад многие забайкальцы с надеждой восприняли приход новой команды. Надеялись на позитивные перемены. Но постепенно стало ясно, что к власти пришли дилетанты и авантюристы. И критика в их адрес нарастала. Я не раз говорил о том, что фракция «Единой России» не должна слепо следовать в фарватере их политики, наше не только право, но и обязанность состояли в том, чтобы критиковать и не принимать слепо все предложения команды губернатора. И в последний год это стали делать всё чаще. Как известно, позиция «Единой России» постепенно менялась. В начале этого года нашей краевой организацией были приняты очень серьёзные решения, которые предшествовали отставке.

Я говорил тогда и повторю сегодня, у нас до сих пор не сделан серьёзный анализ причин нашего краевого кризиса, нет анализа причин появления дыры в 15 миллиардов в краевом бюджете. А ведь истоки этого уходят ещё во времена команды Равиля Гениатулина. Этого забывать не стоит.

- Как вы относитесь к реформе заксобрания, когда лидеры всех фракций стали вице-спикерами?

- Отрицательно. Со всеми коллегами-парламентариями я в добрых отношениях, каждый из них яркий и интересный человек. Но мне непонятно, почему лидеры оппозиционных партий возглавляют комитеты заксобрания. Пусть были бы заместителями председателей комитетов. Пусть критикуют, а ответственность, как они говорят о «Единой России», правящая партия несёт в полном объёме. То же касается и заместителей председателя заксобрания. Раньше у председателя было два заместителя с чётко определёнными функциями. А теперь в замах все руководители фракций. Это неправильно.

- Какие, на ваш взгляд, важные задачи могли бы решать, но пока не решают забайкальские депутаты Государственной думы?

- Я говорил, что у нас три ведущие отрасли. Важнейшая – это строительная. Надо строить предприятия перерабатывающей промышленности. Надо строить школы, детские сады, больницы, дома культуры, учреждения, театры и спортзалы, а главное - жильё. Я строитель, и хочу, чтобы строек в крае было больше, чтобы регион менял свой облик, чтобы людям не хотелось отсюда никуда уезжать.

Почему наша компания не просто строит жилье, а создаёт комфортную среду обитания? Именно поэтому. И мне приятно, что в 2015 году наш микрорайон Октябрьский стал победителем во всероссийском конкурсе реализованных архитектурно-ландшафтных проектов, уступив только Александровскому саду у Кремля в Москве. В том же Октябрьском мы и детский сад построили, и художественную школу разместили, и фонтан, и памятник-часы первому лётчику Забайкалья. А в Царском недавно открыли новый корпус знаменитой «Юнатки», и сейчас ведём сбор средств для открытия памятника цесаревичу Николаю Александровичу Романову. Недавно был в Улан-Удэ, где выступал перед Советом атаманов Забайкальского казачьего войска, рассказал об этом проекте, они обещали помочь. Строим всем миром.

1 из 3

Так вот, я убеждён, что и губернатору депутаты Госдумы вне зависимости от партийной принадлежности должны максимально помогать в том, чтобы край попадал во все федеральные программы. Тоже надо всем миром. Необходимо добиваться, чтобы федеральный центр изменил отношение к Забайкалью. Мы уже не Сибирь, но ещё не Дальний Восток. Но именно Забайкалье связывает Сибирь и Дальний Восток, Россию и Китай, более того, Россию и Азиатско-Тихоокеанский Регион. Мы должны жить достойно. Все сёла нашего края должны быть похожи на возводимый нами посёлок Чеховский. Так должно жить большинство забайкальцев. Вот за это и надо бороться.

- Как вы оцениваете прошедшую компанию по предварительному голосованию и своих соперников?

- Дебаты были полезными и интересными. Соперников в этой компании у меня нет. Есть соратники. Это ведь «Единая Россия» ведёт поиск наиболее достойных кандидатов. Соперники у нас из других партий. Побывал и на губернаторских дебатах, увидел, как уже уверенно ведёт себя Наталья Жданова. Надеюсь, что забайкальцы смогут сейчас сплотиться вокруг неё. Она уверенно и грамотно формирует свою команду.

Партнёрский материал. Комментарии под текстом модерируются в более строгом режиме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления