Город Один день «Один день»: Моя Чита

«Один день»: Моя Чита

Я начала вставать рано утром и выходить на улицу, чтобы убрать в своём районе то, что мне бросается в глаза. Вместо зарядки или пробежки. И мне понравилось.

Добрый день, дорогие читинцы. Меня зовут Ирина. Лет мне... довольно много. Я родилась и живу в Чите, уезжала только на время учебы в вузе.

Я думаю, что многие из нас любят родной город. Это любовь непонятна тем, кто считает, что в Чите нечего делать. Но эту душевную привязанность не надо объяснять читинцам, которым дорог каждый уголок, знакомый с детства.

Мне нравится фотографировать Читу. Есть примета - фотография получится в том случае, если человек с фотоаппаратом с любовью смотрит на объект съёмки. И мне хочется, чтобы Чита на моих кадрах была именно такой - любимой.

Но сегодняшний фоторассказ будет и приятным, и немножко грустным.

К своему возрасту я отчетливо поняла: главное, что мне мешает радоваться жизни в Чите - мусор на тротуарах и газонах любимого города. Можно ходить в театр, в кафе, носить нарядную одежду, ездить на дорогом автомобиле, быть депутатом, успешным предпринимателем, работать руководителем подразделения ЖКХ - проблема мусора, к сожалению, всё равно остаётся. Когда друзья из других городов смотрят мои фотографии, то восклицают: «Какой красивый у вас город!». Я рада этим отзывам. Но у меня тут же проскакивает мысль, что если опустить глаза на землю, то… почти наверняка увидишь что-то неприглядное. Конечно, друзьям я этого не сообщаю.

Безусловно, в городе есть ухоженные места, и это обнадеживает. Да и фотографировать Читу в мае – сплошное удовольствие. Организации готовят к лету свои газоны. Всё начинает цвести, и это делает город нарядным. Иногда встречаются и оригинальные элементы ландшафтного дизайна, которые неравнодушные читинцы создают из брошенных коммунальщиками бетонных конструкций.

1 из 2

Но остаётся немалое количество территорий, к которым годами никто не прикасается. Когда идёшь мимо таких участков, сердце обливается кровью. Конечно, выручает общегородской субботник, многое делают волонтёры, но проблема не исчезает. Субботники проходят пару раз в год, а мусор накапливается ежедневно. Некоторые люди считают: «Просто не надо мусорить». Да, конечно. Но в чистых городах и уборка налажена должным образом. Иначе не бывает.

Я пыталась выяснить в некоторых высоких кабинетах, что можно сделать. Спрашивала у чиновников ЖКХ, можно ли получить постоянную работу по уборке города в «ничьих» местах. Мне долго объясняли все сложности, что все участки города распределены. Если коротко, ответ у всех был одинаковым: "У нас нет возможности платить из бюджета за уборку любого участка. Если хотите, убирайте. Но бесплатно."

И я подумала: "Действительно, почему нет?". Я начала вставать рано утром и выходить на улицу, чтобы убрать в своём районе то, что мне бросается в глаза. Вместо зарядки или пробежки. И мне понравилось. Отличный и совершенно бесплатный фитнес! От утренней уборки на улице появляется лёгкая физическая усталость и душевное удовлетворение. Помните, как у Райкина: "Если к каждой балерине динамо-машину прикрутить...".

Оказалось, что это очень приятно - делать ТО, что хочешь, и ТАК, как хочешь. К тому же результат радует. А главное, безо всяких руководств сверху.

Я хочу рассказать про один майский день. Про попытку освоить новый жизненный опыт, который поднимает настроение.

Подъём в 5.00. Утренние процедуры. Надеваю спортивный костюм, собираю инструмент - пакеты, грабли, метла (щётка), совок, перчатки. Да, не забыть фотоаппарат.

В 5.30 выхожу из дома. Ранним утром город прекрасен и спокоен. Тишина и свежесть воздуха напитывают тебя чистой радостной энергией. Попробуйте в 5-6 утра выйти на улицу, и вы почувствуете необыкновенное вдохновение и душевный подъём.

Утренний город похож на спящего ребёнка. Забываются все проблемы, остаётся только умиление. Город кажется самым лучшим и родным. Уборка улиц по утрам напоминает умывание малыша, поэтому и оставляет светлое чувство.

Иду по улице Ленина. На все голоса щебечут птицы. Из некоторых домов в самом центре города раздаются крики петухов. Замечательные утренние звуки.

1 из 3

Спускаюсь по Столярова до Анохина. Присматриваю за маленьким участочком вдоль старого дома из красного кирпича, при необходимости убираю. Дом так и выглядит – одиноким старичком. Но почему-то это здание не кажется чужим. Помню, как много лет назад, будучи школьниками, не раз на субботниках убирались именно возле него.

А вот и мой любимый, но многострадальный квартал. Улица Анохина от Столярова до Островского. Со стороны деревянных домов жители иногда пытаются что-то делать, но проход моментально замусоривается усилиями прохожих. Раньше, попадая в это место, я всегда вздрагивала и расстраивалась. И только в прошлом августе догадалась, что это можно просто убрать. Мне хватило недели (по два часа с утра) чтобы полностью очистить этот квартал. Но за зиму, конечно, всё снова "занесло". Поэтому сейчас, весной, снова периодически появляюсь здесь утром. Сегодня подправляю уже сделанное. Второй год здесь на проезжей части поднимают асфальт для ремонта труб и под деревья на тротуаре наваливают плиты, что не добавляет красоты. Но подождём, надеюсь, уберут и закопают.

1 из 2

Интересна история с мешками. Этой весной у меня несколько раз накапливалось по 15-20 мешков на Столярова и Анохина. Пока собиралась звонить и просить их вывезти, мешки волшебным образом исчезали! Кто-то увозил их по собственной инициативе. До сих пор испытываю благодарность к этим неизвестным мне людям. Даже если они делали это по службе.

Снова улица Столярова - от Ингодинской до Анохина. Бетонная ограда вокруг пустыря (после снесённых деревянных домов), тротуар и газон возле неё. Этот участок тоже обычно без пригляда. В прошлом году я сделала смешное детское открытие: если насыпать камешков и земли в отверстия опор забора, то прохожим некуда будет засовывать пустые бутылки и пачки сигарет. Придумано - сделано. Проверяю. До сих пор вид хоть чуть-чуть, да чище.

С уборкой на сегодня всё. Возвращаюсь домой. По дороге встречаю работников управляющих компаний в оранжевых жилетах. Каждый трудится в своём дворе, на своём участке. Понимаю, что точно не хочу надевать жилет и убирать, как скажет начальник: «Тут и тут. А вот это - не наше".

Хочу пусть бесплатной, но свободы.

Во время этих утренних выходов случаются интересные встречи с людьми.

Из одного деревянного дома выходит мужчина и подаёт мне яблоко: "Хочешь?"

Другой мужчина подходит, открывает пакет. Там лежит какая-то трава. Просит: "Купите кошачьи лапки за сотку!".

В прошлом году старушка невысокого роста доверительно, почти шепотом сообщила мне: "Зря стараешься, всё равно Путин здесь не проедет".

Случаются и опасные приключения. Иногда, когда заканчивались пакеты, я выбрасывала собранный мусор в какой-нибудь находящийся рядом контейнер. Но тогда может появиться строгий дяденька-дворник, который, потрясая метлой, прокричит: «Вот ужо я своей начальнице скажу, что ты свой мусор к нам выбрасываешь!».

Я всё понимаю и не обижаюсь. Завтра у меня снова будет много своих пакетов и свобода не зависеть от собственников контейнеров.

Дома. Моюсь, переодеваюсь. Иду в привычные продуктовые магазины в своём районе. В них меня всё устраивает.

Сегодня нужно проведать отца, который живёт один.

Улица Ингодинская. Мой детский сад, моя школа. Прохожу по Анохина мимо дома Шешминцева-Козлова-Трухина. Раньше здесь была детская железнодорожная больница, я в ней лежала три раза. Всё там было по-домашнему, даже уютно, поэтому вспоминаю с тёплым чувством.

1 из 3

Вот и дом моего детства. Анохина, 65. К сожалению, пребывает в плачевном состоянии. Когда-то он был серого цвета, потом розового. Сейчас разноцветный.

Давным-давно на первом этаже нашего дома, по ул. П. Осипенко была «Кулинария». После катания на каруселях в горсаду мы бежали сюда покупать молочный коктейль. Или томатный сок. Брали самый дешёвый коржик за 8 копеек. У кого денег было побольше, могли позволить себе песочное кольцо за 11.

По ул. Анохина в нашем доме располагались ведомственные железнодорожные детские ясли №70. Практически все мои дворовые друзья прошли воспитание в этих яслях с младенческого возраста. В то время в ясли детей принимали с 2 месяцев. Так что Родина воспитывала нас практически с рождения.

К дому примыкал так называемый ясельный сквер. Он был за забором. На вечер его закрывали на замок, но мы всегда перелазили через забор и каждый день там играли. У меня сохранилась черно-белая фотография - мне 4 года, стою босиком во дворе дома у маленьких тополиных кустов перед этим ясельным забором. Сейчас тополиные кусты стали высоченными деревьями. А яслей и забора давно нет.

Захожу в магазин "Восток" по соседству. В бывшем доме Древновского. В советское время здесь был магазин "Хлеб". Прекрасно помню тёплый и уютный хлебный запах, расположение полок и витрин. Мы, дети, обычно покупали там хлеб, батон, печенье, баранки, ириски. По праздникам - шоколадные конфеты. Сейчас беру там выпечку отцу.

Всё детство из окон дома мы смотрели на пассаж Второва. Когда мы с сестрой были маленькими - во время майских и ноябрьских демонстраций родители стелили нам одеяло на подоконник. Мы забирались туда и наблюдали за нарядными колоннами демонстрантов, которые двигались в сторону площади Ленина.

Что дальше? Знакомые попросили помочь с компьютером. Иду к ним. Радуюсь, что всё цветёт и благоухает. Вдруг открывается интересная картина под названием: "Дорожники не пожалели асфальта". Урна теперь не встает в вертикальное положение. Пребывает в вечном поклоне. Это даже трогательно.

А вот и мои любимые друзья-читинцы, которых я знаю очень давно и помогаю им в компьютерных делах. Семейная пара в зрелом возрасте. В следующем году им будет по 80 лет. Но от них никогда не услышишь стариковского брюзжания. Они поразительно жизнелюбивы и молоды душой. Общаются с огромным количеством людей, и на всех у них хватает сердечного внимания. Пьём чай, разговариваем обо всём, смеемся. Эта пара тоже - моя Чита. Именно такие люди своим теплом дарят ощущение дома, родины. Места, где тебя любят и ждут.

Иду домой всё той же знакомой дорогой. Почему-то никогда не надоедает. Улица Амурская, бывшая Калинина. Нынешний «Салон штор» - это бывший магазин «Мясо-молоко» по Калинина. В нашем дворе его всегда называли «Молочный». Каждый день в детстве мы там покупали три литра разливного молока. 84 или 72 копейки за три литра, в зависимости от жирности.

Напротив - два известных старинных кирпичных здания. Дому Духая (Амурская, 67) повезло, его несколько лет назад отремонтировали с помощью пескоструйной машины. Красный кирпич стал выглядеть как новый, и в здание вселился юридический факультет нархоза. Рядом очень интересный, но давно не ремонтированный снаружи дом Онучина (Амурская, 65). В нём долгое время был роддом №2, а сейчас располагается отделение наркологического диспансера. Это здание пока может только завидовать пескоструйному обновлению соседа и верить в то, что тоже когда-то станет красивым.

1 из 2

Интересно, что в нашем районе на небольшом удалении друг от друга расположены церковь Декабристов (бывшая Михайло-Архангельская), церковь христиан-баптистов, мечеть и бывшая синагога. Жаль, что дацан далеко, был бы полный комплект. Делать селфи, держа камеру в вытянутой руке или на палке – удел молодых. Но даже у самых простейших фотоаппаратов есть функция «автоспуск». По старинке ею я и воспользуюсь.

1 из 4

Вечером дома доделываю клип на хорошую песню о Чите. К сожалению, сейчас она нигде не звучит. Слова Георгия Граубина, музыка Александра Голубинского. Исполняет песню Александр Голубинский. Фото и видеоматериалы мои. Александр Николаевич Голубинский долгое время работал в Чите, в 70-е годы был директором читинского музучилища, сейчас живет Подольске Московской области. От него я и получила аудиозапись песни. Этот клип ещё никто не видел, так что читатели "Чита.Ру" станут первыми зрителями и слушателями.

«Песня о Чите».

С Днём города вас, дорогие читинцы!

Будем любить наш город и делать его лучше.

Ирина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления