Город Сергей Былков о городских фейерверках и концертном бизнесе в Чите

Сергей Былков о городских фейерверках и концертном бизнесе в Чите

Суммы, которые власти тратят на фейерверки даже в соседних городах - Улан-Удэ, Иркутске, - значительно больше читинских. В 2016 году на День Победы в Чите выделили 300 тысяч рублей, в Иркутске - 2 миллиона.

Сергей Былков не очень-то похож на хрестоматийного бизнесмена. Говорит негромко, держится скромно, почти застенчиво. В то же время результаты его труда видели все - императорских размахов фейерверки на площади в главные праздники, мощные стадионные и крупноформатные концерты музыкантов всех популярных направлений, городские праздники на площадях и спортивных площадках - его рук дело. Создатель «Читинской пиротехнической студии» и компании V.I.P. Sound рассказывает о том, как рождаются фейерверки и как можно воскресить из пепла то, что нарабатывалось годами, а потом сгорело за несколько часов.

- Кто такой Сергей Былков? На кого он учился и как стал главным пиротехником региона?

- Я окончил горный факультет Читинского политехнического института по специальности горный инженер. И начинал по специальности, строил автодорогу «Амур» - бурил, взрывал... Затем был заместителем генерального директора по режиму и сохранности золота в Нерчинской золотопромышленной компании «Зарубежцветмета». И как-то услышал, что нужны сотрудники для компании, которая начала заниматься пиротехникой. На собеседование не успел, но всё-таки напросился, и для меня открыли отдел по развитию розничной сети в районах области. После кризиса 1998 года я начал понемногу заниматься и пиротехникой. Когда в 2001 году стало совсем тяжело, компания закрылась, а директор передал всю пиротехнику и весь связанный с ней бизнес мне. Понемногу я начал развиваться, получил в Москве лицензию на 5 лет.

Сейчас у «Читинской пиротехнической студии» есть бессрочная лицензия на работу и особая лицензия на содержание пиротехнического склада. Настоящие лицензированные склады в России можно пересчитать по пальцам одной руки. В этом смысле Чита составляет компанию Москве и Екатеринбургу.

Когда более-менее освоились с пиротехникой, начали заниматься воздушными шарами - отучились и закупились в Москве, открыли небольшую типографию. Чтобы расширить праздничный бизнес, купил лимузины для проката на свадьбы и другие торжественные случаи. А в 2008 году появился V.I.P. Sound.

- Если отмотать чуть назад, как получилось выстроить сотрудничество с городской и краевой властями? Сегодня ни одно масштабное мероприятие в Чите не обходится без «Читинской пиротехнической студии». Но так было не всегда.

- Первый городской фейерверк был организован 8 марта 1998 года. Это был ещё стадион «Труд» и ещё та компания. Тот фейерверк мы сделали абсолютно бесплатно, чтобы показать свои возможности - никто в городе ничего подобного устроить не мог. После этого мы начали плотно общаться с городским и областным комитетами культуры. Выстраивали отношения долго и непросто. Например, в комитете говорят: "Мы вам даём 100 тысяч, а вы стреляете 20 минут". Приходилось объяснять, что это не будет красиво, наоборот, с таким «фейерверком» репутацию подорву не только я, но и весь город.

Вообще, суммы, которые власти тратят на фейерверки даже в соседних городах - Улан-Удэ, Иркутске, - значительно выше читинских. В 2016 году на День Победы в Чите выделили 300 тысяч рублей, в Иркутске - 2 миллиона. На западе эти суммы, конечно, ещё больше - до 10 миллионов.

- Где и как учились читинские пиротехники?

- Учились много. Например, до 2005 года мы использовали только ручные пульты - задавали циклограмму, время и палили традиционным способом. В Москве же у нас есть друзья - компания «Пирокласс», которая как-то выиграла тендер на организацию фейерверков в 50 городах России в честь открытия МТС. И чтобы не ехать в Улан-Удэ, они отдали нам согласованную с заказчиком программу. Но чтобы сделать её, нужны были цифровые пульты, компьютер - всё, чего у нас не было. Я съездил в Москву, всё это закупил, обучился, и в первый раз мы сделали фейерверк по новым технологиям в Улан-Удэ. Там до нашего появления такого способа организации фейерверков тоже никогда не видели.

- Заказывают ли у нас фейерверки частные лица или компании?

- Да, часто. Заказчик приходит, мы подбираем музыку и на имеющуюся сумму пишем программу фейерверка, которую показываем с монитора. Если всех всё устраивает, ставим звук и работаем. В среднем это обходится в пределах 80-150 тысяч.

- Мы часто упоминаем звук. Какова история появления второй компании - V.I.P. Sound?

- Всё началось со школы. Ещё в 9-м классе я был кем-то вроде диджея - вёл школьные дискотеки на бобинном магнитофоне. Потом, в институте, купил себе две кассетные «Радиотехники» и начал уже сводить. Страсть к музыке была всегда. С появлением «Читинской пиротехнической студии» начались постоянные праздники, и быстро стало понятно, что плотно звуком в Чите никто вообще не занимался. Чтобы понять, какой звук нужен, мы взяли несколько крутых технических райдеров (Технический райдер — перечень оборудования, необходимого для выступления музыканта или музыкального коллектива, - ред.), почти везде указывался Electro-Voice. Эта марка устроила нас по цене и качеству, любой райдер можно было выполнить. Мы созвонились с представительством Electro-Voice в России, оплатили комплект оборудования. Это было как раз перед Днём города 2008 года. Опять же, приехали москвичи, показали нам, как всё работает, и началось.

- Но вначале было только оборудование, не было грузовиков, сцены, света?

- Да. Это уже потом я опять взял кредит - невозможно купить сцену за 4 миллиона на свои накопления, или световое оборудование, которое тоже стоит миллионы. Но в 2012 году всё это ушло в прошлое (23 апреля 2012 года на складе пиротехники в Чите произошёл пожар - ред.).

- Почему компания не прекратила существование после пожара?

- После пожара не осталось ничего, кроме лимузинов и коллектива. Сгорело всё не только у нас, но и у соседей, погорела соседняя база, даже у жилых домов окна повылетали и крыши сорвало - ущерб был огромным. Я собрал свой коллектив и честно сказал, что не осталось ничего. Ушло всего два человека, остальные остались, сказав, что нужно всё восстанавливать, за что им огромное спасибо. Первых три дня было тяжело до безумия, но мне оказали очень большую моральную поддержку - администрация, МЧС, пресса. Я не видел ни одного негативного комментария или статьи о случившемся. Ну, и многие творческие коллективы города собрались и сделали три благотворительных концерта разной стилистики. Понятное дело, что это невеликие деньги, но для меня и всей компании это стало мощным толчком для подъёма. Я всем им очень благодарен.

- Но выбираться пришлось за счёт кредитов?

- Да. Остались прежние и добавились новые. Но мы всё восстановили. Все прежние партнёрские отношения сохранились. Ещё один плюс - пока я оформлял кредиты, Electro-Voice дал мне на год в рассрочку звук, «Пирокласс» отправил пиротехнические пульты, «Карнавал» из Улан-Удэ прислал пиротехнику и мортиры. Помогали все, это бесценно.

- "Читинская пиротехническая" и V.I.P. Sound организуют мероприятия не только в Чите и по краю, но и в соседних больших городах. Как это возможно?

- Дело в том, что у нас есть всё, от сотрудников до машин. В Улан-Удэ одни занимаются звуком, другие - светом, третьи - сценой, четвёртые - экранами, в итоге заказчику тяжело со всеми общаться. Легче обратиться к одному человеку и заказать праздник, чтобы поставили всё, от туалетов до звука и сцены. Мы так и работаем. В Иркутске у меня есть партнёры, которые раньше занимались только звуком. Я их подтолкнул к тому, что они взяли сцену, свет, и теперь они со всем этим работают. Теперь туда мы ездим только потому, что комплект звука у них немного не тот, на больших концертах приходится помогать. Это не одностороннее сотрудничество. Иногда бывает, что в Улан-Удэ есть пульт, который нужен в Чите, тогда они выручают нас.

- Если судить по городским афишам, складывается ощущение, что все мощные концерты в Чите организует V.I.P. Sound. Это значит, что вы не просто ставите аппаратуру, но и полностью организуете концерты, принимаете здесь артистов? Как это происходит?

- У нас есть партнёры в Москве, которые организовывают туры по России. Берут, например, 20 городов, звонят мне и спрашивают, могу ли я взять Читу, Улан-Удэ, Иркутск. Мы согласовываем технический и бытовой райдер, затем встречаем артиста. В райдерах есть пункты, обязательные к исполнению, иначе - штрафные санкции, выражающиеся в тысячах евро. Например, приехал Баста. Я его должен встретить на машине прямо на перроне. Согласовываю всё с железной дорогой, забираю его, везу в гостиницу. Там для артиста заказан люкс, для его команды - полулюксы и одноместные номера. В каждом номере по райдеру должна быть определённая зубная паста, щётка, зубные нити, фрукты, вода и так далее - всё это покупаем мы сами. Заранее согласовано, в каком ресторане и что артисты буду кушать, среди них есть и вегетарианцы. В гримёрке на самой площадке тоже организуем кейтеринг по требованиям райдера. Выставляем нарезки, фрукты, овощи, соки, носки, полотенца - просят всякое. Дальше дело за выполнением технического райдера - ставим сцену, звук, свет, бэклайн, экраны.

- Бывают сложности с соблюдением условий?

- Да. Например, в райдере написано, артист должен передвигаться на "Мерседесе" не старше 2014 года. Мы объясняем, что это Чита, и мы не достанем здесь такую машину. "Лексус 570" 2016 года можем, а "Мерседес" - нет. Так было с Шуфутинским. В итоге был "Лексус", и всех всё устроило.

- Насколько всё это прибыльно?

- Из всех организованных нами концертов прибыльными были только процентов 15. Остальные были провальными или очень провальными, как с ДДТ, где мы «ушли в минус» на 1,2 миллиона здесь и ещё на столько же в Улан-Удэ. Артист никогда не приедет, если не оплатишь 100% гонорара и дорогу. И каждый раз, организовывая концерт, в душе мы надеемся, что заработаем. Но всё зависит от зрителя.

- Приносит ли эта работа хотя бы удовольствие?

- Конечно. Хотя концерты я уже практически не смотрю - всё время или в гримёрках решаем вопросы с директорами, или в фойе, приходится всё держать под контролем. Но выходя в зал и видя, как люди радуются, я понимаю, что кроме нас этого в регионе почти никто не делает, и оно того стоит. И мы опять тратим свои деньги на организацию новых концертов.

- Но возможно ли исправить ситуацию и начать на этом зарабатывать больше?

- Планировать в этой сфере ничего невозможно. Мы всегда максимально вкладываемся в рекламу, но если в Иркутске на Басту было продано билетов на миллион рублей всего за один день, то в Чите на это ушёл месяц. Или взять Лазарева. Сразу после "Евровидения" в Ангарске было продано билетов на 500 тысяч. У нас - на 50. Всё зависит от зрителя, и предугадать успех концерта невозможно. Мы уже предлагаем и бесплатную доставку билетов - даже ходить никуда не нужно, всё привезут домой, но не помогает.

- Но ведь в мире на этом делают огромные деньги?

- В мире зарабатывают не столько на билетах, сколько на спонсорах. Плюс в мире не знают Российского авторского общества (РАО). У них есть свои структуры, которые за авторские права берут совсем другие проценты. Если у нас РАО забирает 5% от всей суммы проданных билетов, то в Америке - 0,5%.

- Какие ещё неудобства мешают работать?

- Меня всё устраивает, но есть мечта - иметь собственную концертную площадку на 2 тысячи посадочных мест. Тогда проблем было бы меньше, было бы удобнее и мне, и зрителям, и артистам. Потому что залы у нас строят люди, которые не понимают, что делают. При этом в чужом зале могут дать на монтаж всего 4 часа, тогда как один сабвуфер весит 100 килограммов, верхушка - 56 килограммов. Сколько усилий нужно, чтобы собрать всю сцену?

- Сами артисты часто добавляют хлопот?

- Когда читаешь райдер и общаешься с директорами, думаешь только о проблемах и возможных штрафах. При встрече же с артистами мы общаемся так, что они уже не могут отменить концерт или штрафовать. Даже проблемные артисты в Чите оттаивают. Но многие из них просто отличные люди. Артисты есть разные. Например, с Ingrid мы подружились очень близко, при том, что она почти не знает русского. Простая, коммуникабельная, общительная звезда мирового масштаба. Очень хорошие отношения сложились с Арбениной.

- Если это не тайна, каких артистов ждать в Чите в обозримом будущем?

- Ваенга, Винокур, Баста, ещё велика вероятность того, что организуем концерт Би-2 с симфоническим концертом. Беда в том, что оркестр нужно везти из Улан-Удэ. Это затратно, вопрос в том, потянем ли. Не хочется делать билеты по 5 тысяч рублей. Хочется, чтобы люди могли себе позволить этот праздник.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
ТОП 5
Мнение
«СССР был разрушен пустыми словами». Леонид Лундстрем об испанском стыде и творчестве в нем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Мы должны быть конкурентны с Москвой»? Замминистра по туризму — о развитии отрасли в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
Зайцы в тралике! Как работает читинский общественный транспорт без кондуктора
Любовь Никитина
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления