Город обзор Обезглавленный минфин и кадровый вакуум – в обзоре событий недели

Обезглавленный минфин и кадровый вакуум – в обзоре событий недели

На политическом горизонте Забайкалья не видно никого, кто бы смог, заняв вакантное кресло краевого министра финансов, изменить ситуацию с нехваткой денег в бюджете региона.

Правительство Забайкалья не по своей воле покинул Андрей Кефер - последний министр времён Равиля Гениатулина, переживший кабинетные чистки Константина Ильковского и сохранивший свой пост после его отставки. В команде врио губернатора Натальи Ждановой он проработал полгода и в итоге был назначен крайним – отставка министра, судя по всему, напрямую связана с задержками зарплат бюджетникам.

Сейчас на политическом горизонте Забайкалья не видно никого, кто бы смог, заняв вакантное кресло краевого министра финансов, кардинально изменить ситуацию с нехваткой денег в бюджете региона. Дефицит специалистов ощущается и в других органах исполнительной власти края, который из-за недальновидной политики Ильковского попал в кадровый вакуум.

Валентин Булавко: Рондо Кефера

Первая новость, в которой Андрей Кефер упоминается на «Чита.Ру» - о задержках зарплат. В 2005 году, когда теперь уже бывший министр возглавлял финансовое управление администрации Читинского района, бастовали врачи атамановской больницы.

Взлёт молодого экономиста Кефера был стремительным. В 1998 году, окончив Иркутскую государственную экономическую академию, он занял должность консультанта отдела экономического анализа комитета по финансам Читинской области и за шесть лет дошёл до замруководителя контрольно ревизионного управления, а на седьмом году перешёл в районную администрацию - руководить финансами.

Ноябрь вроде бы благополучного 2005-го. Врачи атамановской поликлиники уже год получали зарплату с задержками или не получали вообще, отпуска срывались, некоторые медики увольнялись и шли работать в медучреждения Читы. Районная администрация обещала рассчитаться с врачами к Новому году. Андрей Кефер, 31-летний финансист, договаривался с областными властями о выделении району дополнительных бюджетных кредитов или увеличении финансовой помощи.

В 2008 году Андрей Кефер ушёл из района на повышение - стал замминистра финансов, а в первый день 2013-го Равиль Генниатулин назначил его министром. Он продержался в кресле дольше всех своих тогдашних коллег - пережил кабинетные чистки Ильковского и задержки зарплат при нём же, полгода проработал во временном правительстве Ждановой.

Зимой 2015 года начались массовые задержки зарплат забайкальским бюджетникам. Теперь Андрею Кеферу, 40-летнему финансисту, пришлось договариваться с федеральными властями о выделении региону дополнительных бюджетных кредитов или увеличения финансовой помощи. Почти через 10 лет всё повторилось, но уровнем выше.

Ситуацию с зарплатами бюджетников удалось стабилизировать за несколько месяцев ценой стремительного увеличения госдолга края и расходов, закрытых доходами лишь на бумаге. Проблему вроде бы замяли, но 27 июля 2016 года выяснилось, что Андрей Кефер фигурирует в деле о задержках зарплат и ему вменяют превышение полномочий. Вечером того же дня врио губернатора сняла главу минфина с должности.

Кеферу я искренне сочувствую. Ещё год назад, когда минфин правдами и неправдами проводил через заксобрание поправки в бюджет с виртуальными доходами, чтобы хоть так избежать краевого дефолта, от министра веяло безысходностью - он точно понимал, что так неправильно, но, думаю, уже сам не видел лучшего выхода. Совестливый чиновник - редкий персонаж, которому сложно не сопереживать.

Кефер хороший финансист, возможно, он бы мог пойти выше - в федеральный минфин. Мы даже можем представить, как Андрею Кеферу, 50-летнему министру финансов, пришлось бы договариваться с МВФ о выделении стране дополнительных кредитов и увеличении финансовой помощи. Хотя, перспектива так себе, и всем нам будет лучше от того, что фортуна отвернулась от Андрея Иосифовича именно сейчас.

Андрей Козлов: Старый профессионал с умной головой, которому не нужно расти и с которым не нужно рассчитываться

Временно исполняющая обязанности губернатора Забайкальского края Наталья Жданова накануне выборов выбрала тройку претендентов на должность сенатора. Слава богу, эту тройку возглавляет Баир Жамсуев – действующий член Совета Федерации, имеющий огромный опыт именно представительской работы, и не имеющий конкурентов в претензиях на этот пост.

26 июля «Коммерсант» без ссылок на источники сообщал о том, что Жамсуева в списке Ждановой не будет, и стало тревожно – кого ещё врио губернатора может сосватать в Москву следом за бывшим директором регионального Фонда обязательного медицинского страхования Алексеем Бутыльским. Но федеральные эксперты в очередной раз ошиблись.

В кадровой чистке в правительстве и его окрестностях, которую Жданова устроила сразу после своего назначения в феврале, до сих пор крайне сложно разгадать систему. Единственным очевидным вектором стала миграция части депутатов заксобрания на должности в исполнительной власти региона. Но вокруг этого вектора слишком много ляпов, смысл которых в ряде случаев вряд ли может объяснить и сама Жданова.

Складывается впечатление, что очередной губернатор находится в своеобразном кадровом вакууме. Её предшественники после 2008 года уничтожили систему подготовки кадров для исполнительной власти (я думаю, что Константин Ильковский вообще не подозревал, что для власти нужно годами готовить какие-то там кадры), и менять неугодных министров, вице-премьеров и руководителей ключевых управлений просто не на кого. Поэтому их порой меняют на кого попало. Не исключено, что претендентов на часть должностей через Жданову проталкивают люди из её ближайшего окружения, возможно, родственники, знакомые и прочие советники, смутно представляющие себе систему управления регионом и преследующие мелкие корыстные цели. Где-то, конечно, сказываются и эмоции Ждановой, где-то недостаток опыта работы на столь серьёзной должности.

Совокупность всех этих факторов могла привести к тому, что сенатором от региона после 18 сентября стал бы очередной депутат заксобрания, которому «пора расти», или чей-нибудь давний знакомый, с которым «нужно рассчитаться», или ещё какой-нибудь «молодой профессионал» с «умной головой». Но здравый смысл на этот раз возобладал, и Жамсуев пост сохранит, ибо сложно представить себе в роли сенатора уважаемую мной Татьяну Клименко или странного серого чиновника Александра Петрова, имя которого по неизвестным причинам вот уже полгода тягают из праймериз в теперь вот сенаторы.

Кира Деревцова: Дальневосточный гамбит

В администрации президента обсуждалась возможность перевода Забайкальского края из Сибирского федерального округа в Дальневосточный, но региональные чиновники ничего об этом не слышали. В России этим никого не удивишь - все инициативы спускаются сверху вниз, именно поэтому наш строй сложно назвать демократическим. Губернаторов переназначают, полпредов меняют местами, регионы выводят из составов округов и включают в другие. Всё это проводится на фоне посиделок с механизаторами и йогуртом - красиво. На деле власти пользуются нашей экономической и политической пассивностью, а чаще - безграмотностью и гражданским равнодушием. Так, крымчане, которые вошли в состав России после народного референдума, через два года столкнулись с тем, что их полноценный федеральный округ нивелировали и включили в Южный, когда-то называвшийся Северо-Кавказским. Нивелировали экономически, сделали быстро - власти не спрашивают, не объясняют выгоды с точки зрения социально-экономического развития, не говорят, что у региона останется, а что нет после включения в другой округ. При этом многое в том, что касается качества жизни регионов в составе округа по идее должно ложиться на плечи полпреда, но этот институт в России себя изжил. Путин откровенно назначает на должности своих охранников и близких военных - хороших исполнителей и сторожей. Но регионам не нужны сторожа, им нужны специалисты, местные - те, кому не нужно включаться в процесс, те, кто в этом процессе живёт. Вместо этого президент сделал рокировку на глазах у всей страны и пошёл есть йогурт, отбросив пешку в виде общественного мнения для того, чтобы сразу приступить к игре.

Заявление о возможном включении Забайкалья в состав ДФО в середине июля сделал депутат Госдумы Николай Говорин. Он, вероятно, не только считает эту идею удачной, он - её инициатор. Прямая линия с президентом, во время которой он попросил включить регион в программу развития Дальнего Востока до 2025 года, привела к более масштабному обсуждению. Территориально Забайкальский край - чужой в составе ДФО - почти все его регионы имеют выход к морю. А целевая программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года уже существует. Она направлена на улучшение качества дорог, железных дорог, морских портов, на производство в регионах, на их социально-экономическое развитие. В виду этого странно включать Забайкалье в состав ДФО и даже ошибочно, потому что есть Байкальский регион, для которого уже сегодня рассматривают возможность газификации и предлагают общую оздоровляющую экономическую линию - Бурятия, Иркутская область и Забайкалье. Три территории, которые появились на бумагах в составе объединённых. Это, кстати, была в том числе работа полпреда Николая Рогожкина, которую он успел довести до совещания в правительстве. Теперь в Сибири полпред Сергей Меняйло - человек, которого ненавидит Севастополь.

Самое удивительное в этой ситуации, что региональные чиновники ничего не слышали - то есть, ладно мы - простые граждане, но, выходит, даже их не спросили о включении края в ДФО. Спикер заксобрания Игорь Лиханов сказал, что обсуждать пока нечего, врио губернатора Наталья Жданова отписалась одним предложением. Но что, если это реальная перспектива - включение в состав Дальнего Востока? Только, невзирая на радостную окрылённость Говорина, ТОРы - это не спасение, сегодня их не может быть много - самостоятельные территории с налоговыми льготами на несколько лет не нужны государству в большом количестве, а в условиях истощения резервного фонда и вовсе затратны. Забайкалье - сибирский регион. Его проблемы не решит технический вывод и ввод, его проблемы решит грамотное управление, а не перераспределение доходов внутри самого большого округа - Дальнего Востока, который вряд ли будет рад новому пасынку в экономическом плане.

Дарья Прокопьева: Неисповедимые пути к губернаторству

Владимир Путин 28 июля назначил исполняющим обязанности губернатора Калининградской области некоего Евгения Зиничева. О новом главе региона практически ничего не было известно. И только 30 июля пресс-секретарь президента подтвердил, что новый глава региона раньше работал в службе безопасности президента.

Итак, послужной список Зиничева состоит из трёх пунктов – «служил на различных должностях в органах госбезопасности», работал в службе безопасности президента и возглавлял управление ФСБ по Калининградской области. Этот человек многое знает о безопасности, но сможет ли он контролировать целый регион, претворять в жизнь законы, поддерживать экономику, повышать привлекательность региона для туристов, разбираться в здравоохранении, культуре и образовании в подвластной области?

Я всегда думала, что руководство регионом требует немалого опыта. Человек на этой должности должен знать изнутри проблемы области или края, должен до этого не один год проработать в городской или региональной администрации. Важно, чтобы он успел понаблюдать за своим предшественником, попробовать себя в руководстве уровнем пониже – посёлком, городом, районом.

То, что Евгений Зиничев возглавлял управление ФСБ вызывает уважение, однако не даёт никаких гарантий. Он занимал эту должность всего год, что ничтожно мало. У него наверняка не было возможности вникнуть в экономику, законодательство, многие проблемы Калининградской области. Поэтому его назначение не кажется мне целесообразным.

И это проблема не только Калининградской области, но и других регионов. Если не ошибаюсь, сейчас их 17 - областей и краёв, где в губернаторском кресле сидят выходцы из силовых структур. Причём не у каждого из них есть опыт работы в правительствах, в законодательной сфере. А я верю, что без подобного опыта в управлении городом, областью или краем не обойтись.

Ирина Халецкая: Захламлённый город

«Гринпис России» припозорила власти Забайкальского края за то, что ответить на запрос вовремя они не смогли. Требовалось дать характеристику деятельности региона в борьбе с мусором и разработке территориальной схемы обращения с отходами. Забайкалье два месяца не отвечало на запрос, пока, вероятно, представители минприроды не узнали об этом в нашей ленте новостей. Быстро нашлись виноватые, ответ всё же отправили. В нём говорится, что минприроды Забайкалья разработала такую схему и еженедельно направляет в управление Росприроднадзора данные для свода.

По сути это не ответ, а скорее отписка. Во-первых, он уже протух как два месяца назад, во-вторых, в нём ничего совершенно непонятно. Нет ничего про мусоросортировочный завод, который на самом деле и не завод вовсе, а только линия, где пакеты отделяют от жестяных банок вручную. Ничего не рассказывается про полигон ТБО, который работает без лицензии и даже не внесён в градостроительный план. Для примера ответ Новосибирской области: «В Новосибирске уже 500 контейнерных площадок оборудовано баками для раздельного сбора. И на этом правительство области не планирует останавливаться: к 2020 году планируют установить цветные баки в четырёх районах Новосибирска. Радует и то, что власти региона заботятся о населении и не планируют строить опасные мусоросжигательные заводы. Поддержите главу региона и скажите ему, что хотите видеть цветные контейнеры не в четырёх районах, а в каждом дворе».

В нашем регионе иначе - озёра, Сухотино, лес, город убирают волонтёры и неравнодушные жители. При этом районные власти не торопятся им помогать и не забирают мусор, собранные в пакеты неделями. Но об этом в отчётах вряд ли сообщает минприроды.

Роман Шадрин: Апатия

С точки зрения современного общества я, вероятно, болен. Потому что в медицинском смысле иногда накрывающая меня, и не только меня, социальная апатия - это не состояние души, а вполне себе симптом. Но ничего не могу с собой поделать, чем больше «громких» событий вонзается в календарь общественной части моей жизни, тем меньше она мне интересна. Путин попил чаю с трактористами и в тот же день перекроил политическую карту страны, Америка невоспитанно тычет пальцем в Россию - подозревает в недобром и дёргается по поводу предстоящих выборов, Россия сама дёргается по поводу своих выборов, Исинбаева плачет, русские болельщики в Рио неистово пляшут, Зурабов с облегчением вылетает из Киева, Украина смотрит на стрелку давления в газовой трубе и отнекивается от долга, злясь на присоединение Крыма к ЮФО, бум! бам! и так далее, и тому подобное. Рогожкин, до свиданья! Кефер? К чертям! И это - ничтожная часть событий, мелькавших перед глазами на неделе.

Есть такая теория, что мировая политика давно строится по принципам шоу-бизнеса. Чем эффектнее внешне, тем эффективнее и прибыльнее, в противовес древней мудрости Лао-цзы: «Лучший правитель - тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Моя апатия - не пустой взгляд в потолок, а глубокое сожаление в том, что американские выборы или склоки на Чайковского, 8, часто волнуют нас больше, чем летняя аллергия близких и планы на собственный вечер. Вот почему современные музыканты снимают такие клипы. Какой мир, такое и искусство.

Клип группы Daughter «No care» был опубликован 28 июля

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления