Город Легко ли быть предпринимателем? Да, если рядом грамотный помощник

Легко ли быть предпринимателем? Да, если рядом грамотный помощник

Что делать, если вы хотите открыть своё дело без юридического или экономического образования?

Многие задумываются о собственном бизнесе ещё в университете. Кто-то грезит о звукозаписывающей студии, сети супермаркетов или бензоколонок, кто-то хочет открыть небольшую кофейню. Но очень часто мечты разбиваются о нормы законодательства, отсутствие денег или инвесторов, а также неумение составить бизнес-план и грамотно его презентовать. Чтобы этого не случилось, можно окончить вуз по экономическому или юридическому профилю или проконсультироваться с Сергеем Мальцевым – кандидатом экономических наук и генеральным директором консалтинговой компании.

Сергей Мальцев – предприниматель, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ЗабГУ. В 2002 году совместно с выпускниками ЗИП СибУПК основал консалтинговую компанию АНЭКТ.

– В 2002 году открыть собственный бизнес было труднее или проще?

– Идеология предпринимательства состоит в том, чтобы постоянно искать что-то новое, генерировать идеи и воплощать в жизнь планы, улучшая окружающий нас мир. При этом предприниматель, как правило, не считается с затратами собственного времени, забывает о выходных и праздничных днях. Он неустанно заботится о своём детище, претворяя идеи в жизнь и внедряя какие-либо новшества в производство и управление.

Часто окружающим кажется, что быть предпринимателем – это финансовая независимость и возможность получать большие суммы. При этом простому обывателю не видны «муки творчества», когда предприниматель пытается реализовать собственный или адаптировать уже реализованный проект. Скрыты от посторонних глаз и взаимоотношения с государством в лице Федеральной налоговой службы и Государственных внебюджетных фондов, а также различных контролирующих органов – Рособрнадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования.

Сейчас начинать какой-либо бизнес сложнее потому, что это требует согласования со стороны различных контролирующих органов. Да и потребитель стал более грамотным и придирчивым. Изменился уровень информированности граждан. Они стали более мобильными, быстрее организуются в группы и сообщества, в том числе с помощью социальных сетей.

Начинающему предпринимателю трудно сориентироваться в налоговой и банковской сфере, сложно составить полноценный бизнес-план. Они подчас не знают потребности рынка товаров, работ и услуг, не могут сориентироваться в хитросплетениях трудовых отношений между наёмными работниками и работодателями.

Существенную роль играют показатели инфляции, денежно-кредитная политика государства, возможность получения кредитов и займов для развития бизнеса и реализации проектов.

Знаете, почему большинство россиян не пострадало от финансовых кризисов 1998 и 2008 годов, а также продолжающегося спада мировой экономики? Потому что у большинства нет ни акций, ни облигаций, да и денег подчас нет. А британский сталелитейный магнат Лакшми Миттал за один день потерял более одного миллиарда долларов США из-за того, что стоимость акций его компаний резко снизилась.

Как в этом случае оценивать свои возможности и потенциальные риски? Как избежать неприятных последствий изменения конъюнктуры рынка, какую форму ведения бизнеса и систему налогообложения выбрать? Как оформить сотрудников и грамотно осуществить налоговое планирование и ряд других не менее важных вопросов?

Предприниматель может рассмотрение всех этих вопросов и поиск возможных альтернативных вариантов возложить на себя, либо делегировать эти полномочия своим сотрудникам, либо обратиться за консультацией к стороннему специалисту.

Компания АНЭКТ занимается информационным, бухгалтерским и юридическим сопровождением бизнеса. Её сотрудники помогают начинающим и опытным бизнесменам правильно оформить бумаги, спланировать деятельность организации и минимизировать риски.

Консалтинговая компания ООО «АНЭКТ» создана, чтобы помочь предпринимателям реализовать свой потенциал и быстро ответить на вопросы, связанные с производственной, финансовой и коммерческой деятельностью.

Мы предлагаем различные услуги для бизнеса от разработки бизнес-плана, маркетинговых исследований и регистрации компании, и заканчивая её ликвидацией или реорганизацией. По сути, человек может обратиться к нам, сказать: «Хочу заниматься неким видом бизнеса, но не знаю, как его организовать». И мы поможем.

– Появление подобных компаний явно упрощает жизнь предпринимателям. Что ещё изменилось в бизнес-сфере в лучшую сторону?

– Информационные технологии не стоят на месте. Сейчас бухгалтер, юрист, специалист по управлению персоналом и взаимодействию с контрагентами и другие специалисты могут работать удалённо в режиме дистанционного доступа и видеоконференций.

Общение с контролирующими органами становится более упорядоченным и переходит на электронный документооборот (ЭДО). Всё больше организаций внедряют подобные системы.

Аналогичным образом развивается взаимоотношения хозяйствующих субъектов с банковским сектором, который способен предложить предпринимателям широкий спектр услуг для бизнеса, корпоративных клиентов и частных лиц.

ООО «АНЭКТ» с 2004 года занимается подключением и обслуживанием абонентов системы электронного документооборота «Контур-Экстерн». Также клиентам предлагаются услуги по изготовлению электронной подписи (ЭП) для различных сфер применения, в том числе государственных и коммерческих торгов, системы ЕГАИС, маркировки пушных и меховых изделий.

– С какими банками вы бы советовали сотрудничать молодым предпринимателям?

– Многие начинающие предприниматели задают этот вопрос. В ответ же мы предлагаем сравнительную характеристику коммерческих банков, которые представлены в Забайкальском крае и предоставляем возможность предпринимателям самостоятельно выбрать банк в зависимости от сферы деятельности, интенсивности хозяйственных операций и характеристики контрагентов.

Возьмём, к примеру, «Россельхозбанк» со стопроцентным государственным капиталом. Из названия понятно, что банк ориентирован на агропромышленный сектор, но это не значит, что другие организации и частные лица не могут открывать счета и кредитоваться в нём. Есть свои преимущества и у Сбербанка – он представлен широкой сетью отделений и банкоматов, система Сбербанк Бизнес-Онлайн работает до 23-00 даже в выходные дни. При выборе банка важно учитывать все детали и выбирать тот, с которым удобнее работать.

«Высокая цена на электроэнергию тормозит развитие производства в Забайкалье»

– Кому сейчас приходится труднее – бизнесу в сфере услуг, торговли или производства каких-либо товаров?

– Традиционно торговых организаций в Забайкалье более чем достаточно. Скажу больше: Чита в пересчёте на одного жителя обеспечена торговыми площадями даже лучше, чем Москва и Санкт-Петербург. И несмотря на это, торговые центры продолжают строить, хотя нам далеко до китайцев, которые построили коммерческую недвижимость на 25 лет вперёд.

Очень мало производственных предприятий, поэтому такие проекты в Чите наверняка стали бы успешными. Но здесь останавливает высокая цена на электроэнергию, которая тормозит развитие производства. Сейчас в Забайкальском крае есть только одна площадка для создания промышленных предприятий – Краснокаменск, который должен стать территорией опережающего социально-экономического развития.

Следует также учитывать, что необходимо грамотно планировать логистические операции и оперативно доставлять планируемые к выпуску товары в другие регионы.

– Насколько рискованно открывать своё дело в кризис?

– Не зря говорят, что в условиях кризиса или нестабильности рождаются новые компании. Посмотрите на кризис 1998-го года. Современные успешные компании и торговые сети возникли как раз в то время. Потому что в такой момент происходит переосмысление ценностей, поиск идей, перестройка хозяйственной деятельности и даже мышления.

Не так давно в Чите проходил «Сибирский гражданский форум», во время которого студенты задавали вопросы успешным предпринимателям. Двое молодых людей из нархоза рассказали, что хотят открыть транспортную компанию, но не знают, в какой форме это сделать – нужен же офис и тому подобное. Но зачем им какие-то кабинеты? Что мешает организовать офис на колёсах или просто взять ноутбук – офис, который всегда с вами. Для современных небольших компаний арендованное помещение – ненужный атрибут. Но чтобы осознать это, нужно перестроить мышление и избавиться от стереотипов.

– Не проще ли начинать бизнес по франшизе, чем браться за дело с нуля?

– Каждый выбирает сам. Кто-то может открыть маленькую буузную, а кто-то грезит о ресторане большой федеральной сети. Тут всё зависит от того, сколько средств предприниматель готов вложить, ведь франшиза предполагает выплату определённых платежей.

В чём-то бизнес по франшизе проще. Здесь предлагается раскрученная торговая марка, централизованная рекламная кампания. Есть определённые инструкции – что нужно сделать, чтобы компания заработала. И главное – сколько средств нужно вложить.

Но отдельный разговор – это востребованность. Забайкальский предприниматель Юрий Бажин однажды рассказал мне о том, как оценивает задуманные проекты: «Если я вижу что-то, реализованное в Иркутске и Красноярске, то эта идея, скорее всего, сработает в Чите. Но если проект питерский или зарубежный, то далеко не факт, что он будет востребован в Забайкалье».

– Так как же минимизировать риски и не провалиться?

– С помощью анализа ситуации, рынка, партнёров. Дело ведь начинается с бизнес-плана, а качественный план не составить без маркетинговых исследований. В АНЭКТ мы делаем и то, и другое. Скажем, перед выходом на рынок Забайкальского края компании МТС, мы со студентами исследовали рынок сотовой связи. И самой большой проблемой в то время было найти на улице человека с мобильным телефоном.

Можно заниматься научно-исследовательской работой, но без реального внедрения в производство изобретения, новшества и инновации не могут принести пользу даже их создателям. Мне посчастливилось в ноябре 2012 года стать участником круглого стола, который проходил в Новосибирске на базе Сибирской академии государственной службы и был посвящён вопросам и проблемам развития малых инновационных предприятий (МИПов).

1 из 3

Оказалось, что существенным стопором в развитии предпринимательства в Забайкальском крае является высокая стоимость электроэнергии и энергоносителей, а также отсутствие квалифицированных кадров технических специальностей и недоверие инвесторов. Тогдашний полпред президента России по Сибирскому Федеральному округу Виктор Толоконский посетовал, что в Новосибирской области исчерпаны все энергетические мощности для размещения крупных производств, а будущее Забайкалья ему видится исключительно в развитии горнорудной отрасли. При этом практически не принимаются во внимание возможности развития туризма, транзитного потенциала Забайкалья и развитие альтернативных источников энергии в виде солнечных и ветроэлектростанций.

Другая проблема – это оценка благонадёжности партнёров. Одно дело, когда человек из компании рассказывает, какие они «белые и пушистые». Другое дело, когда вы сами проверили их на наличие арбитражных дел, участие в системе государственных закупок. Всегда можно спросить у «Гугла» – насколько часто компания упоминается в интернете, есть ли скандальные публикации, какие новости пишут о её руководстве.

Существует также система «Контур-Фокус», которая позволяет изучить партнёров, их финансовое и имущественное состояние. Происходит это с помощью сведений, которые подаются в органы статистики, налоговую службу. Некоторые продукты «Контура» помогают проследить взаимосвязь между организациями, когда один человек является руководителем или учредителем в нескольких компаниях.

Я настоятельно рекомендую пользоваться этой системой заказчикам в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Для них крайне важна информация о благонадёжности исполнителя. К тому же, законодательство даёт право отказаться от закупки на любой стадии, если поставщик предоставил недостоверные сведения.

«Компании играют на государственных торгах, как на бирже»

– Насколько система госзакупок упрощает жизнь предпринимателям?

– Поставщик может получить гарантированный государственный заказ – в условиях кризиса это полезная вещь. Но если закупки проходят в форме электронного аукциона, то происходит игра на понижение и норма прибыли становится меньше. Если вы посмотрите на сайте госзакупок отчёт Счётной палаты в части применения Федерального закона 44-ФЗ*, то увидите экономию бюджетных средств от организации системы госзакупок. Это цифра со многими нулями – несколько триллионов сэкономленных денег.

Но не все фирмы, которые функционируют в Забайкалье, в состоянии конкурировать по ценовым предложениям с московскими организациями. Так появился особый вид бизнеса – стали открываться компании, которые выигрывают тендеры, предлагают их на субподряд и получают комиссию только за то, что получили контракт. То есть, люди профессионально играют на торгах.

Это происходит потому, что у территориальных поставщиков нет средств. Некоторые ещё могут наскрести на обеспечение заявки, но по закону требуется также обеспечение исполнения контракта. Ещё не приступив к исполнению, компания должна перечислить от 5 до 30% заказчику в качестве гарантии. Это то же самое, что заморозить свои оборотные средства. Не каждый может себе такое позволить.

– Для участия в торгах нужна электронная подпись. Как её получить?

– Для физического лица нужно желание, небольшая сумма, паспорт и СНИЛС**. Для юридического – выписка из ЕГРЮЛ***, копия паспорта руководителя или доверенного лица, СНИЛС, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. Если руководитель не является собственником организации, то требуется документ о его назначении.

Прежде чем участвовать в торгах, поставщику необходимо пройти аккредитацию на электронной торговой площадке (ЭТП). За это многие компании берут деньги, причём весьма внушительные. Мы же говорим клиентам, что всю процедуру они могут пройти самостоятельно. Либо наши специалисты могут сделать это за них, но тогда придётся заплатить определённую сумму, чтобы компенсировать наши временные затраты.

– Что нужно для самостоятельной аккредитации?

– Требуется выписка из ЕГРЮЛ не старше 6 месяцев, уставные и регистрационные документы в PDF-формате. На электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» к этому относятся очень серьёзно. Был один клиент, который не прошёл аккредитацию из-за того, что в уставе был прописан один адрес, а в регистрационной выписке – другой.

Документы должны быть в порядке. Некоторые воспринимают бухгалтерию как рутинное занятие, ведь работа бухгалтера незаметна. Но если руководитель принимает решение, не проконсультировавшись с ним, то это может вызвать неприятные последствия – скажем, в отношениях с налоговой инспекцией.

«Если вы работаете со сторонним бухгалтером, то штрафные санкции ложатся на его плечи»

– Как этих последствий избежать?

– Каждое действие находит отражение в системе бухгалтерского учёта. Не зря ведь говорят, что бухучёт – это зеркало хозяйственной деятельности. На международном гербе бухгалтера изображены солнце, кривая Бернулли, весы и лозунг «Science. Conscience. Independence». В переводе – «Наука. Совесть. Независимость». То есть бухгалтер должен быть подкован в теории, обладать практическими навыками и понимать последствия.

Технология аутсорсинга****, по которой мы работаем, помогает компании избежать последствий бухгалтерских ошибок. АНЭКТ несёт ответственность за качество услуг. Поэтому если вдруг мы нарушили сроки предоставления отчётности или что-то неправильно посчитали, то финансовые санкции ложатся на наши плечи. В таком случае клиент никак не рискует, в то время как при штатном бухгалтере штраф выплачивает работодатель.

– Но насколько можно быть уверенным в квалификации стороннего бухгалтера или юриста?

– Сотрудники нашей компании неустанно повышают свой профессиональный уровень, осваивают новые технологии и постоянно учатся. При общении со студентами я часто им повторяю, что если они выбрали профессию бухгалтера, то будут вечно молодыми, так как по одной теории старость наступает только когда исчезает потребность в обучении. А у бухгалтера она не исчезает никогда.

Кроме того, следует учитывать, что Россия больше азиатская страна, нежели европейская и не только географически, но и традициями межличностного общения и правилами ведения бизнеса. Для российских предпринимателей важна возможность неформального общения с партнёрами и наличие связей.

АНЭКТ предлагает полный комплекс бухгалтерских и юридических услуг для бизнеса. Специалисты компании могут вести бухгалтерский учёт, предоставлять электронную отчётность в Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Росстат, автоматизировать деятельность предприятия с помощью системы «1С: Предприятие».

«Найдите такое дело, чтобы оно было вам до ужаса интересно».

– Если человек подходит с настроением к какому-то бизнесу, то этот бизнес будет удаваться. Можно открыть любое дело, лишь бы оно было занимательным и приносило пользу и хорошие деньги. Я всегда говорю студентам: «Найдите такое дело, чтобы оно было вам до ужаса интересно. А если вам за это ещё и деньги будут платить, то дело окажется вдвойне приятней».

Анэкт, консалтинговая компания

ул. Тимирязева, 25, 40 офис
8 (3022) 350-987

* Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

** Страховой номер индивидуального лицевого счёта.

*** ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц.

*** Аутсорсинг – привлечение внешнего источника.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления