Город обзор Смерть газет и больницы, с которыми можно делать всё — обзор районных СМИ

Смерть газет и больницы, с которыми можно делать всё — обзор районных СМИ

У районных газет в Забайкалье просто нет денег. Некоторые сдают помещения в аренду, некоторые отказываются от журналистов.

Я уже около полутора лет примерно два-три раза в месяц просматриваю районные газеты, чтобы сделать обзор. За это время стало сложно не замечать то, что одни районки постепенно превращаются в вестников происходящего в кабинетах на Чайковского, 8, а другие — в сборник телепрограммы и объявлений. Поначалу я думал, что в отдельно взятом районе попросту не происходит большого количества событий, о которых можно было бы постоянно писать. Всё, как и ожидалось, весьма сложнее и проще одновременно.

У районных газет просто нет денег. Совсем недавно главред «Ононской зари» говорил, что может закрыть газету из-за прекращения финансирования из районного бюджета в связи с необходимостью повысить минимальный размер оплаты труда. Пришлось сокращать сотрудников, отказываться от автомобилей. Вполне вероятно, что такая участь ждёт многих журналистов в муниципалитетах. Потому что свой доход у каждой газеты мизерный — минимальная реклама, подписка и создание ксерокопий. Ужиматься дальше некуда — в той же «Нерчинской звезде», что на этой неделе и подняла эту тему, пришлось сдавать помещения в аренду и садить всю оставшуюся редакцию в один кабинет.

Кому-то приходится сокращать даже журналистов — созданием контента занимается редактор и оператор. Поэтому неудивительно снижение контента и его неоригинальность.

Читать «Нерчинскую звезду».

Районная газета: откровенно о себе

«А почему фотографии на «Бессмертный полк» в этом году платные? Раньше «внештатникам» за публикации газета платила, а теперь ещё с нас же деньги берёте. Нам «пиар» в районной газете не нужен, у нас свой сайт есть. Что вы говорите, что в редакции непростое положение, вам же из районного бюджета 500 тысяч дают», - это несколько вопросов и обращений в редакцию газеты за последнее время. Отвечая на все одновременно, хочется откровенно рассказать о том, что происходит с районной прессой, и не только в нашем муниципалитете.

Без вопроса о развитии

Как живёшь, «районка»? Пока упуская подробности функционирования своей родной газеты, хочется начать ответ на этот вопрос с комментариев редактора «Шелопугинских вестей» Светланы Васильевны Рыбальченко. 27 апреля она описала положение так: «В газете остались три человека - я, бухгалтер и оператор. Взять дополнительно никого не могли - платить нечем. В месяц на заработную плату нужно 50 тысяч рублей. Задолженность для нас - привычное дело. Недавно только за февраль зарплату получили. Я работаю в газете 24 года, раньше штат был 22 человека. В течение восьми месяцев (с августа) администрация района не выделяла денег на зарплату, в декабре уволились практически все. Ушли стажисты, что по 20-30 лет отдали «районке».

Держались за счёт того, что пенсию получали. Молодёжь не идёт, им заработная плата вовремя нужна. Собственные доходы, включая подписку, немногим больше 800 тысяч в год, за последние три года они упали. Наши предприниматели рекламы дают мало, из платных услуг только бланки, распечатка документов и ксерокопирование». Задавать вопрос о развитии газеты не стала, всё понятно без слов. Светлана Васильевна пояснила: «Народ из района бежит, особенно молодёжь и трудоспособное население. На место оператора с трудом нашли молодого человека».

Подняли МРОТ- придётся закрывать

Ещё один ответ в информации краевого информагентства «Чита.Ру» следующего содержания:

«Администрация Ононского района запланировала остановить субсидирование районной газеты «Ононская заря» из-за федерального поручения повысить бюджетникам минимальный размер оплаты труда (МРОТ), что лишит редакцию половины дохода и приведёт к закрытию издания», - сообщил главный редактор газеты Владимир Сухих.

«Пятьдесят процентов дохода мы получаем в виде субсидий на исполнение муниципального задания, примерно столько же зарабатываем сами. Понятно, что если финансирование будет невозможным, то и проблемы дальнейшей работы станут реальны», - сказал Сухих.

Главный редактор отметил, что из-за повышения МРОТ он был вынужден уменьшить рабочее время для сотрудников на 1-2 часа. Сокращать штат редактор не намерен: «У меня и так корреспондента нет, потому что я его ещё 3 года назад сократил. Когда в 2014 году пришёл сюда, у нас было девять человек. Пришлось на первом году сократить водителя, отдать машину, сократить одного оператора, корреспондента. Я на своей машине развожу газеты». Заместитель главы района сообщил, что прекратить финансирование планируется с августа 2018 года: «Мы на сегодняшний день в год выделяем 900 тысяч рублей, но нам дополнительно ещё 800 тысяч потребуется. Мы это не в состоянии поднять».

Когда результат равен нолю

Представила себе газету без корреспондента с одной действующей пишущей единицей в лице редактора, даже без корректора, и обозначилась грустная до невозможности картинка, скорей всего, понятная только тем, кто когда-то работал в газете. В идеале, газета - это союз творческих людей, работающих на общее дело, это коллективные идеи, замыслы, вечное движение. А что когда в единственном числе? Планёрка «один на один» с самим собой, видение - тоже «в одну голову», движение по району ограничено, времени остановиться и поработать над аналитическим материалом - ноль. Результат? Вместо газеты информационный листок. При всём желании, работоспособности и таланте выпускать два раза в неделю настоящую газету при таком штате просто невозможно.

Если же отступить от этих печальных выводов и поделиться с читателем положением в нашей газете, то можно заострить внимание на следующих моментах. Первый - «Нерчинская звезда» по сравнению с тем, что происходит в Ононском районе, ещё имеет корреспондента, а совсем недавно могла содержать даже трёх и выходили не на восьми, а на 12 полосах. Как-то заглянула в старую подшивку, порадовалась за то разнообразие материалов. Сейчас в нашей газете не хватает корреспондента и печатника и взять их в штат пока нет возможности - нечем платить. Так что происходит?

Редакция газеты является муниципальным автономным учреждением и получает средства на содержание из двух источников: из бюджета района и зарабатывает самостоятельно. Бывший редактор районной газеты Альбина Андреевна Максимова, охарактеризовала размеры финансирования районной газеты в 90-е годы просто: из бюджета давали больше 80%, остальное зарабатывали сами.

Три предыдущих года (до 2018) из районного бюджета на выполнение муниципального задания, а точнее за размещение официальной информации администрации, газете достаётся 10%, при этом и на заработную плату редакция зарабатывает самостоятельно. Остальные 90% на содержание издания приходится зарабатывать самим. До недавних пор всё получалось, не было задолженности по налогам, пока не началось урезание финансирования: вначале давали 1млн. 200 тысяч, затем 900 тысяч, а последние три года (2015, 2016, 2017) только 600 тысяч рублей в год. В текущем году субсидирование в бюджете района было заложено в размере 500 тысяч рублей, то есть, уменьшили ещё на 100 тысяч рублей. В результате в редакции газеты из-за недофинансирования сложился долг по внебюджетным фондам и налогам в размере 1 миллион 112 тысяч рублей. Счёт заблокирован, следовательно, трудности с заработной платой.

Сокращение = падение. Что можно было сделать? Да то же самое, что в Шелопугино и Нижнем Цасучее: всех сократить, оставить три единицы и дело с концом. К чему приводит урезание штата газеты поясняют цифры: тираж «Ононской зари» по почтовой подписке за май 2018 года составил 529 экземпляров, «Шелопугинские вести» в этом же месяце выписали 282 человека, а «Нерчинскую звезду» 1737 человек. Общий тираж нашей «районки» - 2300 экземпляров с учётом подписки в редакции. Тут всё понятно: подписка - это интерес к газете, а для этого должен работать коллектив, а не три «единицы» с одной пишущей. К слову, по размерам тиража наша газета среди «районок» Забайкальского края стабильно занимает второе, изредка третье место. Для сравнения приведу Шилкинский район. Там тираж газеты «Шилкинская правда» по почтовой подписке составлял на май 775 экземпляров. При этом численность населения в Шилкинском районе больше 39 тысяч, а в Нерчинском - 27 тысяч. В 2012 году шилкинская «районка» праздновала 80-летие и, как сообщает сайт администрации, подписка была около 2000 экземпляров (включая ту, что производится в редакции, а не только на почте), через шесть лет 775 - по почте. А теперь сравним финансирование: в «Ононской заре» с подпиской 282 экземпляра районный бюджет выделяет газете 900 тысяч рублей. В Нерчинском же, при тираже 1737 экземпляров - 500 тысяч рублей.

Вопреки обстоятельствам

Несмотря на непростое положение, мы пока ещё думаем о развитии. Начали печатать газету Оловяннинского района, где «районка» закрылась 4 года назад. Оказываем дополнительные услуги по изготовлению сувениров, с трудом выделяя средства на закупку сублимационной продукции. «Ужались» и сдали помещения в аренду. Теперь весь коллектив редакции находится в одном кабинете. Отягощает положение и наличие собственной котельной: в штате четыре кочегара, следовательно, существуют расходы на уголь и воду в пределах одного миллиона рублей в год. А ещё нужны деньги на зарплату, налоги, топливо, оплату счетов за свет и интернет, бумагу, краску, ремонт и содержание печатной машины и автомобиля (теперь без него, так как средств на содержание нет). В 2017 году учреждение заработало 4247 тысяч рублей (517 тыс. рублей получили из районного бюджета), расходы составили 4836 тысяч рублей. За три месяца 2018 года редакция заработала собственных средств один миллион 146 тысяч рублей, сократили кредиторскую задолженность на 149 тысяч рублей. Субсидия из районного бюджета за четыре месяца 2018 года составила 166 тысяч рублей. В общем, себя «обрабатываем», и если бы не накопленный из-за недофинансирования долг, были бы в достаточно крепком положении по сравнению с вышеупомянутыми районными газетами. При всём этом, вопрос с положением в районной газете выносился на Совет района. Создали рабочую группу под руководством главы района. Будет ли помощь из бюджета? Ответ главы обтекаем: «Сколько напечатаете -столько и дадим». Если за четыре месяца опубликовали на 166 тысяч рублей, то, можно предположить, что ещё два раза примерно на такую же сумму. В общем, рассчитывать на увеличение помощи как будто не приходится. Редакторы районных газет обозначали схожие проблемы на встрече с губернатором. С края помогли и социальной подпиской: на Нерчинский район администрация региона подписала 100 экземпляров «районки». Нет в стране закона, чтобы материалы от федеральных структур хоть как-то оплачивались. Поднимали редакторы и вопрос об оплате материалов избирательных комиссий. Он тоже остаётся открытым. Вот так районная пресса остаётся практически «один на один» со своими проблемами. Мы очень надеемся, что она нужна читателям. Озвучивать мнение районных властей не будем. Слышали всякое, а всё-таки хочется понимания. Но, как говорится, «собака лает, а караван идёт». Нам бы только «ветра» поменьше, да читательской поддержки в виде писем и обращений побольше.

Татьяна Гусева. «Нерчинская звезда» №33 от 4 мая.

Недавний заместитель министра здравоохранения края Иван Шовдра, который неделю назад вновь стал главврачом горбольницы в Чите, поспешил успокоить жителей Улётовского района, которые начали переживать за судьбу центральной районной больницы (ЦРБ).

В частности Шовдра заявил, что сейчас прорабатывается вопрос разъединения ЦРБ с больницей в посёлке Горный: мол, готовы вернуть прежний статус. В прошлом номере «Улётовские вести» писали о том, что главврач ЦРБ Александр Мигунов предупреждал власти об убытках в случае объединения больниц. Вся же ситуация напоминает игру в конструктор: хочешь — возьми эту больницу и объедини с чем-нибудь, не нравится — разъедини.

Бывший замминистра также заверил, что сокращения в Петровск-Забайкальской ЦРБ были вынужденными из-за сокращения населения, а Улётам бояться нечего.

Читать «Улётовские вести».

И. Шовдра: «Улётовская ЦРБ – на особом контроле»

Статья о неоднозначном положении Улётовской ЦРБ и её кадрах («УВ» от 29 марта 2018 г., «Хотели, как лучше, а получилось...») вызвала вполне понятный читательский резонанс. Потерять в перспективе двух медиков - супругов Мигуновых, коренных улётовцев, жители района не хотят. И в министерстве здравоохранения Забайкальского края на материал отреагировали, полагая, что написан он односторонне, без учёта мнения минздрава. Хотя просьба прокомментировать ситуацию с Улётовской ЦРБ и её кадрами в министерство была направлена ещё до публикации материала. И всё, что удалось узнать там, - было опубликовано.

Тем не менее, дополнительно была организована встреча тет-а-тет в минздраве, и вот 19 апреля разговор с исполняющим обязанности министра здравоохранения края Иваном Ивановичем Шовдра состоялся.

- Первый вопрос самый болезненный: обсуждается ли разьединение Улётовской больницы и медучреждений ЗАТО п.Горный?

- Да. Вопрос решается. Мы готовы её (больницу ЗАТО) отделить. Отправили письмо на прошлой неделе главе администрации ЗАТО посёлок Горный, предложили ознакомиться и озвучить видение этой проблемы. Мы готовы отделить эту больницу и перевести в прежний статус. Глава городского округа ЗАТО п. Горный Т.В. Карнаух на наше предложение сказала: «Будем думать».

С медобслуживанием в Горном, действительно, возникает немало проблем: пропускной режим, «скорую» не пропускают, у больных проблемы с прибытием и отъездом, автобус отменили. То есть ситуация усугубляется. Если будет со стороны администрации ЗАТО письмо о даче согласия на разъединение, обратный «перевод» возможен в течение трёх недель. Сейчас всё зависит от позиции руководства ЗАТО п. Горный.

- Увидела статью я в «АиФ» о сокращении штата районной больницы г. Петровск-Забайкальский. Это общая тенденция? Нашу ЦРБ тоже ожидает подобная процедура?

- В Петровск-Забайкальском штатное расписание больницы идентично тому, что было ещё в 80-х годах, и рассчитано на 56 тыс. чел. населения. А сейчас его около 20 тыс. человек. Ставки висели, были не заняты. Раньше по полставки брали на подработку. Сейчас смысла подработки нет. По маршрутной карте мы обязаны выплатить определённые суммы врачу, медсестре, и подработки просто никто уже не берёт.

Там проведена реструктуризация, сокращено около 50 ставок, которые были не заняты. Проведено небольшое сокращение. Например, было три офтальмолога, а по численности населения достаточно двух. Сокращение коснулось небольшого количества работников хозчасти, нескольких медсестёр. Врачей никто не будет сокращать, равно как и количество коек.

В Петровск-Забайкальском - самая закредитованная больница, на ней висит огромная задолженность. Теперь штатное расписание там приведено в порядок. В других лечебных учреждениях края такого не предполагается,

- Интересует судьба А.В. Мигунова. Он и его супруга – улётовцы, на которых в селе надежда, что не уедут, как другие, приезжие, врачи. С 6 марта при наличии заявления о приёме на работу он не принят, хотя есть вакансии. Чем это вызвано?

- Всё обстоит иначе. А. Мигунов устраивал всех, когда работал главным врачом. Всё было нормально. Потом произошла какая-то странная ситуация. Он уходил в отпуск по нетрудоспособности (на больничный). Будучи временно нетрудоспособным, подал документы в медицинскую академию на 4-месячные курсы. Затем молча отправил нам заявление об увольнении. Сам сюда (в минздрав) не появлялся, хотя и мы, и глава вашего района пытались выяснить обстоятельства этого поступка, исправить ситуацию и встретиться. Встречи не произошло по сей день. Обучаясь на курсах, он подал заявление о приме на работу на должность врача приёмного покоя. Принять его сейчас - значит, нарушить сразу ряд нормативных актов.

Не появляясь в министерстве здравоохранения, создаёт сложности исполняющему обязанности главврача. Но надо же по-человечески с коллегами поступать. А он и с и.о. главного врача не идёт на контакт, действуя через каких-то третьих лиц.

- И всё же, какова судьба Улётовской ЦРБ? Не планируется ли соединить больницу с каким-либо медучреждением Читы?

- Слияний районной больницы с другим медучреждением не планируется в ближайшем будущем. О каких-либо сокращениях тоже речи не идёт. Тот же А. Мигунов пусть устраивается и работает. Он ушёл из хирургии. Теперь вот должность главного врача бросил.

Вообще, Улёты у нас на особом контроле. Идёт укрепление кадров. Сейчас добиваемся разработки проекта под детскую поликлинику. Назначили ответственных толковых кураторов из Читы. Полагаю, что работа там возвратится в обычное русло, если только не поднимать волну на пустом месте.

P.S. Как стало известно позже, 19 апреля во второй половине дня А.В. Мигунов был приглашён в ЦРБ, где ему отдали приказ о зачислении на работу на должность врача приёмного покоя от 6 марта согласно поданному заявлению. Этому предшествовало обращение экс-главного врача в инспекцию по труду Забайкальского края. В настоящее время он действительно находится на лечении у невролога.

Будем надеяться, что на этом запутанная история с районным здравоохранением и его руководством прекратится, а ставка врача приёмного покоя не попадёт вдруг под сокращение. Уж кто-кто, а улётовцы прекрасно знают, насколько нужны дежурные врачи на смену нашим золотым, но, увы, не вечным кадрам.

Елена Чебуненко. «Улётовские вести» №31 от 3 мая

Масштабные празднования Дня Победы окончились. До следующего 9 Мая вспоминать о войне будут нечасто, так что каждый материал на эту тему сейчас будет как крупинка соли на кастрюлю супа.

«Даурская новь» на этой неделе рассказала удивительную историю одной медали, которая хранится в музее местной школы-интерната. Медаль «За боевые заслуги» нашли в 2011 году воспитанники интерната в подвале какого-то дома. Принадлежала он Константину Бояркину. Поначалу выяснилось, что Бояркин погиб в конце войны в Австрии, но местному краеведу удалось раскопать, что, возможно, Бояркин всё-таки вернулся на родину в Забайкалье. Его родственники могут быть в Борзе.

Читать «Даурскую новь».

Откликнетесь, потомки героя!

История, о которой хочу рассказать нашим читателям, поистине удивительная. Недавно, решив написать о музее, который уже много лет пестует учитель начальных классов коррекционной школы-интерната Валентина Ивановна Паращенко, побывала в нём. На одном из его витрин увидела лежащую в самодельной коробочке почерневшую от времени медаль «За боевые заслуги». Откуда и зачем здесь она?

Валентина Ивановна рассказала, что медаль в 2011 году нашли её воспитанники Андрей Карелин и Андрей Ершов в подвале какого-то дома. Отмыли, просушили и увидели номер — 1667947. По этому номеру Валентина Ивановна смогла выяснить, что медаль была вручена 12 февраля 1945 года повару 2-го стрелкового батальона Бояркину Константину Митрофановичу. В Книге памяти была найдена запись: Бояркин Константин Митрофанович, 1906 г.р., призван Шахтаминским РВК Читинской области, рядовой 206-го гвардейского стрелкового полка 69-й гвардейской стрелковой дивизии, погиб 26 апреля 1945 г. в Австрии, в г. Санкт-Георген. Как же медаль «За боевые заслуги» попала в Борзю и почему оказалась в подвале?

— Информация об этой находке была опубликована в газете «Земля», но никто из родственников солдата не откликнулся до сих пор, — говорит Валентина Ивановна. — Вот и храню её в своём музее, в районный краеведческий взять медаль не могут, потому что нужно разрешение родных, а как их найти, если не знаем даже, как она вообще в Борзе оказалась?

Мы обратились за помощью к Михаилу Трофимовичу Малахову, который и сам занимается краеведением и археологией, и многих ребятишек к этому занятию привлёк. Прошло всего два дня, и Михаил Трофимович появился в редакции с документами в руках и торжествующе сказал, что награда у нашего героя была не единственной. Мало того, он не погиб в Австрии, а вернулся с войны. Как такое может быть?

Оказывается, к поисковым работам Михаил Трофимович подключил своего друга, уроженца с. Хада-Булак, в настоящее время проживающего в с. Кулусутай Ононского района, Владимира Викторовича Рыбина. Общими усилиями им удалось выяснить, что в 1942 году Константин Бояркин был участником Сталинградского фронта — с сентября 1942 года по февраль 43-го. Указом Президиума Верховного Совета СССР в декабре 1942 года был награждён медалью «За оборону Сталинграда». Нёс он службу на 2-м Украинском фронте (с сентября 1943 г. по октябрь 1944 г.), затем на 3-м Украинском (с декабря 44-го). Был наш герой ранен в октябре и декабре 43-го, в марте 44-го.

20 апреля 1944 года в боях за населённый пункт (в архивных документах название неразборчиво, но очень похоже на Похорничень, что находится в Молдовии) Константин Бояркин под миномётным и артиллерийским обстрелом противника доставлял боеприпасы на огневые позиции, чем обеспечил отражение контратак противника. По приказу командования 206-го стрелкового полка 69-й стрелковой Звенигородской дивизии 4-й гвардейской армии от 29 апреля 1944 года красноармеец Константин Митрофанович Бояркин был награждён медалью «За отвагу».

В конце января 1945 года в боях за с. Вереб, находясь в боевых порядках с раздачей завтрака, Константин Бояркин вывез кухню в полной исправности из окружения противника, при этом уничтожил двух немцев. За этот подвиг геройский повар был награждён медалью «За боевые заслуги».

Три награды были вручены бравому солдату, с ними он продолжил свой боевой путь до Австрии, а в апреле 1945 года его имя появилось в списке безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 4-й Гвардейской армии. Так как же одна из медалей могла оказаться в Борзе?

Владимир Викторович Рыбин нашёл ещё один интересный документ из архива г. Москвы. Под грифом «секретно» начальнику 55-го управления по учёту погибших и пропавших без вести солдат был представлен список ошибочно внесённых в именные списки безвозвратных потерь. В нём за подписью начальника штаба дивизии, гвардии полковника Платонова указано: «проверкой установлено, что Бояркин Константин Митрофанович был не убит, а ранен и направлен в медсанбат соседней дивизии». Об этих изменениях было сообщено и в райвоенкомат.

Исходя из всех архивных находок, поисковики сделали вывод, что наш земляк, громивший врага под Сталинградом, прошедший боевой путь до Австрии, все-таки вернулся домой. Вполне возможно, что в Борзе или Борзинском районе живут потомки Константина Митрофановича. Только они могут забрать медаль и распорядиться по своему усмотрению: хранить, как дорогую реликвию, дома или сдать в краеведческий музей, где она тоже займёт своё достойное место. Откликнитесь, Бояркины!

Любовь Чернюк. «Даурская новь» №37-38 от 8 мая.

Недавно губернатор края Наталья Жданова высказалась за то, чтобы мэрия Читы аккуратно подходила к вопросу строительству новых торговых центров. Ну что ж, это круто.

А как быть с киосками и павильонами, которые чуть ли не ежедневно появляются на каждом углу? И вообще не похоже на то, чтобы они как-то облагораживали городской вид. Примерно та же ситуация и в районах. К примеру в Могоче на небольшом пятачке, сплошь утыканном магазинами, решили поставить хлебный киоск. Жители негодуют, власти молчат.

Читать «Могочинский рабочий».

Не считаясь с жителями

В нашу редакцию поступил телефонный звонок от Марины Светлаковой. Она обратилась от имени жителей микрорайона в бывших ДОСов и рассказала о том, что обилием торговых точек в городе уже никого не удивишь. но когда они, образно говоря, лезут друг на друга, это вызывает крайнее недоумение. Вот и на небольшом «пятачке» в ДОСах, где уже располагается несколько объектов торговли, скоро появится ещё один, судя по тому, что здесь произвели отсыпку для его возведения. Говорят, это будет хлебный киоск.

Дело, безусловно, хорошее, никто не спорит, но почему место под будущий павильон выбрали такое неудачное? Он «прилепится» на самом углу к ограде торгово-общественного комплекса «На Берёзовой», где, кстати, в летнее время работает детская площадка, и перекроет обзор и водителям, и пешеходам, тем самым создаст угрозу безопасности движения. А движение транспорта, в том числе общественного, здесь достаточно интенсивное.

В плане пожарной безопасности такое соседство тоже опасно, ведь чуть выше находится ещё один киоск, ныне недействующий. Кому нужно второе Кемерово?

Под павильон можно использовать более удобное место, к примеру, напротив так называемой «китайки», это совсем рядом от места отсыпки — предлагают жители.

Их также волнует вопрос, почему никто не учитывает мнение живущих здесь людей и не руководствуется общепринятыми нормами и правилами? Они просят обратить внимание на будущую новостройку прокуратуру, пожарные и другие надзорные органы.

«Могочинский рабочий» №36 от 8 мая.

Напоследок небольшая история от жителей Чернышевска, у которых происходит неразбериха с маршрутками до Читы. То забудут пассажира забрать, то номер телефона перепутают и не могут с заказчиком связаться.

Читать «Наше время».

Маршрутку заказывали?

В редакцию поступили две жалобы от жителей Чернышевска на неудовлетворительное обслуживание службой такси.

Выдвинули три версии

В первой мать молодого человека, заказавшего маршрутку в краевую столицу, рассказала, что её сыну нужно было в назначенное время прибыть на врачебно-экспертную комиссию, где подтверждают инвалидность, но водитель забыл забрать его. Заказчик стал звонить в фирму, но вразумительного ответа, почему за ним не заехали, не получил. Перед ним никто не извинился за доставленные неудобства. Стоит сказать, что подобные комиссии врачей работают не каждый день.

Второй случай. Врач краевой больницы назначил жительнице Чернышевска время приёма. Сбор пассажиров маршрутки осуществлялся с 8 до 9 утра Женщина, положив рядом с собой телефон, ждала звонка от диспетчера или от водителя маршрутки, но телефон молчал. Заказчица позвонила в фирму, и поинтересовалась, почему её не забирают.

- Вам звонили, но кто-то: не то подросток, не то молодая женщина ответили, что вы ушли в магазин. Машина уехала, но вы можете до Читы добраться другим рейсом...

Муж женщины обратился в редакцию и рассказал нам эту историю, заметив при этом:

- Мы не жаждем крови, мы хотим понять, почему так получилось. С 8 до 9 утра мы с женой дома были одни. Сын ушёл в школу. Никто нам не звонил.

- Почему подобное случилось? -обратилась я к диспетчеру фирмы, где заказывали маршрутное такси и попросила диспетчера назвать имя и фамилию.

- А зачем вам? - ответила она вопросом на вопрос.

- Но я же вам назвала себя. И вы, коль находитесь на рабочем месте, обязаны представиться.

Только после сказанного мною диспетчер назвала имя, отчество и свою фамилию.

- Они сами (заказчики) выдвинули три версии. Какая из них правильная - непонятно, - ответили мне на другом конце провода. - То никто на звонок не отвечал, то в магазин ушла, то вообще говорят, что маршрутку не заказывали.

- То есть вы не можете конкретно объяснить, что же произошло, почему заказчицу, грубо говоря, кинули.

- Я же сказала, выдвигают какие-то три версии.

- А вы не могли бы дать номер телефона владельца фирмы? Возможно, ваш работодатель поможет прояснить ситуацию.

- Мы не даём номера...

- Хорошо, не давайте, но мне придётся обратиться в контролирующие органы и рассказать им о случившейся истории, так что владелец фирмы все равно узнает о ней.

- Хорошо. Я вам позвоню вечером.

...На другой день индивидуальный предприниматель - владелец фирмы - приехал в редакцию, заранее предупредив о своём визите. Я пригласила на встречу с ним мужа пострадавшей, которая уехала в Читу на приём к врачу.

В разговоре выяснилось, что диспетчер, принимая заказ, неправильно записала последнюю цифру в номере телефона. Не обратила она, по-видимому, внимания на ошибку и тогда, когда заказчица спрашивала, когда за ней приедут. В общем, телефонные звонки диспетчера попадали к жительнице Приаргунска. Это она с утра ходила в магазин (о чём диспетчеру сообщил кто-то из её домочадцев), он же сказал, что никто маршрутное такси на заказывал.

Надо сказать, что владелец фирмы такси повёл себя достойно, принёс извинения своим клиентам и пообещал, что подобное не повторится. Муж женщины пояснил, что их семья всегда пользуется услугами данной фирмы и до нынешнего случая никогда не имела претензий к качеству её услуг.

Как избежать подобных ситуаций? Во-первых, продиктовав свой номер телефона, попросите диспетчера повторить его. Впрочем, принимающий звонок обязан сам его проверить. Офисы, в котором бы у диспетчера был отдельный кабинет, отсутствуют. Работают, как правило, на дому, постоянно отвлекаются, вот и выходит клиентам боком такая невнимательность.

Второе правило, которое мы, заказчики, должны выполнять. Не поленитесь незадолго до поездки позвонить в службу такси, услугами которой вы собираетесь воспользоваться, и подтвердите свой заказ, попросите диспетчера ещё раз повторить ваш номер телефона. Это позволит предотвратить ошибки, и вы своевременно можете уехать.

А пассажиры всегда правы?

Было бы ошибочно утверждать, что пассажиры всегда правы. Владелец службы такси, о нём я вела речь в начале повествования, рассказал о случае в его практике. Индивидуальный предприниматель сам постоянно выходит в рейсы, поэтому работу водителей знает не с чужих слов.

- Как-то в Чите женщина заказала до Чернышевска одно место. В назначенное время подъезжаю к указанному дому, звоню. В ответ слышу: «Ой, простите, я забыла отменить свой заказ, но я сейчас выйду и отдам деньги за поездку». Через несколько минут в дверях подъезда показалась женщина. Она оплатила свою несостоявшуюся поездку, справедливо полагая, что в случившемся виновата сама.

На железнодорожном транспорте существуют определённые правила, о которых знают все, кто собирается воспользоваться его услугами. Если по какой-то причине пассажир не может поехать, то он обязан вернуть билет заранее, теряя при этом определённую сумму от стоимости билета, если он приходит в билетную кассу и хочет сдать билет перед самым отправлением поезда, то билет не примут, деньги не возвратят. И это справедливо.

В каком состоянии мы, пассажиры, отправляемся в поездку на маршрутном такси? Бывает, что некоторые из пассажиров находятся в сильном подпитии. Дело было поздней осенью прошлого года. Время отправления маршрутного такси в Читу в 6 вечера. С 5 до 6 собирали пассажиров. Одна из них вошла в салон, изрядно покачиваясь, прошла и плюхнулась на заднее сиденье. Через час темнота окутала всё пространство за пределами маршрутки. Пунктами прибытия пассажиров как назло были разные районы города. Все находящиеся в салоне, прибыв в Читу, встрепенулись, ожидая своей остановки. Только пассажирка на последнем сиденье не подавала никаких признаков жизни.

- Она хоть живая? Подёргайте её за руку, - обеспокоился шофёр.

- Да вроде дышит. А водкой-то как разит от неё, - сказали соседи спящей пассажирки.

... В салоне оставалось человека четыре.

- Женщина на последнем сиденье, ваша остановка, - водитель назвал адрес и остановился у какого-то здания.

Пассажирка спала сном младенца.

- Да что ж это такое? Вы будете, наконец-то, выходить? Проснитесь! Не задерживайте нас, - гаркнул в ухо спящей молодой мужчина.

Не так-то просто было вернуть любительницу зелёного зелья в состояние бодрствования. Потребовалось минут пятнадцать, прежде чем она поняла, где находится.

- Вам в наркодиспансер? - уточнил водитель.

-Да.

- Так выходите. Мы уже давно стоим тут.

Если ваши права нарушены...

Существуют ли нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность по перевозке пассажиров? Да. они есть и вы, дорогие читатели, сегодня познакомитесь с ними.

В случае нарушений прав потребителя, потребитель в целях защиты прав может обратиться в отделение Роспотребнадзора, орган местного самоуправления на соответствующей территории, администрацию МР «Чернышевский район» При обращении в орган местного самоуправления уполномоченным специалистом рассматриваются жалобы потребителей, оказываются консультации по вопросам защиты прав потребителей. В случае, если необходимо составить претензию, необходимые для этого документы по электронной почте направляются юрисконсульту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Нерчинске. Затем потребитель направляет претензию продавцу, которым были нарушены права. Продавец рассматривает претензию и в установленный срок (от 10 до 20 дней - в зависимости от заявленного требования потребителя) направляет ответ. В случае игнорирования претензии продавцом, потребитель обращается в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора (пгт. Чернышевск, ул. Карла Маркса, 39) для принятия соответствующих мер. Если вопрос не урегулируется, то тогда подаётся исковое заявление в суд. При необходимости, для социально незащищенных слоёв населения, юрисконсультом (г.Нерчинск) составляется исковое заявления для защиты прав в суде и обеспечивается сопровождение в суде.

Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» располагается по адресу: г.Нерчинск, ул.Первомайская, 1. Телефоны: 8 (914) 520 - 55 - 74, 8 (924) 374 -87-46, электронная почта: fquz nrch@mail.ru

Любовь Шемелина. «Наше время» №12 от 28 марта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления