Город интервью Каторжно-ауешный менталитет - архитектор Кулеш отвечает читателям «Чита.Ру»

Каторжно-ауешный менталитет - архитектор Кулеш отвечает читателям «Чита.Ру»

«Если уничижительная оценка объектов, к которым я причастен, возвышает вас в собственных глазах, я рад за вас». «Если уничижительная оценка объектов, к которым я причастен, возвышает вас в собственных глазах, я рад за вас».

Заслуженный архитектор России Виктор Кулеш, который живёт и трудится в Чите, согласился принять участие в рубрике «Гость портала» и ответить на вопросы пользователей «Чита.Ру». В итоге осталось девять вопросов из 30 - архитектору не понравилось, что из его комментариев делают отдельные новости, поэтому Виктор Иванович отказался продолжить диалог с читателем. Тем не менее, он успел дать содержательные и яркие ответы, даже на самую суровую критику.

Виктор Кулеш с написанной им иконой Иоанна Богослова

Выдумки городских сумасшедших

– Вы нередко критикуете чужие начинания. А считаете ли свои проекты безупречными с архитектурной и эстетической точек зрения?

– Конечный результат архитектурного замысла зависит от многих факторов. От градостроительных условий до квалификации исполнителей. А ещё сроки, внесение изменений в проект, перерывы в финансировании и так далее. Плюс всегдашнее провинциальное равнодушие. Поэтому, когда строительство запроектированного объекта закончено, чувство безупречности от сделанного, конечно, отсутствует.

Хотя чувство от того, что дело всё-таки сделано и объект построен, побуждает работать дальше, по возможности, совершенствуясь профессионально.

– Многим забайкальцам, мягко говоря, не очень нравятся некоторые ваши работы. К примеру, ростральные колонны на главной площади города Читы, коробка музейно-выставочного центра. Ещё свежа память о дебатах по «китайским» звёздам на стелах мемориала, из-за которых вас отстранили от дальнейшей реконструкции (во время реконструкции мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев в 2015 году на стелах появились звёзды, которые крайком КПРФ назвал китайскими – А.М.).

– Да и к памятнику Александру Невскому, к установке которого вы имеете непосредственное отношение, существует некое неприятие горожан, прозвавших его «стойким оловянным солдатиком». Как вы сами воспринимаете эту критику, признаёте хоть что-то, или всё напрочь отметаете?

Открытие памятника Александру Невскому.

– Насчёт «яростной» критики вы явно переборщили. Всегда стараюсь, чтобы критика была содержательной и обоснованной. Если уничижительная оценка объектов, к которым я причастен, возвышает вас в собственных глазах, я рад за вас. «Китайские звёзды» — это выдумки городских сумасшедших. А вот наши ветераны действительно подсказали замечательную мысль: дополнить изображение звезды на флаге изображением серпа и молота, чтобы получился флаг СССР, флаг страны-победителя. Уже через полчаса после этого предложения я вычертил шаблон серпа и молота в натуральную величину и отдал его в работу. Вот так.

И, пожалуйста, успокойтесь – никто меня от объекта не отстранял, а министерство территориального развития Забайкальского края к Дню строителя даже наградило грамотой, где есть такие слова: «За добросовестный труд на благо развития Забайкальского края…» И прочие, тоже хорошие слова.

– Почему с мемориала убрали самолёт, который стоял там с 1975 года? Вы один принимали решение или коллегиально?

– Признаюсь сразу: да, это была моя инициатива, которая была поддержана инстанцией, утвердившей проект. Доводы, вкратце, сводились к следующему. Экспонат, который вы вспоминаете, никакой не истребитель, не копия, не уменьшенная модель, а какое-то чучело, чем-то напоминающее контуры самолёта. Выполнено оно было из кровельной жести, бывшей в употреблении. К нему был присобачен - другого слова не подберу, - винт от какого-то гражданского самолёта.

В ряду подлинных экспонатов, представляющих «Оружие Победы», таких как танк Т-34, самоходная артиллерийская установка, 76-миллиметровая пушка, эта грубая подделка выглядела до дикости фальшиво. Убедить пацанов, что на таких жестянках можно было кого-то побеждать, невозможно. Это была дискредитация образа советской авиации времён Великой Отечественной войны. Как автор проекта, был удовлетворён тем, что меня правильно поняли. Долой любую фальшь во всём, что касается Великой Победы!

Печать вандализма и неухоженности

– Есть ли в Чите реализованный проект, к которому вы не имеете отношения, но при этом им довольны?

– Конечно, в Чите есть интересные ансамбли и здания оригинальной архитектуры, и фрагменты благоустройства, достойные внимания. Взгляните на застройку улицы Ленина от улицы Ленинградской до улицы Николая Островского. Сколько гармонии в сочетании зданий различных эпох и стилей. В этой застройке чувствуется, как архитекторы разных времён относились уважительно и преемственно к творчеству своих коллег-предшественников.

Есть чему поучиться современным зодчим. А деревянные дома, построенные в стиле «модерн», могли бы составить честь столичным городам. Да вот не бережём мы их. Жаль.

Из недавних работ по благоустройству интересен сквер на углу улиц Амурской и Столярова (Сквер любви и верности власти открыли в 2011 году, а через месяц вандалы оторвали и украли оттуда практически все фонари – А.М.). Создан законченный ансамбль: скульптурная группа, фонтан, светильники, ограда, мощение, ступени лестниц. Всё — в качественном исполнении, в едином художественном стиле. И на всём этом благоустройстве — печать вандализма и неухоженности. Почему так силён этот каторжно-ауешный менталитет (под АУЕ подразумевается криминальная субкультура; аббревиатура расшифровывается как «Арестантский уклад един» – А.М.)? Что имеем — не храним, а, потерявши, даже не плачем. Кто ответит?

– В 80-90-х годах вы, кажется, позиционировали себя как ортодоксальный коммунист. У меня «коммунист» ассоциируется в том числе с понятием «не приемлющий религию как опиум для народа». Вы, будучи членом компартии, сделали проект Казанского собора в Чите. Как вы это можете объяснить?

– Никогда не позиционировал себя ортодоксом. Был с 1972 года коммунистом и остаюсь им и по сей день. И с 1972 года ни одного дня не был вне партии. В уставе КПРФ, в которой я имею честь состоять, нет требования атеизма.

Вы, безусловно, видите, сколь велико желание различных сил и целых стран уничтожить нашу страну и народ. Православная церковь во все времена скрепляла единство нашего государства. Коммунисты и в прошлые времена, и будущие будут всегда стоять за целостность страны. В главном мы совпадаем. А возьмите заповеди Нового Завета... Разве у вас есть возражения?

Когда я был студентом архитектурного факультета, среди прочих курсов мы изучали «Историю русской архитектуры». В этом курсе значительный объём занимает история культовой архитектуры. По мере изучения приходит понимание грандиозного духовного величия, которое удавалось передать русскими зодчими в архитектуре православных храмов. Это чувство понимания и почитания достижений предыдущих поколений зодчих остаётся в архитекторе навсегда. Потому для современного архитектора выполнить проект малой часовни или большого храма – великий почёт и удача. Так и было со мной. Так Господь управил.

Ноев ковчег построил любитель

– Вы занимаетесь реконструкцией краевого драмтеатра. Зачем уменьшать большой зал с 800 до 558 мест? Ведь аренда театру тоже важна.

Проект реконструкции театра и прилегающей площади
Проект реконструкции театра и прилегающей площади
Проект реконструкции театра и прилегающей площади
1 из 3
Проект реконструкции театра и прилегающей площади

– Понимаю, что вас прежде всего интересует коммерческая сторона дела. Но проект реконструкции театра решает и другие, не менее важные вопросы. Обратите внимание на то, что дело касается реконструкции драматического театра, а не какого-либо концертного зала. Все геометрические размеры зрительного зала остались неизменными. Изменить их без радикальной переделки здания невозможно, а это такие затраты, перед которыми пресловутый миллиард покажется несерьёзной мелочью.

В своё время администрацией театра было принято решение об уменьшении размеров кресел и уменьшении ширины эвакуационных проходов, что ухудшило комфортность для зрителей и привело к нарушению норм пожарной безопасности. Сохранить это положение при реконструкции зала театра было невозможно. Все нормы пожарной безопасности, как говорят сами пожарные, написаны кровью жертв. Примеры у всех на слуху.

Поэтому зал будет такой вместимости, какая предусмотрена проектом. На данном этапе за соблюдением норм пожарной безопасности отвечают проектировщики, и они обязаны их соблюдать неукоснительно. Финансовые дела театра будет улучшать предусмотренный проектом малый зал. Не сомневаюсь, что он будет пользоваться популярностью.

– Как вы относитесь к деятельности инициативной группы «Красивая Чита», которая занимается благоустройством площади Декабристов?

– В самом названии группы заложена эффектная заявка. Но эта группа, насколько мне известно, не имеет никакого юридического оформления. У неё нет программы, устава, или хотя бы каких-то чётко изложенных намерений. Тем не менее, группа разрабатывает проектные предложения и, минуя управление архитектуры и градостроительства и главного архитектора города, выставляет их на публичные обсуждения, а также бойко предъявляет их высокому начальству.

Это, конечно, наводит на мысль, что за этой группой стоят те, кто пытается реализовать свои интересы в незаконной реконструкции территорий города и в возможном захвате земельных участков. В этом свете деятельность группы уже не выглядит такой «красивой».

– Но они могут заниматься серьёзными проектами, не имея соответствующего образования? К какому финалу, по-вашему, в итоге приведёт ремонт площади Декабристов в перспективе 10 лет?

1 из 4

– Ноев ковчег построил любитель, а «Титаник» построен профессионалами. Итог известен. А если серьёзно, то, конечно, без соответствующих знаний серьёзным проектом заниматься не стоит. Но сопровождение проекта пиар-информацией и медийным продвижением запретить невозможно, да и не нужно.

А ремонт площади Декабристов после выполненной без проекта неудачной реконструкции придётся делать намного раньше указанного вами срока.

Строить без проекта и сметы, понятное дело, нельзя. Это удобно для тех, кто не желает, чтобы контролировали качество работ, полноту их исполнения, правильность расходования средств, отпущенных на строительство. Идеальные условия для воровства и коррупции. Знаю, что когда общественный комитет по защите площади Декабристов обращался в надзорные органы, то ответом было утверждение, что, дескать, «всё путем». Что тут сработало – телефонное право, или то, что «рука руку…», осталось за кадром. Хотя печальный результат налицо.

Убогая архитектура и человеческая биомасса

– Почему из реестра культурного наследия никак не могут исключить развалюхи, которые никто уже не будет восстанавливать?

– Вопрос серьёзный и болезненный, потому что касается условий жизни многих людей. Считаю, что список так называемых памятников культурного наследия избыточен и определён без достаточного научного обоснования. При этом некоторым застройщикам удаётся обходить все ограничения и сносить памятники. Пытаясь безуспешно сохранить все развалюхи при отсутствии средств, город рискует потерять действительно ценные объекты культурного наследия. А сохранять его можно по-разному.

Интересный пример можно видеть на углу улиц Амурской и Николая Островского. Там в объём нового объекта встроен фрагмент, ассоциативно повторяющий архитектуру ранее существовавшего на этом месте здания. Перечень объектов, включённых в список без должного научного обоснования, должен быть пересмотрен. Дом на улице Ингодинская, 28, существует вне какого-либо архитектурного ансамбля. Он никогда не будет восстановлен и уже сейчас может быть отнесён к разряду ветхого жилья.

Когда приходится фотографировать старые дома, то почти всегда через 2-3 минуты из этого дома выходят жильцы. И первый вопрос (для начала разговора): «Что, нашу красоту фотографируете?» Второй вопрос (главный): «А когда нас сносить будут?» Потом идёт море жалоб на ужасные бытовые условия. Потому, думая о сохранении старой рухляди, прежде всего надо думать о людях.

– Почему забайкальская архитектура такая убогая?

– Мы живём в обществе, в котором узаконено социальное неравенство. За этим признанием следует и территориальное неравенство, что, в определённом смысле, означает формирование системы колониальных отношений. Есть процветающая метрополия, и её колониальные окраины, со всеми последствиями для их убогого существования.

Архитектура же, как и всё остальное, есть производное от условий существования общества. Потому в колониях и строятся безликие многоуровневые кирпичные контейнеры для размещения человеческой биомассы. Потому и возникает устойчивое чувство убогости окружающей нас городской среды. Как сказал поэт (архитектор по образованию) Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Забайкалье – пример этого обрушения. Миграционная убыль населения тому наглядное подтверждение. Думаю, этот вопрос вы задали, находясь в плохом настроении. Ну, не вся уж архитектура нашего города такая убогая. Есть и вполне приличные объекты. Жаль, что не все и не везде. Но для того и ведём разговор, чтобы было больше объектов «хороших и разных». Выше голову!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления