Город История и современность: Экономический прогноз… 100-летней давности

История и современность: Экономический прогноз… 100-летней давности

Россия, при самой низкой оплате труда, не могла конкурировать с Америкой. Значит, вопрос в чём-то другом.

В последний день октября 1918 года в Чите на страницах газеты «Русский Восток» была напечатана статья некого «Орпетьева» «Экономические перспективы Забайкалья». Подшивка этой газеты (точнее, нескольких номеров) бережно хранится в Государственном архиве Забайкальского края.

Вместо предисловия

Это было время, когда в Чите утверждалась власть атамана Особого Маньчжурского Отряда Григория Семёнова. Он ещё не взял всю полноту власти, официально подчиняясь Временному Сибирскому правительству. Но представители левых партий, также боровшихся с большевиками (правые эсеры и меньшевики), уже покидали Читу, перебираясь в Иркутск. Главной силой в столице края, кроме семёновцев, были японцы. Предприниматели из Страны восходящего солнца, также как и американцы, активно изучали возможности взять под свой контроль самые лакомые кусочки местной добывающей промышленности. Местные купцы и промышленники этой их активностью были явно озабочены.

В это время в Чите начала выходить газета «Русский Восток». Газета считалась правой, а значит реакционной уже потому, что активно поддерживала атамана, критиковала демократов, стояла на патриотических позициях. У этой газеты и её редактора, учителя по образованию Луки Кожеурова, была своя отдельная история. Основана она была Лукой Павловичем в 1907 году во Владивостоке. И с тех пор переезжала вместе со своим редактором и издателем. Выходила в Хабаровске, Иркутске и в Чите. Он и предоставил страницы своей газеты автору экономического прогноза.

Газета "Русский Восток"

Кем был «Орпетьев» узнать пока не получилось. Может, это был местный автор, а может, приезжий. В Чите тогда количество беженцев из европейской России росло в геометрической прогрессии. Даже не понятно, фамилия это, или псевдоним, потому и буду писать её в кавычках.

Статья, понятно, не бесспорная, но, на мой взгляд, весьма интересная и даже актуальная по настоящее время.

«Страна земледелия и скотоводства»?

Автор не стал вспоминать, что Забайкалье имело статус «края каторги и ссылки». Их вроде бы в 1917 году отменили и распустили, а потому и не стоило вспоминать. Начал он с другой оценки: «На Забайкалье издавна смотрели, как на страну земледелия и скотоводства и спорить против этого, конечно, трудно, так как главное занятие населения - эти две хозяйственные отрасли».

При этом лично «Орпетьева» такая оценка региона не устраивала: «Однако, если взглянуть на Забайкалье с точки зрения климатических и природных условий, то нашу область едва ли можно назвать земледельческо-скотоводческою».

Тут он совершил одну из ошибок, либо просто, с учётом того, что это была газетная статья, не стал развивать тему «скотоводческой» составляющей, сосредоточившись на первой части.

«Таковою она стала в силу того, что Забайкалье заселялось вольными и невольными выходцами из России, — пояснял автор, — у которых привычка заниматься земледелием брала своё да и удалённость хлебных рынков заставила взяться за это. Теперь, когда хлеб можно привозить из других мест, где природные условия более благоприятствуют земледелию, надо развивать ту хозяйственную отрасль, которая присуща нашему краю и может дать большую доходность населению, чем земледелие и скотоводство.

Земледелию у нас не благоприятствует весенние и летние заморозки и ежегодная июньская засуха; кроме того и почва за небольшими исключениями малоплодородна и состоит из песка или глины. При таких неблагоприятных для земледелия условиях, оно не может развиваться ни путём расширения посевной площади, так как на плохой земле не получишь хороших урожаев, ни путём увеличения урожайности, ибо урожайность находится в зависимости от климатических и почвенных условий и количества осадков. Природные условия будут всегда тормозить развитие земледелия, и забайкальское земледелие не в состоянии выдержать конкуренции тех стран, где природа благоприятствует этому. А раз дело обстоит так, то нужно развивать и культивировать присущие области хозяйственные отрасли».

Кстати, если вспомнить, как и почему наше сельское хозяйство проиграло борьбу за наши рынки (города и железнодорожные станции) соседям на рубеже ХХ и ХХI веков, становиться ясно, что ещё 100 лет назад главные причины этого были названы.

Опытные русские и китайские огороды на территории с/х-выставки в Чите

Чем богата область?

«Орпетьев» сам задаёт этот вопрос и сам же на него отвечает: «Наш край богат всякого рода ископаемыми, как то: золото, железо, серебро, свинец, олово, киноварь, марганец, драгоценные камни, каменный уголь, мрамор, соль, горный воск, асбест, слюда, вольфрам, нефть, охра, точильный жерновый и известковый камень. Эти богатства вывозятся от нас в том виде, в котором создала природа, или лежат скрытыми. Для переработки этих богатств и добычи у нас ничего почти не делается, кроме добычи золота; и все учреждения, которые созданы для развития края, ничего не сделали в направлении изъятия богатств из недр земли. А сколько у нас неиспользованных минеральных источников! И эта отрасль остаётся заброшенною. У нас даже не было и нет обследования края и мы не знаем всех богатств области. Отсюда прямая задача государства широко обследовать край и предоставить частной инициативе льготные условия для развития промышленности, что даст возможность частно-владельческому капиталу приложить свои силы».

Интересно: в том же самом номере «Русского Востока» сообщалась, что в Чите с большим докладом «Дарасунское и некоторые золоторудные месторождения Забайкалья» выступил выдающийся геолог Яков Макеров. Газета констатировала: «Несмотря на специальность доклада, аудитория (в зале Географического общества в краеведческом музее – авт.) была переполнена».

Интересно, что «Орпетьев» среди богатств края не поминал… леса, то есть древесину. Но дело в том, что в тот момент она и не рассматривалась в качестве экспортной продукции. Её вывоз за границу будет налажен уже при окончательном утверждении здесь советской власти в первой половине 20-х годов.

Как противостоять союзникам?

Ответ звучит так, как будто бы это написано в наши дни.

«Льготные условия касаются свободы почина, открытия и деятельности предприятия, уменьшения всякого рода пошлин и налогов и введения единого подоходного налога, вместо всяких других, и регулятором деятельности частных предприятий должен быть принцип соревнования и договорные начала. При таких условиях можно рассчитывать, что частный капитал возьмётся за добывающую и обрабатывающую промышленность и тем самым предотвратить возможность захвата богатых предприятий иностранцами, которые за последнее время направились к нам и пытаются взять в свои руки всё ценное в крае. Конечно, русский капитал должен выступить организованно, сплотившись в одно целое, на началах акционерной компании, мысль о создании которой всё больше и больше повторяется в устах торгово-промышленного класса и, по его словам, скоро будет осуществлена».

Увы, как сегодня известно, ничего у забайкальского, как впрочем и российского «торгово-промышленного класса», да и у «союзничков» из США, Англии, Франции и Японии в тот период не получилось.

Помешали причины, часть из которых не исчезли и сегодня. Судите сами: «Нам возразят, что несмотря на богатства, нельзя их эксплуатировать, так как рабочие руки страшно дороги, рынок сбыта ограничен, — край мало населён; за границу вывозить – придётся столкнуться с иностранной конкуренцией, вывозу в Россию препятствует дальность расстояний и дороговизна тарифов».

Но, главное было то, что все они потерпели поражение в нашей Гражданской войне. «Жаба» задавила. Они так и не поняли, что с рабочими надо договариваться, а главное - быть щедрее.

Главный вывод и совет… потомкам

«Орпетьев» на страницах правой, антикоммунистической газеты в вопросе зарплаты выступил при поддержке редактора не на стороне предпринимателей, которые, как и их современные последователи, особой щедростью не отличались.

«В довоенное время, — вспоминал он время до 1914 года, — заработная плата колебалась в Германии около 2 р., в Англии 2–50, в Америке 3 р., в России около рубля; а в Забайкалье 1 р. 50 к. Америка, несмотря на высокую оплату труда, успешно конкурировала на мировом рынке, а Россия, при самой низкой оплате труда, не могла конкурировать и отступила с позиции рынка. Значит, вопрос не в заработной плате, а в чём-то другом. Всё дело заключается в постановке предприятия как оно поставлено, как оборудовано, каков его размер производства, сбыт и т. д. При правильной постановке, хорошо оборудованное предприятие сможет платить высокую заработную плату и получать приличную прибыль.

Но для этого требуется, как непременное условие, создание крупного дела. Последнее же создаётся акционерной формой предприятий и синдицированием их воедино. И пока у нас капитал не будет объединён, мы не можем мечтать о создании своей промышленности и, силою обстоятельств, должны всё ценное уступать иностранцам. Создание акционерной компании вопрос общегосударственный и не терпит отлагательств».

В заключение стоит добавить, что большинство наших предков «всё ценное уступать иностранцам» не захотели. Чем закончилась Гражданская война мы сегодня хорошо знаем. К слову сказать, редактор газеты Лука Кожеуров в 1920 году вынужден был перебраться во Владивосток, а затем в 1922 году эмигрировал в Китай, где его следы затерялись.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления