CHITA
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Чите

Погода-10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -18

0 м/c,

690мм 26%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Город Рабочая смена Рабочая смена: Машинист-обходчик на Читинской ТЭЦ-2

Рабочая смена: Машинист-обходчик на Читинской ТЭЦ-2

Копирайтер «Чита.Ру» пробует поработать энергетиком.

Когда нам предложили попробовать себя в роли машиниста-обходчика на Читинской ТЭЦ-2, в ТГК-14 сказали – лучше, чтобы это был молодой человек. Дескать, работа сложная. И после нескольких часов обследования всех уголков котлотурбинного цеха я могу это только подтвердить – у людей, которые отвечают за тепло в наших домах, труд и правда не из лёгких. Но давайте по порядку.

1 из 4

Утром мы пересекаем проходную и попадаем на территорию ТЭЦ-2. Сначала – разумеется, инструктаж по технике безопасности, где помимо этого нам рассказывают о том, что из себя представляет предприятие. Построено оно аж в 1936 году, и что тогда, что сейчас имеет огромное значение для всей Читы. Два года назад ТЭЦ отпраздновала 80-летие, в честь чего мы написали большой и красивый текст о её истории.

1 из 2

В состав ТЭЦ входят пять подразделений: топливно-транспортный, котлотурбинный, электрический цеха, химическая лаборатория и лаборатория контрольно-измерительных приборов и автоматики. Сегодня я работаю в котлотурбинном цеху, где идёт самая «горячая» работа. В прямом смысле – там сжигают уголь и нагревают воду, чтобы отапливать почти четверть города. А машинисты-обходчики круглые сутки следят за тем, чтобы всё оборудование работало правильно, и не было никаких поломок.

Чтобы добраться до самих котлов, сначала мы проходим через ремонтную площадку. Тут, как ясно из названия, ремонтируют различное оборудование и запчасти, например, набирают сердечники для пароперегревателей.

1 из 2

Дальше идёт котельное отделение. Вот как вы думаете, с точки зрения безопасности, что представляет наибольшую опасность на таком производстве? Совсем не уголь, не пыль от него и не продукты горения, а банальный шум. Ну, не совсем банальный, а всё же промышленный – от всех этих многочисленных механизмов, и больше всего – от огромных вентиляторов, которые нагнетают воздух для поддержания горения в котлах.

В котлотурбинном цеху установлены семь котлов. Пять из них – обычные угольные, причём сейчас работают четыре, а пятый стоит в резерве. Каждый вырабатывает 42 тонны пара в час. Ещё два водогрейных котла – пиковые, то есть их включают только в холода под 40 градусов, когда основных мощностей не хватает. Эти котлы, кстати, работают на мазуте.

Управляется весь цех на щите управления – это такая комната с выставленными полукругом шкафами, усеянными многочисленными стрелочными приборами, кнопками, тумблерами, крутилками. Причём тут видно и совсем старые элементы, которые наверняка застали ТЭЦ молодой, и современные элементы с жидкокристаллическими экранами. Но следит за всем этим всё равно человек, причём круглые сутки.

1 из 2

Вместе с машинистом-обходчиком Андреем мы спускаемся на нижний уровень, где находятся системы гидрозолоудаления. В результате сгорания угля образуется зола, и её нужно регулярно «сливать». Чтобы одновременно погасить горячую золу и не давать ей распыляться по воздуху, используется простая вода. Но перед этим зола проходит через ворошилки – так называются механизмы, через которые она удаляется. Затем зола встречается с водой, и всё это смывается в шлаковый канал. Воду тут используют повторно: грязная вода уходит в отстойники, отстаивается и снова попадает в систему.

1 из 6

Тут же, внизу, стоят тягодутьевые механизмы, которые и шумят больше всего. Они нужны, чтобы нагнетать воздух и поддерживать постоянный процесс горения. А ещё, кстати, есть дымососы – они удаляют продукты сгорания топлива из топки.

Теперь поднимаемся наверх, чтобы приступить к обходу самих котлов. Это строго регламентированный процесс, и ведётся он по технологической карте. Сначала взбираемся осмотреть питатели сырого угля и электродвигатели, которые отвечают за его бесперебойную подачу в топку. Машинист-обходчик смотрит, нет ли трещин и порезов на приводном ремне, отсутствует ли вибрация двигателя. А каждый вторник, во время регламентных работ проверяются уровни масла в редукторах.

По мере обхода нам нужно подняться и спуститься по многим лестницам, на площадках между которыми можно изучить состояние каркаса котла и трубной части, опоясывающей котёл снаружи. На них не должно быть свищей, то есть трещин, иначе это может привести к определённым последствиям. К примеру, разрыв экранной трубы приведёт к остановке котла. Это условие применимо ко всем трубам: нигде не должно быть течей, мокрых следов и разрывов.

Постепенно поднимаемся наверх и доходим до барабана – резервуара с водяным и паровым объёмом. Именно из него пар поступает на пароперегреватель, а уже после – в турбину. Здесь машинист с помощью специальных устройств – водоуказательных колонок – проверяет уровень воды в барабане, а затем сообщает его на щит управления по переговорным трубам – немного удивительно было увидеть такую технологию в XXI веке.

Здесь же, рядом с барабаном, сразу проверяем состояние пароперегревателей и пароохладителей. Они нужны, чтобы температура выдаваемого пара была стабильной – 435 градусов, столько должно быть для правильной работы турбин, ведь ТЭЦ вырабатывает электричество. Заодно, пока мы находимся на самом верху, проверяем и котёл, находящийся в резерве – это также входит в обязанности машиниста-обходчика.

Если вы думали, что дым от сгоревшего угля просто попадает в атмосферу, то это не так. На ТЭЦ используются две разных системы очистки дымовых газов, которые удаляют золу с помощью воды. В одной из них специальные форсунки распыляют воду внутри трубы, зола осаживается на стенки и вместе с жидкостью стекает вниз. Тут мы проверяем давление воды в форсунках, в каплеуловителях и сообщаем его на щит управления. Если, например, давление в форсунках, будет слишком высоким, вода может попасть в газоход.

1 из 2

К этому моменту мы уже 2 часа ходим по котлотурбинному цеху. И, скажу честно, взбираться по многочисленным крутым лесенкам, ходить по отметке багерных насосов рядом с постоянно шумящими двигателями – очень нелегко. А ведь у опытного специалиста весь обход занимает около 1-1,5 часа, всего их должно быть четыре за 12-часовую смену. И это мы ещё не берём во внимание, что машинист должен регулярно продувать котлы, удаляя из котловой воды и коллекторов котла соли и примеси шлам, а ещё – следить за подачей угля и сливом сточных вод. Так что, когда вы сидите в тёплой квартире или офисе, помните, что за каждой гигакалорией и горячей батареей стоят люди. Сотни людей, которые круглые сутки следят, чтобы всё работало как надо.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления