Последние дни ушедшего 2018 года для артистов театра «Забайкальские узоры» стали временем премьер. Не прошло недели после резонансного первого представления мюзикла «Дубровский», как коллектив вышел к зрителю с новым спектаклем. Его автором опять выступил российский композитор Ким Брейтбург в союзе с поэтом-песенником Евгением Муравьёвым, написавшим либретто. Творческий тандем создал волшебную сказку «Иван да Марья» (0+) с нетривиальным сюжетом и счастливым концом.
Для детей и их родителей
Забегая вперёд, скажем, что премьера прошла с большим успехом. Наверняка теперь мюзиклы Кима Брейтбурга займут почётное место в репертуаре «Забайкальских узоров». Настолько естественно и органично артисты осваивают новый для себя жанр. В основном сказка предназначена, конечно, для детей. Они здесь точно не заскучают, поскольку авторы и артисты сумели создать занимательную историю, которая смотрится легко, несмотря на длительность – полтора часа без антракта.
Взрослым тоже интересно будет посмотреть «Ивана да Марью». В сюжете спектакля можно отыскать глубокий сатирический подтекст, интересные параллели с современными реалиями, умные и тактичные остроты.
Персонажи и музыка
Авторы задействовали с детства знакомых персонажей русских сказок: Царя, Царевича, Соловья Разбойника, Кикимору, Бабу Ягу. Создатели мюзикла сумели рассказать вроде бы традиционную историю по-новому. Значительную роль сыграло музыкальное наполнение спектакля. Не нарушая общего лёгкого эстрадного настроя, композитор устроил фейерверк стилей, смешав рок, хип-хоп и даже зажигательную латиноамериканскую музыку. Каждая песня высвечивает уникальный характер персонажей, которые моментально запоминаются не только по именам, но и по душевным особенностям. Здесь нужно поблагодарить артистов, создавших на сцене ярких, рельефных, почти реальных персонажей.
Нетривиальность в сюжете
Простое смещение ролей – и вот уже готов необычный сюжет мюзикла «Иван да Марья». У царя вместо дочери-невесты – сын, желающий жениться на сироте. Путешествие героя, актуальное для всякой сказки, здесь превращается в путешествие героини. Все подвиги во имя любви совершает сирота Марья, тогда как Иван-царевич оказывается персонажем почти второстепенным. На протяжении всего действия он терпеливо ожидает Марью, находясь в одурманенном сне.
Вообще, женские роли в спектакле гораздо активнее мужских. Баба Яга руководит злодейской авантюрой, а в характере её мужа, Соловья Разбойника, отчётливо читается ведомый подкаблучник. Будь главным героем Иван-Царевич, возможно, в сценарии появился бы Серый Волк или Учёный Кот, но авторы остаются верны себе. Главным положительным персонажем второго плана становится Киса Анфиса. Все роли – женские и мужские, главные и второстепенные – артисты исполнили с максимальной убедительностью.
Кто работал над постановкой?
В постановке на сцене играли артисты драмы и студенты училища культуры.
Царь в исполнении Сергея Коношко вполне мог претендовать на приз зрительских симпатий. Зрители реагировали на его реплики и песни с особой теплотой. Проникновенно сыграла Марью Анастасия Коношко. Запоминающиеся образы показали артисты драмы Кристина Казанцева в роли Кикиморы, Дарья Арапова, сыгравшая Бабу Ягу, Елена Быкова в роли Кисы Анфисы и Олег Казанцев в роли Соловья Разбойника.
Весёлую суматоху у зрителей вызвала Заколдованная Ступа – неуправляемый сюрреалистический персонаж. Его сыграл участник театральной студии детского центра «Гуранёнок» Парвиз Гейдаров. К этому яркому эпизоду режиссёр спектакля добавил Избушку на курьих ножках. В сценарии её не было, тем не менее, она прекрасно смотрелась на сцене, танцуя вместе со Ступой. Волшебные предметы, живущие таинственной жизнью, нелогичные, бестолковые и оттого ещё более симпатичные.
Лёгкие переносные декорации, выполненные художником Сергеем Жарковым, подкупают яркими цветами и наглядностью, что важно для детского спектакля. Всё здесь достаточно красочно и лаконично – ничего лишнего.
Вокальные партии исполнили солисты хора «Забайкальские узоры», что обеспечило знакомое публике типично «забузоровское» звучание. Способность быть не просто исполнителями, а привносить что-то своё, использовать собственную концепцию при освоении нового материала – отличительная черта театра. Переосмысливая по-своему авторский замысел, но сохраняя к нему бережное отношение, артисты рождают в нём дополнительный смысл.
Мюзикл для «Забайкальских узоров» оказался перспективным жанром, который артистам будет легко развивать в дальнейшем. Этому способствует: молодая и мобильная труппа, хорошая физическая форма и творческий уровень артистов, готовность к экспериментам, профессионализм, способность к нетривиальным сценическим решениям. Первые две премьеры можно обозначить как бесспорно удавшиеся. Это значит, что у музыкального театра как творческого направления в Чите открыта новая страница.