Оборот рынка рекламных конструкций в Чите ежегодно составляет миллионы рублей. Пожалуй, это один из тех видов бизнеса, которые можно назвать самыми бесконтрольными и серыми — даже сейчас его доходы посчитать практически невозможно. В 2018 году рекламный рынок попал в зону турбулентности: администрация города провела конкурс на размещение рекламных конструкций, который с лёгкой руки некоторых его участников окрестили конкурсом экстрасенсов.
Кто и как крышевал этот рынок раньше, остаётся лишь догадываться. Очевидно одно: в конце 2017 года власти решили то ли упорядочить этот многомиллионный офшор, то ли устроить там глобальный передел влияния. По данным ряда источников, произошло это с лёгкой руки людей из правительства Натальи Ждановой, чьи протеже после конкурса отхватили себе огромную долю рынка.
Впрочем, такие попытки — правда, не столь масштабные — бывали и раньше. В 2009 году во время реконструкции Красной Звезды власти города расширяли её проезжую часть и с обочин снесли едва ли не несколько десятков огромных рекламных тяжеловесов. Владевшие (или якобы владевшие) конструкциями предприниматели подняли шум. Впрочем, через несколько месяцев страсти улеглись, а вдоль проезжей части выросли новые конструкции. Кто и как контролировал их установку и её законность — пока остаётся тайной, но, учитывая любовь городских властей того времени к откатам и взяткам, вполне возможно, что конструкци были прибыльными не только для их владельцев.
Золотое время незаконных
По данным комитета градостроительной политики города, полномочия в сфере наружной рекламы он получил только в 2016 году. Здесь нужно отметить, что как раз тогда началась реформа городской администрации занимавшего тогда пост её руководителя Владимира Забелина, который местами кардинально перешил работу многих комитетов. Поэтому и рекламные конструкции, судя по всему, просто перекочевали из ведения одного в другой.
В 2016 году в городе с почти 350 тысячами населения насчитывалось примерно 2 тысячи рекламных конструкций и разных вывесок, то есть, примерно одна огромная реклама на 150 человек. Расчёты здесь очень приблизительные, потому что конструкции в то время никто не считал, а количество определялось на глазок. Сколько, помимо этих, посчитанных, было незаконных, не знает никто. Но каждая конструкция работала исправно и без сбоев, принося владельцу годовой доход в десятки, а то и сотни тысяч рублей аренды — цена зависела от места.
В 2017 году число наружной рекламы стало измеряться параметром «в пределах 1,7 тысячи штук», к 2018 году сократившись до 1,2-1,4 тысячи штук.
Владелец незаконной конструкции:
- не платит за эксплуатацию этой конструкции;
- не платит госпошлину в 5 тысяч рублей.
По информации комитета градостроительной политики Читы, сегодня в городе установлены около 900 отдельно стоящих реконструкций и около 1,6 тысячи рекламных конструкций и вывесок с информацией рекламного характера на объектах недвижимости. Из тех, что стоят отдельно, лишь 763 узаконены.
Конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на принадлежащих городу участках, зданиях и другой недвижимости Читы гордума узаконила ещё в 2008 году. Спустя 10 лет, в 2018 году, администрация Читы провела открытый конкурс на право заключения договоров аренды. Именно его некоторые участники назвали конкурсом экстрасенсов, потому что, с их слов, документацию власти разместили так, что увидеть её сразу неосведомлённому человеку было сложно.
Суд несогласных
Предприниматели Ольга Поваляева и Андрей Дехтярук, подавшие на администрацию города в суд, утверждали, что извещения о конкурсе публиковались только на сайте администрации, но не были выложены на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов www.torgi.gov.ru. Поэтому, утверждали Поваляева и Дехтярук, они не смогли своевременно оформить заявки на участие.
Помимо этого, опубликованная в документах о конкурсе схема размещения рекламных конструкций не совпадает с их фактическим расположением по опубликованным лотам, то есть, номера рекламных конструкций в лотах и в схеме не совпадают. Кроме того, не проведено межевание земельных участков, выделяемых под установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Также торги проводились на участках, которые власти города не освободили от рекламных конструкций, находящихся там без разрешений.
Третьими лицами в процессе стали компании, выигравшие значительный куш из выставленных на конкурс 30 лотов с «пакетами» рекламных конструкций: «Престиж», «Современные рекламные системы», «Сфера» и «Компьютер плюс». Руководителем последней является Александр Конопасевич, принадлежащая которому компания «Эллипс» в 2016 году печатала баннеры для кандидата в губернаторы Натальи Ждановой, баннеры «Единой России» и оформленные в той же стилистике баннеры кандидаты в депутаты Госдумы Василины Кулиевой. В мире рекламного бизнеса это считается золотым заказом и знаком особого благоволения как партии власти, так и её представительниц.
Дехтярук и Поваляева суд первой инстанции проиграли. В администрации города сообщили, что и в апелляции это решение оставили без изменения.
Жалобы на нарушение конкурсной процедуры в управление Федеральной антимонопольной службы края подавал индивидуальный предприниматель Олег Васильев и Забайкальская Торгово-промышленная палата. Комиссия УФАС признала жалобы необоснованными.
Сейчас Арбитражный суд Забайкальского края рассматривает иск индивидуального предпринимателя Андрея Поваляева, ответчиками по которому, кроме администрации Читы, проходят компании «Компьютер плюс», «Престиж», «Сфера» и «Современные рекламные системы». В заявлении он потребовал признать прошедший конкурс недействительным из-за существенных нарушений, допущенных при его проведении. По делу прошло два заседания, на последнем из которых представитель компании «Престиж» попросил приобщить к делу решение суда первой и апелляционной инстанций по искам Дехтярука и Поваляевой, из-за чего суд решил заседание перенести.
Ранние радости
В конце 2018 года в Чите начали сносить рекламных монстров вдоль дорог, и горожане обрадовались: город станет чище и будет выглядеть не таким кричаще уродливым. Не будет. Вместо снесённых незаконных ещё осенью начали устанавливать конструкции, предусмотренные по условиям конкурса.
Быть может, их — если власти города действительно захотят навести порядок и убрать незаконные билборды, короба и иже с ними — действительно станет меньше, что пойдёт Чите только на пользу. Но незаметно для многих горожан с историей про конкурс в Чите произошёл один из самых крупных и денежных переворотов последних лет — передел влияния в наружной рекламе. Как тесно с ним связаны городские и краевые власти, пока не очень понятно, но вряд ли такие дела проходят без участия чиновников. Законного или не очень — пока большой вопрос.