«Папа, я хочу быть танкистом», - кричит мальчишка, весело прыгая по командирской башенке знаменитого Т-34-85, который гордо украшает «Аллею славы» парка ОДОРА в Чите. Столько семей 9 Мая, да что там, ежедневно приводят своих детей в парк, но не все расскажут подрастающему поколению о значимости каждой боевой машины аллеи.
Мне рассказывали в детстве, правда. Мой папа служил, и, как у всех солдат, у него таятся тёплые воспоминания об этих машинах, не видящих ласки и заботы, на самом деле.
Я зашла в парк и женским взглядом оценила первую колонну гигантов-героев, находящихся справа у входа. И как только человек может изобрести такое? А они ведь ещё ездили, побеждали фашистов и вошли в историю, как уникальная разработка советских механиков. Кроме удивления у меня была жажда ответов на мои вопросы о достижениях и производстве чудо-техники. Разобраться в них мне помог директор ГАУ «Дом офицеров» Сергей Жеребцов.
Эксклюзивный ОТ-26
Историки утверждают, что сегодня не сохранилось ни одного экземпляра в мире, однако единственный ОТ-26 установлен именно у нас в Чите, что в самом Доме офицеров считают интересной особенностью танка. Вообще, заинтересовывает и его конструкция.
Огнемётный (химический - ХТ-26) танк 1933 года создан на базе двухбашенного варианта Т-26, левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней размещёно огнемётное оборудование — резервуар для огнесмеси на 360 литров, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок ёмкостью 0,7 литра, брандспойт и система зажигания. Огнемёт и пулемёт с боекомплектом на 1,5 тысячи патронов размещены в правой части. Помимо огнемёта танк был оборудован дымопуском.
Со всем боевым комплектом ОТ-26 весил 9 тонн, вмещал в себя двух солдат.
С 1933 до 1936 года было изготовлено 615 химических танков.
Быстроходные и лёгкие
БТ-5 и БТ-7 имеют одинаковое вооружение. Второй является потомком первого. БТ-7 отличался новым двигателем и сварным изменённым корпусом. Эти советские гусеничные сооружения выпускались в двух вариантах: с радиостанцией и без. По вооружению и боевому приспособлению они не уступали известному ОТ-26, но были более подвижными и запасливыми.
В мире насчитано 10 БТ-7, и 8 БТ-5, из них 5 экземпляров установлены в качестве памятников в Монголии — на горе Баин-Цаган, в городах Ундэр-Хан, Сумбер и других.
Лучший всех времён
Легендарный Т-34-85 в СССР дорабатывался во время войны. Боевые машины серийно выпускали в Сталинграде, Горьком, Омске, Челябинске, Свердловске и Нижнем Тагиле. К 1943 году танк был доведён до совершенства и имел абсолютное превосходство над боевыми машинами немцев. Он получил отличную бронезащиту, мощную пушку и современный двигатель. В совокупности это обеспечило превосходные показатели манёвренности, подвижности и проходимости. В 1945 году легендарный танк Т-34-85 принимал участие в переходе Большого Хингана.
По горькому опыту. БТР-40
В заключительном этапе войны СССР остро нуждалось в поддержке мотопехоты - армии понадобились бронетранспортёры. После окончания войны СССР поставил задачу разработать БТР-40.
Разработка первого отечественного колёсного бронетранспортера, получившего рабочий индекс «объект 141», началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 году на базе грузового автомобиля ГАЗ-6З, запущенного в серию в том же 1947.
Фидель Кастро на советском САУ
Исключительно наша СУ-100 была разработана на Уралмашзаводе в августе 1944 года. Самоходная артиллерийская установка СУ-100 участвовала в последний год Великой Отечественной войны, также была задействована в боевых сражениях Советско-японской войны. После установка модернизировалась и очень долго оставалась на вооружении Советского союза. СУ-100 поставлялась союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн, но в конце XX века были сняты с вооружения. Всего было выпущено около 5 тысяч серийных самоходных артиллерийских установок, благодаря своему долголетию они сохранились в странах. которые использовали СУ-100 на вооружении: страны бывшего СССР, Чехия, Словакия. Десятки САУ установлены в качестве памятников или в составе мемориальных комплексов, либо находятся в экспозициях различных музеев в Великобритании, Израиле, Франции, США и Кубе.
Из этой САУ во время боя на Плайя-Хирон в апреле 1961 года Фидель Кастро лично поразил американское судно «Хьюстон» - написано на постаменте в музее Революции в Гаване.
На экспонате СУ-100 в парке ОДОРА в Чите написано гордое: Победа будет за нами.
И в огонь, и в воду
Ещё одно послевоенное сооружение - плавающий танк, научное название ПТ-76. Его приняли на вооружение в 1951 году в Советском союзе. Он был экспортирован в другие страны, где по его примеру разрабатывались похожие машины. ПТ-76 стали участниками Вьетнамской войны, конфликта между Израилем с Сирией и Египтом широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем с одной стороны и Сирией с Египтом с другой в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, югославской войне 1991—1995 годов, эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне.
Танк «Иосиф Сталин»
В ОДОРА представлено семейство танков ИС.
ИС-2
Принял участие в заключительных сражениях Второй мировой войны. В середине 1945 года после выпуска 4 тысячи танков его производство было прекращено. Сохранилось не более 70 экземпляров, в основном как памятники.
ИС-3
В период с 1945 по 1946 год было выпущено 2 тысячи боевых машин, сохранилось не более 135.
ИС-4
Разработан 1944 году. В связи с непродолжительным временем выпуска танка известно только два сохранившихся экземпляров ИС-4, один из которых находится в Бронетанковом музее в Кубинке, Московская области, второй стоит в парке ОДОРА в Чите.
Настоящие мужские машины, наполненные героическим прошлым, удовлетворили моё женское любопытство, а чувство патриотизма и благодарности за Победу в кровопролитной войне ещё больше подталкивает изучить оставшиеся 20 экспонатов, гордо представляющие «Аллею славы».