Пользователи соцсетей в июле отметили годовщину обрушения Каштакского моста, который до июля прошлого года являлся частью разветвлённой системы въездов/выездов из Читы. Власти края отметили годовщину кривым проектом восстановления моста, который не прошёл экспертизу. Власти города дополнили картину молчаливой блокировкой Карповского тракта в начале июня, несчастную развязку будут ремонтировать вроде как до конца дачного сезона. Совокупность «предусмотрительности» привела к бесконечной пробке на выезде из города, которая как будто запроектирована городской администрацией и краевым правительством для горожан.
Ранее колонка была опубликована в воскресном разборе недели 14 июля.
Каштакская развязка и рухнувший Каштакский мост — в какой-то мере символы происходящих в городе, крае и стране политических событий. Развязку строят 6 лет, ровно с 2013 года, когда в регионе впервые за 17 лет сменился губернатор. Её вроде бы уже даже и построили, но в кипящем изменениями 2019 году выяснилось, что работы некачественные, столбы не запроектировали, местные жители дураки, в общем — надо ещё раз увеличить стоимость. Мост рухнул летом 2018 года, когда тонул и регион, и краевое правительство. Виноватых не искали и быстро обозначили комфортный крайний срок реанимации объекта — 1 июня 2020 года.
И вот в конце 2018 года в регионе меняется власть. Наконец-то новый руководитель краевого правительства берёт под контроль власть в Чите. Чиновники начинают работать едва ли не круглосуточно — окна на Чайковского, 8, горят до трёх ночи. В правительстве края меняется структура, исполнители, руководители, у министров забирают личные машины, регион входит в Дальневосточный федеральный округ, ему выделяют десятки миллиардов рублей на развитие, тысячи жителей города неожиданно берут в руки мешки с лопатами, начинают радостно собирать мусор и сажать деревья, рухнувший мост осматривает целый полпред президента Юрий Трутнев, а вместо одного министерства территориального развития в регионе появляется два, плюс один профильный вице-премьер. В общем, чувствуется, что это какой-то новый мир, практически смысловая бархатная революция. Но проект Каштакского моста почему-то не проходит госэкспертизу, а Каштакская развязка продолжает ремонтироваться уже при третьем губернаторе. Ещё ни один из глав региона не смог приехать на место так, чтобы объезды на время ремонта хоть как-то учитывали отсутствие моста и не ставили выезд из города на колени. И если у Каштакского моста есть хоть какие-то сроки (пусть в них никто и не верит), то про Каштакскую развязку стараются вообще ничего не загадывать.
Мне кажется, что что-то пошло не так ещё когда срок по мосту поставили на 1 июня 2020 года. Мы живём в довольно богатой стране, которая претендует на статус сверхдержавы. Россия хорошо известна глобальными стройками, страна не стесняется брать на себя ответственность и успешно проводить мировые форумы. Да, в стране криво работает бюрократическая машина, но когда чиновники упираются, в ручном режиме можно построить хоть космодром, хоть 20-километровый мост через море. И вот в Чите падает мост длиной метров в 20-30. Сначала всё это как-то не очевидно — губернатор Наталья Жданова не создаёт впечатления человека, который чётко понимает, что этот мост значит для среднестатического любителя простецкого отдыха на даче под Карповкой или на Арахлее. Но потом меняется губернатор, акцент переключается на людей, и кажется, что вот теперь-то в ручном режиме накануне выборов сделать что-то такое, чтобы хотя бы 1 июня 2020 года стало реальным сроком. Я не чиновник, но мне кажется, как минимум можно было врубить административное давление и заставить минтер согласовать с госэкспертизой все замечания до того, как эта экспертиза будет давать финальное заключение. Но в итоге две чиновничьи структуры не могут договориться, и врио губернатора Александр Осипов вынужден констатировать, что «это полное безобразие».
Да, это полное безобразие. Но основная проблема в том, что это безобразие, безответственность, бессистемность, просто чиновничья глупость, безволие, нежелание работать на результат и видеть за бумажками десятки тысяч обычных горожан распространяются не только на Каштакский мост и Каштакскую развязку. К сожалению, за 9 месяцев Александру Осипову мало что удалось поменять в отношении к работе у своих подчинённых.