Город Золото и зерно. Как экономика ДФО может вырасти за счёт Забайкалья

Золото и зерно. Как экономика ДФО может вырасти за счёт Забайкалья

Со входом Забайкалья в состав Дальнего Востока у региона появились новые инструменты развития.

Подъём Дальнего Востока – одна из ключевых задач России и главный национальный приоритет, о котором говорит даже президент. Всё потому, что макрорегион обладает крупнейшей ресурсной базой и заодно выступает важной частью транспортного региона между Европой и Азией. А уже внутри Дальнего Востока выделяются несколько потенциальных точек наибольшего роста, и одна из них – недавно созданная территория опережающего развития «Забайкалье».

Доказательство тому – реальные проекты, которые уже сейчас начинают реализовываться в нашем крае. Так, один из ключевых будущих участников ТОР, группа компаний «Мангазея», уже запланировала вложить почти 13 миллиардов рублей в золотодобычу и ещё 3 миллиарда – в сельское хозяйство. Благодаря проектам только этого одного инвестора на Дальнем Востоке может появиться около тысячи рабочих мест.

Источник:

Это воплощение лишь одной из задач национальной программы по развитию Дальнего Востока, которую представили на прошедшем Восточном экономическом форуме. Документ был составлен по поручению Владимира Путина и включает в себя план действий до 2025 года и на перспективу – до 2035-го. В результате выполнения плана экономика макрорегиона должна развиваться опережающими темпами – ожидается рост около 6% в год.

Забайкалье и Бурятия вошли в ДФО лишь в 2018 году, но уже в ближайшее время смогут почувствовать эффект. Теперь регионам доступны особые инструменты господдержки, и ТОР среди них – один из самых важных. По данным главы Минвостокразвития Александра Козлова, сейчас подтверждено участие в ТОР «Забайкалье» 15 проектов на общую сумму 196 миллиардов рублей, а благодаря их запуску бюджеты всех уровней получат 31 миллиард налогов.

Новое предприятие ГК «Мангазея» – уже в 2020-м

Компания «Дальцветмет», входящая в ГК «Мангазея» – одно из крупнейших добывающих предприятий Забайкалья – планирует в рамках ТОР создать горно-перерабатывающее предприятие на золоторудном месторождении Наседкино. Скоро на его месте появится комплекс по переработке руды мощностью более 1 миллиона тонн в год. Горно-капитальные работы стартуют уже в начале 2020 года, а грядущей весной начнётся пусконаладка объекта.

1 из 2
Источник:

Компания «Дальцветмет», входящая в ГК «Мангазея» – одно из крупнейших добывающих предприятий Забайкалья – планирует в рамках ТОР создать горно-перерабатывающее предприятие на золоторудном месторождении Наседкино. Скоро здесь появится комплекс по переработке руды мощностью более 1 миллиона тонн в год. Горно-капитальные работы стартуют уже в начале 2020 года, а грядущей весной начнётся пусконаладка объекта.

Добывать золото планируют открытым способом на восьми карьерах четырёх геологических участков Наседкино – «Гора Пятая», «Придолинный», «Желанный» и «Правобережный». Благодаря этому появятся 558 новых рабочих мест, более трети из которых уже созданы на текущем этапе строительства. Всего в Наседкино вложат 12,8 миллиарда рублей, из которых 762 миллиона компания запросила в качестве госсубсидии.

Это не первый проект ГК «Мангазея» в крае – она уже добывает золото на месторождениях Савкинское и Кочковское. С 2015 года группа вложила в геологоразведочные работы в регионе более 1 миллиарда рублей. В 2019 году «Мангазея» планирует добыть 1,5 тонны золота без учёта месторождения Итака и Ксеньевского прииска, где компания является акционером. В 2022 году ГК собирается запустить автоклав на Кочковском месторождении, чтобы создать в крае хаб по переработке упорных руд.

1 из 2
Источник:

«Сегодня мы намерены продолжать инвестировать в уже действующие и запускаемые месторождения и проекты. Здесь речь идёт не только о финансовых вложениях, но и о привлечении высокопрофессиональных специалистов. Мы продолжаем возводить комфортабельные вахтовые посёлки вблизи месторождений и обеспечиваем работников достойной заработной платой и привлекательным социальным пакетом», — говорит владелец группы компаний «Мангазея» Сергей Янчуков.

Не только золото, но и сельское хозяйство

Другая привлекательная ниша для инвесторов на Дальнем Востоке – сельское хозяйство. Россия укрепляется на международном сельскохозяйственном рынке, поэтому перед отраслью поставили задачу удвоить экспорт за ближайшие 5-6 лет – до 45 миллиардов рублей. Помочь этому должны и особые условия инвестирования, которые действуют согласно национальной программе по развитию Дальнего Востока.

«Мангазея» сейчас изучает возможности участия в агропромышленном комплексе (АПК) Забайкалья. Для этого компания в 2018 году запустила проект «Мангазея Агро» и сформировала земельный банк в 30 тысяч гектаров, который планируется удвоить к 2020 году. Наибольшие площади – около 40% – приходятся на посевы рапса. Сегодня он очень популярен среди производителей – в Минсельхозе отмечают, что за 2008-2018 годы общая площадь его посевов в России выросла с 679,8 тысячи гектаров до 1,57 миллиона.

Почему рапс? Культуру используют для изготовления технических масел, косметики, моющих средств, кормов для животных и биодизельного топлива. И речь идёт не только о российских потребителях – по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, наибольший рост показывает направление экспорта в Азию. Так, за прошлый год поставки рапса из России выросли на 67%, до 574 тысяч тонн, – и 34% от этого числа отправились в Китай. А для Дальнего Востока – это одно из самых перспективных направлений.

Позднее «Мангазея Агро» планирует включить в севооборот пшеницу и ячмень – каждая из этих культур будет занимать по 27% пашни. Общий ожидаемый сбор к 2024 году – 100 тысяч тонн, а полная стоимость проекта должна составить 2,8 миллиарда рублей. Этот проект позволит создать в крае более 200 новых рабочих мест для жителей отдаленных районов.

Кроме того, в планах – маслоэкстракционный завод. Экспорт растительных масел также сейчас набирает обороты: за прошедший сезон он в целом вырос на 9,4%, а экспорт рапсового масла – на 19,9%. И, по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка, продолжит расти. После выхода на проектную мощность «Мангазея Агро» будет поставлять 45 тысяч тонн масличных и 90 тысяч тонн зерновых культур, что сделает компанию одним из лидеров в своей отрасли.

Почему здесь?

Дальний Восток обладает хорошими климатическими условиями – так считает аналитический центр «Совэкон». Например, годовое количество осадков на 40-50% выше, чем в европейской части страны. К тому же, здесь находятся крупнейшие потребители продукции – Корея, Япония, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии.

А вот что осложняет работу, так это практически отсутствующий рынок сельхозземель. Частично решить проблему поможет электронная карта, где инвесторы могут выбирать площадки под запуск проектов – её также презентовали во время Восточного экономического форума.

По оценкам руководителя департамента управления проектами «Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Александра Павлова, сегодня в ДФО около 2 миллионов гектаров сельхозземель вовсе не значатся в кадастре либо не используются по назначению. И эту проблему тоже решают: по сообщениям Фонда развития Дальнего Востока, в ближайшее время в Забайкальском крае начнётся инвентаризация земель.

«На Дальнем Востоке государственные ресурсы должны использоваться по назначению и максимально эффективно. Земля должна приносить пользу регионам, пользу людям. А значит, не должна зарастать бурьяном, простаивать из-за нерадивости арендаторов», — подчеркнул вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Сейчас для таких свободных земель готовят схемы расположения участков на кадастровом плане территории и формируют межевые планы. После этого земли начнут ставить на кадастровый учёт и будут регистрировать право собственности. Земли будут включаться в том числе в состав ТОР, а, значит, инвесторы смогут получить их без конкурсных процедур – и это ещё одна возможность для развития сельского хозяйства Забайкалья.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления